Исследование однофазного однополупериодного неуправляемого выпрямителя
Автор: Шишкина Светлана Владимировна Должность: преподаватель специальных дисциплин Учебное заведение: Ангарский техникум строительных технологий Населённый пункт: г. Ангарск, Иркутская обл. Наименование материала: Лабораторная работа Тема: Исследование однофазного однополупериодного неуправляемого выпрямителя Раздел: среднее профессиональное
Лабораторная работа «Исследование однофазного однополупериодного неуправляемого выпрямителя»
Преподаватель Шишкина С.В.
Специальность: «Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий»
Курс: 3
УД: Основы электроники
№
п/п
Название этапа
Содержание деятельности
t,
мин
преподавателя
обучающегося
1
Организационный
момент
- взаимные приветствия преподавателя и обучающегося - проверка готовности обучающегося к занятию -
организация внимания
0,5
2
Начальная
мотивация
учебной
деятельности
- организация внимания
- сообщение ПК: определять параметры полупроводников электронных каскадов по заданным
условиям и ОК: Организовывать собственную деятельность, выбирать способы выполнения
профессиональных задач, работать в коллективе и брать на себя ответственность при выполнении
лабораторной работы
- сообщение плана работы с изученным ранее и новым материалом:
- вспомнить, для чего предназначен выпрямитель, в состав какого устройства он входит, рассмотреть его
основные компоненты, собрать и проанализировать схему выпрямителя.
3
3
Блок
интеллектуальной
разминки
Обзор ранее пройденного теоретического материала
через опрос:
- Что такое выпрямитель?
- В каких устройствах применяется и для чего?
- Структурная схема ИВЭП.
-отвечают на вопросы, приводят примеры применения
ИВЭП, называют блоки структурной схемы ИВЭП
2
4
Сообщение темы
и цели занятия,
плана
Сообщение темы, целей лабораторной работы,
плана занятия.
3
5
Актуализация
знаний
Классификация выпрямителей. Виды
сглаживающих фильтров и принцип их работы.
Называют классификацию выпрямителей, виды
сглаживающих фильтров и способы их подключения
5
6
Блок мотивации
Анализ схемы выпрямителя и предложение выбрать
соответствующие схеме минимодули из набора
минимодулей.
Техника безопасности при работе со стендами.
Показ основных способов соединения минимодулей
через наборное поле стенда.
Вопросы:
Что такое ДТ? Назначение.
Что такое ДН? Назначение.
Выбор соответствующих схеме минимодулей.
Озвучивают основные правила работы с
лабораторными стендами.
Отвечают на вопросы. Объясняют, что:
ДТ - имитирует работу амперметра
ДН – имитируют работу вольтметра
И выводят соответствующие осциллограммы на экран
4
7
Практический
блок
Контроль сборки схемы выпрямителя.
Контроль вывода осциллограмм на экран
компьютера через программу DeltaProfi.
Контроль вида временных диаграмм в зависимости
от положения ключей.
Сборка схемы выпрямителя на стенде, показ схемы
преподавателю, устранение ошибок при сборке.
тумблер 1–замкнут, тумблер 2–разомкнут–активная
нагрузка
тумблеры 1 и 2–разомкнуты-активно-индуктивная
нагрузка
тумблеры 1 и 2–замкнуты-активно-емкостная нагрузка
тумблер 1–разомкнут, тумблер 2–замкнут-индуктивно-
емкостная нагрузка.
8
8
Компьютерная
интеллектуальная
поддержка
мышления
Контроль вывода на экраны стендов 1-4 временных
диаграмм при различных видах нагрузки.
Проведение анализа работы схемы
Анализ вида временных диаграмм:
1 стенд – работа выпрямителя при активной нагрузке
2 стенд – работа выпрямителя при активно-
индуктивной нагрузке
3 стенд – работа выпрямителя при активно-емкостной
нагрузке
4 стенд – работа выпрямителя при индуктивно –
емкостной нагрузке
12
9
Блок резюме
Организация и коррекция оценочных
высказываний обучающихся.
Слушает, делает выводы.
Оценивают внешний вид осциллограмм, объясняют
почему форма выходного напряжения имеет именно
такой вид.
Делают вывод о целесообразности применения
каждого сглаживающего фильтра.
5
10
Сообщение
задания на 2 урок.
Объяснение и разъяснение СРС.
Записывают темы докладов.
Оценивают объем отчета по лабораторной работе.
3
Темы докладов на следующее занятие:
1.
Применение трехфазных выпрямителей в промышленности
2.
Особенности работы управляемых выпрямителей.
3.
Области применения управляемых выпрямителей.
4.
Виды стабилизаторов напряжения.
5.
Применение стабилизаторов напряжения.
Цели работы :
1.
Дать определение применения выпрямителей в электронных устройствах.
2.
Подобрать соответствующие минимодули для сборки схемы однофазного
однополупериодного неуправляемого выпрямителя.
3.
Собрать схему однофазного однополупериодного неуправляемого выпрямителя и
сравнить временные диаграммы (осциллограммы) при различных видах
нагрузки однофазного однополупериодного неуправляемого выпрямителя.
4.
Анализировать временные диаграммы (осциллограммы) при различных видах
нагрузки однофазного однополупериодного неуправляемого выпрямителя.
Перечень минимодулей:
Наименование
минимодулей
Параметры
Количество
Выпрямительный диод
1 А
1
Резистор
120 Ом
1
Конденсатор
220 мкФ
1
Дроссель
200 мГн
1
Тумблер
2
1.
Исследование однофазного однополупериодного неуправляемого
выпрямителя:
1.1 Собрать схему однофазного однополупериодного неуправляемого выпрямителя:
1.2
Временные диаграммы контролировать при помощи модуля ввода-вывода
лабораторного стенда на экране монитора, при помощи программы Delta Profi.
Для этого необходимо загрузить программу автоматического управления Delta
Profi. В левом верхнем углу окна программы выбрать:
РАБОТЫ Электроника мини Работа №11 Исследование однофазного
однополупериодного неуправляемого выпрямителя.
Запустить работу программы, нажатием кнопки пуск или горячей клавишей F5.
1.3
Включить стенд с помощью тумблера QF (модуль питания), а так же модуль
ввода-вывода. В качестве питания использовать трехфазный источник.
1.4
Исследовать
работу
схемы
при
различных
видах
нагрузки,
сняв
осциллограммы
напряжения
на
диоде Uа,
напряжения
на
нагрузке Ud
и
анодного тока iа:
a.
Активная нагрузка (тумблер SA1 замкнут, SA2 разомкнут).
b.
Активно-индуктивная нагрузка (тумблер SA1 разомкнут, SA2 разомкнут).
c.
Активно-емкостная нагрузка (тумблер SA1 разомкнут, SA2 замкнут).
d.
Индуктивно-емкостная нагрузка (тумблер SA1 замкнут, SA2 замкнут).
1.5
Сравнить результаты опытов.
2.
Содержание отчета:
a.
Наименование и цель работы.
b.
Электрическая принципиальная схема для проведения эксперимента.
c.
Временные диаграммы (осцилограммы) при соответствующей нагрузке.
d.
Выводы о результатах выполнения лабораторной работы.
e.
Ответы на контрольные вопросы.
3.
Контрольные вопросы:
1.
Назначение выпрямителей.
2.
Принцип работы неуправляемого выпрямителя?
3.
Принцип
работы однофазного
однополупериодного
неуправляемого
выпрямителя на активную нагрузку?
4.
Какое влияние оказывает конденсатор фильтра на форму напряжения на
нагрузке, диоде и на форму анодного тока?
5.
Какое
влияние
оказывает
дроссель
фильтра
на
форму
напряжения
на
нагрузке, диоде и на форму анодного тока?