"Проблемно-игровая технология как средство математического развития дошкольников "
Автор: Козлова Ольга Петровна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБОУ ООШ п. Верхняя Подстёпновка с/п Детский сад " Солнышко" Населённый пункт: Самара Наименование материала: методическая разработка Тема: "Проблемно-игровая технология как средство математического развития дошкольников " Раздел: дошкольное образование
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
основная общеобразовательная школа пос. Верхняя Подстепновка
муниципального района Волжский, Самарской области
структурное подразделение «Детский сад «Солнышка»
*
443532. п. ВерхняяПодстепновка, ул. Дорожная 17а
'
тел. (факс) 3-77-55-09 (дир-р), e-mailvpodschool@list.
ru; 3-77-55-06, e-mail
bu
_
vpodschool@list.
ru;
«Проблемно-игровая технология как
средство математического развития
дошкольников »
Подготовила
воспитатель
Козлова О.П.
«Проблемно-игровая технология как средство математического развития
дошкольников »
Одним их ведущих направлений развития ребёнка дошкольного возраста на
современном этапе является формирование элементарных математических
представлений. Существует большое количество исследований,
подтверждающих, что формировать и развивать логическое мышление
дошкольника целесообразнее всего в русле математического развития. Для
достижения наилучших результатов в этом направлении рекомендуется
использовать те технологии развития математических представлений у детей,
которые реализуют воспитательную и развивающую составляющие обучения.
Это технологии поисково-исследовательской деятельности математического
содержания, развивающих логико-математических игр, это современные
проблемно-игровые технологии математического развития дошкольников и
т.п.
Современные технологии логико-математического развития и обучения детей
дошкольного возраста.
Разработка и выбор технологий логико-математического развития детей
зависит прежде всего от того, что подлежит освоению, и от определения
направления развития мыслительной деятельности ребенка. Это освоение
таких свойств, как форма, размер, площадь, масса, емкость; установление
отношений и зависимостей отдельных предметов и групп по разным
свойствам; ориентировка в схемах и моделях.
Современные педагогические требования к мыслительной деятельности
ребенка состоят в развитии у него умений выбирать и осуществлять
деятельность, используя активные поисковые (исследовательские) действия,
соотносить действия с результатом, стремиться к конечной цели на основе
прогнозирования (если так, то, объективно оценивать результат, сравнивая
его с собственной установкой (целью). Для успешного осуществления
деятельности необходимо анализировать, сравнивать, обобщать,
классифицировать.
Технология логико-математического развития, при реализации которой
ребенок стремится к активной деятельности, а взрослый ожидает от него
положительного, своеобразного творческого результата, - проблемно-игравая.
В процессе применения этой технологии ребенок не ограничен в поисках
практических действий, экспериментировании, общении по поводу хода
развития ситуации, разрешения противоречий и ошибок, проявление радости
и огорчений, других интелектуальных эмоций. При использовании
проблемно-игровой технологии обычно исключаются показ и подробное
объяснение, гиперопека ребенка. Ребенок вынужден самостоятельно
находить способ достижения цели и в случае отсутствия данного умения –
освоить его здесь же, в этой ситуации.
Главным компонентом проблемно-игровой технологии является активный,
осознанный поиск ребенком способа достижения результата на основе
принятия им цели деятельности и самостоятельного размышления по поводу
предстоящих практических действий, ведущих к результату.
Схематически проблемно-игровую технологию, направленную на развитие
познавательно-творческих способностей детей в логико-математической
деятельности можно представить следующим образом:
1. Логические и математические игры.
2. Логико-математические сюжетные игры (занятия) .
3. Проблемные ситуации, вопросы.
4. Эксперементирование и исследовательская деятельность.
5. Творческие задачи, вопросы и ситуации.
Современные логические и математические игры разнообразны.
• Настольно-печатные игры: «Цвет и форма», «Логический домик», «Игровой
квадрат» и др.
• Игры на объемное моделирование: «Кубики для всех», «Шар»,
«Геометрический конструктор», «Загадка» и др.
• Игры на плоскостное моделирование: головоломки – «Тан-грам»,
«Крестики», «Игрушки складушки» и др.
• Игры из серии «Кубики и цвет»: «Сложи узор», «Уникуб», »Цветноепано» и
др.
• Игры на составление целого из частей: «Дроби», «Чудо-цветик» и др.
Игры-забавы: перевертыши, лабиринты (объемные, на замену мест и
др.· настольно-печатные: «Цвет и форма», «Сосчитай», «Игровой квадрат»,
«Прозрачный квадрат», «Логический поезд» и др.
· игры на объёмное моделирование: «Кубики для всех», «Тетрис», «Шар»,
«Змейка», «Ёж», «Геометрический конструктор» и др.
· игры на плоскостное моделирование: «Танграм», «Сфинкс», «Т-игра» и др.
· игры из серии «Форма и цвет»: «Сложи узор», «Уникуб», «Цветное панно»,
«Разноцветные квадраты», «Треугольное домино», «Чтобы цвет не
повторялся» и др.
· игры на составление целого из частей: «Дроби», «Сложи квадрат»,
«Греческий крест», «Сложи кольцо», «Шахматная доска» и др.
· игры-забавы: лабиринты, перестановки («Ханойская башня», «Чайный
сервиз», «Козлы и бараны», «Упрямый осёл»);
· головоломки (пазлы, мозаики, «Радуга», «Фея цветов», «Бабочки», «Рыбки»,
«Хитрый клоун», «Петрушка», математические головоломки – магические
квадраты; головоломки с палочками) и др.
Одним из средств технологии, направленных на накопление логико-
математического опыта, является сюжетная логико-математическая игра,
рассматриваемая в качестве аналога современного занятия. Для нее
характерны игровая направленность деятельности, насыщение проблемными
ситуациями, творческими задачами, наличие ситуаций поиска с элементами
эксперементирования, практического исследования, схематизацией.
Обязательным требованием к данным играм является их развивающее
воздействие. Логико-математические игры являются эффективным
дидактическим средством. Они способствуют развитию внимания, памяти,
воображения, мышления ребенка, создают положительную эмоциональную
атмосферу.
Проблемные ситуации.
Это средство овладения поисковыми действиями, умением формулировать
собственные мысли о способах поиска и предполагаемом результате,
средство развития творческих способностей.
В проблемные ситуации для детей включаются занимательные вопросы,
занимательные задачи, задачи-шутки (и другие виды нестандартного
математического материала, поиск ответов к которым протекает активно, с
опорой на наглядность. Например, на столе лежат две красные палочки,
между ними чёрная. Педагог задаёт вопрос: «Что нужно сделать для того,
чтобы чёрная палочка стала крайней, не трогая её? »
Не длительное экспериментирование, включенное в проблемную ситуацию,
становится одним из средств разрешения проблемы, обогащения её;
усиливает практическую направленность. К примеру, детям из 5 палочек
(розовой, красной, сиреневой, бордовой и оранжевой) нужно составить
лесенку. Сначала они высказывают свои предположения о вариантах
построения лесенки (односторонняя со ступенями справа, односторонняя со
ступени слева, двусторонняя со ступенями слева и справа и др.)
Проблемная ситуация разрешается поэтапно:
1) осознание и принятие проблемы;
2) высказывание детьми предположений;
3) практическая проверка предположений;
4) обоснование рационального способа решения проблемной задачи.
Структурными компонентами проблемной ситуации являются:
-
проблемные вопросы (Сколькими способами можно разрезать квадрат
на 4 части?),
-
занимательные вопросы (У стола четыре угла. Сколько будет у стола
углов, если один отпилить? Сколько месяцев в году содержат 30 дней?),
-
занимательные задачи (Сколько концов у трех палок? А у трех с
половиной? Коля поспорил, что определит, какой будет счет в игре
футбольных команд «Спартак» и «Динамо» перед началом матча, и
выиграл спор. Какой был счет?).
Для сюжетной логико-математической игры, специально сконструированной
для детей, характерны игровая направленность деятельности; насыщение
проблемными ситуациями, творческими задачами; наличий ситуаций поиска
с элементами экспериментирования, практического исследования,
схематизацией. Обязательным требованием к данным играм является их
развивающее воздействие (обеспечение мер, во время постройки «дома»
(игра «Логический домик») ребёнок, делая очередной ход, ориентируется на
связи между предметами, нарисованными на «кирпичиках» (главном
строительном материале). Это могут быть связи сходства или отличия по
окраске, форме, назначению, принадлежности. Соблюдения этажности
строительства и требований к размеру дома предусматривает установление
количественных отношений (математических связей) .
Методическое обеспечение:
З. Н. Михайлова, Е. А. Носова
Логико-математическое развитие дошкольников: игры с логическими
блоками Дьеныша и цветными палочками Кюизенера. – СПб. : ООО
«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.
Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая
Логика и математика для дошкольников: методическое пособие. – СПб.
:Акцидент, 1996; СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.