Напоминание

Современные подходы к решению проблемы формирования адекватной самооценки младших школьников в образовательном процессе посредством сказкотерапии


Автор: Алексеева Светлана Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ СОШ №1
Населённый пункт: Межгорье
Наименование материала: статья
Тема: Современные подходы к решению проблемы формирования адекватной самооценки младших школьников в образовательном процессе посредством сказкотерапии
Раздел: начальное образование





Назад





Современные подходы к решению проблемы формирования

адекватной самооценки младших школьников в образовательном

процессе посредством сказкотерапии
Об истинных своих достоинствах, как, впрочем, и о недостатках , человек часто не подозревает. Самооценка младших школьников развивается стихийно, не всегда бывает адекватной, вызывает чувство разочарования в себе, снижает мотивацию учения, затрудняет самореализацию личности в младшем школьном возрасте. Самооценка младших школьников ещё не самостоятельна, над ней довлеют оценки окружающих. То, как оценивает себя младший школьник, представляет собой копию оценок, сделанных учителем. Отстающие школьники нелегко мирятся с низкими оценками их деятельности и качеств личности – возникают конфликтные ситуации, усиливающие эмоциональное напряжение, волнение и растерянность младшего школьника. У слабых школьников постепенно начинает развиваться неуверенность в себе, тревожность, робость, они плохо чувствуют себя среди одноклассников, настороженно относятся к взрослым. Кроме педагога, большое значение в формировании самооценки младшего школьника имеет стиль семейного воспитания, ведь то, что человек приобретает в семье, он сохраняет в течение всей своей жизни. Если воспитание грешит однообразием, не способствуя различению типов поведения, у ребёнка начинает формироваться неадекватная самооценка. Проблема возникновения и развития самооценки является одной из центральных проблем становления личности ребенка. Самооценка- это необходимый компонент развития самосознания, т.е. осознания человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим, к другим людям и самому себе. Самооценка подразумевает под собой
известное отношение к себе: к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духовным силам. Проанализировав все выше сказанное, было обнаружено определение понятия «адекватная самооценка». Адекватная самооценка - реалистичная оценка младшего школьника самого себя, своих способностей, нравственных качеств и поступков. Адекватная самооценка позволяет младшему школьнику отнестись к себе критически, правильно соотнести свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих. Так, младшие школьники, имеющие адекватную самооценку, активны, бодры, находчивы, общительны, обладают чувством юмора. Они обычно с интересом и самостоятельно ищут ошибки в своих работах, выбирают задачи, соответствующие своим возможностям. А какие же современные подходы предлагают использовать учителя? Групповые формы работы для вступления в дискуссии; игровые методы и ситуации; практические занятия, ролевые игры, конкурсы, праздники, беседы, викторины, экскурсии; театрально-игровые виды деятельности; проводить уроки для включения школьников в анализ понимания коммуникативной задачи. Исходя из всего этого, сказкотерапия включает в себя множество этих приемов и форм работы, которые позволяют развивать творческое мышление, воображение, внимание и память, восприимчивость и координацию движений, позитивную коммуникацию и адекватную самооценку. Сказку можно: анализировать, сочинять, переписывать, рассказывать, рисовать, драматизировать. Процесс «включения» руки младшего школьника — практическое упражнение, использование письменного задания (нарисовать что-либо или написать — например, свои мысли или желание). Вхождение младших школьников в сказочное пространство — рассказать или прочитать младшим школьникам сказочную историю. Написание сказки.
Проанализировав опыт учителей начальных классов по формированию адекватной самооценки младших школьников в образовательном процессе посредством сказкотерапии, я выявила новый подход по решению данной проблемы. Эффективная организация работы по формированию адекватной самооценки младших школьников в образовательном процессе посредством сказкотерапии, достигается посредством реализации комплекса необходимых и достаточных педагогических условий, а именно: младшие школьники будут получать знания о критериях оценки своих положительных личностных качеств; в образовательном процессе проводятся занятия стимулирующие младшего школьника понимать и оценивать свои мысли и желания; младшие школьники включаются в рефлексивную деятельность положительных собственных достижений, в отслеживание своих чувств и эмоций. Критериями эффективности формирования адекватной самооценки младших школьников в образовательном процессе посредством сказкотерапии, являются личностные качества младших школьников, отражающие уровень их самооценки.
Вывод:
изменились отношения между учащимися, дети стали внимательнее слушать собеседников, стали продуктивные отношения между учащимися. На наш взгляд, данная проблема требует дальнейшей теоретической и практической разработки с целью полного глубинного понимания сути проблемы и успешного поиска её решения. Подготовила : Алексеева С.С.


В раздел образования