Современные подходы к решению проблемы формирования адекватной самооценки младших школьников в образовательном процессе посредством сказкотерапии
Автор: Алексеева Светлана Сергеевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МАОУ СОШ №1 Населённый пункт: Межгорье Наименование материала: статья Тема: Современные подходы к решению проблемы формирования адекватной самооценки младших школьников в образовательном процессе посредством сказкотерапии Раздел: начальное образование
Современные подходы к решению проблемы формирования
адекватной самооценки младших школьников в образовательном
процессе посредством сказкотерапии
Об истинных своих достоинствах,
как, впрочем, и о недостатках ,
человек часто не подозревает.
Самооценка
младших
школьников
развивается
стихийно,
не
всегда
бывает
адекватной,
вызывает
чувство
разочарования
в
себе,
снижает
мотивацию
учения,
затрудняет
самореализацию
личности
в
младшем
школьном возрасте.
Самооценка младших школьников ещё не самостоятельна, над ней
довлеют оценки окружающих. То, как оценивает себя младший школьник,
представляет
собой
копию
оценок,
сделанных
учителем.
Отстающие
школьники нелегко мирятся с низкими оценками их деятельности и качеств
личности – возникают конфликтные ситуации, усиливающие эмоциональное
напряжение,
волнение
и
растерянность
младшего
школьника.
У
слабых
школьников
постепенно
начинает
развиваться
неуверенность
в
себе,
тревожность,
робость,
они
плохо
чувствуют
себя
среди
одноклассников,
настороженно относятся к взрослым.
Кроме
педагога,
большое
значение
в
формировании
самооценки
младшего школьника имеет стиль семейного воспитания, ведь то, что человек
приобретает
в
семье,
он
сохраняет
в
течение
всей
своей
жизни.
Если
воспитание
грешит
однообразием,
не
способствуя
различению
типов
поведения, у ребёнка начинает формироваться неадекватная самооценка.
Проблема возникновения и развития самооценки является одной из
центральных
проблем
становления
личности
ребенка. Самооценка-
это
необходимый компонент развития самосознания, т.е. осознания человеком
самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков,
мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим, к
другим
людям
и
самому
себе.
Самооценка
подразумевает
под
собой
известное отношение к себе: к своим качествам и состояниям, возможностям,
физическим и духовным силам.
Проанализировав все выше сказанное, было обнаружено определение
понятия «адекватная самооценка».
Адекватная
самооценка
- реалистичная оценка младшего школьника
самого
себя,
своих
способностей,
нравственных
качеств
и
поступков.
Адекватная самооценка позволяет младшему школьнику отнестись к себе
критически, правильно соотнести свои силы с задачами разной трудности и с
требованиями окружающих. Так, младшие школьники, имеющие адекватную
самооценку, активны, бодры, находчивы, общительны, обладают чувством
юмора. Они обычно с интересом и самостоятельно ищут ошибки в своих
работах, выбирают задачи, соответствующие своим возможностям.
А какие же современные подходы предлагают использовать учителя?
Групповые формы работы для вступления в дискуссии; игровые методы и
ситуации; практические
занятия,
ролевые
игры,
конкурсы,
праздники,
беседы,
викторины,
экскурсии;
театрально-игровые
виды
деятельности;
проводить
уроки
для
включения
школьников
в
анализ
понимания
коммуникативной задачи.
Исходя из всего этого, сказкотерапия включает в себя множество этих
приемов и форм работы, которые позволяют развивать творческое мышление,
воображение,
внимание
и
память,
восприимчивость
и
координацию
движений,
позитивную
коммуникацию
и
адекватную
самооценку.
Сказку
можно:
анализировать,
сочинять,
переписывать,
рассказывать,
рисовать,
драматизировать.
Процесс
«включения»
руки
младшего
школьника
—
практическое
упражнение, использование письменного задания (нарисовать что-либо или
написать — например, свои мысли или желание).
Вхождение младших
школьников в сказочное пространство — рассказать или прочитать младшим
школьникам сказочную историю. Написание сказки.
Проанализировав опыт учителей начальных классов по формированию
адекватной самооценки младших школьников в образовательном процессе
посредством сказкотерапии, я выявила новый подход по решению данной
проблемы.
Эффективная
организация
работы
по
формированию
адекватной
самооценки младших школьников в образовательном процессе посредством
сказкотерапии, достигается посредством реализации комплекса необходимых
и достаточных педагогических условий, а именно:
младшие школьники будут
получать
знания
о
критериях
оценки
своих
положительных
личностных
качеств;
в образовательном процессе проводятся занятия стимулирующие
младшего школьника понимать и оценивать свои мысли и желания;
младшие
школьники
включаются
в
рефлексивную
деятельность
положительных
собственных
достижений,
в
отслеживание
своих
чувств
и
эмоций.
Критериями эффективности формирования адекватной самооценки младших
школьников
в
образовательном
процессе
посредством
сказкотерапии,
являются личностные качества младших школьников, отражающие уровень
их самооценки.
Вывод:
изменились
отношения
между
учащимися,
дети
стали
внимательнее слушать собеседников, стали продуктивные отношения между
учащимися.
На
наш
взгляд,
данная
проблема
требует
дальнейшей
теоретической
и
практической
разработки
с
целью
полного
глубинного
понимания сути проблемы и успешного поиска её решения.
Подготовила : Алексеева С.С.