"Развивающая предметно-пространственная среда как условие развития коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста в различных видах детской деятельности"
Автор: Жданова Галина Алексеевна Должность: старший воспитатель Учебное заведение: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №2 г. Белгорода Населённый пункт: город Белгород Наименование материала: статья Тема: "Развивающая предметно-пространственная среда как условие развития коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста в различных видах детской деятельности" Раздел: дошкольное образование
«Развивающая предметно-пространственная среда ДОО как условие
развития коммуникативной компетентности детей дошкольного
возраста в различных видах детской деятельности»
Жданова Г.А.
ст. воспитатель МАДОУ д/с №2
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования представляет собой совокупность обязательных требований к
дошкольному образованию, одно из которых - требование к развивающей
предметно-пространственной среде.
Развивающая предметно-пространственная среда группы должна быть
содержательно
насыщенной,
трансформируемой,
полифункциональной,
вариативной, доступной и безопасной.
1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям
детей и содержанию Программы.
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов,
оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
●
игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность
всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными детям
материалами (в том числе с песком и водой);
●
двигательную
активность,
в
том
числе
развитие
крупной
и
мелкой
моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
●
эмоциональное
благополучие
детей
во
взаимодействии
с
предметно-
пространственным окружением;
●
возможность самовыражения детей.
2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений
предметно-пространственной
среды
в
зависимости
от
образовательной
ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
3) Полифункциональность материалов предполагает:
●
возможность
разнообразного
использования
различных
составляющих
предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и
т. д.;
●
наличие
в
группе
полифункциональных
(не
обладающих
жёстко
закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных
материалов,
пригодных
для
использования
в
разных
видах
детской
активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре.
4) Вариативность среды предполагает:
●
наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования,
уединения
и
пр.),
а
также
разнообразных
материалов,
игр,
игрушек
и
оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
●
периодическую
сменяемость
игрового
материала,
появление
новых
предметов,
стимулирующих
игровую,
двигательную,
познавательную
и
исследовательскую активность детей.
5) Доступность среды предполагает:
1
●
доступность
для
воспитанников,
в
том
числе
детей
с
ОВЗ
и
детей-
инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательный процесс;
●
свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-
инвалидов, посещающих группу, к играм, игрушкам, материалам, пособиям,
обеспечивающим все основные виды детской активности.
6)
Безопасность
предметно-пространственной
среды
предполагает
соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и
безопасности их использования.
В нашем дошкольном учреждении организацию развивающей среды в
строим
так,
чтобы
дать
возможность
наиболее
эффективно
развивать
индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов,
уровня активности. Необходимо учитывать, что среда должна выполнять
развивающую,
воспитывающую,
образовательную,
коммуникативную
стимулирующую, организованную функции. Но самое главное - она должна
работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
Чтобы
обеспечить
психологическую
защищенность,
развитие
индивидуальности ребенка, учитывается основное условие построения среды
- личностно-ориентированая модель. Позиция взрослых при этом исходит из
интересов ребенка и перспектив его развития.
Развитие коммуникативной компетентности направлено на усвоение
норм
и
ценностей,
принятых
в
обществе;
развитие
общения
и
взаимодействия
ребенка
со
взрослыми
и
сверстниками,
становление
самостоятельности,
целенаправленности
и
саморегуляции
собственных
действий.
Мы используем разные подходы к моделированию развивающей среды
- ведь наше дошкольное учреждение нетиповое (групповая комната является
одновременно
и
игровой,
и
спальней),
поэтому
предусмотрены
разные
варианты
её
организации
с
полифункциональным
использованием
всех
возможностей
помещения.
В
соответствии
с
реализуемой
программой
группы,
раздевалки,
другие
помещения
условно
разделены
на
центры.
Количество и содержание центров в каждой возрастной группе
увеличивается
и
усложняется
в
связи
с
возрастом,
уровнем
развития,
интересами и способностями детей.
Для отдыха и уединения организованы центры с мягкой уютной мебелью,
в
которых каждый ребенок может посидеть, рассмотреть любимую
игрушку, книгу, отдохнуть.
Центр «Сюжетно-ролевых игр» оснащен атрибутами и материалами к
сюжетно-ролевым
играм
в
соответствии
с
возрастом
детей:
«Семья»,
«Супермаркет»,
«Салон
красоты»,
«Поликлиника»,
« А п т е ка » ,
«Автомастерская», «Путешественники» и т.д. В игровых наборах - куклы
разных полов и профессий, наборы крупной мебели и мелкой для игр на
столе,
посуда,
одежда,
разнообразные
виды
транспорта,
предметы-
заместители. Имеется место для игр мальчиков: модели транспорта разных
видов, цветов и размеров, сборные модели транспорта, фигурки людей и
животных и др.; для девочек: куклы и комплекты одежды для них, наборы
2
мебели и посуды для кукол, плоскостные изображения кукол. Игры хранятся
в коробках, на которых есть картинка и надпись для узнавания игры, дети
самостоятельно определяют, в какие будут играть.
Для раскрытия творческой уникальности каждого ребенка оборудован центр
«Театрализованной деятельности», где проявляются актерские и режиссёрские
способности детей. Содержит куклы-игрушки для различных видов театра
(плоскостной, теневой, пальчиковый, кукольный, настольный), аудиокассеты
с музыкой, спектаклями, элементы декораций к постановкам, атрибуты для
театрализованных и режиссерских игр.
Центр «Грамотности»
состоит
из
двух
блоков
«Развития
речи
и
м ат е м ат и к и » .
Ц е н т р «Развития
речи»
наполнение
обусловлено
возрастающим интересом детей старшего дошкольного возраста к буквам и
чтению. В него входят различные алфавиты, наборы букв, игры по звуковой
культуре речи, для совершенствования навыков языкового анализа и синтеза,
грамматического
строя
речи.
Также
находятся
глобус,
детские
атласы,
настольно-печатные
игры,
дидактические
игры,
материалы
по
изучению
английского языка и др. Оснащается техническими средствами (магнитофон,
диски, кассеты).
«Математический
центр»
представляет
собой
игры
на
соотнесение
предметов, геометрических фигур по цвету, размеру, форме. Геометрическая
мозаика, лото; логические блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, трафареты,
линейки, игры для деления целого предмета на части и составление целого из
частей,
игры
для
развития
логического
мышления,
навыков
счёта
и
вычислительной
деятельности.
Для
развития
мелкой
моторики
рук
есть
мелкая мозаика, пазлы, обводки, трафареты.
В
центре «Библиотека»
имеются
книги
для
чтения,
тематическая
литература, книги по увлечениям детей, стихи, загадки, сказки, иллюстрации
к
произведениям,
художественные
произведения,
энциклопедии,
справочники, познавательная литература для дошкольников.
В
центре
«Художественного
творчества»
каждый ребенок может
почувствовать себя настоящим художником, создателем уникальной поделки.
Центр содержит материалы для
изобразительной деятельности, силуэты
одежды,
предметов
декоративно-прикладного
искусства,
природный
и
бросовый
материал,
настольно-печатные
игры,
глиняные
игрушки,
скульптура
малых
форм,
расписные
разделочные
доски,
подносы,
иллюстрации, раскраски. Кроме обычных материалов содержит новые (для
нетрадиционных
техник
рисования),
а
также
схемы
-
способы
создания
разнообразных техник, последовательность выполнения работ.
Ц е н т р «Природы
и
экспериментирования»
оснащен
необходимым
оборудованием
для
проведения
опытов
и
экспериментов
с
природным
материалом,
а
также
дидактические
игры,
направленные
на
сравнение
предметов по различным свойствам, на воссоздание целого из частей. В
центре
содержатся
календари
природы,
модели,
дидактические
игры
по
экологии и др.
3
Центр «Конструирования»
содержит
многофункциональные
мягкие
модули, крупный, средний и мелкий строительный материал, позволяющий
детям
изменять
и
выстраивать
пространство
по
своему
желанию.
Конструкторы
из
разного
материала
(пластмассовые,
деревянные,
металлические, напольные и настольные, схемы, образцы, альбомы).
«Физкультурный центр» содержит разнообразное спортивное
оборудование и инвентарь: мячи, обручи, скакалки, ленты, гимнастические
палки,
флажки,
кольцебросы,
мешочки
для
метания,
оборудование
для
спортивных
игр
«Футбол»,
«Бадминтон»,
«Городки»,
пополняется
нетрадиционное физкультурное оборудование и др.
С большим интересом воспитанники занимаются в мини-центрах по
безопасности дорожного движения, которые организованы в каждой группе, а
также в фойе детского сада -
центр «Азбука безопасности», где ребята
продолжают
знакомиться
с
правилами
дорожного
движения,
пожарной
безопасности, правилами поведения в экстремальных ситуациях.
Ц е н т р «Безопасности
дорожного
движения»
содержит
модели
транспорта различного функционального назначения, атрибуты для сюжетно-
ролевых
игр,
макеты
«Перекресток»,
«На
улицах
города».
Накоплен
занимательный
игровой
материал:
дидактические,
сюжетно-ролевые,
настольные
игры
по
изучению
правил
дорожного
движения,
плакаты,
сюжетные картинки, отражающие дорожную ситуацию.
4