Напоминание

"Развивающая предметно-пространственная среда как условие развития коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста в различных видах детской деятельности"


Автор: Жданова Галина Алексеевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №2 г. Белгорода
Населённый пункт: город Белгород
Наименование материала: статья
Тема: "Развивающая предметно-пространственная среда как условие развития коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста в различных видах детской деятельности"
Раздел: дошкольное образование





Назад





«Развивающая предметно-пространственная среда ДОО как условие

развития коммуникативной компетентности детей дошкольного

возраста в различных видах детской деятельности»

Жданова Г.А.

ст. воспитатель МАДОУ д/с №2
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию, одно из которых - требование к развивающей предметно-пространственной среде. Развивающая предметно-пространственная среда группы должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. 1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать: ● игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); ● двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; ● эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно- пространственным окружением; ● возможность самовыражения детей. 2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. 3) Полифункциональность материалов предполагает: ● возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.; ● наличие в группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре. 4) Вариативность среды предполагает: ● наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; ● периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. 5) Доступность среды предполагает: 1
● доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей- инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательный процесс; ● свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей- инвалидов, посещающих группу, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности. 6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования. В нашем дошкольном учреждении организацию развивающей среды в строим так, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Необходимо учитывать, что среда должна выполнять развивающую, воспитывающую, образовательную, коммуникативную стимулирующую, организованную функции. Но самое главное - она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. Чтобы обеспечить психологическую защищенность, развитие индивидуальности ребенка, учитывается основное условие построения среды - личностно-ориентированая модель. Позиция взрослых при этом исходит из интересов ребенка и перспектив его развития. Развитие коммуникативной компетентности направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий. Мы используем разные подходы к моделированию развивающей среды - ведь наше дошкольное учреждение нетиповое (групповая комната является одновременно и игровой, и спальней), поэтому предусмотрены разные варианты её организации с полифункциональным использованием всех возможностей помещения. В соответствии с реализуемой программой группы, раздевалки, другие помещения условно разделены на центры. Количество и содержание центров в каждой возрастной группе увеличивается и усложняется в связи с возрастом, уровнем развития, интересами и способностями детей. Для отдыха и уединения организованы центры с мягкой уютной мебелью, в которых каждый ребенок может посидеть, рассмотреть любимую игрушку, книгу, отдохнуть. Центр «Сюжетно-ролевых игр» оснащен атрибутами и материалами к сюжетно-ролевым играм в соответствии с возрастом детей: «Семья», «Супермаркет», «Салон красоты», «Поликлиника», « А п т е ка » , «Автомастерская», «Путешественники» и т.д. В игровых наборах - куклы разных полов и профессий, наборы крупной мебели и мелкой для игр на столе, посуда, одежда, разнообразные виды транспорта, предметы- заместители. Имеется место для игр мальчиков: модели транспорта разных видов, цветов и размеров, сборные модели транспорта, фигурки людей и животных и др.; для девочек: куклы и комплекты одежды для них, наборы 2
мебели и посуды для кукол, плоскостные изображения кукол. Игры хранятся в коробках, на которых есть картинка и надпись для узнавания игры, дети самостоятельно определяют, в какие будут играть. Для раскрытия творческой уникальности каждого ребенка оборудован центр «Театрализованной деятельности», где проявляются актерские и режиссёрские способности детей. Содержит куклы-игрушки для различных видов театра (плоскостной, теневой, пальчиковый, кукольный, настольный), аудиокассеты с музыкой, спектаклями, элементы декораций к постановкам, атрибуты для театрализованных и режиссерских игр. Центр «Грамотности» состоит из двух блоков «Развития речи и м ат е м ат и к и » . Ц е н т р «Развития речи» наполнение обусловлено возрастающим интересом детей старшего дошкольного возраста к буквам и чтению. В него входят различные алфавиты, наборы букв, игры по звуковой культуре речи, для совершенствования навыков языкового анализа и синтеза, грамматического строя речи. Также находятся глобус, детские атласы, настольно-печатные игры, дидактические игры, материалы по изучению английского языка и др. Оснащается техническими средствами (магнитофон, диски, кассеты). «Математический центр» представляет собой игры на соотнесение предметов, геометрических фигур по цвету, размеру, форме. Геометрическая мозаика, лото; логические блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, трафареты, линейки, игры для деления целого предмета на части и составление целого из частей, игры для развития логического мышления, навыков счёта и вычислительной деятельности. Для развития мелкой моторики рук есть мелкая мозаика, пазлы, обводки, трафареты. В центре «Библиотека» имеются книги для чтения, тематическая литература, книги по увлечениям детей, стихи, загадки, сказки, иллюстрации к произведениям, художественные произведения, энциклопедии, справочники, познавательная литература для дошкольников. В центре «Художественного творчества» каждый ребенок может почувствовать себя настоящим художником, создателем уникальной поделки. Центр содержит материалы для изобразительной деятельности, силуэты одежды, предметов декоративно-прикладного искусства, природный и бросовый материал, настольно-печатные игры, глиняные игрушки, скульптура малых форм, расписные разделочные доски, подносы, иллюстрации, раскраски. Кроме обычных материалов содержит новые (для нетрадиционных техник рисования), а также схемы - способы создания разнообразных техник, последовательность выполнения работ. Ц е н т р «Природы и экспериментирования» оснащен необходимым оборудованием для проведения опытов и экспериментов с природным материалом, а также дидактические игры, направленные на сравнение предметов по различным свойствам, на воссоздание целого из частей. В центре содержатся календари природы, модели, дидактические игры по экологии и др. 3
Центр «Конструирования» содержит многофункциональные мягкие модули, крупный, средний и мелкий строительный материал, позволяющий детям изменять и выстраивать пространство по своему желанию. Конструкторы из разного материала (пластмассовые, деревянные, металлические, напольные и настольные, схемы, образцы, альбомы). «Физкультурный центр»

содержит разнообразное спортивное оборудование и инвентарь: мячи, обручи, скакалки, ленты, гимнастические палки, флажки, кольцебросы, мешочки для метания, оборудование для спортивных игр «Футбол», «Бадминтон», «Городки», пополняется нетрадиционное физкультурное оборудование и др. С большим интересом воспитанники занимаются в мини-центрах по безопасности дорожного движения, которые организованы в каждой группе, а также в фойе детского сада - центр «Азбука безопасности», где ребята продолжают знакомиться с правилами дорожного движения, пожарной безопасности, правилами поведения в экстремальных ситуациях. Ц е н т р «Безопасности дорожного движения» содержит модели транспорта различного функционального назначения, атрибуты для сюжетно- ролевых игр, макеты «Перекресток», «На улицах города». Накоплен занимательный игровой материал: дидактические, сюжетно-ролевые, настольные игры по изучению правил дорожного движения, плакаты, сюжетные картинки, отражающие дорожную ситуацию. 4


В раздел образования