Напоминание

Урок с позиции технологии здоровьесбережения


Автор: Жарая Тамара Егоровна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "Ермаковская средняя общеобразовательная школа №2"
Населённый пункт: с.Ермаковское, Красноярский край
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок с позиции технологии здоровьесбережения
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Урок с позиции технологии здоровьесбережения.

При анализе урока с точки зрения сохранения здоровья школьников,

целесообразно обратить внимание на следующие аспекты урока:
 Гигиенические условия в классе (кабинете);  Число видов учебной деятельности, используемых учителем;  Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности;  Число использованных учителем видов преподавания;  Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности.  Чередование видов преподавания;  Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся;  Умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов;  Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы;  Физкультминутки и физкультпаузы;  Включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни;  Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке;  Благоприятный психологический климат на уроке;  Преобладающее выражение лица учителя;  Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности;  Темп и особенности окончания урока;  Состояние и вид учеников, выходящих с урока.
Гигиенические условия в классе (кабинете):

 чистота,

 температура и свежесть воздуха,   рациональность освещения класса и доски,  наличие/отсутствие монотонных, неприятных раздражителей и т. п.    Следует отметить, что утомляемость школьников и риск аллергических расстройств в немалой степени зависят от соблюдения этих простых условий.  
Число видов учебной деятельности, используемых учителем:
    опрос учащихся,  письмо,  чтение,  слушание,  рассказ,  рассматривание наглядных пособий,  ответы на вопросы,  решение примеров, задач,  практические занятия и т. д.
Нормой считается 4-7 видов за урок.
Однообразность урока способствует утомляемости школьников. Вместе с тем вам необходимо помнить, что частая смена одной деятельности на другую требует от учащихся дополнительных адаптационных усилий. Это также способствует росту утомляемости.

Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной

деятельности
Ориентировочная норма: 7-10 минут.
Число использованных учителем видов преподавания:
словесный , наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и др.
Норма - не менее трех за урок.

Чередование видов преподавания
не позже чем через 10-15 минут.

Использование методов, способствующих активизации инициативы и

творческого самовыражения учащихся, которые позволяют им превратиться в

субъекты деятельности. Это:
 методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества и т.д.);  активные методы (ученики в роли учителя, чтение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар и др.);  методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и  взаимооценки) и др. 
Умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов для

инсценирования дискуссии, обсуждения,

привития интереса к познавательным программам,

т.е. для взаимосвязанного решения как учебных, так и

воспитательных задач.



Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой

работы.


 Степень естественности позы  школьников на уроке может служить хорошим индикатором психологического воздействия учителя, степени его авторитаризма: механизм здоровьеразрушающего воздействия авторитарного учителя состоит, в частности, в том, что дети на его уроках избыточно напряжены.  Эта изматывающая ситуация не только резко повышает уровень невротизации школьников, но и губительно отражается на их характере. 
Физкультминутки и физкультпаузы
 Физкультминутки и физкультпаузы являются обязательной составной частью урока. Необходимо обратить внимание на их содержание и продолжительность (норма - на 15-20 минут урока по 1 минуте из трех легких упражнений с 3-4 повторениями
каждого), а также эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у школьников желания их выполнять.
Включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и

здоровым образом жизни.
  Положительной оценки заслуживает включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни. Умение учителя выделить и подчеркнуть вопросы, связанные со здоровьем, является одним из критериев его педагогического профессионализма.  
Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке:
 интерес к занятиям,  стремление больше узнать,  радость от активности,  интерес к изучаемому материалу и т.п.   Оценивается уровень этой мотивации и методы ее повышения, используемые учителем.   
Благоприятный психологический климат на уроке.
 Благоприятный психологический климат на уроке служит одним из показателей успешности его проведения: заряд положительных эмоций, полученных школьниками и самим учителем определяет позитивное воздействие школы на здоровье.

Преобладающее выражение лица учителя.
Урок неполноценен, если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок:  улыбок,  уместных остроумных шуток,  использования поговорок,  афоризмов с комментариями,  музыкальных минуток и т.д.
Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности.
 Определяется в ходе наблюдения за возрастанием двигательных и пассивных отвлечений школьников в процессе учебной работы.  Норма - не ранее чем за 5-10 минут до окончания урока.   
Внимательный учитель всегда заметит
внешние признаки усталости ученика
:
 частую смену позы,  потягивание,  встряхивание руками,  зевота,  закрывание глаз,  подпирание головы,  остановившийся взгляд,  ненужное перекладывание предметов,  разговор с соседом,
 увеличение количества ошибок в ответах,  не восприятие вопроса,  задержка с ответом,  частые поглядывания на часы в ожидании конца урока.  
Темп и особенности окончания урока.
 Желательно, чтобы завершение урока было спокойным:   учащиеся имели возможность задать учителю вопросы,   учитель мог прокомментировать задание на дом,   попрощаться со школьниками.  
Состояние и вид учеников, выходящих с урока.

Интегральным

показателем эффективности проведенного занятия можно считать состояние и

вид учеников, выходящих с урока.
 
Стоит обратить внимание и на состояние учителя.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по материалам книги Н.К.Смирнова «Здоровьесберегающие образовательные

технологии и психология здоровья в школе».


В раздел образования