Автор: Жарая Тамара Егоровна Должность: учитель математики Учебное заведение: МБОУ "Ермаковская средняя общеобразовательная школа №2" Населённый пункт: с.Ермаковское, Красноярский край Наименование материала: методическая разработка Тема: Урок с позиции технологии здоровьесбережения Раздел: среднее профессиональное
При анализе урока с точки зрения сохранения здоровья школьников,
целесообразно обратить внимание на следующие аспекты урока:
Гигиенические условия в классе (кабинете);
Число видов учебной деятельности, используемых учителем;
Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной
деятельности;
Число использованных учителем видов преподавания;
Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной
деятельности.
Чередование видов преподавания;
Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого
самовыражения учащихся;
Умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов;
Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы;
Физкультминутки и физкультпаузы;
Включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и
здоровым образом жизни;
Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке;
Благоприятный психологический климат на уроке;
Преобладающее выражение лица учителя;
Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности;
Темп и особенности окончания урока;
Состояние и вид учеников, выходящих с урока.
Гигиенические условия в классе (кабинете):
чистота,
температура и свежесть воздуха,
рациональность освещения класса и доски,
наличие/отсутствие монотонных, неприятных раздражителей и т. п.
Следует отметить, что утомляемость школьников и риск аллергических
расстройств в немалой степени зависят от соблюдения этих простых условий.
Число видов учебной деятельности, используемых учителем:
опрос учащихся,
письмо,
чтение,
слушание,
рассказ,
рассматривание наглядных пособий,
ответы на вопросы,
решение примеров, задач,
практические занятия и т. д.
Нормой считается 4-7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомляемости
школьников. Вместе с тем вам необходимо помнить, что частая смена одной деятельности
на другую требует от учащихся дополнительных адаптационных усилий. Это также
способствует росту утомляемости.
Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной
деятельности
Ориентировочная норма: 7-10 минут.
Число использованных учителем видов преподавания:
словесный ,
наглядный,
аудиовизуальный,
самостоятельная работа и др.
Норма - не менее трех за урок.
Чередование видов преподавания
не позже чем через 10-15 минут.
Использование методов, способствующих активизации инициативы и
творческого самовыражения учащихся, которые позволяют им превратиться в
субъекты деятельности. Это:
методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, его способа, выбор
приемов взаимодействия, свобода творчества и т.д.);
активные методы (ученики в роли учителя, чтение действием, обсуждение в
группах, ролевая игра, дискуссия, семинар и др.);
методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения,
воображения, самооценки и
взаимооценки) и др.
Умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов для
инсценирования дискуссии, обсуждения,
привития интереса к познавательным программам,
т.е. для взаимосвязанного решения как учебных, так и
воспитательных задач.
Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой
работы.
Степень естественности позы
школьников на уроке может служить хорошим индикатором психологического
воздействия учителя, степени его авторитаризма: механизм здоровьеразрушающего
воздействия авторитарного учителя состоит, в частности, в том, что дети на его
уроках избыточно напряжены.
Эта изматывающая ситуация не только резко повышает уровень невротизации
школьников, но и губительно отражается на их характере.
Физкультминутки и физкультпаузы
Физкультминутки и физкультпаузы являются обязательной составной частью урока.
Необходимо обратить внимание на их содержание и продолжительность (норма - на
15-20 минут урока по 1 минуте из трех легких упражнений с 3-4 повторениями
каждого), а также эмоциональный климат во время выполнения упражнений и
наличие у школьников желания их выполнять.
Включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и
здоровым образом жизни.
Положительной оценки заслуживает включение в содержательную часть урока
вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни. Умение учителя
выделить и подчеркнуть вопросы, связанные со здоровьем, является одним из
критериев его педагогического профессионализма.
Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке:
интерес к занятиям,
стремление больше узнать,
радость от активности,
интерес к изучаемому материалу и т.п.
Оценивается уровень этой мотивации и методы ее повышения, используемые
учителем.
Благоприятный психологический климат на уроке.
Благоприятный психологический климат на уроке служит одним из
показателей успешности его проведения: заряд положительных эмоций, полученных
школьниками и самим учителем определяет позитивное воздействие школы на здоровье.
Преобладающее выражение лица учителя.
Урок неполноценен, если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок:
улыбок,
уместных остроумных шуток,
использования поговорок,
афоризмов с комментариями,
музыкальных минуток и т.д.
Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности.
Определяется в ходе наблюдения за возрастанием двигательных и пассивных
отвлечений школьников в процессе учебной работы.
Норма - не ранее чем за 5-10 минут до окончания урока.
Внимательный учитель всегда заметит внешние признаки усталости ученика :
частую смену позы,
потягивание,
встряхивание руками,
зевота,
закрывание глаз,
подпирание головы,
остановившийся взгляд,
ненужное перекладывание предметов,
разговор с соседом,
увеличение количества ошибок в ответах,
не восприятие вопроса,
задержка с ответом,
частые поглядывания на часы в ожидании конца урока.
Темп и особенности окончания урока.
Желательно, чтобы завершение урока было спокойным:
учащиеся имели возможность задать учителю вопросы,
учитель мог прокомментировать задание на дом,
попрощаться со школьниками.
Состояние и вид учеников, выходящих с урока.
Интегральным
показателем эффективности проведенного занятия можно считать состояние и
вид учеников, выходящих с урока.
Стоит обратить внимание и на состояние учителя.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по материалам книги Н.К.Смирнова «Здоровьесберегающие образовательные