Роль классного руководителя в формировании ценностных ориентаций учащихся
Автор: Любимова Светлана Владимировна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: ГБОУ Школа № 463 города Москвы имени Героя Советского Союза Д.Н.Медведева Населённый пункт: город Москва Наименование материала: статья Тема: Роль классного руководителя в формировании ценностных ориентаций учащихся Раздел: среднее образование
« Роль классного руководителя в формировании ценностных ориентаций учащихся»
Работа учителя ГБОУ Школы № 463 города Москвы
имени Героя Советского Союза Д.Н. Медведева
Любимовой Светланы Владимировны
« Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом
знакомым и понятным и иным делом лёгким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем
менее человек с ним знаком, теоретически или практически. Почти все признают, что
воспитание требует терпения, но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме
терпения, врождённой способности и навыка, необходимы ещё и специальные знания»,-
писал К.Д.Ушинский.
Слово « воспитание» знакомо каждому. Всё лучшее, равно как и худшее, даётся
воспитанием.
Человек,
который
призван
профессионально
заниматься
воспитанием,
должен чётко понимать, что он целенаправленно управляет процессом формирования
личности и, конечно, служит примером для подражания.
В работе почти каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия – быть
классным руководителем. Класс – основное структурное звено школы. Именно здесь
организуется познавательная деятельность , формируются социальные отношения между
учащимися. Ученики проводят в учебном заведении большую часть своей школьной
жизни, и интересная воспитательная работа способствует всестороннему личностному
развитию.
Я хочу поделиться с вами опытом работы классным руководителем по направлению
« Формирование ценностных ориентаций воспитанников».
Целью деятельности в данном направлении является обучение пониманию смысла
человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования
других людей.
Задачи работы в данном направлении:
- формировать у учащихся культуру миропонимания;
- формировать у учащихся осознание исторического прошлого и будущего и своей роли в
нём.
Отправные моменты деятельности в данном направлении:
- развитие желания знать, понимать и действовать сообразно полученным нравственным
знаниям в реальных жизненных ситуациях;
1
- развитие волевых качеств ученика, способности к критическому осмыслению своих
сильных и слабых сторон;
- воспитание умения бороться и выживать в экстремальных ситуациях;
- знакомство учащихся с примерами нравственной позиции других людей и умением
выживать в трудных жизненных ситуациях;
- воспитание интереса учащихся к самим себе, желание самосовершенствования;
- формирование позитивного отношения к обычаям и традициям своей семьи, своего
народа, умения слушать и слышать, смотреть и видеть, осознавать и делать выводы.
Нужно заметить, что в процессе воспитательной работы я учитываю, что в классе
учатся дети , принадлежащие к разным этносам, поэтому большое значение уделяю
внушению учащимся мысли о том, что все мы – граждане России и являемся единым
российским народом ,у нас русские национальные ценности имеют приоритеты. Это
патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, традиционные религии, семья,
труд и творчество, природа и искусство, человечество.
Формы работы с классом.
1.
Тематические классные часы.
В
формировании
нравственных
представлений
и
убеждений
учащихся
важное
значение имеют классные часы. Очень важен тон учителя, его доброжелательность ,
компетентность
и
отбор
информации.
Чем
больше
ребята
будут
накапливать
положительной информации, тем больше шанс преодолеть негативизм, стремление к
плохому.
Приведу темы некоторых из них:
« Друг – это тот, кто рядом» ( социальная солидарность)
« Листая календарь Масленицы» ( патриотизм)
« Малые и большие города моей Родины» ( патриотизм и гражданственность)
« О зависти и завистниках» ( социализация)
« О рыцарстве и рыцарях» ( социализация)
« Мы все такие разные, этим и прекрасны мы» ( воспитание толерантности)
« Что такое интеллигентность» ( социализация)
« Государственная символика России» ( патриотизм и гражданственность)
« Ваши права» ( социализация, гражданственность)
« О пользе чтения» ( искусство)
2
« Это интересно» . Под этим названием провожу классные часы, посвящённые жизни
людей, с которых ученики могли бы взять пример. Это позволяет ребятам утвердиться в
том, что о человеке судят, в первую очередь, по его каждодневным поступкам ежедневной
жизни.
2.
Спецкурсы по нравственной тематике .
В качестве примера я могу рассказать о системе занятий в форме бесед, практикумов,
исследовательских
и
игровых
заданий,
тренингов
по
профилактике
курения.
Для
подготовки я использовала пособие «Модульный курс профилактики курения. Школа без
табака» , Сизанов А.Н., Хриптович В.А., М, « ВАКО», 2004.
3.
Тренинги и тесты по проблеме нравственного самосовершенствования.
В связи с тем, что в наше время сильно пошатнулись морально-нравственные
устои, а детской психике трудно ориентироваться в море жизненных ситуаций, я ,
имея второе высшее психологическое образование, провожу тренинги и тесты,
целью которых является психологическая помощь подросткам.
Некоторые темы:
« Знаю ли я себя?»
« Радость человеческого общения»
« Я учусь действовать и жить в гармонии с окружающим миром»
4.
Тематические беседы и дискуссии по духовно – нравственному воспитанию и
социализации.
Цель бесед – обогатить учащихся моральными представлениями и понятиями,
связанными с положительными поступками и действиями, ознакомить с правилами
поведения. В процессе вырабатывается оценочное отношение к своему поведению
и поведению других людей.
Духовно – нравственное воспитание – двусторонний процесс, и именно в ходе проведения
бесед и дискуссий я встречаю ответные действия учеников, понимаю, усвоили они или нет
нравственные понятия, вижу их отношение к нравственному и безнравственному.
Приведу темы:
« Скажи мне, кто твой друг»
« Зачем люди начинают принимать наркотики?»
« Можно ли купить здоровье?»
« Алкоголь – яд или наркотик?»
« Можно ли склеить разбитую вазу?»
« Что зависит от меня?»
5.
Театральные и кинопросмотры.
3
В качестве формы работы по приобщению к культуре России мы с учащимися посещаем
театры , организовываем просмотры кинофильмов. В результате у детей происходит
обогащение
внутреннего
мира,
развивается
эстетический
вкус,
формируются
нормы
нравственного поведения. После просмотров спектаклей и фильмов в классе проводится
обсуждение
увиденного,
учащиеся
высказывают
свою
точку
зрения,
оформляют
письменные рецензии.
Мы посещаем Театр Сатиры, РАМТ, Малый театр и другие.
6.
Экскурсии,
знакомство
с
историческими
и
памятными
местами
Москвы
и
Подмосковья.
Данному направлению работы я уделяю огромное внимание. В поездках преобладает
форма
свободного
общения
учащихся
с
классным
руководителем.
Независимо
от
национальной и религиозной принадлежности ученики с удовольствием погружаются в
историю и культуру России, у них формируется чувство гордости за нашу страну и
глубокая привязанность ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как любимое и дорогое,
пробуждается патриотизм.
Наши поездки: Троице – Сергиевская лавра, Саввино – Сторожевский монастырь ,
Мелихово ( Дом – музей А.П.Чехова) и Дом – музей Л.Н.Толстого,
Звёздный городок и Монино,
Музей Москвы и другие.
7.
Участие в общешкольных мероприятиях.
Подготовка и проведение требует больших затрат времени и огромного труда учителя.
Участие в подобных мероприятиях делает детей раскованными и культурными в общении,
многие раскрывают доселе дремлющие в них таланты певцов, чтецов, танцоров.
Хочется отметить важность ставшего традиционным
в нашей школе Фестиваля
народов России и его задачи:
- способствовать формированию уважительного отношения и толерантности к людям
разных национальностей;
-
воспитывать
уважительное,
неравнодушное
отношение
к
окружающим
людям,
независимо от их национальности и конфессиональной принадлежности;
- помочь учащимся оценить вклад людей разных национальностей в сохранение мира на
земле.
Здесь важна работа как со всем классом, так и с каждым отдельным учащимся. Хочу
особо отметить, что у меня в классе в мероприятии участвует каждый ученик, так как это
4
формирует
его
социализацию.
Идёт
распределение
ответственности
за
общее
дело
каждого
ребёнка,
привлекаются
родители
(
шьются
костюмы,
готовятся
блюда).
Бесспорно,
выступление
класса
на
общешкольном
мероприятии
–
показатель
профессионализма классного руководителя , его умения заинтересовать ребёнка.
Значима подготовка и к более серьёзным мероприятиям. Например, мы представляли
проект « Улицы Москвы, названные именами участников Великой Отечественной войны»;
мы с детьми получили задание найти на карте города Москвы ( Юго – Западный округ)
улицы, названные именами героев, побывать на этих улицах и подготовить рассказ и
презентацию своей работы.
Нельзя не вспомнить и участие в акции « Бессмертный полк». Подготовка к данному
мероприятию
и
само
мероприятие
способствовали
развитию
у
учащихся
чувства
патриотизма,
уважения
к
памяти
погибших
и
воевавших
на
фронтах
Великой
Отечественной войны.
Не будем забывать о том, что в Великой Отечественной войне участвовали люди разных
национальностей, поэтому при сборе материала мы говорим о роли каждого человека в
победе над фашизмом, об умении объединяться против общей беды.
В заключение своей работы должна отметить, что повышению эффективности работы
по
духовно
–
нравственному
развитию
и
социализации
способствует
высокий
нравственный и культурный уровень классного руководителя, его эмоциональность в
подаче материала, умение контактировать с детьми, их родителями и коллегами.
5