Напоминание

Роль классного руководителя в формировании ценностных ориентаций учащихся


Автор: Любимова Светлана Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 463 города Москвы имени Героя Советского Союза Д.Н.Медведева
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: статья
Тема: Роль классного руководителя в формировании ценностных ориентаций учащихся
Раздел: среднее образование





Назад





« Роль классного руководителя в формировании ценностных ориентаций учащихся»

Работа учителя ГБОУ Школы № 463 города Москвы

имени Героя Советского Союза Д.Н. Медведева

Любимовой Светланы Владимировны
« Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным и иным делом лёгким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения, но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врождённой способности и навыка, необходимы ещё и специальные знания»,- писал К.Д.Ушинский. Слово « воспитание» знакомо каждому. Всё лучшее, равно как и худшее, даётся воспитанием. Человек, который призван профессионально заниматься воспитанием, должен чётко понимать, что он целенаправленно управляет процессом формирования личности и, конечно, служит примером для подражания. В работе почти каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия – быть классным руководителем. Класс – основное структурное звено школы. Именно здесь организуется познавательная деятельность , формируются социальные отношения между учащимися. Ученики проводят в учебном заведении большую часть своей школьной жизни, и интересная воспитательная работа способствует всестороннему личностному развитию. Я хочу поделиться с вами опытом работы классным руководителем по направлению « Формирование ценностных ориентаций воспитанников».
Целью деятельности
в данном направлении является обучение пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей.
Задачи работы в данном направлении:
- формировать у учащихся культуру миропонимания; - формировать у учащихся осознание исторического прошлого и будущего и своей роли в нём.
Отправные моменты деятельности в данном направлении:
- развитие желания знать, понимать и действовать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях; 1
- развитие волевых качеств ученика, способности к критическому осмыслению своих сильных и слабых сторон; - воспитание умения бороться и выживать в экстремальных ситуациях; - знакомство учащихся с примерами нравственной позиции других людей и умением выживать в трудных жизненных ситуациях; - воспитание интереса учащихся к самим себе, желание самосовершенствования; - формирование позитивного отношения к обычаям и традициям своей семьи, своего народа, умения слушать и слышать, смотреть и видеть, осознавать и делать выводы. Нужно заметить, что в процессе воспитательной работы я учитываю, что в классе учатся дети , принадлежащие к разным этносам, поэтому большое значение уделяю внушению учащимся мысли о том, что все мы – граждане России и являемся единым российским народом ,у нас русские национальные ценности имеют приоритеты. Это патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, традиционные религии, семья, труд и творчество, природа и искусство, человечество.
Формы работы с классом.

1.

Тематические классные часы.
В формировании нравственных представлений и убеждений учащихся важное значение имеют классные часы. Очень важен тон учителя, его доброжелательность , компетентность и отбор информации. Чем больше ребята будут накапливать положительной информации, тем больше шанс преодолеть негативизм, стремление к плохому. Приведу темы некоторых из них: « Друг – это тот, кто рядом» ( социальная солидарность) « Листая календарь Масленицы» ( патриотизм) « Малые и большие города моей Родины» ( патриотизм и гражданственность) « О зависти и завистниках» ( социализация) « О рыцарстве и рыцарях» ( социализация) « Мы все такие разные, этим и прекрасны мы» ( воспитание толерантности) « Что такое интеллигентность» ( социализация) « Государственная символика России» ( патриотизм и гражданственность) « Ваши права» ( социализация, гражданственность) « О пользе чтения» ( искусство) 2
« Это интересно» . Под этим названием провожу классные часы, посвящённые жизни людей, с которых ученики могли бы взять пример. Это позволяет ребятам утвердиться в том, что о человеке судят, в первую очередь, по его каждодневным поступкам ежедневной жизни. 2.
Спецкурсы по нравственной тематике
. В качестве примера я могу рассказать о системе занятий в форме бесед, практикумов, исследовательских и игровых заданий, тренингов по профилактике курения. Для подготовки я использовала пособие «Модульный курс профилактики курения. Школа без табака» , Сизанов А.Н., Хриптович В.А., М, « ВАКО», 2004.
3.

Тренинги и тесты по проблеме нравственного самосовершенствования.
В связи с тем, что в наше время сильно пошатнулись морально-нравственные устои, а детской психике трудно ориентироваться в море жизненных ситуаций, я , имея второе высшее психологическое образование, провожу тренинги и тесты, целью которых является психологическая помощь подросткам. Некоторые темы: « Знаю ли я себя?» « Радость человеческого общения» « Я учусь действовать и жить в гармонии с окружающим миром»
4.

Тематические беседы и дискуссии по духовно – нравственному воспитанию и

социализации.
Цель бесед – обогатить учащихся моральными представлениями и понятиями, связанными с положительными поступками и действиями, ознакомить с правилами поведения. В процессе вырабатывается оценочное отношение к своему поведению и поведению других людей. Духовно – нравственное воспитание – двусторонний процесс, и именно в ходе проведения бесед и дискуссий я встречаю ответные действия учеников, понимаю, усвоили они или нет нравственные понятия, вижу их отношение к нравственному и безнравственному. Приведу темы: « Скажи мне, кто твой друг» « Зачем люди начинают принимать наркотики?» « Можно ли купить здоровье?» « Алкоголь – яд или наркотик?» « Можно ли склеить разбитую вазу?» « Что зависит от меня?»
5.

Театральные и кинопросмотры.
3
В качестве формы работы по приобщению к культуре России мы с учащимися посещаем театры , организовываем просмотры кинофильмов. В результате у детей происходит обогащение внутреннего мира, развивается эстетический вкус, формируются нормы нравственного поведения. После просмотров спектаклей и фильмов в классе проводится обсуждение увиденного, учащиеся высказывают свою точку зрения, оформляют письменные рецензии. Мы посещаем Театр Сатиры, РАМТ, Малый театр и другие.
6.

Экскурсии,

знакомство

с

историческими

и

памятными

местами

Москвы

и

Подмосковья.
Данному направлению работы я уделяю огромное внимание. В поездках преобладает форма свободного общения учащихся с классным руководителем. Независимо от национальной и религиозной принадлежности ученики с удовольствием погружаются в историю и культуру России, у них формируется чувство гордости за нашу страну и глубокая привязанность ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как любимое и дорогое, пробуждается патриотизм. Наши поездки: Троице – Сергиевская лавра, Саввино – Сторожевский монастырь , Мелихово ( Дом – музей А.П.Чехова) и Дом – музей Л.Н.Толстого, Звёздный городок и Монино, Музей Москвы и другие.
7.

Участие в общешкольных мероприятиях.
Подготовка и проведение требует больших затрат времени и огромного труда учителя. Участие в подобных мероприятиях делает детей раскованными и культурными в общении, многие раскрывают доселе дремлющие в них таланты певцов, чтецов, танцоров. Хочется отметить важность ставшего традиционным в нашей школе Фестиваля народов России и его задачи: - способствовать формированию уважительного отношения и толерантности к людям разных национальностей; - воспитывать уважительное, неравнодушное отношение к окружающим людям, независимо от их национальности и конфессиональной принадлежности; - помочь учащимся оценить вклад людей разных национальностей в сохранение мира на земле. Здесь важна работа как со всем классом, так и с каждым отдельным учащимся. Хочу особо отметить, что у меня в классе в мероприятии участвует каждый ученик, так как это 4
формирует его социализацию. Идёт распределение ответственности за общее дело каждого ребёнка, привлекаются родители ( шьются костюмы, готовятся блюда). Бесспорно, выступление класса на общешкольном мероприятии – показатель профессионализма классного руководителя , его умения заинтересовать ребёнка. Значима подготовка и к более серьёзным мероприятиям. Например, мы представляли проект « Улицы Москвы, названные именами участников Великой Отечественной войны»; мы с детьми получили задание найти на карте города Москвы ( Юго – Западный округ) улицы, названные именами героев, побывать на этих улицах и подготовить рассказ и презентацию своей работы. Нельзя не вспомнить и участие в акции « Бессмертный полк». Подготовка к данному мероприятию и само мероприятие способствовали развитию у учащихся чувства патриотизма, уважения к памяти погибших и воевавших на фронтах Великой Отечественной войны. Не будем забывать о том, что в Великой Отечественной войне участвовали люди разных национальностей, поэтому при сборе материала мы говорим о роли каждого человека в победе над фашизмом, об умении объединяться против общей беды. В заключение своей работы должна отметить, что повышению эффективности работы по духовно – нравственному развитию и социализации способствует высокий нравственный и культурный уровень классного руководителя, его эмоциональность в подаче материала, умение контактировать с детьми, их родителями и коллегами. 5


В раздел образования