Патриотическое воспитание современных дошкольников
Автор: Прякина Елена Сергеевна Должность: педагог Учебное заведение: МБУ детский сад № 34 "Золотая рыбка" Населённый пункт: Тольятти Наименование материала: статья Тема: Патриотическое воспитание современных дошкольников Раздел: дошкольное образование
Патриотическое воспитание современных дошкольников
Дошкольное детство – важнейший период становления личности
человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются
первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре. В
дошкольном возрасте чувства господствуют над всеми сторонами жизни
ребенка.
С введением в действие федеральных государственных требований к
структуре основной общеобразовательной программы дошкольного
образования ключевым становится принцип интеграции, предполагающий
взаимодействие образовательных областей, требующий переориентации
педагогов с учебной модели организации образовательного процесса на
совместную деятельность взрослых и детей. Вся деятельность основана на
адекватных возрасту формах образовательной работы с дошкольниками —
экспериментировании, проектировании, наблюдениях, введении проблемных
ситуаций, дидактический смысл заключается в том, что она помогает связать
обучение с жизнью.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых
актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей
стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения
к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме,
доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Если
раньше мы постоянно слышали и сами пели гимны своей страны, то сейчас о
ней говорят в основном негативно. Сегодня материальные ценности
доминируют над духовными. Однако трудности переходного периода не
должны стать причиной приостановки патриотического воспитания.
Возрождение духовно-нравственного воспитания это шаг к возрождению
России.
Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из
важнейших элементов общественного сознания, именно в этом основа
жизнеспособности любого общества и государства, преемственности
поколений. Понимая актуальность данной проблемы на современном этапе, я
считаю, что формирование личности старшего дошкольника невозможно без
воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям.
Нравственно-патриотическое воспитание можно назвать одним из
самых сложных направлений по ряду причин: особенности дошкольного
возраста, многоаспектность понятия «патриотизм» в современном мире,
отсутствие концепции, теоретических и методических разработок
(характерной особенностью многих исследований является обращение лишь
к отдельным аспектам проблемы).
Уровень представлений детей о патриотизме во многом зависит от того,
какое содержание (доступность и количество материала для восприятия и
понимания) отобрано воспитателем, какие методы используются, как
организована предметно — развивающая среда в группе.
Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит
в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной
природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной
трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста — одна из
задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к
близким людям, к детскому саду, к родному поселку и к родной стране.
Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека,
находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с момента
рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей
их среде, природе и культуре своей страны, к быту своего народа.
Следует учитывать, что дошкольник воспринимает окружающую его
действительность эмоционально, поэтому патриотические чувства к родному
поселку, к родной стране у него проявляются в чувстве восхищения своим
поселком, своей страной. Такие чувства не могут возникнуть после
нескольких занятий. Это результат длительного, систематического и
целенаправленного воздействия на ребенка. Воспитание детей
осуществляется ежесекундно, на занятиях, мероприятиях, праздниках, в игре
и в быту. Работа строится таким образом, чтобы она проходила через сердце
каждого воспитанника детского сада. Любовь маленького ребенка-
дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям –
отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он
живет, детскому саду, поселку.
Для детского сада особое значение приобретает педагогическая
деятельность, направленная на развитие интереса и любви к родному краю и
умение отражать все это в продуктивной деятельности, формирование
эстетического отношения к окружающей действительности. Обучение
основам труда и формирование представлений о социальных проблемах
поселка, воспитание духовно-нравственных чувств ребенка, воспитание
уважения и любви к своему дому, знакомым и друзьям.
Любовь к Отечеству начинается с любви к Родине малой. В этой связи
огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим,
культурным, национальным, географическим, природно-экологическим
своеобразием Самарской области. Знакомясь с родным поселком, его
достопримечательностями, ребёнок учится осознавать себя живущим в
определённый временной период, в определённых этнокультурных условиях
и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой
культуры.
Главной целью детского сада в патриотическом воспитании
дошкольников выступает закладывание основ нравственной личности с
активной жизненной позицией, и с творческим потенциалом, способной к
самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Патриотическое воспитание включает в себя решение задач не только
нравственного, но и трудового, интеллектуального, эстетического, а также
физического воспитания.
Задачами нравственно – патриотического воспитания дошкольников
являются:
-
воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому,
детскому саду, улице, городу;
-
формирование бережного отношения к природе и всему живому;
-
воспитание уважения к труду;
-
развитие интереса к русским традициям и промыслам;
-
формирование элементарных знаний о правах человека;
-
расширение представлений о городах России;
-
знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
-
развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
-
формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их
традициям.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на
занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только
патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со
взрослыми и сверстниками.
В дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия
для нравственного развития детей. В этот период расширяется и
перестраивается система взаимоотношений ребенка со взрослыми и
сверстниками, усложняются виды деятельности, возникает совместная со
сверстниками деятельность. Напомним, что в раннем детстве ребенок освоил
широкий круг предметных действий, «открыл» способы употребления
предметов. Это «открытие» неизбежно привело его ко взрослому как к
носителю общественного способа выполнения действий, как к образцу, с
которым надо себя сравнивать. Ребенок пристально присматривается к миру
взрослых, начиная выделять в нем взаимоотношения между людьми.
Дошкольник постигает мир человеческих отношений, открывает
законы, по которым строится взаимодействие людей, то есть нормы
поведения. Стремясь стать взрослым, дошкольник подчиняет свои действия
общественным нормам и правилам поведения.
Ведущим видом деятельности становится сюжетно-ролевая игра, где
ребенок моделирует способы поведения, действия, взаимоотношения
взрослых. В ней на первый план выдвигаются отношения между людьми и
смысл их труда. Выполняя роли, ребенок учится действовать в соответствии с
нравственными нормами, принятыми в человеческом обществе.
Знакомство дошкольников с родным городом и родной страной –
процесс длительный и сложный. Он не может происходить от случая к
случаю. Положительного результата можно достичь только систематической
работой, и эта работа, в основном, проводится вне занятий. Знакомство с
материалом не требует дополнительных занятий, а включается в разные виды
деятельности, предусмотренные общеобразовательной программой (речевую,
музыкальную, физкультурную, изобразительную и т.д.). На занятия
выносятся темы сложные, требующие объяснения, толкования. Знания,
полученные на занятиях, закрепляются в различных формах работы вне
занятий. И в течение всего года считаю целесообразным возвращаться к тем
темам, которые мы с детьми изучили ранее. Одна из главных задач, которую я
ставлю перед собой при подготовке каждого занятия – подбор наглядного
материала: это фотографии, репродукции картин, различные схемы, рисунки,
макеты.
Работа вне занятий включает различные виды деятельности:
наблюдения, беседы, игры, труд, изобразительную деятельность, общие или
групповые мероприятия, экскурсии, походы.
Параллельно с беседами, рассматриванием картин, чтением
художественных произведений планирую изобразительную деятельность по
краеведению («Родной дом», «Национальные узоры»). Активизирую развитие
воображения детей посредством применения общедидактических методов и
приемов. Приобщая детей к русской и татарской культуре, рассказываю
русские народные сказки. Предлагаю послушать в аудиозаписи русские
народные песни, заучиваем потешки, знакомлю детей с предметами народно-
прикладного искусства. С произведениями народного фольклора знакомлю
детей в основном вне занятий.
Одним из главных условий патриотического воспитания детей является
приобщение их к трудовой деятельности. Знакомя детей с трудом взрослых,
воспитываю положительное отношение к труду, уважительное отношение к
людям разных профессий, желание помогать взрослым, самостоятельно
трудиться. Любовь к Родине становится настоящим глубоким чувством, когда
она выражается не только в словах, но и в желании трудиться и бережно
относиться к его богатствам. Труд с общественной мотивацией
организовываю в детском саду систематически, а не от случая к случаю.
Причём очень важно, чтобы этот труд действительно имел реальную
значимость для окружающих, не был надуманным. Внимательно наблюдаю за
выполнением дошкольниками трудовых обязанностей, приучая их
добросовестно относиться к любой работе, добиваться поставленной цели.
В дошкольный период детства происходит становление личности
ребенка, раскрываются его индивидуальные особенности. Нельзя забывать,
что на этом жизненном этапе самыми близкими людьми для малыша
становятся воспитатели и родственники. В семье зарождаются симпатии,
потребности, интересы ребенка, обозначается его характер, поэтому жизнь
семьи, ее традиции, идеалы влияют на его дальнейшую судьбу. Через призму
отношения ребенка к его близким можно прививать детям самые лучшие
нравственно-патриотические качества характера. В своей работе с семьёй
опираюсь на родителей не только как на помощников детского сада, но и как
на равноправных участников формирования детской личности.
Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные
эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти
прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по
данному вопросу способствует бережному отношению к традициям,
сохранению вертикальных семейных связей. В своей работе по
патриотическому воспитанию использую различные формы и методы работы
с родителями. В первую очередь провожу анкетирование родителей по
вопросам семейного воспитания. Организовываю совместную работу детей и
родителей: составление герба семьи, составление генеалогического дерева
семьи. Чувство гордости, добросердечности, дружелюбное отношение к
своим родственникам возникает тогда, когда ребята рассматривают свои
работы. С родителями также проводятся тематические беседы, консультации
по вопросам семейного воспитания
Постепенно ребёнок пронимает, что он — частица большого
коллектива — детского сада, класса, школы, а затем и всей нашей страны.
Общественная направленность поступков постепенно становиться основой
воспитания гражданских чувств и патриотизма. Но чтобы закрепить эту
основу, нужно постоянно пополнять опыт участия детей в общих делах,
упражнять их в нравственных поступках. Нужно чтобы у дошкольника
формировалось представление о том, что главным богатством и ценностью
нашей страны является ЧЕЛОВЕК.
1. Абрамян Л. А. О возможностях игры для развития и коррекции социальных
эмоций дошкольников. — Таллин, 1984. – 80 с.
2. Божович Л.И. Избр. психол. труды. Проблемы формирования личности /
Под ред. Д. И. Фельдштейна.- М.: АСТ, 1995.
3. Виноградова А.М. Воспитание нравственных чувств у старших
дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 4. – С. 33-35.
4. Виноградова Н.Ф. Воспитателю о работе с семьей // Дошкольное
воспитание. – 2003. – №2. – С. 25-27.
5. Выготский Л.С. Детская психология // Собр. Соч. – М., 1982.- т. 4. – 386 с.
6. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребёнка.- СПб.: Речь, 2004.-
272 с.
7. Денисенко Н.Г. Ваш ребёнок познаёт мир // Дошкольное воспитание. –
2000. — №1. – с. 100.
8. Диалоги о воспитании: (Книга для родителей). Ваш ребёнок. Педагогика
семейных отношений. Когда наступает зрелость / Под ред. В.Н. Столетова,
О.Г. Свердлова. – М.: Педагогика, 1980.- 320 с.
9. Дневник воспитателя: развитие детей дошкольного возраста // Под общ.
ред. О.М. Дьяченко, Т.В. Лаврентьевой. – М.: Детский центр Венгера, 1996. –
60 с.
10. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологический словарь-справочник.
– Минск: Харвест, 2001. – 576 с.
11. Дошкольная педагогика: методика и организация воспитания в детском
саду / Под ред. В. И. Логиновой, П. Г. Саморуковой. – М.: Просвещение,
1991. – 288с .