Автор: Докторова Татьяна Николаевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №13 с. Ыллымах" Населённый пункт: с. Ыллымах Наименование материала: конспект урока Тема: "Культурные традиции семьи" Раздел: начальное образование
ФИО учителя: Докторова Татьяна Николаевна
Класс, предмет: 4 класс, ОРКСЭ
Тема урока: Культурные традиции семьи
Цель урока: формировать знания учащихся об отношении традиционных религий к
семье, о роли семьи в жизни человека
Задачи:
1.
Формировать у учащихся знание смысла понятий «семья», «традиция»,
«семейные традиции», с ролью семьи в мировых религиях
2.
Формировать уважительное отношение к семье, семейным ценностям,
раскрыть важность для каждого члена семьи любви, уважения, взаимопомощи,
согласия в различных религиях
3.
Развивать умение сравнивать, обобщать материал, делать выводы, осознанно и
произвольно строить речевые высказывания
Тип урока: урок открытия новых знаний
Применяемые технологии, приемы и методы: проблемная технология, технология
критического мышления, групповая работа, индивидуальная работа
Ход урока
Этапы урока
Цель этапа
(время)
Деятельность учащегося
Деятельность учителя
1.
Организа-
ционный
момент
Ответы: на уроке будем
добывать знания, будем
учиться преодолевать
трудности
Ответы: активность на
уроке, взаимовыручка,
поддержка друг друга
По дороге знаний смело путь держи,
Даже если трудно, ты вперед иди!
- Как понимаете смысл этой фразы?
- Какие качества нам помогут
преодолеть трудности в учении?
- Посмотрите друг на друга,
улыбнитесь своему товарищу.
Сегодня у нас на уроке присутствуют
гости, поприветствуйте их улыбкой.
2.
Актуали-
зация знаний.
Определение
темы урока.
Родители
Дети
Семья
Семья
Традиция
Православие, ислам,
буддизм, иудаизм
Традиции семьи
Какие традиции существуют
в семьях, исповедающих
различные религии
- Постарайтесь определить тему
урока, выполнив несколько заданий:
а) Назови одним словом:
Отец, мать - ……..
Сын, дочь - ……
Бабушка, дедушка, тетя, дядя, папа,
брат - …….
б) Отгадайте загадку:
Это слово каждый знает
Ни на что не променяет!
К цифре «семь» добавлю «я»
Что получится?
в) Назови одним словом:
Передаваемые из поколения в
поколение обычаи, порядки, правила
поведения – это …..
- Какие религии вы знаете?
- Сформулируйте тему урока.
- Чему должны сегодня научиться?
3.Работа по
теме урока
Читают текст, находят
нужную информацию,
озвучивают по плану
(см. приложение)
- Семья играет особую роль в нашей
жизни. Именно в семье многие люди
узнают о традициях своего народа,
соей страны, своей веры. Какие
традиции существуют в религиях нам
и предстоит сегодня узнать. Каждый
из вас сейчас выберет одну из
религий. В описании каждой семьи:
православной, исламской, иудейской,
буддиской определите традиции
каждой культуры по плану:
1. создание семьи
2. отношение к детям
3. отношение к родителям
- По одной из религий будем работать
вместе. (Православие)
Во время проверки краткое описание
традиций выносится на слайд.
1.
Православие
2.
Ислам
3.
Буддизм
4.
Иудаизм
- Сделайте вывод: что общего в
традициях различных религий?
5.Физминутка
Кто живет у нас в квартире (шагают на месте)
1, 2, 3, 4, 5 (движение рукой, как бы считая)
Всех могу пересчитать (шагают на месте)
- Папа! Мама! Брат! Сестра! (хлопки в ладоши)
Кошка Мурка, два котенка (наклоны вправо и влево)
Деда, бабушка и я,
Вот и вся моя семья! (разводят руки в стороны)
5.Первичное
закрепление
Дети рассказывают о
традициях своей семьи
Дружеские, понимающие
Понимание, прощение,
уважение, доброта,
послушание, терпение,
взаимопомощь и т.д.
Ответы детей с
доказательством.
- Во многих семьях есть добрые
традиции, которые передаются из
поколения в поколение. Какие
традиции есть в вашей семье?
- Какие отношения должны быть в
семье каждой религии?
- Какие качества нужны каждому
члену семьи?
- Можно ли выделить какое-то
качество, как главное?
- Почему так важны все эти качества
для семейных отношений?
6.Работа в
группах
Собирают пословицы и
поговорки. Объясняют их
смысл.
- Соберите пословицы и поговорки о
семье. Объясните, как вы их
понимаете.
Дом согревает не
печь
а любовь и
согласие
В недружной
семье
не страшна и
туча
Семья в куче
добро не бывает
7.Итог урока
Узнать семейные традиции в
различных религиях.
Уважение к старшим
Любовь к детям
Обязанность создания семьи
- Чему должны были научиться
сегодня на уроке?
- Какие семейные традиции в разных
религиях вы знаете?
8.Рефлексия
Семья-это счастье, любовь и
удача
Семья-это летом поездки на
дачу
Семья-это праздник,
семейные даты
Подарки, покупки, приятные
траты
Рожденье детей, первый шаг,
первый лепет
Мечты о хорошем, волнение,
трепет
Семья-это труд, друг о друге
забота
Семья-это много домашней
работы
Семья-это важно!
Семья-это сложно!
Но счастливо жить одному
невозможно!
- Составьте синквейн о семье.
- Прочитайте стихотворение о семье.