Напоминание

Современный урок в свете требований ФГОС


Автор: Кузнецова Ольга Николаевна
Должность: заместитель директора по учебной части
Учебное заведение: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа№2
Населённый пункт: г.Озёры Московской области
Наименование материала: статья
Тема: Современный урок в свете требований ФГОС
Раздел: среднее образование





Назад





Доклад на семинаре

«Современный урок в свете требований ФГОС»

Кузнецова Ольга Николаевна
, заместитель директора по УЧ МБОУ СОШ №2 г.Озёры МО Известный педагог- Симон Львович Соловейчик сказал : «Урок есть искусство, и его надо возводить на уровень искусства. Урок! Его величество урок! Голова, тело, дух школы». Во все времена, начиная с 17 века , урок является главной составной частью учебного процесса. Ведь учебная деятельность учителя и ученика в значительной мере сосредоточена именно на уроке. В этом учебном году мы, как и большинство школ нашего района, начали реализацию ФГОС второго поколения в 5-х классах. Приоритетной задачей нового образовательного стандарта является переход от формирования знаний, умений и навыков к формированию универсальных учебных действий ( личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных) о б е с п е ч и в а ю щ и х у ч е н и к у с п о с о б н о с т ь к с а м о р а з в и т и ю и самосовершенствованию, т.е. формирование компетенций и компетентностей, главная из которых - умение учиться. Процесс реализации нового образовательного стандарта проявляется , главным образом, в перестройке содержания урока и организации деятельности учащихся. Ведь качество подготовки учеников по тому или иному учебному предмету во многом определяется
уровнем
проведения урока, его содержательной, методической наполняемостью, его атмосферой. А
уровень
проведения урока зависит от педагогического мастерства учителя, так как именно он во все времена является главным действующим лицом на уроке: сегодня только функция учителя сменилась: учитель- не информатор, а- организатор опыта самостоятельного познания. В связи с этим каждый учитель решает сложные задачи переосмысления своего педагогического опыта, ищет ответы на вопросы: что такое современный урок? Что главное в современном уроке? От чего зависит успешность и результативность урока? Педагогическим коллективом нашей школы ведется целенаправленная работа по проблеме «Современный урок в свете требований ФГОС».
Направление

работы

разнообразны:
курсы повышения квалификации, посещение семинаров по обмену опытом при введении ФГОС, педагогические советы, 1
заседания методического совета, совещания при директоре, работа ШМО, внутришкольные открытые уроки. Так,30чел. ( 85 %) педагогических работников школы прошли
целевые

курсы
повышения квалификации по ФГОС, остальные 15%- молодые специалисты и вновь пришедшие учителя. Мы приняли участие в семинарах по обмену опытом работы при введении ФГОС в 2013-2014 учебном году в школе №6г. Озёры, школах №16,17 Коломенского района, в целях социализации и преемственности группа наших учителей в этом учебном году посетила семинар в аграрном колледже г. Коломна.
На

педагогическом

совете
«Современные подходы к преподаванию в условиях введения и реализации ФГОС ООО» проведен сравнительный анализ традиционного урока и современного урока,
результатом
которого стала формулировка основополагающих
п р и н ц и п ов
проектирования современного урока и целей урока 1.Изменение парадигмы образования от знаниевой к деятельностной. 2. Изменение содержания образования , форм, приёмов и методов, технологий. 3. Изменение педагогической позиции «ученик-учитель». 4. Формирование внутренних мотивов деятельности ученика. 5. Личностное целеполагание и личностное содержание материала. 6. Рефлексия результатов образовательной деятельности. Триединая цель урока: образовательная, развивающая, воспитательная переросла соответственно в формирование предметных, метапредметных и личностных результатов. На заседании методического совета «Актуальные вопросы при введении ФГОС ООО» изучена характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС. Предмет изменений Традиционная деятельность учителя Д е я т е л ь н о с т ь у ч и т е л я , работающего по ФГОС 2
Подготовка к уроку Жестко структурированный конспект урока, 0% свободы учителя. При подготовке к у р о к у у ч и т е л ь использует методические р е к о м е н д а ц и и и учебник Сценарный план урока, на 30-60% предоставляющий свободу учителю. При подготовке использует методические рекомендации и учебник, Интернет-ресурсы, материалы коллег, происходит обмен конспектами О с н о в н ы е э т а п ы урока О с н о в н о е в р е м я отводится этапу о б ъ я с н е н и я и закрепления (80% - говорение учителя) Объяснение занимает 20-30% урока, закрепление 5- 10%; большая часть времени на самостоятельную деятельность Главная цель учителя на уроке Успеть выполнить в с е , ч т о запланировано Организовать деятельность детей: • п о п о и с к у и о б р а б о т к е информации; • обобщению способов действия; • постановке учебной задачи и т. д. Формулирование з а д а н и й д л я обучающихся (определение деятельности детей) Реши, спеши, сравни, найди, выпиши, выполни. 9 3 % - репродуктивные задания 7% - исследуй (чаще для сильный учащихся) Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте и т. д. Форма урока Преимущественно фронтальная Преимущественно групповая и/или индивидуальная После анализа этих изменений выделены основные требования к современному уроку и структурные элементы урока. Основные требования к современному уроку: *учитель- организатор( а не информатор); 3
*самостоятельная работа учащихся на всех этапах урока; *высокая степень речевой активности учащихся; *обязательная рефлексия. Структурные элементы урока: -мобилизующий этап( включение учащегося в активную интеллектуальную деятельность); - целеполагание( формулировка темы- вспомнить- узнать-научиться); -момент осознания недостаточности знаний; - коммуникация- взаимопроверка и взаимоконтроль; -рефлексия( воспроизведение в речи того, что узнал, чему научился). Мы понимаем, что время готовых уроков проходит, нельзя наполнять учащихся знаниями, умениями и навыками, мы должны развивать понимание этих знаний и умение использовать их в конкретной жизненной ситуации или в практической деятельности. А для этого ученик должен приобщаться к знаниям собственной деятельностью, собственными силами и собственным напряжением; необходимо осуществлять системно- деятельностный подход в обучении. «Если хочешь научиться решать задачи, надо их решать»( Дьёрд Пойа). С этой точки зрения меняется и технология и типология урока. Сегодня акцент делается на: •здоровьсберегающие технологии; •информационные и коммуникативные ; •технология, основанная на создании учебной ситуации; •технология, основанная на реализации проектной деятельности; •технология, основанная на уровневой дифференциации обучения ; •технология системно- деятельностного подхода. Сменились и типы уроков, сегодня- это уроки - «открытия» нового знания; 4
-отработки умений и рефлексии; - общеметодологической направленности; - развивающего контроля. На заседании методического совета и заседаниях ШМО учителя школы обменивались опытом по проведению уроков различных типов. Так, Побочина Н.А., учитель истории и обществознания, рассказала о методике проведения уроков «открытия» нового знания. Организация дискуссий, характеризующих различные точки зрения на изучаемый вопрос, обучение работе с информацией разного типа, анализ первоисточников, активное использование приема драматургии исторического эпизода, привлечение к самостоятельной подготовке рефератов, презентаций, пропедевтических сообщений вызывают у детей искренний интерес к предмету, подлинную увлеченность, формируют их творческое сознание, Девиз ее уроков- минимум репродукции- максимум творчества.» Пучковой С.В., учителю математики, особенно хорошо удаются уроки общеметодологической направленности, на которых она активно использует технологию деятельностного подхода( а это- методическая основа ФГОС) : дети учатся способности видеть проблему, самостоятельно добывать знания, анализировать, доказывать, аргументировать свою точку зрения, делать выводы, применять знания в практической деятельности. На уроках организуется работа в стабильных группах с распределением ролей, проводится само- и взаимопроверка выполненных работ. Учитель создает благоприятные условия для развития творческой и мыслительной деятельности учащихся через исследовательский подход к решению задач, дифференциацию и практическую направленность домашнего задания. Артемова Е.В. и Ясонова М.Н. , учителя английского языка, поделились опытом проведения уроков отработки умений и рефлексии, на которых дети учатся оценивать уровень собственной языковой компетенции. Формирование коммуникативной компетентности обучающихся организуется посредством взаимодействия учеников друг с другом в группе и с учителем, повторного использования речевого материала в новых условиях, выработки навыков просмотрового и поискового чтения, использования и совершенствования устной речи. Умело и эффективно на уроках рефлексии используют учителя английского языка метод проектов как способ развития творческой активности ученика, совершенствования и расширения лексического запаса и наглядного представления результата практической деятельности. Уроки Мартыновской И.Н., учителя русского языка и литературы, отличаются четким определением целей, спланированной деятельностью учителя и учеников, сочетанием общеклассных форм работы с индивидуальными и групповыми, хорошо отлаженной обратной связью. 5
Уровневая дифференциация на уроке и индивидуальный подход, создание ситуации успешности для каждого ребенка, работа в сотворчестве и сотрудничестве способствует желанию учеников идти на уроки Ирины Николаевны. Вот краткое видение нами современного урока. Безусловно, есть ещё проблемы в совершенствовании подготовки и проведения урока: -Не приведены к общей структуре технологические карты уроков- структурированные конспекты, в которых представлен в виде таблицы проект урока. - Молодые специалисты и вновь пришедшие учителя обучаются в процессе работы . -Нет совершенства в преемственности оценки личностных результатов в форме «Портфолио» между начальным и основным уровнями обучения. Над этими проблемами мы сейчас работаем. По этим проблемам мы продолжаем активно работать. Планируем в этом учебном году провести : 1/.Внутришкольный конкурс «Современный урок». Он пройдет в 2 этапа: первый- в марте- « Лучшая технологическая карта урока», второй- в апреле- конкурс «Открытый урок» для родителей на Дне открытых дверей. 2/.Совместное заседание ШМО классных руководителей 1-11 классов по обмену опытом ведения «Портфолио»( круглый стол). Каковы же критерии эффективного урока? Под эффективностью понимают полезность для развития каждого ребёнка. На наш взгляд, успешность урока и эффективность урока зависит от личности учителя, его профессионального мастерства, современности используемых им методик и технологий, культуры общения, любви к детям в целом. Доступная форма подачи информации, создание ситуации успешности, доброжелательная атмосфера, педагогика сотрудничества всегда должны присутствовать на уроке. Урок должен быть актуальным, интересным, добрым. На хорошем уроке учитель и ученик- единое целое: учатся вместе, помогают друг другу. Личностная значимость для учащихся Комфортность, благоприятный психологический климат Возможность для проявления и развития индивидуальных и творческих способностей школьников 6
-Обогащение жизненного опыта учащихся -Духовно-нравственная ценность -Вовлеченность учащихся в подготовку и проведение урока -Урок должен быть добрым -«Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины». Сейчас мы хотим пригласить вас на уроки наших учителей. И просим быть деятельными участниками нашего семинара и проявить свое творчество. В качестве рефлексии мы просим Вас принять участие в деловой игре «Ассоциация» и написать свои слова -ассоциации к словосочетанию «Современный урок» по результатам посещения уроков и мероприятий. Ключевое слово-
комфорт.
Каждая буква этого ключевого слова- начальная буква слова- ассоциации. Результаты деловой игры проанализируем на заседании круглого стола. 7


В раздел образования