Автор: Кузнецова Ольга Николаевна Должность: заместитель директора по учебной части Учебное заведение: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа№2 Населённый пункт: г.Озёры Московской области Наименование материала: статья Тема: Современный урок в свете требований ФГОС Раздел: среднее образование
Кузнецова Ольга Николаевна , заместитель директора по УЧ
МБОУ СОШ №2 г.Озёры МО
Известный
педагог-
Симон
Львович
Соловейчик
сказал
:
«Урок
есть
искусство, и его надо возводить на уровень искусства. Урок! Его величество
урок! Голова, тело, дух школы».
Во все времена, начиная с 17 века , урок является главной составной частью
учебного
процесса.
Ведь
учебная
деятельность
учителя
и
ученика
в
значительной мере сосредоточена именно на уроке.
В этом учебном году мы, как и большинство школ нашего района, начали
реализацию ФГОС второго поколения в 5-х классах. Приоритетной задачей
нового
образовательного
стандарта
является
переход
от
формирования
знаний,
умений
и
навыков
к
формированию
универсальных
учебных
действий ( личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных)
о б е с п е ч и в а ю щ и х
у ч е н и к у
с п о с о б н о с т ь
к
с а м о р а з в и т и ю
и
самосовершенствованию, т.е. формирование компетенций и компетентностей,
главная из которых - умение учиться.
Процесс
реализации
нового
образовательного
стандарта
проявляется
,
главным
образом,
в
перестройке
содержания
урока
и
организации
деятельности учащихся. Ведь качество подготовки учеников по тому или
иному учебному предмету во многом определяется
уровнем проведения
урока, его содержательной, методической наполняемостью, его атмосферой.
А уровень проведения урока зависит от педагогического мастерства учителя,
так как именно он во все времена является главным действующим лицом на
уроке: сегодня только функция учителя сменилась: учитель- не информатор,
а- организатор опыта самостоятельного познания. В связи с этим каждый
учитель
решает
сложные
задачи
переосмысления
своего
педагогического
опыта, ищет ответы на вопросы: что такое современный урок? Что главное в
современном уроке? От чего зависит успешность и результативность урока?
Педагогическим коллективом нашей школы ведется целенаправленная работа
по проблеме «Современный урок в свете требований ФГОС». Направление
работы
разнообразны:
курсы
повышения
квалификации,
посещение
семинаров по обмену опытом при введении ФГОС, педагогические советы,
1
заседания методического совета, совещания при директоре, работа ШМО,
внутришкольные открытые уроки.
Так,30чел.
(
85 %) педагогических работников школы прошли целевые
курсы
повышения
квалификации
по
ФГОС,
остальные
15%-
молодые
специалисты и вновь пришедшие учителя.
Мы приняли участие в семинарах по обмену опытом работы при введении
ФГОС в 2013-2014 учебном году в школе №6г. Озёры, школах
№16,17
Коломенского
района,
в
целях
социализации
и
преемственности
группа
наших учителей в этом учебном году посетила семинар в аграрном колледже
г. Коломна.
На
педагогическом
совете
«Современные
подходы
к
преподаванию
в
условиях
введения
и
реализации ФГОС
ООО»
проведен
сравнительный
анализ традиционного урока и современного урока, результатом которого
стала
формулировка
основополагающих п р и н ц и п ов проектирования
современного урока и целей урока
1.Изменение парадигмы образования от знаниевой к деятельностной.
2.
Изменение
содержания
образования
,
форм,
приёмов
и
методов,
технологий.
3. Изменение педагогической позиции «ученик-учитель».
4. Формирование внутренних мотивов деятельности ученика.
5. Личностное целеполагание и личностное содержание материала.
6. Рефлексия результатов образовательной деятельности.
Триединая
цель
урока:
образовательная,
развивающая,
воспитательная
переросла соответственно в формирование предметных, метапредметных и
личностных результатов.
На заседании методического совета «Актуальные вопросы при введении ФГОС ООО» изучена
характеристика изменений в деятельности педагога, работающего по ФГОС.
Предмет изменений
Традиционная
деятельность учителя
Д е я т е л ь н о с т ь
у ч и т е л я ,
работающего по ФГОС
2
Подготовка к уроку
Жестко
структурированный
конспект урока,
0% свободы учителя.
При
подготовке
к
у р о к у
у ч и т е л ь
использует
методические
р е к о м е н д а ц и и
и
учебник
Сценарный план урока,
на 30-60% предоставляющий
свободу учителю.
При подготовке
использует методические
рекомендации и учебник,
Интернет-ресурсы, материалы
коллег, происходит обмен
конспектами
О с н о в н ы е
э т а п ы
урока
О с н о в н о е
в р е м я
отводится этапу
о б ъ я с н е н и я
и
закрепления
(80%
-
говорение
учителя)
Объяснение занимает
20-30% урока, закрепление 5-
10%; большая часть времени на
самостоятельную деятельность
Главная цель учителя
на уроке
Успеть
выполнить
в с е ,
ч т о
запланировано
Организовать деятельность детей:
• п о
п о и с к у
и
о б р а б о т к е
информации;
• обобщению способов действия;
• постановке учебной задачи и т. д.
Формулирование
з а д а н и й
д л я
обучающихся
(определение
деятельности детей)
Реши, спеши, сравни,
найди, выпиши,
выполни.
9 3 %
-
репродуктивные
задания
7% - исследуй (чаще
для сильный
учащихся)
Формулировки:
проанализируйте,
докажите
(объясните),
сравните,
выразите
символом,
создайте
схему
или
модель,
продолжите,
обобщите
(сделайте
вывод),
выберите
решение
или
способ
решения,
исследуйте,
оцените,
измените, придумайте и т. д.
Форма урока
Преимущественно
фронтальная
Преимущественно
групповая
и/или индивидуальная
После
анализа
этих
изменений
выделены
основные
требования
к
современному уроку и структурные элементы урока.
Основные требования к современному уроку:
*учитель- организатор( а не информатор);
3
*самостоятельная работа учащихся на всех этапах урока;
*высокая степень речевой активности учащихся;
*обязательная рефлексия.
Структурные элементы урока:
-мобилизующий этап( включение учащегося в активную интеллектуальную
деятельность);
- целеполагание( формулировка темы- вспомнить- узнать-научиться);
-момент осознания недостаточности знаний;
- коммуникация- взаимопроверка и взаимоконтроль;
-рефлексия( воспроизведение в речи того, что узнал, чему научился).
Мы
понимаем,
что
время
готовых
уроков
проходит,
нельзя
наполнять
учащихся знаниями, умениями и навыками, мы должны развивать понимание
этих знаний и умение использовать их в конкретной жизненной ситуации или
в практической деятельности. А для этого ученик должен приобщаться к
знаниям собственной деятельностью, собственными силами и собственным
напряжением; необходимо осуществлять системно- деятельностный подход в
обучении. «Если хочешь научиться решать задачи, надо их решать»( Дьёрд
Пойа).
С этой точки зрения меняется и технология и типология урока. Сегодня
акцент делается на:
•здоровьсберегающие технологии;
•информационные и коммуникативные ;
•технология, основанная на создании учебной ситуации;
•технология, основанная на реализации проектной деятельности;
•технология, основанная на уровневой дифференциации обучения ;
•технология системно- деятельностного подхода.
Сменились и типы уроков, сегодня- это уроки
- «открытия» нового знания;
4
-отработки умений и рефлексии;
- общеметодологической направленности;
- развивающего контроля.
На заседании методического совета и заседаниях ШМО учителя школы
обменивались
опытом
по
проведению
уроков
различных
типов.
Так,
Побочина Н.А., учитель истории и обществознания, рассказала о методике
проведения
уроков
«открытия»
нового
знания.
Организация
дискуссий,
характеризующих различные точки зрения на изучаемый вопрос, обучение
работе
с
информацией
разного
типа,
анализ
первоисточников,
активное
использование приема драматургии исторического эпизода, привлечение к
самостоятельной
подготовке
рефератов,
презентаций,
пропедевтических
сообщений вызывают у детей искренний интерес к предмету, подлинную
увлеченность,
формируют
их
творческое
сознание,
Девиз
ее
уроков-
минимум репродукции- максимум творчества.»
Пучковой С.В., учителю математики, особенно хорошо удаются уроки
общеметодологической направленности, на которых она активно использует
технологию деятельностного подхода( а это- методическая основа ФГОС) :
дети учатся способности видеть проблему, самостоятельно добывать знания,
анализировать,
доказывать,
аргументировать
свою
точку
зрения,
делать
выводы,
применять
знания
в
практической
деятельности.
На
уроках
организуется
работа
в
стабильных
группах
с
распределением
ролей,
проводится само- и взаимопроверка выполненных работ. Учитель создает
благоприятные
условия
для
развития
творческой
и
мыслительной
деятельности учащихся через исследовательский подход к решению задач,
дифференциацию и практическую направленность домашнего задания.
Артемова Е.В. и Ясонова М.Н. , учителя английского языка, поделились
опытом проведения уроков отработки умений и рефлексии, на которых дети
учатся
оценивать
уровень
собственной
языковой
компетенции.
Формирование
коммуникативной
компетентности
обучающихся
организуется посредством взаимодействия учеников друг с другом в группе
и
с
учителем,
повторного
использования
речевого
материала
в
новых
условиях,
выработки
навыков
просмотрового
и
поискового
чтения,
использования и совершенствования устной речи. Умело и эффективно на
уроках рефлексии используют учителя английского языка метод проектов как
способ
развития
творческой
активности
ученика,
совершенствования
и
расширения
лексического
запаса
и
наглядного
представления
результата
практической деятельности.
Уроки
Мартыновской
И.Н.,
учителя
русского
языка
и
литературы,
отличаются
четким
определением
целей,
спланированной
деятельностью
учителя
и
учеников,
сочетанием
общеклассных
форм
работы
с
индивидуальными
и
групповыми,
хорошо
отлаженной
обратной
связью.
5
Уровневая дифференциация
на уроке и индивидуальный подход, создание
ситуации
успешности
для
каждого
ребенка,
работа
в
сотворчестве
и
сотрудничестве
способствует
желанию
учеников
идти
на
уроки
Ирины
Николаевны.
Вот
краткое
видение
нами
современного
урока.
Безусловно,
есть
ещё
проблемы в совершенствовании подготовки и проведения урока:
-Не
приведены
к
общей
структуре
технологические
карты
уроков-
структурированные конспекты, в которых представлен в виде таблицы проект
урока.
- Молодые специалисты и вновь пришедшие учителя обучаются в процессе
работы .
-Нет совершенства в преемственности оценки личностных результатов в
форме «Портфолио» между начальным и основным уровнями обучения. Над
этими проблемами мы сейчас работаем.
По этим проблемам мы продолжаем активно работать.
Планируем в этом учебном году провести :
1/.Внутришкольный конкурс «Современный урок». Он пройдет в 2 этапа:
первый- в марте- « Лучшая технологическая карта урока», второй- в апреле-
конкурс «Открытый урок» для родителей на Дне открытых дверей.
2/.Совместное
заседание
ШМО
классных
руководителей
1-11
классов
по
обмену опытом ведения «Портфолио»( круглый стол).
Каковы же критерии эффективного урока?
Под эффективностью понимают полезность для развития каждого ребёнка.
На
наш
взгляд,
успешность
урока
и
эффективность
урока
зависит
от
личности
учителя,
его
профессионального
мастерства,
современности
используемых им методик и технологий, культуры общения, любви к детям в
целом.
Доступная
форма
подачи
информации,
создание
ситуации
успешности, доброжелательная атмосфера, педагогика сотрудничества всегда
должны
присутствовать
на
уроке.
Урок
должен
быть
актуальным,
интересным, добрым. На хорошем уроке учитель и ученик- единое целое:
учатся вместе, помогают друг другу.
Личностная значимость для учащихся
Комфортность, благоприятный психологический климат
Возможность
для
проявления
и
развития
индивидуальных
и
творческих
способностей школьников
6
-Обогащение жизненного опыта учащихся
-Духовно-нравственная ценность
-Вовлеченность учащихся в подготовку и проведение урока
-Урок должен быть добрым
-«Урок есть открытие истины, поиск истины и осмысление истины».
Сейчас мы хотим пригласить вас на уроки наших учителей. И просим быть
деятельными участниками нашего семинара и проявить свое творчество. В
качестве
рефлексии
мы
просим
Вас
принять
участие
в
деловой
игре
«Ассоциация»
и
написать
свои
слова
-ассоциации
к
словосочетанию
«Современный
урок»
по
результатам
посещения
уроков
и
мероприятий.
Ключевое слово- комфорт. Каждая буква этого ключевого слова- начальная
буква
слова-
ассоциации.
Результаты
деловой
игры
проанализируем
на
заседании круглого стола.
7