"Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в рамках введения ФГОС дошкольного образования"
Автор: Лукьянова Елена Юрьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБУ детский сад №45 "Яблонька" Населённый пункт: город Тольятти, Самарская область Наименование материала: статья Тема: "Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в рамках введения ФГОС дошкольного образования" Раздел: дошкольное образование
дошкольного возраста в рамках введения ФГОС дошкольного
образования»
С.А.Спиридонова
Е.Ю.Лукьянова
МБУ№45 «Яблонька», Россия
Проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста рассматривалась в трудах
А.С.Макаренко, Н.К.Крупской, В.Г.Нечаевой,
Р.И.Жуковской, Л.А.Пеньевской, Т.А.Марковой, С.А.Козловой,
Н.Ф.Виноградовой, Р.С.Буре и других.
Ключевой задачей современной государственной политики Российской
Федерации является обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности и
гражданина России.
Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения рассматривается на основе
«Концепции духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина России». Концепция разработана в
соответствии с Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании», на основе
ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию РФ.
В России 27 августа 2013 года Советом Министерства образования и науки
РФ по федеральным государственным образовательным стандартам утвержден новый
государственный стандарт дошкольного образования.
Одной из задач стандарта является объединение обучения и воспитания в
целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных
ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи,
общества.
Анализ и содержание материалов показал, что общего понимания духовно-нравственного
воспитания в научно-педагогическом сообществе пока не
сложилось. Авторы статьи «Понятие «духовно-нравственное воспитание» в
современной педагогической теории и практике» - И.А. Галицкая и И.В.Метлик сделали попытку
уточнить понятия «духовно-нравственное воспитание», с тем, чтобы оно более продуктивно
использовалось в современной теории и практике воспитания школьников, не теряя своей
специфики и не подменяя другие понятия.
Мы придерживаемся точки зрения этих ученых и считаем, что в системе
дошкольного образования также можно использовать данное определение.
«Духовно-нравственное воспитание школьников заключается в
освоении в процессе обучения и воспитания мировоззренческих знаний и формировании
соответствующих нравственных качеств в целях личностной самореализации, приобщения к
культуре своей семьи, народа, мировоззренческой социально-культурной группы, социализации в
современном обществе»
Духовно-нравственное воспитание в государственных и муниципальных
организациях должно быть вариативным и добровольным, предусматривать
возможности мировоззренческого выбора.
Духовно-нравственное воспитание на определенной мировоззренческой
основе в государственных и муниципальных общеобразовательных
учреждениях может реализовываться по двум модулям:
1. Добровольности выбора родителями (законными представителями)
ребенка государственного или муниципального общеобразовательного
учреждения с определенной мировоззренческой (этнокультурной,
этноконфессиональной и др.) ориентацией образовательной программы: конфессионально
ориентированные дошкольные учреждения, средние школы с этноконфессиональным,
этнокультурным компонентом образования и т.п.;
2.Добровольности выбора в государственном или муниципальном
общеобразовательном учреждении посещения занятий, изучения курса,
учебного предмета определенной мировоззренческой духовно-нравственной
направленности: религиозной – Православная культура (ОПК и т.п.), Исламоведение, Традиция
иудаизма и др. или нерелигиозной – Этика, Мораль, История религий, Религии мира,
Религиоведение и др..
Таким образом, каждая дошкольная организация, разрабатывая основную общеобразовательную
программу, должна включать задачи духовно-нравственного воспитания детей дошкольного
возраста и согласовывать их
с родителями (законными представителями) детей, посещающих детский сад,
В условиях перехода на новые ФГОС дошкольного образования определены основные задачи
духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста:
•формирование начал патриотизма и гражданственности;
•формирование гуманного отношения к людям и окружающей природе;
•формирование духовно-нравственного отношения и чувства
сопричастности к культурному наследию своего народа;
•уважение к своей нации;
•понимание своих национальных особенностей;
•формирование чувства собственного достоинства как представителя
своего народа;
•уважение к представителям других национальностей;
•формирование положительных, доброжелательных, коллективных
взаимоотношений;
•воспитание уважительного отношения к труду.
Начинать работу по воспитанию духовно-нравственных качеств нужно с пересмотра
развивающей среды ребенка в семье и ДОУ, содержанию дидактических игр и игрушек для детей.
Следует убрать такие игрушки как
монстры, смешарики, различные виды игрушечного оружия (автоматы, пистолеты и т.п.). Дать
знания детям о «родном крае» - творчестве русского
народа (вышивку крестиком игладью; кукол-самокруток из разного
материала; русские народные музыкальные инструменты, без которых не
проходил ни один праздник и т.д.)
Духовно-нравственное воспитание в художественно-творческой деятельности невозможно без
развития творческих навыков. Следует продолжать работу по обучению и закреплению с детьми
технических навыков, полученных детьми в ДОУ, в свободное время. Самореализация
детей в художественно-творческой деятельности с применением
инновационных технологий неразрывно связана с обогащением духовного
опыта ребёнка, развитием его личностных качеств. Особое внимание нужно
уделять созданию условий для самостоятельной деятельности детей
(раскраски с декоративными росписями, альбомы декоративно-прикладного
искусства –для рассматривания и т.д.), предоставив им разнообразный материал.
Большое внимание уделять совместным просмотрам детей со взрослыми – рассматривание
репродукций картин и беседы по картинам, слушание
поэтических и музыкальных произведений, способствующих созданию
образа в сознании детей.
Ознакомление детей с жанрами изобразительного искусства – бытовым,
сказочно-мифологическим, историческим, портретом, пейзажем, сюжетно
-тематическим. А также с художниками-иллюстраторами книжной графики –
И. Билибин, Е. Рачев, В. Васнецов, в иллюстрациях которых дети знакомятся
с народными костюмами, архитектурой, играми и т.д.
В работе с детьми широко использовать русскую литературу: творчество
А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, С.А. Есенина, Л.Н. Толстого и т.д. Пусть ухо
ребенка приучается с ранних лет к гармонии русского слова, а сердце
наполняется чувством изящного, пусть наслаждается музыкальностью и
поэтичностью русской речи. В своих работах дети успешно применяют
технические навыки и средства изобразительной деятельности. Использовать
произведения композиторов: П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского, И.С. Баха и др.
Тщательно отобранный репертуар способствует воспитанию нравственно-волевых качеств
(настойчивости, выдержки, умения действовать в коллективе, воспитания дружеского
взаимоотношения в играх, умения подчинять свои интересы интересам всего коллектива).
Мы считаем, что тема «Духовно-нравственное воспитание детей
дошкольного возраста в рамках введения ФГОС дошкольного образования» продолжает оставаться
актуальной и даёт широкие возможности для развития и совершенствования форм деятельности
работы с детьми в данном направлении. Создавая благоприятные условия для духовно-
нравственного воспитания дошкольников, мы хотим видеть детей овладевшими основными
культурными способами деятельности, обладающих установкой положительного отношения к миру,
с развитым
воображением, умеющих выражать свои мысли, любознательных, а главное
счастливых и успешных.
Литература
1 . Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.- М: УЦ
Перспектива, 2014.-32с.
2. Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста/Сост.: Аникина
Т.М., Степанова Г.В., Терентьева Н.П. М.: УЦ «Перспектива», 2012.-248с.
3. Даведьянова Н.С. О понимании духовности в современном обществе./ Православная педагогика:
Традиции и современность. – Сборник лекций и докладов ВГПУ, 2000.
4. Давыдова Н.В. Мастера: Книга для чтения по истории православной культуры.- М.: Издательский
дом «Покров», 2004.
5. Петрова В.И., Стульчик Т.Д. Нравственно воспитание в детском саду. Программа и методические
р е к о м е н д а ц и и . -
М . :
М о з а и к а - С и н т е з ,
2 0 0 6 . - 7 2 с .
6.
Соломенникова
О.А.
Радость
творчества.
Ознакомление
детей
5-7
лет с
народным
и
декоративным
искусством.
Программа
дошкольного
образования.-2-е
изд.,
испр.
и доп.-
М.:
Мозаика-Синтез, 2006.-168с.
7. Зеленова И.Н., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание
дошкольников. М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2010.- 96с.
8. Ковалева
Г.А. Воспитание
маленького
гражданина.: Практическое
пособие
для
работников
дошкольных образовательных учреждений.- 2-е изд., испр. и доп.-М.: АРКТИ, 2004.-80 с.
9. Маханева
М.Д.
Нравственно
–
патриотическое воспитание
детей
старшего
дошкольного
возраста. - 2-е изд., испр. и доп.-М.: АРКТИ, 2005. -72 с.
10.Ривина
Е.К.
Знакомим
дошкольников
с
семьёй
и
родословной.
Пособие
для
педагогов
и
родителей. Для работы с детьми 2-7 лет. М.: Мозаика-Синтез, 2008.-128с.
11.Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников: целевой творческий практико-
ориентированный проект/авт.-сост. Н.Н.Леонова, Н.В. Неточаева. - Волгоград: Учитель, 2013.-103с.
12.Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет/авт.-сост.В.Н. Косарева. Волгоград:
Учитель, 2013.-166с.