Напоминание

"Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в рамках введения ФГОС дошкольного образования"


Автор: Лукьянова Елена Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБУ детский сад №45 "Яблонька"
Населённый пункт: город Тольятти, Самарская область
Наименование материала: статья
Тема: "Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в рамках введения ФГОС дошкольного образования"
Раздел: дошкольное образование





Назад





«Духовно-нравственное воспитание детей

дошкольного возраста в рамках введения ФГОС дошкольного

образования»
С.А.Спиридонова Е.Ю.Лукьянова МБУ№45 «Яблонька», Россия Проблема нравственного воспитания детей дошкольного возраста рассматривалась в трудах А.С.Макаренко, Н.К.Крупской, В.Г.Нечаевой, Р.И.Жуковской, Л.А.Пеньевской, Т.А.Марковой, С.А.Козловой, Н.Ф.Виноградовой, Р.С.Буре и других. Ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации является обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России. Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения рассматривается на основе «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Концепция разработана в соответствии с Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию РФ. В России 27 августа 2013 года Советом Министерства образования и науки РФ по федеральным государственным образовательным стандартам утвержден новый государственный стандарт дошкольного образования. Одной из задач стандарта является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Анализ и содержание материалов показал, что общего понимания духовно-нравственного воспитания в научно-педагогическом сообществе пока не
сложилось. Авторы статьи «Понятие «духовно-нравственное воспитание» в современной педагогической теории и практике» - И.А. Галицкая и И.В.Метлик сделали попытку уточнить понятия «духовно-нравственное воспитание», с тем, чтобы оно более продуктивно использовалось в современной теории и практике воспитания школьников, не теряя своей специфики и не подменяя другие понятия. Мы придерживаемся точки зрения этих ученых и считаем, что в системе дошкольного образования также можно использовать данное определение. «Духовно-нравственное воспитание школьников заключается в освоении в процессе обучения и воспитания мировоззренческих знаний и формировании соответствующих нравственных качеств в целях личностной самореализации, приобщения к культуре своей семьи, народа, мировоззренческой социально-культурной группы, социализации в современном обществе» Духовно-нравственное воспитание в государственных и муниципальных организациях должно быть вариативным и добровольным, предусматривать возможности мировоззренческого выбора. Духовно-нравственное воспитание на определенной мировоззренческой основе в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях может реализовываться по двум модулям: 1. Добровольности выбора родителями (законными представителями) ребенка государственного или муниципального общеобразовательного учреждения с определенной мировоззренческой (этнокультурной, этноконфессиональной и др.) ориентацией образовательной программы: конфессионально ориентированные дошкольные учреждения, средние школы с этноконфессиональным, этнокультурным компонентом образования и т.п.; 2.Добровольности выбора в государственном или муниципальном общеобразовательном учреждении посещения занятий, изучения курса, учебного предмета определенной мировоззренческой духовно-нравственной
направленности: религиозной – Православная культура (ОПК и т.п.), Исламоведение, Традиция иудаизма и др. или нерелигиозной – Этика, Мораль, История религий, Религии мира, Религиоведение и др.. Таким образом, каждая дошкольная организация, разрабатывая основную общеобразовательную программу, должна включать задачи духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста и согласовывать их с родителями (законными представителями) детей, посещающих детский сад, В условиях перехода на новые ФГОС дошкольного образования определены основные задачи духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста: •формирование начал патриотизма и гражданственности; •формирование гуманного отношения к людям и окружающей природе; •формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа; •уважение к своей нации; •понимание своих национальных особенностей; •формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа; •уважение к представителям других национальностей; •формирование положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений; •воспитание уважительного отношения к труду. Начинать работу по воспитанию духовно-нравственных качеств нужно с пересмотра развивающей среды ребенка в семье и ДОУ, содержанию дидактических игр и игрушек для детей. Следует убрать такие игрушки как монстры, смешарики, различные виды игрушечного оружия (автоматы, пистолеты и т.п.). Дать знания детям о «родном крае» - творчестве русского народа (вышивку крестиком игладью; кукол-самокруток из разного материала; русские народные музыкальные инструменты, без которых не проходил ни один праздник и т.д.)
Духовно-нравственное воспитание в художественно-творческой деятельности невозможно без развития творческих навыков. Следует продолжать работу по обучению и закреплению с детьми технических навыков, полученных детьми в ДОУ, в свободное время. Самореализация детей в художественно-творческой деятельности с применением инновационных технологий неразрывно связана с обогащением духовного опыта ребёнка, развитием его личностных качеств. Особое внимание нужно уделять созданию условий для самостоятельной деятельности детей (раскраски с декоративными росписями, альбомы декоративно-прикладного искусства –для рассматривания и т.д.), предоставив им разнообразный материал. Большое внимание уделять совместным просмотрам детей со взрослыми – рассматривание репродукций картин и беседы по картинам, слушание поэтических и музыкальных произведений, способствующих созданию образа в сознании детей. Ознакомление детей с жанрами изобразительного искусства – бытовым, сказочно-мифологическим, историческим, портретом, пейзажем, сюжетно -тематическим. А также с художниками-иллюстраторами книжной графики – И. Билибин, Е. Рачев, В. Васнецов, в иллюстрациях которых дети знакомятся с народными костюмами, архитектурой, играми и т.д. В работе с детьми широко использовать русскую литературу: творчество А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, С.А. Есенина, Л.Н. Толстого и т.д. Пусть ухо ребенка приучается с ранних лет к гармонии русского слова, а сердце наполняется чувством изящного, пусть наслаждается музыкальностью и поэтичностью русской речи. В своих работах дети успешно применяют технические навыки и средства изобразительной деятельности. Использовать произведения композиторов: П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского, И.С. Баха и др. Тщательно отобранный репертуар способствует воспитанию нравственно-волевых качеств (настойчивости, выдержки, умения действовать в коллективе, воспитания дружеского взаимоотношения в играх, умения подчинять свои интересы интересам всего коллектива). Мы считаем, что тема «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста в рамках введения ФГОС дошкольного образования» продолжает оставаться актуальной и даёт широкие возможности для развития и совершенствования форм деятельности работы с детьми в данном направлении. Создавая благоприятные условия для духовно- нравственного воспитания дошкольников, мы хотим видеть детей овладевшими основными культурными способами деятельности, обладающих установкой положительного отношения к миру, с развитым
воображением, умеющих выражать свои мысли, любознательных, а главное счастливых и успешных.
Литература
1 . Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.- М: УЦ Перспектива, 2014.-32с. 2. Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста/Сост.: Аникина Т.М., Степанова Г.В., Терентьева Н.П. М.: УЦ «Перспектива», 2012.-248с. 3. Даведьянова Н.С. О понимании духовности в современном обществе./ Православная педагогика: Традиции и современность. – Сборник лекций и докладов ВГПУ, 2000. 4. Давыдова Н.В. Мастера: Книга для чтения по истории православной культуры.- М.: Издательский дом «Покров», 2004. 5. Петрова В.И., Стульчик Т.Д. Нравственно воспитание в детском саду. Программа и методические р е к о м е н д а ц и и . - М . : М о з а и к а - С и н т е з , 2 0 0 6 . - 7 2 с . 6. Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным и декоративным искусством. Программа дошкольного образования.-2-е изд., испр. и доп.- М.: Мозаика-Синтез, 2006.-168с. 7. Зеленова И.Н., Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2010.- 96с. 8. Ковалева Г.А. Воспитание маленького гражданина.: Практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений.- 2-е изд., испр. и доп.-М.: АРКТИ, 2004.-80 с. 9. Маханева М.Д. Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. - 2-е изд., испр. и доп.-М.: АРКТИ, 2005. -72 с. 10.Ривина Е.К. Знакомим дошкольников с семьёй и родословной. Пособие для педагогов и родителей. Для работы с детьми 2-7 лет. М.: Мозаика-Синтез, 2008.-128с. 11.Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников: целевой творческий практико- ориентированный проект/авт.-сост. Н.Н.Леонова, Н.В. Неточаева. - Волгоград: Учитель, 2013.-103с. 12.Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет/авт.-сост.В.Н. Косарева. Волгоград: Учитель, 2013.-166с.


В раздел образования