ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ КАФЕДРЫ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК.
Автор: Нищета Елена Анатольевна Должность: учитель Учебное заведение: МБОУ "Лицей" ДГО Населённый пункт: Дальнереченск Наименование материала: методическая разработка Тема: ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ КАФЕДРЫ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК. Раздел: полное образование
ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ КАФЕДРЫ
ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК.
Нищета Е.А.
МБОУ «Лицей» Дальнереченского городского округа
руководитель кафедры естественных наук
ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ КАФЕДРЫ
ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК.
Кафедра естественных наук в МБОУ «Лицей» является цикловой и включает в себя 6
учебных предметов:
Все учителя кафедры используют исследовательский подход в обучении, так как это
путь знакомства учащихся с методами научного познания, важное средство формирования у
них научного мировоззрения, развития мышления и познавательной самостоятельности. И
особую роль в реализации этого подхода играют предметы естественного цикла (география,
биология, химия, физика, математика, информатика).
Содержание и структурная организация
научно-исследовательской работы
кафедры естественных наук
Схема 1.
Базовые теоретико-методологические идеи
На
основе
совершенствования
методов
обучения
и
воспитания,
инновационной
деятельности
и
освоения
новых
образовательных
технологий
создается
устойчивая
тенденция повышения уровня знаний и умений обучающихся по сравнению с требованиями
государственных образовательных стандартов. Результаты качества знаний учащихся имеют
стабильную динамику роста. Этому способствует организация самостоятельной творческой
деятельности
школьников,
повышение
мотивации,
ориентация
в
образовательном
и
информационном пространстве. Формирование личностных компетенций осуществляется
к
а
ф
е
д
р
а
е
с
т
е
с
т
в
е
н
н
ы
х
н
а
у
к
химия
физика
матаматика
информатика и
ИКТ
география и
экономика
биология
Базовые теоретико-
методологические
идеи
Базовые теоретико-
методологические
идеи
Интеграция науки и
практики
Интеграция науки и
практики
Интеграция предметов
естественного цикла
Интеграция предметов
естественного цикла
личностно-деятельностный
подход
личностно-деятельностный
подход
через создание оптимальных условий для поддержания интереса к учебной деятельности,
сотрудничества учащихся и учителя.
Комплекс организационно-педагогических условий по реализации исследовательского
подхода на уроках основной школы включает в себя следующие компоненты:
1)
Использование методов, средств и форм организации обучения :
совокупность
деятельности
обучающего
и
деятельности
обучаемого;
учитель
должен не просто передавать знания, а проектировать и организовывать учебную
деятельность.
направленность
на
поддержку
индивидуального
развития
учащегося,
предоставление ему свободы для принятия самостоятельных решений, творчества,
выбора способов обучения.
2) Создание вокруг ученика личностного пространства из физических явлений и процессов,
позволяющего сделать
знания частью его жизни путем активизации субъектного опыта
ученика и включения его в процесс познания.
3)Использование технологии интегрированного обучения. Она особенно важна в виду того,
что современному человеку необходим синтез знаний математики, биологии, экологии и т. д.
4) Приобретение и овладение знаниями осуществляется в деятельности и общении на основе
сотрудничества участников учебного процесса.
Сотрудничество в процессе творчества позволяет самореализоваться каждому учащемуся.
Роль учителя сводится к организации работы, а так же к оказанию помощи учащимся при
возникновении затруднений, преодолеть которые им не под силу. Итогом данного процесса
обучения является творческая активность учащихся и их творческая продуктивность.
Для реализации организации учебной деятельности необходимо:
создание
атмосферы
сотрудничества
и
комфорта,
в
центре
внимания
которой
находится творческая идея.
Способность
к
сотрудничеству
важное
качество
творческой
личности.
Климат
доверия в коллективе, где каждый может предложить свои идеи и в диалоге выработать
оригинальное решение.
Схема 2. Деятельность учителей-предметников для достижения результатов.
Организация на кафедре естественных наук научно-исследовательской деятельности
учащихся способствует:
развитию
интереса,
расширению
и
актуализации
знаний
по
предметам
естественнонаучного цикла,
формы активизации мыслительной деятельности учащихся
различные формы уроков
исследование, практическая работа
статистика результатов
отслеживание уровня обученности
педагогические технологии
дебаты
Проблемное
обучение
Индивидуальное
обучение
Метод
проектов
Дифференцированное
обучение
развитию научного образа мышления;
развитию
умений
самостоятельно
приобретать
необходимые
знания,
эффективно применять их на практике;
профессиональному самоопределению учащихся.
Схема 3.
Формы научно-исследовательской работы кафедры естественных наук.
Схема
4.
Результат
научно-исследовательской
деятельности
учителей-
предметников в 2012-2013 учебном году :
Формы научно-
исследовательской
работы
учитель
разработка и апробация
авторских
программ,участие в
редакционно-издательской
деятельности
обобщение
педагогического опыта,
обмен опытом,оформление
результатов исследования в
виде доклада, статьи
презентация и
распространение
инновационных наработок
в образовательном
процессе
сопровождение ученика
(разработка
индивидуального
маршрута)
ученик
участие в конкурсах,
чемпионате, предметных
олимпиадах
создание конечного
продукта в виде доклада,
презентациии, реферата
обощение
опыта(научно-
методический совет
лицея)
4
оформление
результатов
исследования в виде
доклада, статьи
4
обобщение и
распространение
опыта на заседании
городского
методического
объединения
2
Конкурс лучших
учителей в рамках
реализации ПНПО
2013 года
2
Схема 6 . Участие учителей-предметников в конкурсах в 2012-2013 году
Научно-исследовательская деятельность учащихся в 2012-2013 учебном году:
Диаграмма 1 . Участие в школьной научно-практической конференции «Грани
творчества»
создание
индивидуального
маршрута
участие
впредметны
х
олимпиадах
11 учащихся
создание
собмтвенног
о продукта
( реферат,
презентация
)
26 учащихся
участие в
ДНТ "Грани
творчества"
26 учащихся
муниципальный
уровень
Городской фестиваль педагогических идей с использованием ИКТ 1
региональный
уровень
Приморский форум образовательных инициатив
Номинация «Образовательные кластеры».-1
Конкурс программ и проектов развития Школы как социокультурного центра
конкурс «Приморье край родной»-1
всеросийский
уровень
Всероссийская олимпиада «Мультитест» по математике, химии, биологии, географии,
информатике, физике.
учителя-предметники
0
2
4
6
8
10
2012
2013
Учащиеся
9-11
классов
ежегодно
принимают
участие
в
городской
конференции
«Молодежь и современный мир» и занимают призовые места.
Продолжается
работа
школьного
научного
общества
«АСДЕМО»,
которое
возглавляет
опытный педагог Мурамщикова Т.В. В этом направлении предпочитают работать учащиеся
старшего звена. Научное общество «АСДЕМО» показало отличный результат в краевом
конкурсе «Защитим леса». Для учащихся лицея при проведении тематических предметных
недель были организованы рекламный проспект «Мы за здоровый образ жизни»
беседы о вреде курения
компьютер: за и против
спорт как часть моей жизни
Таблица № 1.
Лучшие результаты Молодежных предметных чемпионатов в 2012-
2013 учебном году:
класс
Ф.И. учащихся
Место в
городе
Место
в регионе
предмет
11 Ф
Захарченко Юлия
1
1
математика
10 А
Пинчук Владимир
1
3
8 А
Шелудько Вадим
1
4
6 Б
Березина Татьяна
1
8
5 Г
Лулакова Дарья
1
10
11 Ф
Цай Вадим
1
2
информатика
11 Ф
Захарченко Юлия
2
7
7 М
Султан Виктория
2
7
биология
8 А
Несвидомов Николай
1
12
химия
9 Б
Оберемок Елена
1
9
11 Э
Свиридова Эльвира
1
12
экономика
На федеральном уровне 5 место по информатике занял Цай Вадим, ученик 11 «Ф»
класса,
на
региональном
уровне
высокий
результат
показали:
ученица
11
«Ф»
класса
Захарченко Юлия и ученик 10 «А» класса Пинчук Владимир по математике.
В декабре 2012
года лицеисты 5-9 классов приняли участие во Всероссийской олимпиаде «Мультитест
2012».
Таблица № 2. Результаты олимпиады « Мультитест 2012года»
Ф.И.
предмет
баллы
Место
в РФ
награда
Оберемок Екатерина, 6 А
Математика
208
1
Диплом лауреата, книга в награду
Невеличко Кирилл, 6 А
Математика
200
5
Диплом лауреата, книга в награду
Пархоменко Андрей, 5 В
математика
198
6
Диплом лауреата
Шелудько Вадим, 9 А
информатика
192
9
Диплом лауреата
Нагорнова Полина, 9 А
Химия
194
8
Диплом лауреата
Юрчук Анастасия, 8 Г
химия
192
9
Диплом лауреата
Таблица № 3 . Результаты финала IX Международной олимпиады по основам наук в
2012-2013 учебном году. Премьер Лига.
№
ФИО
Класс
Предмет
Балл
Награда
Учитель
1
Суховей Андрей
6 Б
Математика
24
Диплом участника
Чайка С.К.
2
Кондратьева Елена
9 А
география
46
Диплом участника
Мурамщикова Т.В.
3
Богатырев
Александр
9 А
Математика
52
Диплом участника
Цыканова Л.В.
Таблица 4. Результаты финала IX Международной олимпиады по основам наук в
2012-2013 учебном году Высшей Лиги
№
ФИО
Класс
Предмет
Балл
Награда
Учитель
1
Пинчук Владимир
10 А
физика
38
Диплом участника
Нищета Е.А.
2
Пинчук Владимир
10 А
математика
78
Диплом II степени
Цыканова Л.В.
3
Нищета Олег
8 М
физика
39
Диплом участника
Нищета Е.А.
4
Пенкин Александр
7 М
математика
16
Диплом участника
Конищева Э.И.
5
Боровиков Данил
5
математика
42
Диплом участника
Мазур Т.И.
Дипломом II степени и значками
Высшей Лиги награжден Пинчук Владимир по
математике.18 ноября и с 5 декабря по 8 декабря 2012 года лицеисты 7-11 классов приняли
участие в городских олимпиадах по: математике, химии, физике,
географии, биологии,
экологии, информатике.
Таблица
5.
Победители
и
призеры II
этапа
Всероссийской
олимпиады
школьников.
класс
Ф.И. учащегося
предмет
результат
8 М
Нищета Олег
Физика
Призер
9 А
Пархоменко Наталья
Математика
Призер
9 А
Нагорнова Полина
Экология
Химия
Призер
Победитель
9 А
Кокошко Влада
география
Призер
10 Б
Гарбузов Данила
Экология
Победитель
10 Б
Брагина Юлия
Биология
Химия
Призер
Призер
10 Б
Петров Александр
География
Призер
11 Ф
Кондратьева Юлия
Математика
Биология
Призер
Победитель
11 Э
Коваль Юлия
Физика
Призер
11 Ф
Асташкина Дарья
Экология
Призер
11 Ф
Цай Вадим
Информатика
Призер
По итогам городских олимпиад в ФГОУ ВДЦ «Океан» в смену «Интеллект 2013»
были направлены 2 учащихся 9-11 классов. По итогам смены «Интеллект 2013» Дипломом
департамента образования и науки Приморского края награждена
Нагорнова Полина как
победитель
регионального
этапа
всероссийской
олимпиады
школьников
по
экологии,
Асташкина Дарья как призер регионального этапа всероссийской олимпиады школьников по
экологии. У Брагиной Юлии - 10 результат (из 37 участников) по биологии. Цай Вадим
занял 14 место (из 19 учащихся) по информатике; Кондратьева Юлия заняла 13 место (из 20
участников) по математике.
По итогам регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников
Нагорнова
Полина участвовала в олимпиаде «Океан знаний» ДВФУ в смене «Российский интеллект»,
Брагина Юлия является призером дистанционного тура олимпиады школьников по биологии
«Океан знаний».
Результатом работы нашей кафедры является выпускник, который обладает
следующими качествами личности:
умеет
самостоятельно
приобретать
необходимые
знания,
эффективно
применяет их на практике;
критически и творчески мыслит;
может быть коммуникабельным в разных социальных группах;
самостоятельно