Автор: Бокова Татьяна Алексеевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ д/с "Колосок" Населённый пункт: п.Ждановский Наименование материала: Конспект занятия для старшей группы Тема: "Покормите птиц зимой" Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия в старшей группе «ПКОРМИТЕ ПТИЦ ЗИМОЙ»
Тема: «Покормите птиц зимой»
Цель: формировать у детей обобщенное представление о зимующих птицах; развивать
познавательный интерес у детей к жизни зимующих птиц; воспитывать заботливое
отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях.
Ход занятия:
Воспитатель беседует о том, что зима вступила в свои права: дуют холодные ветра, мороз
сковал землю, кругом лежит снег, голые деревья скрепят от холода.
Воспитатель: - А как живется зимой птицам? (Голодно птицам, насекомые в зимней
спячке, плоды, ягоды, семена трав – под снегом. Мало корма находят птицы зимой. С утра
до вечера ищут себе крохи пропитания. Пуховые, теплые, перьевые шубки защищают от
холода, но не от голода).
В суровые годы из десяти синиц за зиму выживает только одна. Девять погибают от
голода.
- Жалко? (Очень жалко)
- Послушаете стихотворение Н. Грибачева.
Ну, морозы, ну, морозы,
Нос наружу – ой – ой – ой!
Даже белые березы
В серой корке ледяной.
Даже белки - непоседки
В ожидании тепла
Не снуют на ветку с ветки,
Не вылазят из дупла.
И голодная синица
Тихо плачет у окна:
«Негде греться и кормиться,
Ни козявки, не зерна.
День дымит морозной далью,
Ночи стылы и темны,
Замерзаю, голодаю,
Не дожить мне до весны! »
Воспитатель: - Ребята, кто же сможет помочь голодающим птицам?
- Правильно, птицам на помощь должны прийти люди. И надо спешить! Дорог каждый
час!
Воспитатель: - Послушайте продолжение стихотворения.
И сказал Сережка: «Ладно!
Потерпи не долгий срок… »
И достал он из чулана
Длинный гвоздь и молоток.
Похрустев по снежной корке,
Где петлял следами лис,
Закрепил у старой елки
На пеньке фанерный лист.
А на лист – зерна,
А на лист – пшена,
Конопли две горсти –
Собирайтесь, гости!
Воспитатель: - Ребята, а вы хотите помочь птицам? А как?
Воспитатель: - Правильно, можно сделать и повесить кормушки.
Воспитатель предлагает разные варианты кормушек. Дети рассматривают и делятся
предположениями, какую кормушку они сделают дома с родителями для «Птичьего кафе».
Можно предложить детям сделать две кормушки, одну для детского сада, а другую для
дома.
Воспитатель: - Но чем мы будем их кормить? Хорошо, если летом собраны семена
сорных трав, деревьев, плоды кустарников. А если нет? Что делать? Надо сказать, что в
зимнее время птицы становятся менее разборчивы в еде и едят то, что летом бы не стали
есть. Поэтому для подкормки годиться пища с нашего стола. Можно повесить кусочки
несоленого сала, жира, мяса, творога. Можно предложить птицам остатки крупяной каши
и крошки хлеба. Вороны любят очистки от овощей и любую пищу, воробьи - крупу,
семена, хлеб. Снегири – семечки арбуза, тыквы; свиристели – рябину, маслины; голуби -
крупу, хлеб.
Воспитатель: - Чтобы правильно кормить птиц, необходимо соблюдать некоторые
правила:
• во время подкормки не сорить, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты, жестяные
банки, коробки;
• подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и то же время, птицы будут
сами прилетать к этому времени;
• кормить птиц регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в
морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить;
• корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.
Воспитатель говорит, что во время кормления птиц интересно за ними понаблюдать, как
они быстро слетаются, как будто сообщают друг другу.
Воспитатель: - Какой внешний вид у птиц? Какое поведение? Что едят разные птицы?
- Если стоять тихо, не двигаясь, не шумя, можно открыть для себя множество птичьих
тайн.
- Ребята, послушайте стихотворение А. Яшина.
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетаться, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма,
Горсть одна нужна,
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их –
Не счесть, видеть тяжело!
А ведь в нашем сердце есть
И для них тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми…
Воспитатель: - Если мы позаботимся о птицах зимой, летом птицы позаботятся о наших
садах, лесах, парках и т. д.
- Каких зимующих птиц вы знаете? (Воробьи, голуби, синицы, сороки, вороны, снегири,
дятлы, и т. д.)
- Зимующие птицы с нашей помощью доживут до весны.
По небу весело скользят,
Летят пернатые друзья
И пропоют, чирикая:
«Спасибо вам великое! »(К. Муххамали)
Создание копилки загадок о птицах.
Цель : развитие логического мышления, памяти, речи.
Ход:
Воспитатель: – Угадайте, что за птица
Скачет по дорожке,
Словно кошки не боится –
Собирает крошки,
По ночам ночует, – зернышки ворует? (Воробей.)
– Кто присел на толстый сук
И стучит “Тук – тук, тук – тук?” (Дятел.)
– Как лиса среди зверей,
Эта птица всех хитрей.
Прячется в зеленых кронах.
А зовут ее -… (Ворона.)
– Кто так громко всех стрекочет,
Рассказать нам что-то хочет? (Сорока.)
– Мы построили вдвоем,
Для гостей весенний дом,
А верней сказать – дворец,
Прилетай скорей … (Скворец.)
– Всех прелестных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Взад – вперед по пашне, вскачь,
А зовется птица… (Грач.)
– На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад –
Ищет в речке лягушат
На носу повисла капля…
Узнаете? Это… (Цапля.)
– В лесу ночном кукует птица.
Она позвать себя боится
Ку-ку…ку-ку не спит опушка
А птицу эту звать? (Кукушка.)
– Чернокрылый, красногрудый.
И зимой найдет приют:
Не боится он простуды-
С первым снегом тут как тут! (Снегирь.)
Что такое – посмотри!
Выпал снег, на нем огни
Это птицы - … (снегири).
Летом ловит он жуков,
Поедает червяков.
На юг не улетает,
Под крышей обитает.
«Чики-рики», - не робей.
Дам тебе крошек, …. (воробей).
Села на кормушку
Птичка с желтым брюшком (синица).
Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья – хрипловатая,
Знатная персона.
Это же … (ворона)
Бела как снег,
Черна как жук,
Вертится как бес,
Стрекочет на весь лес. (сорока).
На деревьях днем умело
Клювом долбит он кору.
Друг деревьев, враг жуков –
Это кто же он таков? (дятел)
Словесная игра «Летает – не летает»
Дидактическая задача : развивать у детей слуховое внимание, воспитывать выдержку.
Игровое правило : поднимать руку надо только в том случае, если будет назван летающий
предмет.
Игровые действия: похлопывание по коленям, поднимание руки, отыгрывание фантов.
Ход игры:
Дети садятся полукругом, руки кладут на колени.
Воспитатель объясняет правила игры: я буду называть предметы и спрашивать: «Летает?»,
например: «Голубь летает? Самолет летает? », если я назову предмет, который, в самом
деле летает, вы поднимаете руки. Если я назову нелетающий предмет, руки поднимать не
следует. Вам нужно быть внимательными, потому что я буду поднимать руки и тогда, когда
предмет летает, и тогда, когда он не летает. Кто ошибется, заплатит фант.
Похлопывая по коленям, воспитатель и дети говорят «Поехали – поехали», затем
воспитатель начинает игру: «Галка летает? » - и поднимает руку.
Дети отвечают: «Летает», - и тоже поднимают руки. «Дом летает? » - спрашивает
воспитатель и поднимает руки. Дети молчат.
У многих ребят в начале игры руки непроизвольно, в силу подражания, поднимаются
каждый раз. Но в том и заключается смысл игры, чтобы своевременно удержаться и не
поднять руки, когда назван нелетающий предмет. Кто не удержался, платит фант, который
в конце игры выкупается.
Дидактическая игра «Прилетели птицы»
Цель: развитие фонематического слуха.
– Я сейчас буду называть птиц, но если я, вдруг, ошибусь, и вы услышите что-то другое, то
нужно хлопнуть в ладоши.
Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны.
Прилетели птицы: голуби, куницы.
Прилетели птицы: аисты, вороны, галки и палки.
Прилетели птицы: голуби, синицы, галки и стрижи,
Чибисы, чижи, аисты, кукушки, лебеди, скворцы.
Все вы – молодцы!
Дидактическая игра «Четвертый лишний».
Цель: Формировать представления о птицах, их общих признаках. Закрепить названия
зимующих птиц.
1 Вариант: Воробей, синица, лебедь, голубь.
2 Вариант: Ворона, цапля, снегирь, голубь.