Напоминание

" Обучение младших школьников написанию изложений и сочинений"


Автор: Кирьякова Светлана Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: Садостроевский филиал МБОУ Кочетовской СОШ
Населённый пункт: п. Отделение Садострой, Мичуринский район,Тамбовская область
Наименование материала: статья
Тема: " Обучение младших школьников написанию изложений и сочинений"
Раздел: начальное образование





Назад





Обучение младших школьников написанию

изложений и сочинений
Человек всю свою жизнь совершенствует свою речь, овладевает богатствами языка. Каждый возрастной этап вносит что-то новое в его развитие. В раннем возрасте у ребёнка возникает потребность общения, в котором совершенствуется его речь. Ребенок растёт, его речь становится совершеннее. Иными словами, дети овладевают родным языком через разговорную деятельность, через говорение. Вот почему так важно создать условия для речевой деятельности детей. Для общения, для вырабатывания связанной речи. Видов речи множество, но я останавливаюсь на письменной речи учащихся – это написание изложений и сочинений в начальных классах. Изложение – это письменное пересказывание образцового текста. Известно, что к нему предъявляются более высокие требования и к содержанию, и к логическому мышлению, и языку. Следовательно, роль письменного изложения состоит в том, чтобы на фоне разносторонней устной речевой деятельности тренировать школьников в составлении таких текстов, которые могли бы быть обдуманы учителем, тщательно проверены сначана им, а потом учителем. В моём классе проводятся изложения, близкие к тексту, сжатые, выборочные, с творческим дополнением. Однако, трудность изложения в сравнении с устным пересказом, а также медленный темп письма в начальных классах вынуждены учителю задавать тексты размерами меньше и структурно проще, чем для устного пересказа. Начиная с первого класса, я даю небольшие изложения (30-40 слов) под руководством учителя по вопросам или по данному плану изложения. Для второго класса – изложения 40-60 словно плану, составленному коллективно
из 3-5 предложению. Для третьего и четвертого класса – подробные и сжатые изложения текстов из 70-90 слов по плану, составленному самостоятельно, а т акже изложение прочит анного с изменением формы л и ц а . Высокохудожественный текст, письменно пересказанный детьми, способствует развитию правильных речевых навыков, очищению речи, повышению её культуры, прививается художественный кус, развивается язык, чутьё. В том смысле целесообразно изложение писать рядом с сочинением, т.к. последнее несет в себе опасность просторечья. Так, готовя учиться к написанию сочинения. «В лес за грибами, « я провела вначале изложение на эту же тему, в котором есть описание леса и грибов. И это несомненно повысило качество сочинения, т. к. дети опираются на опыт мастера – писателя. С этой же целью я провожу работу над предстоящим изложением : обращаю внимание на то, какие слова, обороты речи использует писатель, стремясь нарисовать яркую картину речи, глубже подчеркнуть главную мысль произведения. Так, для изложения я беру такие тексты, которые отображают героические страницы жизни русских людей, картины родной природы, достижения нашей науки. Техники, культуры. Темы должны быть ценными как в воспитательном, так и в образовательном отношении, должны расширять познавательный опыт учиться, формировать их мировоззрение. Дети должны понять содержание текста, идейный смысл, образы и язык передаваемого текста. Тексты дают с несложной композицией и с небольшим количеством действующих лиц. В тексте не должно быть малознакомых грамматических форм и усложненных предложений. Самый простой вид изложения – подробное близкое к тексту изложение (по вопросам или по плану) небольшого рассказа или отрывка, имеющего сюжет. Такие изложения проводятся во всех классах.
Уже в период обучения грамоте дети пересказывают по вопросам. Например, текст « Ёжик». Где были дети? Что они услышали? Кого они увидели возле ёлочки? Что сделали с ёжиком? Что случилось с Жучкой? В трёх первых предложениях заложена основа для ответа. Первоклассники отвечают: Однажды дети были в лесу. Они услышали, кто-то шуршит. Возле ёлки дети увидели ежа. Третий вопрос требует самостоятельного предложения- ответа. « Дети положили ежа в кепку и принесли во двор.» Четвертый вопрос предполагает развернутый ответ: «Жучка кинулась на ежа, но она укололась и спряталась в конуре». Одно предложение выбирается для записи. В данном случае: « Возле елочки дети увидели ежа». Проводится анализ и синтез слов, затем предложение можем записать в тетради. Обучая детей первого класса письму, нельзя ограничиваться списыванием готовых слов, предложений, текстов. Наша задача – научить мыслить, создавать самим тексты, самим подбирать слова по прочитанным рассказам или по своим наблюдениям, впечатлениям. Как не примитивны изложения в первом классе, но именно они определяют начало письменной речи учащихся. Творчество дает первоклассникам уверенность в себе, интерес к учению, развитию мышления, дает подготовку к более сложной работе по развитию речи. Сравнительно частое проведение письменных изложений такого типа вырабатывает умение точно выражать свои мысли. Написанию изложений помогают другие виды упражнений: составление предложений, восстановление деформированного текста. Вводится элемент творчества. Каким образом? Во - первых глубокое усвоение текста, во-вторых учитель подводит детей к замене слов в этих предложениях, иные предложения
сократить, иные добавить. Вот, например, как первоклассники творчески переделали текст рассказа Н. Дуровой « Ворона Кара»
Образец текста.

Изложение ученика.
Была у на ворона Кара. Она клевала Ворона Кара была умная. Она клевала листы листы книги. Ворона считала на счетах. книги. Считала на счетах. Умела ловко снимать Кара ловко снимала кольцо со столбика. кольцо. ( 15 слов) ( 19 слов) Во втором полугодие в первом классе проводится изложение в более свободной передачи содержания. Например, для изложения предлагается текст: Школьники устроили уголок живой природы. Там живут кролики и белка. Ребята ухаживают за животными. Кроликам дают морковку и капусту. Белке приносят орешки, грибы. ( 24 слова) Текст не имеет сюжета. Здесь повествование. Все предложения простые. Три осложнены второстепенными членами. Подготовительная работа. 1. Чтение текста самими учащимися ( 2р. И стереть) 2. Беседа по содержанию 3. Словарная работа (ухаживают, животное) 4. Орфографическая подготовка 5. Устный пересказ по плану или по вопросам 6. Пересказ всего текста Трудные слова выписываются на доске. Затем учащиеся пишут изложение, учитель следит и помогает. Самопроверка. Во втором классе подготовка к изложению усложняется: подбирая текст, учитель предусматривает ознакомление школьников с новыми для них
особенностями в области логики, лексики, синтаксиса, композиции, т.е. повествованием и элементам описания. Анализируя текст, учитель обращает внимание на то, что может вызвать затруднение у детей. Композиция текста может вызвать детей на раздумье и на творческое дополнение рассказа. Проанализировав текст для себя, учитель намечает работу с учащимся. 1. Сообщение цели. Ставит задачу передать близко к тексту. 2. Чтение. После первого абзаца- пауза. 3. Беседа по тексту. 4. Коллективное составление плана. 5. Самостоятельное составление фрагментов текста по пунктам плана. 6. Орфографическая работа над трудными словами. Сжатые изложения вводятся уже во втором классе и продолжаются усложняться в третьем и четвертом классе. Подготовка к ним состоит в следующем: учитель или дети читают два раза, после чего выявляется главное-то, что необходимо отметить в тексте сжатого пересказа, и то, что можно опустить. Следовательно, на первых порах необходима существенная устная подготовка. Она проводится на уроке чтения. Готовя детей к сжатому изложению, надо особенно тщательно работать над планом, т.к. при передаче текста могут нарушиться логические связи, может потеряться общий смысл рассказа, его идея, исказиться тема. Ведётся большая лексическая работа над языком. Кратко, в нескольких предложениях, выражают содержание рассказа примерно так: «В этом рассказе говорится о том, как лоси спасались от волков, волки настигали. О том, как мальчик Митя спас лосей. О том, лоси и Митя стали друзьями. (Г. Скребицкий « Митины друзья ».) Подготовка к сжатому изложению проводится так: 1. Чтение учащихся два раза. (Один - тихо, второй-вслух.) 2. Беседа по содержанию. (Пять-шесть вопросов.) 3. Словарная работа над языком, отдельными предложениями. 4. Краткое выделение нескольких предложений, выражающих содержание рассказа.
5. Подробный пересказ одного-двух фрагментов. 6. Составление плана. 7. Сжатый пересказ по пунктам плана. 8. Самостоятельное изложение текста, запись. 9. Самопроверка. 10.Завершение работы. Иногда практикую изложения с творческим заданием и с продолжением, которое представляет собой продолжение устной работы, описанной выше. Здесь ученики могут писать от лица другого персонажа. Эти изложения по объёму небольшие, т.к. дети пишут медленно. Так, например, при написании изложения «Котёнок» дети добавляют всего одно предложение: «Котёнок запомнил своего спасителя, очень любил его и всюду бегал за ним, даже когда вырос и стал красавцем-котом.» Хорошим материалом для творческого изложения являются рассказы Е. Пермяка «Пичугин мост.» Проводится выборочное изложение рассказа. Дети излагают его или от лица дедушки или от лица самого Васи. Оба варианта сравниваются. В обоих случаях сгожет перестраивать не требуется, но психологический подход к изложению различен. Так, готовя детей к пересказу текста от лица Васи, учитель дает понять, что Вася, рассказывал о своей работе, наверное умолчит по скромности своей о многом: не скажет, что мост назвали его именем «Пичугин мост.» Поэтому может быть измениться и само название рассказа, просто - «Мост.» Несколько больше изменений потребуется изложение от лица дедушки. Он не поскупится на теплые слова. Похвалит своего внука. В сущности все виды творческого пересказа могут быть проведены в письменной форме и тогда их можно будет назвать творческими изложениями. Теперь я коснусь написания сочинений. Сочинение в школе занимает особое место: им подчинены другие речевые упражнения. Начиная с первого класса сочинения в виде небольших устных сообщений или эмоциональных рассказов постепенно перерастают в сочинения, планируемые учителем.
Сочинения служат эффективным методом воспитания детей. Оно приучает детей осмысливать и оценивать увиденное и пережитое, развивает наблюдательность, учит находить причинно-следственные связи, сопоставлять и сравнивать, делать выводы. Сочинение- это творческая работа. Она требует самостоятельности школьника, активности, увлеченности, внесение чего-то своего. В сочинении ребенок сам строит композицию, выбирает материал, строит предложения. Школьники любят сочинения за его творческий характер, за то, что в нем можно проявить самостоятельность, писать своё. В начальных классах дети постепенно учатся выражать устно и письменно в связанном тексте свои мысли знания, все усложняющиеся и по содержанию и по форме. Выделяются сочинения о пережитом, виденном, слышанном, т.е. сочинения на материале труда, экскурсией, походов, во-вторых сочинения на книжном материале, по картине, фильму, в - третьих используется материал различных источников (наблюдения, книжные данные), например. В сочинении «Перелётные птицы нашего края». Особенно следует отметить сочинения на основе творческого воображения - по сюжетной картине, по данному началу или концу, импровизированной сказке и другое. Исключительно велика роль прогулки, экскурсии, картины. У детей появляется желание рассказать о виденном и пережитом, поделиться с другими ребятами. В первом классе особенно необходимы игровые моменты, элементы занимательности в развитии речи, загадки, сценки, конкурсы и другие. Дети любят рассказывать, но пишут очень медленно, записать весь рассказ не могут, пишут лишь отдельные слова. Рассматривая в букваре картинку, на вопрос « Что на ней нарисовано?». Дети отвечают « Зима». И Это тоже для них-сочинение, т.к. за словом « Зима» целая картина, масса впечатлений и
воспоминаний. Так постепенно формируется потребность записать свои впечатления. Спустя четыре-пять месяцев записываем целое предложения «В лесу за грибами». « У Вовы машина». « В лесу волки» и так далее. Каждое предложение - преобразование будущего сочинения. В период обучения грамоте записывается текст из четырех-пяти предложений. Так, после осенней прогулки дети пишут: « Липа желтая. Сосна зеленая». К концу полугодия дети могут написать до пятнадцати слов. На катке. (по карт.) «Миша катается на коньках, а Вова не умеет. Он упал и заплакал». Двенадцать слов. Наша Мурка. У нашей Мурки усы. Мягкие лапки, теплая шубка. Я дала Мурке молока. Мурка сыта. Она спит. ( Шестнадцать слов. Четыре предложения.) Сколько любви проявляется в описании животных! Дети очень любят описывать их. Любовь к родной природе, к родному краю первый шаг рождения патриотизма. В своей практике я использую разумную тематику « О садовых цветах», «цветы нашего леса». Много сочинений о труде. Важно, чтобы в сочинении дети отражали свое отношение к тому, что видели, что им нравится, что не нравится. Во втором классе писали сочинение «Наш город», «В саду». Очень любят писать сочинения о труде. Проводила сочинения « Что я умею делать?» Этот конкурс выявляет трудовые умения детей и стимулирует их труд дома. План. 1. Мои домашние обязанности.
2. Моя работа во дворе. 3. Наш труд в школе. Писали домашнее сочинение «Наша дружная семья». « Моя мама», «Мой папа». В большинстве случаев в сочинении отражается теплые чувства любви к родным и близким. Большое значение имеет выбор темы и её раскрытие. Здесь ведется большая работа. Дети зачастую пишут много, но не по теме. Ясная формулировка помогает раскрыть её. Опишу подготовку к сочинению « золотая осень» четвертого класса. За неделю до сочинения была проведена беседа об осени: почему говорится « Золотая осень». Можно ли назвать всю осень золотой? Почему? В каком месяце бывает пора, когда называется золотой осенью? Опишите природу золотой осенью. Это задание дается нескольким детям. Школьникам сообщается, что они будут писать сочинение о золотой осени. Учитель: дети, как вы думаете, уже наступила золотая осень? Дети: нет еще, листья только начали желтеть. Дается задание наблюдать за деревьями, не пропускать того момента, когда наступит золотая осень. Следующий этап - прогулка в парк. Дети бродят, собирают листья, дышат ароматом деревьев. На уроке ведется подготовка к сочинению. Задаю вопросы: Нравится ли Вам золотая осень? Какие вы знаете картины с изображением её? Знаете ли вы стихи о золотой осени? Чем любите заниматься осенью? Расскажите как в эту пору бывает в лесу , в поле, на реке, в озере? Какие дни наступают? Когда заканчивается эта прекрасная пора? Беседа и наблюдения помогают понять тему и отобрать материал. Важно, чтобы ученики имели достаточно материала. А теперь расскажу, как готовились к сочинению « Художник Мороз» четвертый класс. Прочитала название сочинения. Что будем описывать? ( Картину, которую нарисовал Художник Мороз).
Накопление материала. - Какие картины нарисовал Художник Мороз? -Что увидели на окне? (узоры) Какие? (белые, прозрачные, причудливые). А по форме? (замысловатые, причудливые). Подберите синонимы к слову «сказочные» (волшебные, чудесные). Что сделал Мороз? (раскрасил, разукрасил, преобразил, нарисовал, нанес на стекла). Подберите опорные слова: (волшебный, сказочный, прозрачные узоры, кружева, замки, раскрасил, украсил, нанес на) 2. Чем Мороз укутал землю? ( Снежным покрывалом). Какое оно? (легла волнистыми (коврами) холмами, великолепными коврами, мягким пушистым покрывалом). Выглянет солнце, что произойдет с покрывалом? ( заблестит, засверкает, заискрится тысячами огоньков, словно алмазная россыпь). Находим опорные слова (укутал, покрыл, расстелил, похож на, засверкал, переливается, заискрился). 3. Какими стали деревья? (Мороз околдовал, обсыпал инеем, пушистым инеем, похожи на кружева). Чем украсил ветки берез? (снежною каймой, похожи на кисти белой бахромы, подарил белую пушистую шаль). Опорные слова: (сковал, заковал, таистый лёд, обсыпал, украсил). 4. Какими словами можно заменить слово мороз? (Художник, Невидимка, Кудесник). Сочинение написано без троек. Много пятёрок. Подготовка к сочинению начинается за несколько дней на уроках и во внеурочное время. В первом классе отводится один урок. Во втором, третьем и четвертом клоссе может добавляться время за счет следующего урока. Выделяется три этапа подготовки к уроку.
1. Накапливание материала (наблюдения, экскурсии, походы, прогулки, чтение книг). 2. Отбор и расположение материала (обсуждение, выделение важного, составление плана) 3. С л о в е с н о е р е ч е в о е о ф о р м л е н и е ( с о с т а в л е н и е т е к с т а , совершенствование, самопроверка, проверка учителя). Составление плана к сочинению Первый класс - это вопросы учителя. Второй и третий класс - коллективно. Четвертый класс - самостоятельно. Итак, сочинение - творческая работа. Она начинается задолго до сочинения. Эта работа требует самостоятельности школьника, активности, увлеченности. Способствует становлению личности ребенка.


В раздел образования