Напоминание

Воспитание социально-активной личности дошкольников посредством театрализованной деятельности


Автор: Петрова Надежда Васильевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад "Сказка"
Населённый пункт: п. Правохеттинский, ЯНАО
Наименование материала: статья
Тема: Воспитание социально-активной личности дошкольников посредством театрализованной деятельности
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Сказка» п. Правохеттинский Надымского района (МДОУ «Детский сад «Сказка» п. Правохеттинский») ул. Газовиков д.27, п. Правохеттинский, Надымский район, Ямало-Ненецкий автономный округ, 629745, Тел./факс: 8(3499)51-44-53; 51-44-42; ОКПО 78191975, ОГРН 1058900415804, ИНН/КПП 8903024631/890301001
«Воспитание социально-активной личности дошкольников

посредством театрализованной деятельности»

Автор:


Петрова Н.В., старший воспитатель
п. Правохеттинский

В современных условиях развития российского общества успех каждого человека зависит от умения работать в условиях конкуренции: быстро реагировать на происходящие изменения, анализировать информацию и прогнозировать дальнейший ход событий, принимать соответствующие решения и действовать согласно им. Р а з в и т и е с о ц и а л ь н о й а к т и в н о с т и , л и д е р с к о й целеустремленности необходимо начинать уже в дошкольном детстве. Именно в этот период закладывается фундамент будущей личности, развиваются многообразные отношения к людям, различным видам деятельности, самому себе. В становлении социально-активной личности воспитанников педагоги ДОУ отводят большую роль игровой деятельности, в том числе одному из ее видов -
театрализованной деятельности
. Театрализованная деятельность - это доступная, интересная и эмоционально приятная ребёнку деятельность; неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий; мощное средство коррекции и всестороннего развития дошкольников. Приобщение к театрализованной деятельности воспитанников ДОУ начинается уже со 2 младшей группы через инсценировки знакомых детям стихов, сказок «Репка», «Колобок», «Теремок». В процессе таких игр- инсценировок, действуя вместе со взрослым и подражая ему, малыши учатся понимать и использовать язык мимики и жестов, совершенствуют свою речь, в которой важными составляющими являются эмоциональная окраска и интонация. Воспитатели средней группы продолжают приобщать младших дошкольников к театрализованной деятельности через спектакли- сказки «Муха-цокотуха», «Курочка Ряба» и др. Данная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения, поскольку каждая сказка имеет нравственную направленность. В результате дети познают мир умом и сердцем и выражают своё отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания. Для развития уверенности в своих воспитанниках, становления у них социальных навыков поведения, педагоги старшей и подготовительной групп организовывают театрализованную деятельность старших дошкольников так, чтобы каждый из них имел возможность проявить себя в какой-то роли. Для этого они используют разнообразные приёмы: - выбор детьми роли по желанию; - назначение на роли наиболее робких, застенчивых детей; - распределение ролей; - проигрывание ролей в парах. Воспитатели групп ведут активную работу с воспитанниками, направленную на углубление интереса к театрализованной деятельности. В ходе драматизации театрализованных сказок «Золушка», «Репка на новый лад», «Гриб Боровик» наблюдается расширение театрально-игрового опыта детей посредством игры- драматизации с усложнением театрально- игровых умений дошкольников, обеспечивая дальнейшее развитие
позиции


«зритель
» (быть внимательным и доброжелательным зрителем, проявлять элементы зрительской культуры) и
позиции

«артист»
(у воспитанников развивается умение использовать средства невербальной - мимики, жеста, позы, движения и интонационной выразительности. В ходе театрализованной деятельности у воспитанников формируется опыт социальных навыков поведения, благодаря тому, что литературные произведения для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность, воспитывая такие качества как доброту, смелость, дружбу. Взаимодействуя с другими персонажами, дошкольник учится согласовывать свои действия с действиями партнеров, учится чувствовать партнера по диалогу, слушать и слышать его, происходит обогащение чувств и эмоций, малыш переживает за героев сказки, «проживает» их жизнь. Используя театрализованную деятельность в системе обучения детей в ДОУ, педагоги решают комплекс взаимосвязанных задач во всех образовательных областях по ФГОС ДО.
Социально-коммуникативное развитие
• формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности; • воспитание культуры познания взрослых и детей (эмоциональные состояния, личностные качества) ; • воспитание у ребенка уважения к себе, сознательного отношения к своей деятельности; • развитие эмоций;


Познавательное развитие
• развитие разносторонних представлений о действительности (разные виды театра, профессии людей, создающих спектакль) ; • наблюдение за явлениями природы, поведением животных (для передачи символическими средствами в игре–драматизации) ; • развитие памяти, обучение умению планировать свои действия для достижения результата.
Речевое развитие
• содействие развитию монологической и диалогической речи; • обогащение словаря: образных выражений, сравнений; • овладение выразительными средствами общения: словесными (регулированием темпа, громкости, произнесения, интонации и др.) и невербальными (мимикой, пантомимикой, позами, жестами) ;
Художественно-эстетическое развитие
• приобщение к художественной литературе, музыке, фольклору; • развитие воображения; • реализация самостоятельной творческой деятельности детей.

Физическое развитие
• согласование действий и сопровождающей их речи; • умение воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс развития образа; • выразительность исполнения основных видов движений; В своей работе с детьми педагоги ДОУ используют различные
приемы
: • Артикуляционную гимнастику; • Задания для развития речевой интонационной выразительности; • Игры-превращения, образные упражнения; • Ритмические минутки; • Пальчиковая гимнастика; • Упражнения на развитие выразительной мимики, элементы пантомимы; • Разыгрывание мини-диалогов, потешек, песенок, стихов; • Просмотр кукольных спектаклей Для выявления интересов детей в группах имеются выставки книг со сказками, оборудованы театральные уголки, а также имеются «тихие уголки», где воспитанники могут побыть одни и прорепетировать какую-нибудь роль или просмотреть иллюстрации к театрализации. Поскольку предметно-развивающая среда должна обеспечивать право и свободу выбора каждого ребёнка на театрализацию любимого произведения, в зоне театрализованной деятельности воспитатели разместили разные виды кукольного театра – пальчиковый, би-ба-бо, а так же маски, реквизит, куклы, декорации. Наш детский сад работает по примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «Детство» авторы Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева, дополняя ее различными современными парциальными программами. Анализируя существующие программы, рекомендованные для работы с детьми дошкольного возраста, мы пришли к выводу, что сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и воспитания и усложняются задачи стоящие перед нами – педагогами, очень важной остается задача приобщение детей к театрализованной деятельности. Театрализованные представления способствуют развитию социальной активности у дошкольников, формируя привычку к публичным выступлениям, позволяют формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеют нравственную направленность , она позволяет воспитанникам решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это
помогает им преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость, т.е. развивать в себе с детского возраста лидерские качества


В раздел образования