Напоминание

СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ПОДРОСТКОВ


Автор: Кузнецова Наталья Леонидовна
Должность: мастер производственного обучения
Учебное заведение: ГБПОУ "Самарский техникум промышленных технологий"
Населённый пункт: г. Самара
Наименование материала: Статья
Тема: СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ПОДРОСТКОВ
Раздел: среднее профессиональное





Назад




СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ПОДРОСТКОВ Кузнецова Наталья Леонидовна, Мастера производственного обучения ГБПОУ «Самарский техникум промышленных технологий» Важный фактор психологического развития в подростковом возрасте – общение со сверстниками. Сейчас оно становиться ведущей деятельностью. В подростковый период по- требность в близких друзьях резко возрастает. Подростки стремятся освобо- диться от родительской опеки, заменив её доверительными, эмоционально окра- шенными отношениями с друзьями, с которыми находятся общие интересы и с помощью которых они могут разобраться в себе и избавиться от чувства одино- чества. По мере взросления подростков их отношения с друзьями становятся всё более открытыми, причём между девочками возникает более тесный эмоци- ональный контакт, чем между мальчиками. Анализ задач, стоящих перед подростками в области социальной адаптации и установления межличностных отношений, должен учитываться учитывать по крайней мере шесть важнейших потребностей молодых людей: 1. Устанавливать с окружающими теплые, содержательные, приносящие удовлетворение отношения. 2. Дополнять дружбу детских лет новыми знакомствами с людьми, имеющи- ми иное воспитание, опыт и взгляды. 3. Быть принятыми и признанные в социальных группах и занимать в них определённое положение. 4. Переходить от дружбы и игр со сверстниками того же пола к гетеросо- цильным контактам. 5. Узнавать модели отношений с противоположным полом, принимать и практиковать их (что способствует развитию личности и социальной адаптации, правильному выбора партнёра и впоследствии – удачному браку).
6. Избирать приемлемые мужские и женские социальные роли и осваивать подобающее своему полу поведение. В мотивах равнения подростка из сверстников отражаются жизненно важные для них проблемы: утверждение собственных возможностей; приобретение ка- честв взрослого через равнение на «более взрослого» товарища; стремление к дружбе, желание быть признанным и приятным; взаимоотношение с другим полом; защита собственного достоинства. Одна из старейших проблем подростков – одиночество. Подростки могут испытывать чувство одиночества из-за того, что им трудно установить контакт с окружающими в силу низкой самооценки, в силу испытываемых чувств тревоги или подавленности, из-за недоверия к людям или скептического отношения к своим возможностям в тех или иных ситуациях. Самостоятельные подростки справляются со своим одиночеством, ставя перед собой какие-то цели; зависи- мые преодолевают его полагаясь на внешнюю поддержку. Для подростков сред- него возраста характерно стремление стать членами какой- то или компании, вызывающих восхищение. Подростки добиваются признание группы, при- спосабливаясь к ней, добиваясь успехов в чем – либо, участвуя в различных школьных мероприятиях, развивая в себе качества, которые нравятся окружаю- щим, и овладевая навыками общения. Подростки – особая социально – психологическая и демографическая группа, имеющая свои собственные нормы, установки, специфические формы поведе- ния, которые образуют особую подростковую субкультуру. Чувство принадлеж- ности к «подростковой» общности и определенной группе внутри этой общно- сти, часто отличающейся не только интересами и формами проведения досуга, но и одеждой, языком и т.п., имеет существенное значение для развития лично- сти подростка, влияя на формирующиеся у него нормы и ценности. В под- ростковом возрасте интерес к противоположному полу: 8-10- летние выбирают для игр и других форм взаимодействия преимущественно партнеров одного с ними пола. То 13-14-летние – противоположного. Все больше используются формы поведения, прямо или косвенно связанные с половой ролью. Подростки
начинают ходить на свидания, которые позволяют удовлетворить ряд важных потребностей подростка: они дают ему возможность развлечься; создают усло- вия для дружеского общения; становятся средством определения и повышения своего социального статуса; помогают обогатить социальные навыки; способ- ствуют приобретению сексуального опыта; помогают выбрать спутника жизни; способствуют установлению близких отношений. Трудности некоторых под- ростков во взаимоотношениях с противоположным полом обусловлены их по- вышенной застенчивостью. Итак, период отрочества является очень значимым для развития полно- ценного общения. Так, те школьники которые в 12-14-летнем возрасте были ориентированы преимущественно на семью и мир взрослых, в юношеском и взрослом возрасте часто испытывают трудности во взаимоотношениях с людь- ми, причем не только личных. Но и служебных. Неврозы, нарушения поведе- ния, склонность к правонарушениям также наиболее часто встречаются у лю- дей, испытавших в детском и подростковом возрасте трудности во взаимоотно- шениях с родственниками. Традиционно подростковый возраст рассматривается как период отчуждения от взрослых, Однако современные исследования показывают сложность и амбивалентность отношения подростка к взрослым. Ярко выражены как стремление противопо- ставить себя взрослым, отстаивать собственную независимость и права, так и ожидание от взрослых помощи, защиты и поддержки, доверие к ним, важность их одобрения и оценок. Значимость взрослого отчетливо проявляется в том, что для подростка существенна не сколько сама по себе возможность самостоятель- но распоряжаться собой, сколько признание окружающими взрослыми этой воз- можности и принципиального равенства его прав с правами взрослого человека.


В раздел образования