Автор: Кузнецова Наталья Леонидовна Должность: мастер производственного обучения Учебное заведение: ГБПОУ "Самарский техникум промышленных технологий" Населённый пункт: г. Самара Наименование материала: Статья Тема: СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ПОДРОСТКОВ Раздел: среднее профессиональное
СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ПОДРОСТКОВ
Кузнецова Наталья Леонидовна,
Мастера производственного обучения
ГБПОУ «Самарский техникум промышленных технологий»
Важный фактор психологического развития в подростковом возрасте – общение
со сверстниками.
Сейчас оно становиться ведущей деятельностью. В подростковый период по-
требность в близких друзьях резко возрастает. Подростки стремятся освобо-
диться от родительской опеки, заменив её доверительными, эмоционально окра-
шенными отношениями с друзьями, с которыми находятся общие интересы и с
помощью которых они могут разобраться в себе и избавиться от чувства одино-
чества. По мере взросления подростков их отношения с друзьями становятся
всё более открытыми, причём между девочками возникает более тесный эмоци-
ональный контакт, чем между мальчиками.
Анализ задач, стоящих перед подростками в области социальной адаптации и
установления межличностных отношений, должен учитываться учитывать по
крайней мере шесть важнейших потребностей молодых людей:
1.
Устанавливать
с
окружающими
теплые,
содержательные,
приносящие
удовлетворение отношения.
2.
Дополнять дружбу детских лет новыми знакомствами с людьми, имеющи-
ми иное воспитание, опыт и взгляды.
3.
Быть принятыми и признанные в социальных группах и занимать в них
определённое положение.
4.
Переходить от дружбы и игр со сверстниками того же пола к гетеросо-
цильным контактам.
5.
Узнавать модели отношений с противоположным полом, принимать и
практиковать их (что способствует развитию личности и социальной адаптации,
правильному выбора партнёра и впоследствии – удачному браку).
6.
Избирать приемлемые мужские и женские социальные роли и осваивать
подобающее своему полу поведение.
В мотивах равнения подростка из сверстников отражаются жизненно важные
для них проблемы: утверждение собственных возможностей; приобретение ка-
честв взрослого через равнение на «более взрослого» товарища; стремление к
дружбе, желание быть признанным и приятным; взаимоотношение с другим
полом; защита собственного достоинства.
Одна из старейших проблем подростков – одиночество. Подростки могут
испытывать чувство одиночества из-за того, что им трудно установить контакт с
окружающими в силу низкой самооценки, в силу испытываемых чувств тревоги
или подавленности, из-за недоверия к людям или скептического отношения к
своим возможностям в тех или иных ситуациях. Самостоятельные подростки
справляются со своим одиночеством, ставя перед собой какие-то цели; зависи-
мые преодолевают его полагаясь на внешнюю поддержку. Для подростков сред-
него возраста характерно стремление стать членами какой- то или компании,
вызывающих
восхищение.
Подростки
добиваются
признание
группы,
при-
спосабливаясь к ней, добиваясь успехов в чем – либо, участвуя в различных
школьных мероприятиях, развивая в себе качества, которые нравятся окружаю-
щим, и овладевая навыками общения.
Подростки – особая социально – психологическая и демографическая группа,
имеющая свои собственные нормы, установки, специфические формы поведе-
ния, которые образуют особую подростковую субкультуру. Чувство принадлеж-
ности к «подростковой» общности и определенной группе внутри этой общно-
сти, часто отличающейся не только интересами и формами проведения досуга,
но и одеждой, языком и т.п., имеет существенное значение для развития лично-
сти подростка, влияя на формирующиеся у него нормы и ценности. В под-
ростковом возрасте интерес к противоположному полу: 8-10- летние выбирают
для игр и других форм взаимодействия преимущественно партнеров одного с
ними пола. То 13-14-летние – противоположного. Все больше используются
формы поведения, прямо или косвенно связанные с половой ролью. Подростки
начинают ходить на свидания, которые позволяют удовлетворить ряд важных
потребностей подростка: они дают ему возможность развлечься; создают усло-
вия для дружеского общения; становятся средством определения и повышения
своего социального статуса; помогают обогатить социальные навыки; способ-
ствуют приобретению сексуального опыта; помогают выбрать спутника жизни;
способствуют установлению близких отношений. Трудности некоторых под-
ростков во взаимоотношениях с противоположным полом обусловлены их по-
вышенной застенчивостью.
Итак, период отрочества является очень значимым для развития полно-
ценного общения. Так, те школьники которые в 12-14-летнем возрасте были
ориентированы преимущественно на семью и мир взрослых, в юношеском и
взрослом возрасте часто испытывают трудности во взаимоотношениях с людь-
ми, причем не только личных. Но и служебных. Неврозы, нарушения поведе-
ния, склонность к правонарушениям также наиболее часто встречаются у лю-
дей, испытавших в детском и подростковом возрасте трудности во взаимоотно-
шениях с родственниками.
Традиционно подростковый возраст рассматривается как период отчуждения
от взрослых,
Однако современные исследования показывают сложность и амбивалентность
отношения подростка к взрослым. Ярко выражены как стремление противопо-
ставить себя взрослым, отстаивать собственную независимость и права, так и
ожидание от взрослых помощи, защиты и поддержки, доверие к ним, важность
их одобрения и оценок. Значимость взрослого отчетливо проявляется в том, что
для подростка существенна не сколько сама по себе возможность самостоятель-
но распоряжаться собой, сколько признание окружающими взрослыми этой воз-
можности и принципиального равенства его прав с правами взрослого человека.