Семейное воспитание в период адаптации ребенка к детскому саду.
Автор: Придатко Надежда Павловна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ д/с № 16 Населённый пункт: г. Белгород Наименование материала: статья Тема: Семейное воспитание в период адаптации ребенка к детскому саду. Раздел: дошкольное образование
Семейное воспитание в период адаптации ребенка к детскому саду.
МБДОУ д/с № 16
Придатко Надежда Павловна
Детский сад – это первый опыт общения с детьми, со взрослыми, и
расставания
с
мамой.
Эмоциональные
проблемы
малыша
требуют
разрешения в первые же дни его пребывания в группе.
Проблема адаптации ребенка к условиям детского сада всегда была
актуальна.
При
поступлении
в
детский
сад
все
дети
проходят
через
адаптационный
период,
когда
происходит
приспособление
организма
на
физиологическом, социальном, психологическом уровнях и сопровождается
изменениями поведенческих реакций ребенка, расстройством аппетита или
сна.
Как
помочь
маленькому
человечку
с
наименьшим
ущербом
для
психологического и соматического здоровья войти в новый для него круг
широкого общения со сверстниками и посторонними взрослыми – в тот
уголок, где он будет жить достаточно долго.
От успешности деятельности педагога в этом направлении зависит
дальнейшая жизнь ребенка не только в младшей группе, но и в старших
группах детского сада. Отрицательный опыт адаптации может иметь как
положительную (позитивную) сторону, так и отрицательную (негативную).
Отрицательный опыт адаптации может сыграть как положительную роль, так
и отрицательную.
Нам, взрослым, необходимо помочь детям адаптироваться к условиям
дошкольной образовательной организации:
- преодолеть стрессовые состояния у детей раннего возраста в период
адаптации к детскому саду;
-
формирование
активной
позиции
родителей
по
отношению
к
процессу адаптации детей к детскому саду;
-
проведение
групповых
первых
общений
малыша
и
детей,
и
с
взрослыми должны быть разнообразными:
– это и театрализованные сказки,
– это и дидактические игры;
– это и чтение потешек, песенок;
– это и вождение хороводов, маршей, караваев;
– это и пальчиковые игры;
– это и конструирование из мелких и крупных кубиков;
– это и экспериментирование с водой и песком,
где все это объединяет детей, задает положительный эмоциональный
настрой.
Таким образом, необходим постепенный адаптационный переход из
семьи
в
детский
сад.
Дети
разные
и
привыкание
проходит
по-разному.
Многие дети быстро входят в группу, в общение с другими малышами и так
легко
проходит
адаптационный
период,
но
бывает
и
тяжелая
адаптация,
которая приводит к слезам, нежеланием идти в детский сад – начинают дети
заболевать.
Поэтому мамы могут помочь своему ребенку в период адаптации к
ДОО.
1. Расширить круг общения с другими детьми: с соседями, на детской
площадке, в общественном месте.
2. Помочь маме, что игрушками можно играться как одному, так и
вместе (делиться игрушками).
3. Развивать подражательность в действиях: птички – летают, зайки –
прыгают, медведи – топают.
4.
Учить
общаться
доброжелательно
со
сверстниками,
предложить
помощь, или пожалеть друга.
5. Объяснять малышу, что ты немножко побудешь в детском саду, а я
тем временем поработаю, и мы вечером вместе с тобой пообщаемся.
6. Приучать к самостоятельности, чтобы малыш сам шел на горшочек,
самостоятельно кушал ложкой, пил из чашки, одевался и раздевался, отдыхал
в сончас. (Подготовится к режиму детского сада).
Наглядным
примером
выступают
прежде
всего
сами
родители.
Требования мамы к ребенку должны быть последовательны и доступны; а тон
родителей
–
дружественный,
разъяснительный,
ласковый,
добрый.
В
адаптационный период взрослым необходимо стараться заслужить доверие
малыша, обеспечить ему чувство уверенности и защищенности в детском
саду.
Рекомендуем родителям:
1) телесную терапию: общаться глаза в глаза, обнимать малыша, брать
за руки, жалеть и поглаживать;
2)
рассказывать
сказки
перед
сном,
петь
колыбельные
песенки
(любимые песенки приготовить для детского сада);
3) приблизить домашний режим к режиму детского сада: кормление,
прогулки, сончас;
4) поддерживать родителям спокойную домашнюю обстановку;
5)
демонстрировать
малышу
свою
любовь
и
заботу,
проявлять
терпение.
Итак, создание эмоционально комфортных условий в группе я полагаю
залогом успешного решения всего адаптационного периода малыша.
Новая
программа
по
стандарту
ФГОС
предлагает
младшему
дошкольному возрасту предметную деятельность и игры с составными и
динамическими игрушками; экспериментирование с разными материалами и
веществами (песок, вода, снег, тесто); общение со взрослыми и совместные
игры со сверстникам; самообслуживание и действия с бытовыми предметами.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов младшего
дошкольника, любознательности и познавательной мотивации, формирование
познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и
творческой активности.
Как считают наши известные специалисты по дошкольной педагогике и
психологии – это Л.И. Выготский, Д.Б. Эльконин, что кризис трёх лет – это
граница между ранним и дошкольным детством – один из наиболее трудных
моментов в жизни малыша.
Это
разрушение,
пересмотр
старой,
эмоциональной
системы
отношений детей и начало перехода к новой, более осмысленной, внутренне
осознаваемой, мотивированной системе речевого общения детей.
Младший
дошкольный
возраст
–
это
возраст
обычно
называют
«временем
миллиона
вопросов».
Эти
детки
хотят
выяснить
почему
идет
дождик, куда уходит ночь, из чего сделаны звезды, отчего собачка лает…
Выслушав
вопросы,
взрослые
должны
найти
ответы
такие,
чтобы
отношения малыша и взрослого были серьезные, доступные, насыщенные и
по-детски игровые.
Мне,
как
воспитателю,
главная
задача,
умение
видеть
в
ребенке
личность
–
это
сохранение
уникальности
и
самоценности
детства
как
важного этапа в общем развитии человека.
Младший
дошкольный
возраст
–
это
начало
проживания
ребенком
этапов детства и обогащение детского развития.
Содержание
новой
Программы
должно
обеспечивать
развитие
личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности
и
охватывать
следующие
структурные
единицы,
представляющие
определенные направления развития и образования детей из пяти областей.
Главное
в
младшем
дошкольном
возрасте
–
это
непосредственное
эмоциональное
общение
со
взрослым,
манипулирование
с
различными
предметами
и
познавательно-исследовательские
действия,
восприятие
музыки
и
музыкальных
инструментов,
выполнение
двигательных
упражнений и спортивной активности, а также игры и игровые упражнения
«Найди
тарелочку
для
чашки»,
«Где
живут
рыбки»,
«Накроем
стол
для
чаепития», «Одеваем Катю для прогулки».
Когда малыш играет – это тоже самое как работа для взрослого, по игре
можно многое узнать о малыше, в игре он испытывает все свои чувства,
обогащает свой опыт, развивает мыслительные операции.
Я работаю с малышами, и я люблю этот возраст. Главное – вовремя
каждого малыша увидеть, поддержать в полученном, похвалить в хорошем,
поцеловать в радости, пожать ладошку, положить в руку сюрприз – что
можно
- листочек бумаги,
- длинную ленточку,
- красивую пуговичку.
В младшем дошкольном возрасте вся деятельность и развитие ребенка
подчинены одной ведущей потребности – познание окружающего мира и
себя в нем.
Если воспитатель любящий, чуткой души, внимательный, тогда если
мы приоткроем свою душу малышу – и он откроем свою нам!