Автор: Кулманакова Ирина Сергеевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБОУ "Каргасокская СОШ - интернат №1" Населённый пункт: Томская область, село Каргасок Наименование материала: статья Тема: Как понять подростка? Раздел: полное образование
Как понять подростка?
Я
очень
довольна,
что
судьба
дала
мне
возможность
работать
с
самым
интересным
и
непредсказуемым
народом,
с
подростками.
Простите меня за такое сравнение, но они мне
напоминают
«необузданных
и
норовистых
лошадок, которые думают, что они сами решают,
на каком лугу будут щипать травку, одним глазом
поглядывая
на
реакцию
пастуха.
А
пастух,
спокойно
играя
на
дудочке,
ненавязчиво
направляет свой табун в нужное место. А ведь
бывает и другая модель поведения «пастуха», жесткая и требовательная и тогда
начинается бунт в табуне…» Вот так же и мы, взрослые, никак вовремя не
можем понять, что пришло время воспринимать своего ребенка «на равных»,
как
взрослого,
со
своими
требованиями
и
предпочтениями.
Но
это
только
внешне, так как подросток еще не готов принимать ответственные решения в
некоторых
ситуациях.
Контроль
за
ребенком
должен
стать
скрытым
и
ненавязчивым. Например, если маленькому ребенку вы давали четкие указания,
прийти вечером домой в 19 часов, то сейчас ситуация изменилась. Подростка
нужно ставить не в жесткие рамки, а перед выбором. Например: «Доченька,
если ты придешь поздно, я буду волноваться за твою безопасность, поэтому не
смогу уснуть и тебе трудно будет завтра проснуться утром. Я думаю, что ты
сама подумаешь и согласишься со мной. Но в любом случае выбор за тобой».
Сейчас взрослый должен стать для подростка не родителем, а больше другом и
наставником, который уважает мнение подростка, к которому хочется подойти
и посоветоваться, не получив в ответ нотации. Нам, взрослым нужно быть
готовым к тому, что сейчас мы не главные персонажи в жизни нашего ребенка, а
второстепенные после сверстников. Именно мнение друзей и одноклассников
сейчас
имеет
больший
вес,
чем
вес
нашего,
родительского
слова.
И
это
абсолютно нормально. Именно, благодаря общению со своими одногодками у
ребенка
начинает
формироваться
представление
о
себе.
Он
привык,
что
родители воспринимают его как маленького и даже на вопрос о внешности,
никогда не скажут правду, чтобы его не травмировать. А сверстники скажут все
как есть, без обмана..
Таким образом, подросток много узнает о себе, о своих
способностях,
о
том,
как
его
воспринимают
в
коллективе
сверстников
и,
наконец, подросток познает себя как личность. Только
тогда он будет иметь
возможность
изменить
себя,
свои
недостатки,
когда
научится
реально
оценивать
себя.
Родители
и
учителя
должны
всегда
помнить,
что
в
подростковый
период
у
нашего,
уже,
кажется
взрослого
дитя,
еще
только
формируются
черты
характера,
личностные
особенности,
привычки
и
склонности. Не надо постоянно говорить ему: «И в кого ты такой вредный? У
нас в родне таких нет». Дайте ему возможность стать собой настоящим, а не
подражать родителям или другим родственникам. Научитесь не только слушать
своего ребенка, но и понимать его душу, относитесь к его, кажется наивным
проблемам,
с
пониманием
и
терпением.
Тогда
вашему
сыну
или
дочери
захочется вечером быстрее вернуться домой и поделиться с вами радостью или
проблемой. Он вам будет доверять, а это стоит многого!
Автор: Кулманакова Ирина Сергеевна,
воспитатель первой категории
интернат «Ровесник» при МБОУ
«Каргасокская СОШ - интернат №1;
Томская область, с. Каргасок