Автор: Силаева Наталья Юрьевна Должность: преподаватель Учебное заведение: ГБПОУ "Самарский техникум промышленных технологий" Населённый пункт: г. Самара Наименование материала: Методическая разработка Тема: РЕФЕРАТ: ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ И ОЦЕНИВАНИЯ Раздел: среднее профессиональное
РЕФЕРАТ: ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ И ОЦЕНИВАНИЯ
Силаева Наталья Юрьевна,
преподаватель.
ГБПОУ «Самарский техникум промышленных технологий»
Реферат – это сокращенный пересказ содержания первичного документа
(или его части) с основными фактическими сведениями и выводами.
Написание реферата практикуется в учебном процессе в целях приобрете-
ния обучающимся профессиональной подготовки, развития умения и навыков
самостоятельного научного поиска: изучения литературы по выбранной теме,
анализа различных источников и точек зрения, обобщения материала, выявле-
ния главного, формулирования выводов и так далее.
С помощью реферата обучающийся глубже постигает сложные проблемы
обучения, учится лаконично излагать свои мысли, правильно оформлять работу
и докладывать результаты своего труда.
Подготовка рефератов способствует у обучающихся формированию пра-
вовой культуры, закреплению знаний, развитию умений самостоятельно анали-
зировать общественно-политические явления современности.
Процесс написания реферата включает:
1. Выбор темы;
2. Подбор литературы, нормативных актов и их изучение;
3. Составление плана;
4. Написание текста работы и её оформление;
5. Устное изложение реферата.
Как правило, рефераты пишутся по наиболее актуальным темам. В рефе-
рате на основе тщательного анализа и обобщения научного материала сопостав-
ляются различные взгляды авторов и определяется собственная позиция обуча-
ющегося с изложением соответствующих аргументов.
Работа над рефератом начинается с общего ознакомления темы. Далее
изучаются нормативные акты, литературные и иные источники, рекомендован-
ные преподавателем. Обучающийся может в процессе работы написания рефе-
рата использовать самостоятельно подобранные произведения.
В процессе изучения литературы рекомендуется делать выписки, посте-
пенного группируя и накапливая теоретический и практический материал. План
реферата составляется таким образом, чтобы он раскрывал название работы.
Реферат имеет следующие структурные части:
1. Введение. В нем кратко обосновывается актуальность, научная и прак-
тическая значимость выбранной темы.
2. Основная часть. В ней раскрывается суть проблемы и её решения.
3. Заключение. В этой части формируются выводы, оценки и предложе-
ния.
Изложение материала должно быть кратким, точным, последовательным.
Необходимо употреблять термины, свойственные науке, избегать непривычных
или двусмысленных понятий и категорий, сложных грамматических оборотов.
Термины, отдельные слова и словосочетания допускается заменять приня-
тыми текстовыми сокращениями, смысл которых ясен. Обязательно присут-
ствие сноски, внизу страницы, под чертой. Сноска должна быть полной: с ука-
занием фамилии и инициалов автора, названия книги, места и года её издания,
страницы, с которой взята цитата.
Для статей из журналов, сборников, указывают фамилию и инициалы ав-
тора, название статьи, название журнала или сборника статей, с указанием года
издания и номера (или выпуска).
При ссылке на газетную статью, кроме названия и года издания, указыва-
ют дату.
При оформлении нормативных источников указывают полное и точное
название нормативного акта, дату его принятия и редакции с изменениями и до-
полнениями. Обязательным являются: название, год, номер и статья официаль-
ного издания, где был опубликован нормативный акт.
Текст полностью написанной и оформленной работы подлежит тщатель-
ной проверке. Ошибки и описки в тексте, в цитатах и научно-справочном аппа-
рате отрицательно сказываются на оценке работы.
Содержание реферата обучающийся докладывает на семинаре, научном
кружке, конференции и в течении 5-7 минут кратко излагает основные положе-
ния своей работы. После доклада автор отвечает на вопросы аудитории.
Критерии оценивания реферата:
1. Объем реферата от 8 до 10 страниц.
2. Оценка 5 (отлично). Реферат написан грамотным научным языком, чет-
кая
структура
и
логика
изложения.
Выводы
обоснованы,
демонстрируется
способность анализа материала.
3. Оценка 4 (хорошо). Реферат написан грамотным научным языком, чет-
кая структура и логика изложения. Выводы обоснованы. Не проявлена способ-
ность к анализу.
4. Оценка 3 (удовлетворительно). Нарушена структура изложения матери-
ала. Ошибки в логическом обосновании ответа.
5. Оценка 2 (неудовлетворительно). Задание не выполнено или выполнено
формально.
Реферат, в котором дословно переписан текст учебника или другого ис-
точника не оценивается.
ЛИТЕРАТУРА.
1. Кузнецов И.Н. Рефераты, курсовые и дипломные работы. М: Дашков, 2004-
352с.
2. Виноградова Н.А., Борикова Л.В. Пишем реферат, доклад, выпускную квали-
фикационную работу, М: Академия, 2010 - 96с