"Из опыта работы с детским фольклорным коллективом"
Автор: Калашникова Оксана Владимировна Должность: преподаватель Учебное заведение: МБУДО "ДШИ р.п.Белореченский" Населённый пункт: Усольский район Иркутская область Наименование материала: Статья Тема: "Из опыта работы с детским фольклорным коллективом" Раздел: дополнительное образование
«Из опыта работы с детским фольклорным коллективом»
Привить любовь к народному творчеству – это не только эстетическая, но прежде
всего,
идейно
–
нравственная
задача
современной
педагогики.
Ведь
возродить
национальную жизнь своей Родины возможно только через возрождение её культуры.
В связи с веянием времени и возрождением народных традиций, в 2003 году на базе
Детской школы искусств рабочего поселка Белореченский Усольского района Иркутской
области был организован детский фольклорный ансамбль «Белореченька» из 9 учащихся. В
данный момент ансамбль носит звание «Образцовый» и насчитывает 22 участника, которые
ведут яркую концертную деятельность в школе, поселке и родном районе.
Образование
осуществляется
средствами
песенного
искусства,
изучением
музыкальных стилей и региональных особенностей музыкального фольклора.
Обучение детей пению - процесс длительный.
Народное пение – это пение близкое к разговорной речи, в духе народа.
Фольклорное
пение
–
это
аутентичное
пение,
как
пели
бабушки,
с
сохранением
диалектов.
Фольклор естественно – это когда поют бабушки, а дети рядом копируют;
Фольклор
искусственно
–
это
когда
показывает
руководитель,
начитавшись
литературы, что приемлемо к нашему коллективу.
Начинать петь нужно в разговорной зоне – это примарная зона.
Петь близко к разговорной речи, не значит слишком открыто и крикливо. Петь громко
–
это
не
правильно.
Звук
должен
быть
гибким,
не
форсированным.
У
детей
связки
тоненькие, колеблются мягко, нежно соприкасаются между собой. Поэтому нельзя их
напрягать, иначе может быть потеря голоса у ребенка.
Можно использовать следующие упражнения:
1.
«Назвать своё имя» - нараспев на одном разговорном тоне – «Я – я Да- ша-а-а» (при
этом работает грудной резонатор);
2.
«Месим тесто - льём молоко - горлышко узкое - буль-буль (в высоком регистре до
низкого глиссандо),
- разбиваем яйца – чик-чик – щёлкаем языком,
- кладём дрожжи – плюх – плюх,
- сыпем сахар – пшшш,
- сыплем соль – сссссс,
- льём масло – широкая бутыль – буль-буль (в низком регистре),
- сеем муку и т.д.
3. Упражнения, которые помогают раздвигать границы речевого диапазона:
«Покачаемся на качелях»- ле/на, о/ля, я/я; рукой показывая движение
мелодии.
4.
Скороговорки – это гимнастика для артикуляционного аппарата (язык,
губы, щёки), разогрев всех мышц лица.
5.
Упражнения на дыхание. Это самый важный этап вокально – хоровой работы, так
как
дыхание – это основа пения. Человек рождается с брюшным дыханием, которое
наполняет лёгкие и головной мозг кислородом в полном объёме. Но, к сожалению, многие,
спешащие жить, утрачивают это дыхание и переходят на поверхностное, т.е. ключичное
или грудное.
Поэтому первоочередной задачей педагога при работе над детским голосом, является
постановка брюшного дыхания с опорой на диафрагму. Овладев им, диапазон голоса у
детей, небольшой от природы, увеличивается до 1,5 октав.
6.Распевка «Андрей – воробей»- движение на одном звуке по полутонам вверх.
Упражнения постепенно усложняются.
При
распевании
можно
использовать
все
жанры
детского
фольклора
–
потешки,
прибаутки. Например:
7.«Ой, ди – ди- ли» (разучивание с участниками семинара в народной манере, в одной
звуковой линии, не выделяя откровенно слова, идти за словом по смыслу, выразительно).
При этом,
отдельно поработать над слогом «Ой» - произнести на разные интонации:
громко, восторженно, кокетливо, игриво; т. е., найти нужную интонацию.
Таким образом, интонация, вокальные навыки развиваются на простом материале.
Далее можно переходить к разучиванию песенного репертуара.
Грамотный
подбор
репертуара
также
является
показателем
успеха.
Например,
в
период Зимних святок принято колядовать – петь колядки, рождественские песни. На
Масленицу – масленичные, в Пасхальную неделю - волочебные песни, осенью – жнивные и
т.д.
В этом учебном году мы с учащимися фольклорного ансамбля подготовили и
провели для ребят детского сада праздник «Пошла Коляда»
При составлении сценария мною были использованы такие разделы:
1. Рассказ о рождении Христа и беседа с детьми по теме;
2. Театральное действо с колядовщиками;
3. Загадки, вопросы, задания;
4. Чаепитие.
Важным
остаётся
музыкальный
материал.
С
детьми
дошкольного
и
младшего
школьного
возраста
рекомендуется
использовать
игровые
песни,
народные
игры
с
припевками.
Для самообразования педагога я рекомендую:
1.
В.В.Федонюк.
Детский
голос.
Задачи
и
методы
работы
с
ним./
Санкт-
Петербург: Издательство «Союз Художников», 2002. – 64 с., с ил.
2.
Л.В.Шамина. Школа русского народного пения. Москва, 1997.
Труд Валентины Васильевны Федонюк ценен тем, что в нём описана подробная,
поэтапная работа по постановке, развитию и овладению детей своим голосом. В этом
пособии
для
преподавателей
Детских
школ
искусств,
Лицеев
досконально,
логично
выстроено описание метода работы с детским голосом. Чувствуется, что все, что написано
педагогом, очень близко ему, пропущено через себя и является результатом многолетнего
труда.
Рекомендуемые мной музыкальные сборники:
1.
«Песенные узоры», выпуск 1 – 4. Москва, «Музыка»;
2.
Фольклор в школе. Куприянова Л.;
3.
Аленький наш цветок. Всероссийское музыкальное общество детям, выпуск
2, 1999.;
4.
Ты воспой, жаворонушек. Скопцов К. Красноярск, 2002.
В заключение хочется поделиться мыслями по поводу работы с детским голосом.
Используя вышеназванные педагогические концепции, детский голос нельзя использовать,
как сырьё, не задумываясь над тем, что будет потом с этим голосом. Руслановых, Зыкиных,
Стрельченко надо открывать в детском возрасте.
Желаю всем грамотной и плодотворной работы!
Автор: Калашникова Оксана Владимировна
преподаватель класса фольклорного пения
МБУДО «ДШИ р.п.Белореченский»