Напоминание

"Из опыта работы с детским фольклорным коллективом"


Автор: Калашникова Оксана Владимировна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО "ДШИ р.п.Белореченский"
Населённый пункт: Усольский район Иркутская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Из опыта работы с детским фольклорным коллективом"
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Из опыта работы с детским фольклорным коллективом» Привить любовь к народному творчеству – это не только эстетическая, но прежде всего, идейно – нравственная задача современной педагогики. Ведь возродить национальную жизнь своей Родины возможно только через возрождение её культуры. В связи с веянием времени и возрождением народных традиций, в 2003 году на базе Детской школы искусств рабочего поселка Белореченский Усольского района Иркутской области был организован детский фольклорный ансамбль «Белореченька» из 9 учащихся. В данный момент ансамбль носит звание «Образцовый» и насчитывает 22 участника, которые ведут яркую концертную деятельность в школе, поселке и родном районе. Образование осуществляется средствами песенного искусства, изучением музыкальных стилей и региональных особенностей музыкального фольклора. Обучение детей пению - процесс длительный. Народное пение – это пение близкое к разговорной речи, в духе народа. Фольклорное пение – это аутентичное пение, как пели бабушки, с сохранением диалектов. Фольклор естественно – это когда поют бабушки, а дети рядом копируют; Фольклор искусственно – это когда показывает руководитель, начитавшись литературы, что приемлемо к нашему коллективу. Начинать петь нужно в разговорной зоне – это примарная зона. Петь близко к разговорной речи, не значит слишком открыто и крикливо. Петь громко – это не правильно. Звук должен быть гибким, не форсированным. У детей связки тоненькие, колеблются мягко, нежно соприкасаются между собой. Поэтому нельзя их напрягать, иначе может быть потеря голоса у ребенка. Можно использовать следующие упражнения: 1. «Назвать своё имя» - нараспев на одном разговорном тоне – «Я – я Да- ша-а-а» (при этом работает грудной резонатор); 2. «Месим тесто - льём молоко - горлышко узкое - буль-буль (в высоком регистре до низкого глиссандо), - разбиваем яйца – чик-чик – щёлкаем языком, - кладём дрожжи – плюх – плюх, - сыпем сахар – пшшш, - сыплем соль – сссссс, - льём масло – широкая бутыль – буль-буль (в низком регистре), - сеем муку и т.д. 3. Упражнения, которые помогают раздвигать границы речевого диапазона: «Покачаемся на качелях»- ле/на, о/ля, я/я; рукой показывая движение мелодии. 4. Скороговорки – это гимнастика для артикуляционного аппарата (язык, губы, щёки), разогрев всех мышц лица. 5. Упражнения на дыхание. Это самый важный этап вокально – хоровой работы, так как дыхание – это основа пения. Человек рождается с брюшным дыханием, которое наполняет лёгкие и головной мозг кислородом в полном объёме. Но, к сожалению, многие, спешащие жить, утрачивают это дыхание и переходят на поверхностное, т.е. ключичное или грудное. Поэтому первоочередной задачей педагога при работе над детским голосом, является постановка брюшного дыхания с опорой на диафрагму. Овладев им, диапазон голоса у детей, небольшой от природы, увеличивается до 1,5 октав. 6.Распевка «Андрей – воробей»- движение на одном звуке по полутонам вверх. Упражнения постепенно усложняются. При распевании можно использовать все жанры детского фольклора – потешки, прибаутки. Например:
7.«Ой, ди – ди- ли» (разучивание с участниками семинара в народной манере, в одной звуковой линии, не выделяя откровенно слова, идти за словом по смыслу, выразительно). При этом, отдельно поработать над слогом «Ой» - произнести на разные интонации: громко, восторженно, кокетливо, игриво; т. е., найти нужную интонацию. Таким образом, интонация, вокальные навыки развиваются на простом материале. Далее можно переходить к разучиванию песенного репертуара. Грамотный подбор репертуара также является показателем успеха. Например, в период Зимних святок принято колядовать – петь колядки, рождественские песни. На Масленицу – масленичные, в Пасхальную неделю - волочебные песни, осенью – жнивные и т.д. В этом учебном году мы с учащимися фольклорного ансамбля подготовили и провели для ребят детского сада праздник «Пошла Коляда» При составлении сценария мною были использованы такие разделы: 1. Рассказ о рождении Христа и беседа с детьми по теме; 2. Театральное действо с колядовщиками; 3. Загадки, вопросы, задания; 4. Чаепитие. Важным остаётся музыкальный материал. С детьми дошкольного и младшего школьного возраста рекомендуется использовать игровые песни, народные игры с припевками. Для самообразования педагога я рекомендую: 1. В.В.Федонюк. Детский голос. Задачи и методы работы с ним./ Санкт- Петербург: Издательство «Союз Художников», 2002. – 64 с., с ил. 2. Л.В.Шамина. Школа русского народного пения. Москва, 1997. Труд Валентины Васильевны Федонюк ценен тем, что в нём описана подробная, поэтапная работа по постановке, развитию и овладению детей своим голосом. В этом пособии для преподавателей Детских школ искусств, Лицеев досконально, логично выстроено описание метода работы с детским голосом. Чувствуется, что все, что написано педагогом, очень близко ему, пропущено через себя и является результатом многолетнего труда. Рекомендуемые мной музыкальные сборники: 1. «Песенные узоры», выпуск 1 – 4. Москва, «Музыка»; 2. Фольклор в школе. Куприянова Л.; 3. Аленький наш цветок. Всероссийское музыкальное общество детям, выпуск 2, 1999.; 4. Ты воспой, жаворонушек. Скопцов К. Красноярск, 2002. В заключение хочется поделиться мыслями по поводу работы с детским голосом. Используя вышеназванные педагогические концепции, детский голос нельзя использовать, как сырьё, не задумываясь над тем, что будет потом с этим голосом. Руслановых, Зыкиных, Стрельченко надо открывать в детском возрасте. Желаю всем грамотной и плодотворной работы! Автор: Калашникова Оксана Владимировна преподаватель класса фольклорного пения МБУДО «ДШИ р.п.Белореченский»


В раздел образования