Практическая направленность биологического образования на современном этапе
Автор: Парфенова Елена Георгиевна Должность: учитель биологии Учебное заведение: МБОУ СОШ №1 г. Олекминск Населённый пункт: Олекминск, Республика Саха(Я) Наименование материала: Методическая разработка Тема: Практическая направленность биологического образования на современном этапе Раздел: среднее образование
Практическая направленность биологического образования.
Успешность решения задач политехнического образования и
профориентации при обучении биологии зависит от множества факторов, в
первую очередь от тех, которые влияют на глубину и прочность знаний и
умений учащихся. В соответствии с прикладной направленностью
содержания биологического образования на первый план должны выступать
научные основы выращивания культурных растений и разведения домашних
животных; селекционная практика; микробиологический синтез;
биотехнология; генная и клеточная инженерия, защита окружающей среды,
сохранение биоразнообразия, т.е. такие направления, которые готовят
учащихся к жизни, к активной деятельности.
Немалую роль использовать полученные знания и умения в
практической деятельности и повседневной жизни для сохранения
собственного здоровья, воспитания экологической, генетической грамотности
играют и лабораторные занятия. Для них характерно сочетание методов
наблюдения, измерения, опыта, эксперимента, моделирование и практическая
работа учащихся с беседой. Это способствует овладению школьниками рядом
практических и интеллектуальных умений, получению конкретных
представлений о процессах и объектах живой природы. Так, школьники
приобретают элементарные умения определения химического состава семян,
закладки простейших опытов с растениями, их проведения и
формулирования выводов, получают навыки определения видов растений,
возраста деревьев по спилу; учатся черенкованию, работе с лупой и
микроскопом, овладевают методикой проведения элементарных
цитологических, гистологических, анатомо-морфологических,
физиологических исследований. Все указанные умения имеют практический
характер, они могут найти применение в трудовой деятельности после
окончания школы (в НИИ биологического профиля работают лаборанты,
которые готовят микропрепараты, проводят анатомо-морфологический
анализ растений и животных, определяю химический состав организмов и
т.д.)
Лабораторные занятия способствуют закреплению теоретического
материала, их эффективность значительно возрастает, если организовать
поисковую работу учащихся, с помощью инструкции ориентировать их на
получение ответа в ходе выполнения задания, на формулирование выводов
практического характера.
Лабораторные и практические работы в 7 классе.
Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними.
Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука.
Изучение органов цветкового растения.
Изучение строения позвоночного животного.
Передвижение воды и минеральных веществ в растении.
Изучение строения семян однодольных и двудольных растений.
Изучение строения водорослей.
Изучение строения мхов (на местных видах)
Изучение строения папоротника
Изучение строения голосеменных растений
Изучение строения покрытосеменных растений.
Изучение строения плесневых грибов.
Вегетативное размножение комнатных растений.
Изучение одноклеточных животных.
Изучение внешнего строения дождевого червя, наблюдение
за его передвижением и реакциями на раздражения.
Изучение строения моллюсков по влажным препаратам.
Изучение многообразия членистоногих по коллекциям.
Изучение строения рыб.
Изучение строения птиц.
Изучение строения куриного яйца.
Изучение строения млекопитающих.
Экскурсии
Разнообразие и роль членистоногих в природе.
Разнообразие птиц и млекопитающих.
Решение практических и творческих задач зависит от
оснащения кабинета биологии соответствующими оборудованиями:
натуральные объекты, средства на печатной основе, муляжи и модели,
пособия на новых информационных носителях, технические средства
обучения-проекционная аппаратура (мультимедийные проекторы,
компьютеры и пр.); учебно-методическая литература для учителя и учащихся.
Комплексное использование средств обучения учителем
позволит реализовать в полной мере общедидактические принципы
наглядности и доступности, более эффективно использовать учебное
оборудование, необходимое для изучения различных разделов школьного
курса биологии с целью решения задач, стоящих перед общим
биологическим образованием.