Напоминание

Аспекты грамотности.


Автор: Серебренникова Наталья Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ СОШ № 539 с углубленным изучением испанского языка
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Аспекты грамотности.
Раздел: начальное образование





Назад




Один мудрец говорил:
«Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него

ни один ветер не будет попутным». (Сенека.)
Часто , разговаривая с родителями , мы слышим : « все правила мы учим, знаем , а пишем все равно с ошибками!» . К сожалению количество детей с трудностями овладения письмом и грамотностью увеличивается. По общим подсчетам , таких детей уже 25%.
Долой безграмотность!
Можно выделить часто встречающихся проблем: 1. Несформированность образа буквы и образа слова, пропуск и путаница букв и слогов. 2. Нечитаемый почерк. 3. Незнание основных орфографических правил и обилие ошибок «на правило». 4. Несоответствие между знаниями правил и письмом, то есть неумение применить правило в процессе письма. 5. Неумение составлять связные , логичные тексты. 6. Нелюбовь или даже ненависть к чтению. 7. Негативное отношение к урокам русского языка. В большинстве случаев эти проблемы не существуют по отдельности , а образуют целый комплекс. Можно выделить : 1. Нейропсихологические , но чаще они отягощены 2. Психологическими сложностями. Решать все проблемы надо в комплексе. Прежде надо понять , из каких аспектов складывается грамотность.
Аспекты грамотности:
3 блока (Соболева Александра Евгеньевна, Емельянова Екатерина Николаевна): 1. Нейропсихологические - включающие в себя функциональную готовность ребенка к письму (достаточное развитие психических функций, необходимых для письма)( освоение письмом легче всего проходит в 7- ем возрасте). 2. Социально-педагогический - где важно учесть характер общения ребенка со взрослым ,его игровое развитие в дошкольном возрасте , отношение в семье к чтению, 3. Психологический - т.е. уровень мотивации ребенка к занятиям письмом и к обучению вообще. Все эти аспекты взаимодействуют друг с другом и зависят один от другого.
Аспекты грамотности:
нейропсихологический психологический социально-педагогический Нейропсихологический аспект:
1. Незрелость некоторых отделов головного мозга , отвечающих за двигательные функции рук ,речевого внимания ,зрительно-пространственную ориентацию (зеркаление букв , плохой почерк , и как следствие ,неудовлетворительного поведения на уроке . 2. Взаимодействие больших полушарий головного мозга. 1) Правое полушарие – отвечает за целый образ предмета или слова. 2) Левое полушарие – за его верное название или написание в соответствии с правилами орфографии. Если доминирует правое полушарие , а левое недостаточно сформировано, то у ребенка яркое воображение , но абсолютная безграмотность ! ( Мозговая атака). Все отделы головного мозга можно разделить на 3 блока. 1. Блок : отвечает за активность мозга. Если недостаточно развиты отделы , отвечающие за неактивность мозга , то ребенок быстро утомляется. Такие дети могут быть смышлеными и сообразительными , просто не хватает на долго их энергетического ресурса.( нарушители дисциплины).
Надо обеспечить

кислородом мозг, усилить кровоток. (Дыхательная гимнастика , специальный массаж и двигательная

коррекция).
2. Блок: проблемы с памятью и трудностями пространственной ориентации (зеркальное написание букв , путаница букв , неправильное расположение в тетради записи , в ошибках применения правил грамматики. Обеспечивает фонематический звук и зрительное восприятие . 3. Блок: программирования и контроля - ученик не соблюдает правила и не может себя контролировать , даже если хочет! 1) Не соблюдает учебные правила, не умеет действовать по образцу в соответствии с правилами. 2) Не соблюдает общие нормы поведения. Что же делать ? Бывают случаи , когда при благоприятных обстоятельствах развитие мозга ребенка активизируется без внешней помощи: a) Если ребенок живет за городом , в хороших экологических условиях и его мозг насыщается кислородом активнее , чем мозг городских детей. b) Если он не сидит за компьютером , а играет со сверстниками в разные игры , правила которых выдумываются и дополняются по ходу игры. c) Занимаются активными физическими упражнениями. Что предпринять?
Скорая помощь:

1.

Обратить внимание на характер ошибок в тетради ученика и вовремя обратится к нейропсихологу и

логопеду.
2. Не ждать , что само рассосется , искать помощь и верить , что результат будет. 3. Понять , что бесконечные двойки и наказания за плохие оценки только ухудшат ситуацию.
Полезные советы учителям.
1. Не торопите неуспешного ребенка. Если он не успевает делать задания вместе со всеми , попробуйте давать индивидуальные задания на карточке. 2. Постарайтесь сделать так , чтобы при детях он не демонстрировал свою несостоятельность – например, не читал вслух , если у него с этим плохо; остерегайтесь резких высказываний в его адрес. 3. Воздержитесь от эмоциональных пометок в школьных тетрадях или дневнике красными ручками.
4. Постарайтесь избегать отрицательных оценок при неудачах, лучше лишний раз похвалить за то , что хорошо получается. 5. Введите поощрительную систему за хорошо написанную работу, например, в виде веселых наклеек на тетрадях: положительные эмоции – важный стимул для « питания» функций. 6. Попробуйте оценивать ребенка не только с точки зрения успеваемости: что хорошо отразится на его самооценке. 7. Сравнивайте ребенка с ним самим вчерашним, а не с другими в классе. Успех всегда заметен, даже если в прошлом было по 15 ошибок, а сейчас – 6. Пусть ребенок «растет» от удачи к удаче, двигаясь вперед и вверх маленькими, но верными шажками.
Родителям.
1. Знайте, все задания ребенка по русскому языку и тщательно следите за их исполнением, но помните: это все же его задания, а не ваши. 2. Проверяя домашнее задания, избегайте отрицательных оценок и эмоций. За малейшие успехи премируйте ребенка полезными вещами: книгами , походом в театр , развивающей игрой – или наградите поцелуем на ночь, теплым словом. Радуйтесь вмести с ним его маленьким победам. 3.
Каждое утро растирайте ребенку шейную и затылочную зоны жестким полотенцем , следите за тем ,

чтобы ребенок по утрам принимал контрастный душ , правильно питался ( полезная пища для ума –

бананы , орехи , мед ,лимоны).
4. Выделите ребенку комнату или ее часть, которая станет его собственной территорией. Повести над столом интересные и смешные цитаты из произведений. Научите ребенка искать их в книгах. Назовите это занятие « собирание умных мыслей». 5. Играйте в рифмы, сочиняйте и записывайте веселые, абсурдные стихи , заведите для них специальную тетрадь. Обсуждайте с ребенком ваши совместные произведения. 6. Попросите учителя информировать вас об успехах ребенка. 7. Вспомните, что свежий воздух и физические упражнения – важная часть в развитии ребенка, а также различные игры с ребенком на улице, на пляже, в лесу, во время лыжной прогулки или на катке – и успех будет обеспечен.
8.

Не забудьте о важном составляющей грамотного письма – чтении.

Как же уберечь ребенка от ошибок?
Отвлечемся на минутку и представим, как мы идем по улице. С крыш свисают большие сосульки. Что мы сделаем ? Правильно обойдем это место, а если уж нам придется работать Под этими сосульками, что мы будем делать ? (Наденем каску, собьем их). Поэтому это место
ОПАСНОЕ
. Вот так и в школе. Если ребенок написал слово с ошибкой, она застрянет у него на долго. Чтобы вытравить эту ошибку надо написать это слово не один раз. Я детям рассказываю такую историю: «Мы саперы идем через минное поле. У нас в руках «миноискатель». А как его надо держать ? Перед собой, если его тащить сзади, помощь миноискателя саперу не понадобится совсем». Миноискатель – это наши алгоритмы, блоки с которыми я вас сегодня познакомлю. Надо научить детей носить «миноискатель» впереди себя. Работа это не сложная, но скрупулезная. Начинать ее надо с первого класса. Потом поговорим, а как же исправить, если 2, 3 или 4 классы. Это работа состоит из нескольких
этапов:
1. Слушаем, ставим ударение.
2. Читаем и пишем, не пропуская букв. 3. Разбираем слово по составу.
Выходим на « минное поле».
4. Пять гласных. 5. Парные согласные. 6. Словарные слова. 7. Предлоги и приставки «гармошка». 8. Удвоенная согласная. 9. Борьба «с опасными» суффиксами 10. Добрались до окончания – семь гласных. 11. Паузная пунктуация.
Слушаем, ставим ударение.
1. Научить малыша
выделять слова из речи.
Мама принесла апельсин. - Сколько в нем слов? Какое первое, второе и третье? Границы предложения. Рисуем схемы предложений. Придумываем предложение сами. Должны научиться выполнять до автоматизма. 2.
Слова делятся на части - слоги
. Рисуем схемы, ставим ударения. Говорить родителям: захотели поиграть с малышом в конструктор «лего» - разделили быстро на слоги. Купили куклу – разделили на слоги, поставили ударение. Сначала простые слова. Если есть возможность – рисуем схему.
3.

Слоги состоят из звуков.
Звуки бывают гласные и согласные. Слушаем и рисуем схемы. Шаг очень ответственный.
Алгоритм разбора слов для написания.
1. -Слушаем, -делим на слоги, - ставим ударение. 2. Рисуем схему слова. 3. Рассказываем схему слова ( ) 4. Читаем слово по схеме. 5. Напишите слово
Вы.
6. Ребенок читает слово, в ходе чтения расчеркивает по схеме
.

Ок на

Читаем и пишем, не пропуская букв.

Письмо под диктовку.

4. Проговорить слово. 5. Закрыть глаза и рассказать про слово. 6. Пишу слово
«окна»

a.
Пишу гласную
«о»,

b.
Пишу согласную
«к»,

c.
Пишу слияние
«на»
с гласной «а». 7. Проверяю.
Если Ваш ребенок привыкнет так проговаривать каждое слово, он

никогда не будет пропускать буквы.

Разбираем слова по составу.
Если ученик не умеет разбирать слово по составу, то никакие правила ему не помогут. Потому что каждая часть слова подчиняется своим правилам. На первых порах достаточно научить находить корень. Значит, он научится находить и приставку. Потом хвостик – окончание, а затем и суффиксы. Надо научить разбирать слова по составу быстро и на слух. Слова должны быть небольшие. Вы говорите слово «игрушка», а они отвечают: игр-корень ,ушк-суффикс., и-окончание.
Только в таком порядке, в каком они будут

писать слова
. Научили ставить ударение, быстро разбирает слова по составу. Саперы готовы выходить на «минное поле».
Основа всей дальнейшей работы:
объяснить «опасное» место в слове
до того
, как в нем будет сделана ошибка.
Пять гласных

А

О
Безударные гласные
Е
Это первые
И

пять мин


Я
До того, как ребенок напишет слово, он должен поставить ударение и определить, в какой части слова остались безударными гласные А,О,Е,И,Я. А дальше, в зависимости от того, с какими правилами уже знаком ребенок, он будет действовать следующим образом.
Алгоритм работы по безошибочному написанию.
Объяснить «опасное» место в слове
до того,
как в нем будут сделана ошибка, - это основа всей дальнейшей работы.  До написания слова
поставь ударение
и определи,
в какой

части

слова остались

безударные гласные А О Е И Я
.  В приставке – надо
спросить или запомнить.
 В корне - проверяем, если можно. Если непроверяемая –
выучить
и отметить .. Если проверяемая –
поставить под ударение
и  В суффиксе – надо
спросить или запомнить.
 В окончании -
спросить или запомнить.
(Изучение в 3-4 классах).
? / ? ? ? / ? ?
По п × лянк × пр
×
б
×
га × т за × ц .
Нельзя писать безударные гласные А О Е И Я,
не объяснив их правописание
.
Ставь ударение !
Долго и нудно! Но это пока не появится навык. Надо внушить детям, что нельзя писать безударные гласные, не объяснив их написание. Сегодня диктант. Говорите им волшебную фразу
«Ставим ударение».

Парные согласные
Но кроме гласных у нас есть согласные, которые опасные. Запомнить парные согласные не трудно: все звонкие идут по алфавиту, а уж глухие к ним вспомнить легко. В проверочном слове опасная согласная в сильной позиции (под ударением).
? !

Гриб – грибы

? !



-



Словарные слова.
Подавляющее большинство «трудных» словарных слов иностранного происхождения. Они заимствованы из разных «носителей». Русские иностранные (заимствованные) Опора на речь Регулярные блоки скажи иначе см. плакат Блоки: 1. Никогда не меняются; 2.Не проверяются
Text – control графическое обозначение в тот же момент, когда ты пишешь слово.
Самый правильный ответ, – который пришел в голову сразу, быстрый ответ. Учить блоки не надо. Это должно усваиваться само. Как учить? (см. плакат).
Предлоги и приставки.

Приставка находится на стыке с корнем.
Написал –
закроем ее в слове пальцем и подставим любую другую. Если замена возможна, значит, здесь есть этот самый стык! Предлоги – простые проверки. Много можно – это когда возможно множественное число. Можно сказать: на стол – на столы, с другом – с друзьями. Много нельзя – это когда нельзя сказать: «наутры», «вдогонки» и т.д. Гармошка – предлог + слово (вопрос!) разбивается слово на 3 черепка. Ζ Предлог к лесу ( к чему? лесу ) чему? 1 2 3
Удвоенные согласные.
1+1=2 Н + Н =НН баня – банный истина – истинный Суффикс ин – «жи» - жив, т.е живой, имеет отношения только к миру животных. Сравните: мышиный и машинный. На слух – похожи. Но мышиный – это живое,а машинный – нет. К тому же машинный – это 1 + 1. Но гостиная – ин, как понять живое или нет.
Скажи иначи
– комната для гостей (живой). В словах,обозначающих действие, удвоенная согласная зависит от
приставки
. Сушеный – высушенный Стриженый – подстриженный
приставка

нет есть (кроме «не»)

1 н 2 н
Крашеный 1 – покрашенный 2 – некрашеный 1 Стриженый 1 – подстриженный 2 – нестриженный 1 Не – это частица , работают только приставки.
2 н
1. Есть приставка
2. Есть блок ованн 3. Есть в вопросе приставка «с» 4. 1 +1 Простейший речевой прием. Произнесите слово спокойно
осенний
. Все внимание на язычок на звуке нн. Еще раз произнесите осенний и задержи язычок на звуке нн. Где? Наверху. Еще раз задержите язычок подольше: язык прижат! Там его можно держать – сколько хочешь: и он не устанет! Будет длинный, певучий звук: нннн… попробуйте сделать на оборот: говорите, но не прижимайте, не задерживайте язык. Что получилось? Каша. Где язык сам прижимается и его можно держать сколько хочешь, там 2 н. все время сравнивай: рваный – рванннный Позиция: 1 + 1 = 2н – язык прижат Ин (жив) – нельзя
«Борьба» с опасными суффиксами.
«Опасные» суффиксы говорят нам:
«Не пиши букву передо мной. Остановись! Подумай!»
Давайте познакомимся с ними поближе.
К
– чаще всего именно перед ним встречается
парная по глухости-звонкости согласная
. Надо изменить слово или подобрать однокоренное слово так , чтобы после парной стояла согласная или сонорная.
Н
– чаще всего перед этим суффиксом встречается самая коварная из четырех корневых орфограмм -
непроизносимая согласная (Н.С,) или сочетание СН
. Что делать? Пишу слово
честный
. Ставлю ударение ч
Е
стный. Пишу ударный слог
чес
. В этом слове «опасный» суффикс – Н. выгоняем его из слова ЧесТь . Корень – чест . Пишем непроизносимую согласную Т , выделяю ее. Показываю «опасный» суффикс. Честный.
Есть «сумасшедший» суффикс, который всегда живет после окончания – СЯ.

Паузная пунктуация.
Прочтите в слух эту фразу и посчитайте , сколько здесь пауз.(точка – коней фразы не всчет). Ленивые , толстые ,полосатые ,объевшиеся рыбой коты валяются поперек дивана.

Речь – это слова и паузы
. Мы в речи на паузы как правильно не обращаем внимания. Нам это ни к чему. Что это за первые три паузы ? это перечисление. Подтверждаем запятыми. Четвертая пауза между подлежащим и сказуемым. Вот это ложная пауза.
Все запятые делятся на 2 группы

Все запятые

Правый оборот все остальные
Правый оборот держит под контролем половину пауз из всех, что есть.
Алгоритм на поиск правого оборота.
Ищем слово смотрим вправо задаем вопрос отвечаем всей фразой типа какой? Только существительные Правый едет только Не тормозить! Полный местоимения вперед и точный ответ, не Пропускать слов. Знакомый попугай, говорящий по –турецки, сидит на лампе. 2 паузы. 1. Ищем слово: знакомый – слово? – нет.
Попугай - слово
? - Да? 2. Смотрим вправо. 3. Задаем вопрос
какой
? Попугай какой? 4. Отвечаем всей фразой: говорящий по- турецки. (ответ в рамках).
Рамки попали в паузы! Запятые ставь на рамки!
Проверка: смотрим остаток «голова – хвост»: Знакомый попугай сидит на лампе.
Запятые – это знаки горизонтальной пунктуации.

Все запятые.

1 2 3 4
Перечисления Обороты Уточнения Между частями «о разном»
В любом случае интонация – это горизонтальные паузы! Голос идет ровно, монотонно, по прямой – никуда не падает и не влезает. Ленивые, толстые, полосатые, довольные, спокойные коты а Валяются поперек дивана. 1 2 3 4 5
, , , ,

Есть пауза – есть проблемы

Есть проблемы – вот алгоритм.

Нет пауз – нет проблем.

Очень важно – правильно и быстро читающий ребенок легко воспримет

учебную нагрузку и максимально сохранит свое здоровье.

Главное:
1. Создать у ребенка положительный настрой к обучению. 2. Интерес к чтению.
Полезные советы по обучению чтению.
Где искать золотой ключик? Чтобы научиться читать, ребенок должен хотеть это делать.
Причины нарушения навыка чтения у детей:
1. Слабое развитие функции самоконтроля. Ребенок не умеет самостоятельно сопоставлять результат своих действий с образцом, вычленять ошибки и устранять несоответствие между образцом и реальным достижением. 2. Многие дети плохо знают буквы алфавита. Ребенок тратит время на опознавание букв примерно до 10-15 секунд. 3. Недостаточное развитие концентрации внимания: при чтении текста глаз ребенка совершает хаотичные движения, происходит считывание случайно попадающих в поле зрения букв.
4. Плохо читающие дети часто успевают забыть значение даже правильно прочитанного слова, поэтому они не понимают смысла прочитанного и не могут пересказать, о чем читали (не понимают прочитанного задания, смысла задачи и т. д.).
Профилактика трудностей в обучении чтению.
Выполнять надо соответствующие упражнения, направленные на:  Формирование представлений о собственном теле. Н-р: учиться различать, что происходит вверху, внизу, справа, слева, сзади и т. д. он отвечает на вопросы (Какая рука правая? Голова вверху или внизу? Спина сзади или внизу? и т.д.) сначала про себя, а потом про окружающих.  Формирование пространственных представлений на примере картинок и окружающих предметов. Вопросы: что находится ближе или дальше, что больше или меньше. Вопросы усложняются: что находится дальше, чем это, чем то? (то же про выше, ниже, левее и т.д.).  Формирование представлений о последовательности. Знание порядка времен года, дней недели, месяцев, дополняя объяснения картинками и примерами из книг. Задания: a. Выложить последовательность из мозаики, бусинок, геометрических фигур по образцу. b. Сложить разные картинки и изображения из кубиков.
Советы:
1. Если к выключателю телевизора достаточно протянуть руку, а книжная полка высоко. Надо: отвести отдельную полочку с увлекательными, красочными книжками. Четко распланируй время просмотра телепрограмм и игры в компьютер, 2.
ДА!
 Каждый день читайте ребенку вслух, а он вам.  Помните, что
искусство слушать
не приходит само по себе, его надо постепенно прививать. 3.
НЕТ!
 Не читайте истории, не нравящиеся вам самим.  Не удивляйтесь и не раздражайтесь, если ребенок перебивает вас вопросами. Отвечайте ему сразу.  Не конкурируйте с телевизором, равнодушным тоном скажите ребенку: «Телевизор выключим в семь часов вечера». На то вы и родители. Если ребенок хочет слушать сказку или рассказ - хорошо. Но не хочет - ничего страшного
.
4. При чтении вслух можно:  Если читаешь стишок, пусть ребенок попытается угадать следующую рифму  Закончив читать какую-то книгу, расспросите, не происходили ли подобные истории ним самим.
5. Помните, как трудно вам было расставаться с книгой, когда надо спать. Вы наверное брали с собой фонарик в постель, чтобы еще почитать, пока вас не застанут родители?
(секретность)
Почему бы раз в неделю не проявить снисходительность и не посмотреть сквозь пальцы на время отхода ко сну? Пусть ребенок знает, что может бодрствовать, сколько хочешь, то есть до тех пор, пока читает книгу. Назовите вечер- вечер чтения, «сказочная вечеринка». 6. Носите с собой в сумке книгу - на случай, если вам предстоит длинный путь с ребенком или длительное ожидание в очереди. 7. В некоторых семьях заведено раз в неделю «забыть обо всем и только читать». В это время выключается телевизор, никто не подходит к телефону и т.д.
Повторное чтение одного текста.
Прочитайте любой текст (один и тот же отрывок) 3 раза по одной минуте. Каждый раз за минуту ребенок будет читать на несколько слов больше. Запишите последний результат. Данное значение является вашим горизонтом увеличения скорости чтения на ближайшие дни.
Горизонт

Таблица звуков.
(Таблица № 1)
1.
Читай звуками, проговаривай четко, постепенно ускоряя темп чтения. (если не получается, то прочитай вместе с мамой несколько раз первые несколько строчек, сначала медленно, потом быстрее и быстрее. Потом прочитай сам так быстро, как сможешь.
2.
Выполнять до тех пор,
пока не получится быстро, четко, без

ошибок.

3.
Читай те не громко, так как тише читать легче и быстрее будет получаться.

4.
Последи за дыханием.
Дыхания должно хватать на

полстроки или больше.

5.
Для начала читайте 5 строк, добейтесь быстрого чтения.
6.
Потом следующие строчки и т.д..
7. Упражнение считается выполненным, если звуки

прочитаны быстро, четко, без ошибок, с правильным

дыханием.

Таблица слогов.
(Таблица 2а)
1. Способ «Прятки».
a. Чтение столбиков сверху вниз. b. Возьмите небольшой листок бумаги и закройте им верхнюю часть 1-ого столбика. БА ВЕ c. На мгновение приоткройте первый слог и снова закройте его. Вы должны успеть прочитать его. d. Если прочитано правильно, то откройте следующий и т. д. до конца столбика. e. Если слог был прочитан неправильно, откройте его еще раз, если все же снова ошиблись, то прочитайте снова.
2.Способ «Титры».
a. Первый столбик теперь читаем по-другому. Листочек надо положить сверху столбика и плавно вести вниз, БА ВЕ ВЕ Как титры в кино.
Скорость движения
: не надо вести слишком медленно и слишком быстро.
b. Когда увидел слог и начал читать его, слог закрывается, переключается внимание уже на следующий слог, пока не закрылся. c. Если ошиблись, не переживайте, двигайтесь дальше. Но после прочтения столбика, вернитесь к началу столбика и прочитайте еще раз. d. Если ошибок или пропусков много, листочек надо двигать медленнее. Или наоборот, если читается легко, без ошибок, тогда скорость нужно увеличить. e. Замерьте время, за сколько секунд прочитан столбик, и запишите результат в таблицу. Таким образом читать 5 первых столбиков.
Таблица результатов.

Дни

замеров

Горизонт

«Титры»

«Запиши результат»
1ст. 2ст. 3ст. 4ст. 5ст.


В раздел образования