Консультация для родителей "Особенности организации деятельности по познавательному развитию в условиях реализации ФГОС ДО"
Автор: Грачева Людмила Ивановна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБУ детский сад №90 "Золотое зернышко" Населённый пункт: г.Тольятти, Самарская область Наименование материала: методическая разработка Тема: Консультация для родителей "Особенности организации деятельности по познавательному развитию в условиях реализации ФГОС ДО" Раздел: дошкольное образование
Консультация для родителей «Особенности организации деятельности
по познавательному развитию в условиях реализации ФГОС ДО»
Маленький ребенок по сути своей - неутомимый исследователь. Он все хочет
знать, ему все интересно и обязательно необходимо везде сунуть свой нос. А
от того, сколько разного и интересного малыш увидел, зависит то, какими
знаниями он будет обладать. Ведь согласитесь, если маленький ребенок
ничего, кроме квартиры, не видит и не знает, у него и мышление совсем
узкое.
Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ предполагает вовлечение малыша
в самостоятельную деятельность, развитие его воображения и
любознательности. В детских учреждениях все создано для того, чтобы
маленький исследователь смог удовлетворить свое любопытство. Чтобы
эффективно развивать познавательную сферу малыша, лучшим вариантом
считается организация и проведение действий, направленных на познание.
Деятельность, какой бы она ни была, является важной составляющей для
гармоничного развития ребенка. Ведь в процессе малыш познает
окружающее его пространство, приобретает опыт взаимодействия с
различными предметами. Ребенок приобретает определенные знания и
овладевает конкретными навыками.
В результате этого активизируются психические и волевые процессы,
развиваются умственные способности и формируются эмоциональные черты
личности. В ДОУ вся программа по воспитанию, развитию и обучению детей
основана на ФГОС. Поэтому воспитатели должны четко придерживаться
разработанных критериев. Федеральный государственный образовательный
стандарт (ФГОС) предъявляет определенную совокупность задач и
требований к качеству образования и воспитания детей дошкольного
возраста, а именно: к объему образовательной программы и ее структуре; к
соответствующим условиям, где реализуются основные моменты программы;
к полученным результатам, которых смогли добиться воспитатели,
обучающие дошкольников. Дошкольное обучение является начальной
ступенькой всеобщего среднего образования. Поэтому к нему предъявляется
так много требований и вводятся единые стандарты, которых
придерживаются все ДОУ. Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ
преследует следующие задачи: поощрение любознательности, развитие и
выявление интересов ребенка, формирование действий, направленных на
познание окружающего мира, развитие сознательной деятельности, развитие
творческих задатков и воображения, формирование знаний о самом себе,
других детях и людях, окружающей среде и свойствах различных предметов.
Дети знакомятся с такими понятиями, как цвет, форма, размер, количество.
Малыши начинают осознавать время и пространство, причины и следствие.
Дети получают знания о своей Отчизне, им прививаются общие культурные
ценности. Даются представления о национальных праздниках, обычаях,
традициях. Дошкольники получают представление о планете как всеобщем
доме для людей, о том, как многообразны жители Земли и что у них общего.
Ребята узнают обо всем многообразии растительного и животного мира и
работают с местными экземплярами. Главное условие работы с
дошкольниками - ориентироваться на их возможности и развивать
деятельность, направленную на изучение мира и окружающего пространства.
Воспитателю следует так строить деятельность, чтобы малыш был
заинтересован в исследовании, был самостоятелен в своих познаниях и
проявлял инициативу.
К основным формам, направленным на познавательное развитие по ФГОС в
ДОУ, относятся: личная вовлеченность детей в исследование и разную
деятельность; применение различных дидактических заданий и игр;
использование приемов в обучении, которые помогают в становлении у детей
таких черт, как воображение, любознательность и развитие речи, пополнение
словарного запаса, формирование мышления и памяти. Познавательное
развитие дошкольников немыслимо без активности. Чтобы малыши не были
пассивны, для поддержки их активности используются своеобразные игры.
Малыши не мыслят своей жизни без игры. Нормально развивающийся
ребенок постоянно манипулирует с предметами. На этом строится работа
воспитателей по познавательной деятельности. В детском саду, будь то
группа или участок, все создано так, чтобы развитие познавательной
активности проходило естественно и непринужденно. Каким хотят видеть
своего ребенка родители? В разное время данный вопрос имел разные
ответы. Если в советские времена мамы и папы стремились воспитать
послушного во всех отношениях «исполнителя», способного в будущем
усердно работать на заводе, то сейчас многие желают вырастить человека с
активной позицией, творческую личность. Ребенок, чтобы он в будущем был
самодостаточным, имел свое мнение, должен научиться сомневаться. А
сомнения в итоге приводят к собственному выводу. Задача воспитателя - не
подвергнуть сомнению компетенцию педагога и его учения. Главное -
научить малыша сомневаться в собственных знаниях, в их способах
получения. Ведь малышу можно просто что-то сказать и научить, а можно и
показать, как это происходит. Ребенок сможет спросить о чем-то, высказать
свое мнение. Так полученное знание будет намного крепче.
Ведь можно просто сказать, что дерево не тонет, а камень сразу пойдет ко дну
- и ребенок, конечно же, поверит. Но вот если малыш проведет опыт, он
сможет лично в этом убедиться и, скорее всего, попробует другие материалы
на плавучесть и сделает собственные выводы. Так появляется первое
рассуждение. Развитие познавательной деятельности невозможно без
сомнения. По современному ФГОС в ДОУ сейчас перестали просто давать
знания «на блюдечке». Ведь если ребенку что-то сказать, ему остается это
только запомнить. Но порассуждать, поразмышлять и прийти к собственному
выводу гораздо важнее. Ведь сомнение – это дорога к творчеству,
самореализации и, соответственно, независимости и самодостаточности. Как
часто нынешние родители слышали в детстве, что они еще не доросли, чтобы
спорить. Пора забыть об этой тенденции. Учите детей высказывать свое
мнение, сомневаться и искать ответ. С возрастом у малыша меняются
возможности и потребности. Соответственно, и предметы, и вся окружающая
обстановка в группе для детей разных возрастов должны быть различными,
соответствующими исследовательским возможностям.
Так, для 2-3-леток все предметы должны быть простыми и понятными, без
лишних деталей. Для малышей с 3-х до 4-х лет игрушки и предметы
становятся более многогранными, и большее место начинают занимать
образные игрушки, помогающие развитию воображения. Часто можно
увидеть ребенка, играющего с кубиками и представляющего их машинками,
потом строящим из них гараж, который потом становится дорогой. В более
старшем возрасте предметы и окружающая среда усложняются. Особая роль
отводится знаковым предметам. Образно-символический материал выходит
на первый план после 5-ти лет. Особенности познавательного развития у
двух–трехлетних малышей связаны с настоящим моментом и окружающей
обстановкой. Все предметы, окружающие деток, должны быть яркими,
простыми и понятными. Обязательно наличие подчеркнутого признака, к
примеру: форма, цвет, материал, величина. Детки особо охотно играют с
игрушками, напоминающими предметы взрослых. Они учатся орудовать
вещами, подражая маме или папе. Познавательное развитие в средней группе
предполагает продолжение расширения представлений о мире, развитие
словарного запаса. Необходимо наличие сюжетных игрушек и бытовых
предметов. Группа оборудуется с учетом выделения необходимых зон:
музыкальная, природный уголок, зона книг, место для игр на полу. Весь
необходимый материал размещается по принципу мозаики. Это значит, что
используемые детьми предметы располагаются в нескольких отдаленных
друг от друга местах. Это необходимо, чтобы дети не мешали друг другу.
Познавательное развитие в средней группе предполагает и самостоятельные
исследования детей. Для этого оборудуется несколько зон. К примеру, зимой
раскладывается материал о холодном времени года в доступных детям
местах. Это могут быть книга, карточки, тематические игры. В течение года
материал меняется, чтобы дети каждый раз получали новую порцию идей для
размышления. В процессе изучения предоставленного материала малыши
исследуют окружающий мир. Не забываем об эксперименте. Познавательное
развитие по ФГОС в ДОУ предполагает использование экспериментов и
опытов. Их можно проводить в любой режимный момент: во время
умывания, прогулки, игры, НОД. При умывании легко объяснять детям, что
такое дождь и слякоть. Вот побрызгали на песок - получилась грязь. Детки
сделали вывод, почему осенью так часто грязно. Интересно сравнивать воду.
Вот идет дождь, а вот течет вода из крана. Но воду из лужи пить нельзя, а из
крана - можно. Дождь может идти, когда много туч, а бывает «грибной»,
когда светит солнышко. Детки очень впечатлительны и податливы. Давайте
им пищу для размышления. Темы по познавательному развитию выбираются
с учетом возраста и требований ФГОС. Если малыши изучают свойства
предметов, то более старшие дошколята уже способны понять устройство
мира.
Методика познавательного развития детей дошкольного возраста включает
следующие компоненты:
когнитивный,направленный на получение ребенком информации об
окружающем мире (через сенсорное познание, решение познавательных
задач, интеллектуальные умения) и формирующий целостную картину мира;
деятельностный, отражающий организацию разных видов детской
деятельности (сюжетно-ролевая игра, проектная и исследовательская
деятельность детей дошкольного возраста, экспериментирование,
направленной на формирование познавательной активности ребенка;
эмоционально-чувственный,определяющий отношение ребенка к познанию
окружающего мира.
В работе с дошкольниками используются познавательные задачи , под
которыми понимаются учебные задания, предполагающие наличие
поисковых знаний, способов (умений) и стимуляцию активного
использования в обучении связей, отношений, доказательств. Система
познавательных задач сопровождает весь процесс обучения, который состоит
из последовательных, постепенно усложняющихся по содержанию и
способам видов деятельности.
Таким образом, используя экспериментирование, познавательные задачи и
проектную деятельность при решении проблемы познавательного развития
детей дошкольного возраста, педагог обеспечивает стадийный переход,
качественные изменения в развитии познавательной деятельности: от
любопытства до познавательной активности.
Важный момент, влияющий на развитие познавательных способностей -
наличие у детей интереса к познавательной деятельности, познавательной
мотивации.
Для того, чтобы обеспечить развитие личности воспитанников, необходимо в
каждой возрастной группе создать развивающую предметно –
пространственную среду.
Заключая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что на современном
этапе развития дошкольного образования проблеме познавательного развития
дошкольников уделяется большое внимание, что в свою очередь требует
особого отношения со стороны педагога к данной проблеме.