Автор: Терехина Анна Николаевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МАОУ СОШ № 41 Населённый пункт: Калининград Наименование материала: конспект урока Тема: Роль имени прилагательного в речи. Раздел: начальное образование
Тема: Роль имён прилагательных в речи
– Развитие умений согласовывать имена прилагательные с именами существительными, определять признаки прилагательных.
– Развитие умений подбирать подходящие по смыслу имена прилагательные в тексте, определять роль имён прилагательных в
речи.
Деятельность учеников:
– Группировать слова по частям речи.
– Редактировать текст, добавляя в него имена прилагательные.
– Наблюдать за ролью имён прилагательных в речи.
Этапы урока
Ход урока
Ι. Актуализация знаний.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Напишите «Классная работа».
Словарная работа с элементами проверки домашнего задания.
– Запишите слова в столбик: яблоко, сосед, чувство, человек, суббота, искусство.
– Подчеркните орфограмму.
- Что общего у всех этих слов? (Все они относятся к одной и той же части речи)
– К какой части речи относятся эти слова?
( Это имена существительные, отвечают на
вопросы кто? что?, обозначают предмет)
II. Формулирование
проблемы.
– Тема урока не написана на доске. Вам нужно будет сформулировать её самостоятельно,
выполнив следующее задание.
III. Развитие умений.
Работа с иллюстрациями.
- Посмотрите на рисунок (слайд 1,2).
- Какое время года изображено? (Зима).
- О каком рисунке вы можете рассказать больше? ( о втором, т.к. это яркий, выразительный
рисунок ).
- Что изменилось? (появился цвет).
- Составьте рассказ по второму рисунку?
- Слова какой части речи помогают нам описать предметы, людей?
Работа с текстом
1. Прочитайте текст про себя (слайд 3).
2. О чем этот текст?
3. Какова тема текста?
4. На сколько частей можно его разделить.
5. Устно составьте план текста. (слайд 4)
- Измените текст, добавив в него имена прилагательные. Запишите в тетрадях свой
вариант текста.
- Сравните оба варианта текста, какой, на ваш взгляд, красивее? Почему? (Второй, в нем
появились имена прилагательные, которые помогли сделать текст более ярким, понятным и
интересным).
– Какова же была тема урока?
Ученики формулируют тему урока:
Роль имён прилагательных в тексте .
2. Употребление имён прилагательных в речи.
а) Упр. 316 – развивается умение сочетать прилагательные с именами существительными в
составе предложений.
- Сначала давайте послушаем романс А. Алябьева на стихотворение А.С. Пушкина «Зимняя
дорога».
- Какие прилагательные использует автор, чтобы нарисовать картину зимней дороги?
Назовите
их
вместе
с
существительными.
(Волнистые
туманы,
печальные
поляны,
печальный свет).
- Выполните задание к упражнению 316, покажите графически, от какого словак какому
ставится вопрос в выписанных словосочетаниях.
– Какую роль играют прилагательные в этом тексте?
Вопросы к ученикам после выполнения работы (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что нужно было сделать?
– Удалось вам выполнить задание?
– Все сделал всё правильно или были недочёты?
– Какие умения формировались при выполнении этого задания?
– Какую отметку вы бы себе поставили?
– Сейчас мы вместе с вами учились оценивать свою работу.
IV. Итог урока.
– Какую роль играют прилагательные в нашей речи?
– Слова, какой части речи, всегда стояли рядом с именами прилагательными?
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
V. Домашнее задание.
1. Упр. 2, с. 98.
На уроке мы с вами учились описывать картины природы, используя для этого имена
существительные, а дома в упражнении 2 на странице 98 вы попробуете описать внешность
человека с помощью имен прилагательных.