Напоминание

Особенности речевого развития детей дошкольного возраста, имеющих различные нарушения зрения


Автор: Кондрашова Гоар Генриковна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 2057
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Статья
Тема: Особенности речевого развития детей дошкольного возраста, имеющих различные нарушения зрения
Раздел: дошкольное образование





Назад





Особенности речевого развития детей дошкольного возраста,

имеющих различные нарушения зрения
В психическом развитии ребенка речь имеет огромное значение для формирования гармоничной всесторонне развитой личности. Известными специалистами в области психологии и дефектологии было выявлено, что отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической деятельности ребенка: затрудняют общение с окружающими, нередко препятствуют правильному формированию познавательных процессов и эмоционально-волевой сферы. В данной статье хотелось бы обратить внимание на категорию детей, имеющих нарушение зрения различной степени тяжести. Количество таких детей в настоящее время неуклонно растет. Различная зрительная патология, естественно, приводит к снижению остроты зрения, при этом, вторичными дефектами часто выступают общее недоразвитие речи и нарушение в формировании фонематических процессов (фонематического слуха, фонематического восприятия, фонематических представлений). Зрение имеет существенное значение в развитии речи детей. Важная роль зрительного анализатора в возникновении речи и ее восприятии подтверждается тем, что слепые от рождения дети начинают говорить значительно позже, в то время как зрячий ребенок, внимательно наблюдая за движениями языка и губ говорящих, пытается повторять эти движения, правильно артикулируя. Роль зрения в психическом развитии ребенка, бесспорно, велика. Нарушение функции зрения вызывает у ребенка значительные затруднения в познании окружающей действительности, сужает общественные контакты, ограничивает ориентировку в пространстве и возможности заниматься многими видами деятельности. Трудности в обучении, игре, общении со сверстниками, бытовые проблемы могут вызывать у таких детей сложные переживания и негативные реакции. Нарушение функции зрительного анализатора у детей, имеющих различную
зрительную патологию, может повлиять на речевое развитие, которое не соответствует возрасту и выражается в особенностях речи, например, нарушается формирование фонематических процессов, связной речи и т.д. Имеющиеся в логопедии исследования, в основном, посвящались нарушениям звукопроизношения у детей с глубокими дефектами зрения (М.Е. Хватцев, С.Л. Шапиро, С.В. Яхонтова и др.). В 60-70-х годах в связи с развитием в логопедии системного направления по изучению речевых расстройств (Р.Е. Левина, В.К. Орфинская) появляются исследования по выявлению у невидящих и слабовидящих детей не только нарушений звукопроизношения, но и недоразвития речи (О.Л. Жильцова, С.Л. Коробко, Н.А. Крылова и др.). Наиболее известными являются работы Л.С. Волковой, где она определяет четыре уровня сформированности речи у слабовидящих детей. В основе ее классификации лежит степень сформированности у слабовидящих детей каждого из компонентов языковой системы. К первому уровню с ф о р м и р о в а н н о с т и р е ч и о т н о с я т с я е д и н и ч н ы е н а р у ш е н и я звукопроизношения. В каждом последующем уровне спектр речевых проблем расширяется. По мнению Л.С. Волковой, у большей части детей с нарушениями зрения широко представлены системные нарушения речи, при которых имеется расстройство речи, как целостной функциональной системы, при совместном нарушении ее ведущих компонентов (фонетики, лексики, грамматики). В последнее время, специалистами, изучающими эту проблему (в частности, А.В. Соболевой), было отмечено, что речевые нарушения у детей с глазной патологией многообразны, сложны по степени выраженности и структуре. Это объясняется тем, что формирование речи у таких детей протекает в более сложных условиях, чем у детей с нормальным зрением. По статистике, речевые нарушения у детей с глубоким нарушением зрения встречаются значительно чаще, чем у зрячих.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что есть категория детей дошкольного возраста с первоначальной патологией зрения, которые не овладевают в срок звуковой стороной языка, имеют выраженное недоразвитие фонематических процессов, да и всей языковой системы в целом. Наряду с нарушениями вербального характера у таких детей отмечается неустойчивое, иссякающее внимание, суженный объем памяти, замедленный темп протекания мыслительных операций, что в дальнейшем не может не отразиться на качестве процесса обучения в школе. Во избежание трудностей, ожидающих детей с началом школьного обучения, необходимо осуществление профилактических мероприятий, направленных на своевременное выявление и устранение различных речевых нарушений у данной категории детей. Это, в первую очередь, динамическое наблюдение у логопеда, которое позволит определить речевые нарушения на ранних этапах развития ребенка и вовремя их скорректировать. Несомненно, для эффективного коррекционного обучения дошкольников с глазной патологией и речевыми нарушениями значимой является совместная деятельность логопедов, воспитателей и родителей ребенка. Лишь при соблюдении всех вышеизложенных условий специально организованное обучение позволит не только исправить речевой дефект, но и подготовить таких детей к обучению в школе, и предупредить возможные нарушения чтения и письма. Специальные приемы коррекционной работы, направленные на развитие всех компонентов речевой деятельности у детей с глазной патологией, обеспечивают высокую эффективность коррекционно- педагогической работы. Учитель-логопед ГБОУ Школа № 2057 Кондрашова Г.Г.


В раздел образования