Особенности речевого развития детей дошкольного возраста, имеющих различные нарушения зрения
Автор: Кондрашова Гоар Генриковна Должность: учитель-логопед Учебное заведение: ГБОУ Школа № 2057 Населённый пункт: Москва Наименование материала: Статья Тема: Особенности речевого развития детей дошкольного возраста, имеющих различные нарушения зрения Раздел: дошкольное образование
Особенности речевого развития детей дошкольного возраста,
имеющих различные нарушения зрения
В
психическом
развитии
ребенка
речь
имеет
огромное
значение
для
формирования
гармоничной
всесторонне
развитой
личности.
Известными
специалистами в области психологии и дефектологии было выявлено, что
отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической
деятельности
ребенка:
затрудняют
общение
с
окружающими,
нередко
препятствуют
правильному
формированию
познавательных
процессов
и
эмоционально-волевой сферы.
В данной статье хотелось бы обратить внимание на категорию детей,
имеющих нарушение зрения различной степени тяжести. Количество таких
детей в настоящее время неуклонно растет. Различная зрительная патология,
естественно, приводит к снижению остроты зрения, при этом, вторичными
дефектами
часто
выступают
общее
недоразвитие
речи
и
нарушение
в
формировании
фонематических
процессов
(фонематического
слуха,
фонематического восприятия, фонематических представлений).
Зрение имеет существенное значение в развитии речи детей. Важная роль
зрительного
анализатора
в
возникновении
речи
и
ее
восприятии
подтверждается
тем,
что
слепые
от
рождения
дети
начинают
говорить
значительно позже, в то время как зрячий ребенок, внимательно наблюдая за
движениями
языка
и
губ
говорящих,
пытается
повторять
эти
движения,
правильно
артикулируя.
Роль
зрения
в
психическом
развитии
ребенка,
бесспорно,
велика.
Нарушение
функции
зрения
вызывает
у
ребенка
значительные
затруднения
в
познании
окружающей
действительности,
сужает общественные контакты, ограничивает ориентировку в пространстве
и
возможности
заниматься
многими
видами
деятельности.
Трудности
в
обучении,
игре,
общении
со
сверстниками,
бытовые
проблемы
могут
вызывать
у
таких
детей
сложные
переживания
и
негативные
реакции.
Нарушение функции зрительного анализатора у детей, имеющих различную
зрительную патологию, может повлиять на речевое развитие, которое не
соответствует
возрасту
и
выражается
в
особенностях
речи,
например,
нарушается формирование фонематических процессов, связной речи и т.д.
Имеющиеся
в
логопедии
исследования,
в
основном,
посвящались
нарушениям
звукопроизношения
у
детей
с
глубокими
дефектами
зрения
(М.Е. Хватцев, С.Л. Шапиро, С.В. Яхонтова и др.). В 60-70-х годах в связи с
развитием
в
логопедии
системного
направления
по
изучению
речевых
расстройств
(Р.Е.
Левина,
В.К.
Орфинская)
появляются
исследования
по
выявлению
у
невидящих
и
слабовидящих
детей
не
только
нарушений
звукопроизношения, но и недоразвития речи (О.Л. Жильцова, С.Л. Коробко,
Н.А. Крылова и др.).
Наиболее известными являются работы Л.С. Волковой, где она определяет
четыре уровня сформированности речи у слабовидящих детей. В основе ее
классификации
лежит
степень
сформированности
у
слабовидящих
детей
каждого
из
компонентов
языковой
системы.
К
первому
уровню
с ф о р м и р о в а н н о с т и
р е ч и
о т н о с я т с я
е д и н и ч н ы е
н а р у ш е н и я
звукопроизношения. В каждом последующем уровне спектр речевых проблем
расширяется.
По
мнению
Л.С.
Волковой,
у
большей
части
детей
с
нарушениями зрения широко представлены системные нарушения речи, при
которых
имеется
расстройство
речи,
как
целостной
функциональной
системы, при совместном нарушении ее ведущих компонентов (фонетики,
лексики, грамматики).
В
последнее
время,
специалистами,
изучающими
эту
проблему
(в
частности, А.В. Соболевой), было отмечено, что речевые нарушения у детей
с глазной патологией многообразны, сложны по степени выраженности и
структуре.
Это
объясняется
тем,
что
формирование
речи
у
таких
детей
протекает в более сложных условиях, чем у детей с нормальным зрением. По
статистике,
речевые
нарушения
у
детей
с
глубоким
нарушением
зрения
встречаются значительно чаще, чем у зрячих.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что есть категория детей
дошкольного
возраста
с
первоначальной
патологией
зрения,
которые
не
овладевают
в
срок
звуковой
стороной
языка,
имеют
выраженное
недоразвитие
фонематических процессов, да и всей языковой системы в
целом.
Наряду
с
нарушениями
вербального
характера
у
таких
детей
отмечается неустойчивое, иссякающее внимание, суженный объем памяти,
замедленный темп протекания мыслительных операций, что в дальнейшем не
может не отразиться на качестве процесса обучения в школе.
Во
избежание
трудностей,
ожидающих
детей
с
началом
школьного
обучения,
необходимо
осуществление
профилактических
мероприятий,
направленных на своевременное выявление и устранение различных речевых
нарушений у данной категории детей. Это, в первую очередь, динамическое
наблюдение у логопеда, которое позволит определить речевые нарушения на
ранних этапах развития ребенка и вовремя их скорректировать.
Несомненно,
для
эффективного
коррекционного
обучения
дошкольников
с
глазной
патологией
и
речевыми
нарушениями
значимой
является
совместная
деятельность
логопедов,
воспитателей
и
родителей
ребенка. Лишь при соблюдении всех вышеизложенных условий специально
организованное обучение позволит не только исправить речевой дефект, но и
подготовить таких детей к обучению в школе, и предупредить возможные
нарушения чтения и письма.
Специальные
приемы
коррекционной
работы,
направленные
на
развитие
всех
компонентов
речевой
деятельности
у
детей
с
глазной
патологией,
обеспечивают
высокую
эффективность
коррекционно-
педагогической работы.
Учитель-логопед ГБОУ Школа № 2057 Кондрашова Г.Г.