РОЛЬ СЕМЬИ В СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.
Автор: Нестеренко Амалия Арамаисовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад"Антошка" Населённый пункт: Город Абакан Наименование материала: статья Тема: РОЛЬ СЕМЬИ В СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ. Раздел: дошкольное образование
Нестеренко Амалия Арамаисовна, воспитатель 1 квалификационной категории,
МБДОУ «Детский сад «Антошка».
РОЛЬ СЕМЬИ В СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ
ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.
Для каждой семьи рождение ребенка с особенностями развития является шоком.
Довольно редко такая семья выбирает правильную модель поведения со своим ребенком,
то есть просто принимает малыша таким, какой он есть, относясь к нему с любовью, и
равноправным уважением. Многие родители не умеют создавать ситуации совместной
деятельности с ребенком, предъявляют к нему завышенные требования, не понимая, что
они не соответствуют умственным либо физическим возможностям ребенка .В итоге у
ребенка пропадает интерес к той деятельности, которую ему предложил взрослый, он
отказывается выполнять инструкции. Важно предъявлять ребенку посильные требования,
оказывать помощь, часто хвалить, использовать тактильные способы поощрения.
В семьях, где воспитывается умственно отсталый ребенок, родители чаще всего
стараются
изолировать его от людей, сверстников во избежание проявления у ребенка
неадекватного
поведения.
Находясь
дома,
такие
родители
могут
длительное
время
удерживать ребенка в манеже или в отдельной комнате; если выходят с ним на улицу, то
стараются
гулять
вдалеке
от
детских
площадок,
стесняются
посещать
общественные
места. Тогда как главной своей задачей они должны ставить реализацию потребности
ребенка в общении со сверстниками, ведь рано или поздно ребенку придётся общаться с
окружающим
миром.
Благоприятным
периодом
для
налаживания
общения
со
сверстниками является ранний возраст в ходе игровой деятельности. Родители должны
организовывать такие игры, в которых ребенок не чувствовал бы себя беспомощным, что
позволит
ему
со
временем
обрести
уверенность
в
себе
и
завоевать
определённый
авторитет среди сверстников [3, с.52].
Есть
семьи,
где
родители
целиком
и
полностью
посвящают
себя
ребенку,
выполняют
любую
его
прихоть
и
желания.
Данное
поведение
приводит
к
тому,
что
родителям трудно наладить свой режим дня: они не успевают готовить, стирать, ухаживать
за собой, забрасывают свою профессиональную деятельность, у них возникают проблемы
во
взаимоотношениях
с
другими
членами
семьи.
Результат
такого
поведения
-
эмоциональный
срыв,
который
выражается
в
нетерпимости,
раздражительности.
Во
избежание данных проявлений рекомендуется устраивать для себя время от времени
«психологическую разрядку». Это может быть встреча вне семьи с близкими друзьями, с
которыми можно обсудить свои проблемы; выход в театр, кино, после чего наступает
моральное облегчение, возвращается уверенность в своих силах [2, с.4-7].
Семьи с особыми детьми в заботе об их здоровье упускают либо отводят на второй
план специальные формы коррекционно-развивающей помощи ребенку. Важно, чтобы
родители
с
помощью
специалистов
по
социальной
реабилитации,
дефектологов,
психологов и педагогов овладели основными технологиями по воспитанию и развитию
детей
с
ограниченными
возможностями
развития.
Все
дети
быстро
привыкают
к
систематическим
занятиям,
которые
могут
проводиться
как
в
специализированных
центрах, так и в домашних условиях. В коррекционно-развивающем обучении детей
особое внимание уделяется созданию предметно-развивающей среды с учетом возраста с
целью удовлетворения познавательных потребностей ребенка [1, с.143].
Таким
образом,
роль семьи,
воспитывающей
ребенка
с
ограниченными
возможностями
здоровья, в
установлении
крепких
положительных
контактов
с
окружающей действительностью, в принятии себя, как гармоничной личности просто
огромная. Учёт таких факторов, как: адекватные формы общения и взаимодействия с
ребёнком; умение ввести ребёнка в социум позволяет уменьшить издержки воспитания
ребенка
в
семье,
создать
в
целях
коррекции
недостатков
его
развития
специальные
условия для педагогического воздействия.
От того, каков микроклимат в семье, будет
зависеть и успех работы над ребенком. Самое главное - это равноправное, уважительное
отношение к своему особенному ребенку и, конечно же, любовь не смотря ни на что.
Список литературы.
1.
Акатов
Л.И.
Социальная
реабилитация
детей
с
ограниченными
возможностями здоровья. учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит.
изд. центр ВЛАДОС, 2003.
2.
Госпорьян
А.,
Новикова
М.
Тенденции
развития
семьи
в
России.
//
Социальное обеспечение. – 2005. – № 24. – с.4-7.
3.
Гуров В.Н. Социальная работа образовательных учреждений с семьей. – М.,
2005.