Автор: Келеметова Джюлетта Борисовна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МКОУСОШ№1 Населённый пункт: с.п.нартан Наименование материала: статья Тема: "Предупреждение неуспеваемости учащихся". Раздел: среднее образование
Доклад на тему:
«Предупреждение
неуспеваемости
учащихся».
Составлен: МО начальных классов
Келеметовой Д.Б.
2016– 2017 учебный год.
Признаки отставания – начало неуспеваемости учащихся
1.
Ученик
не
может
сказать,
в
чем
трудности
задачи,
наметить
план
ее
решения,
решить
задачу
самостоятельно, указать, что получено нового в результате ее решения. Ученик не может ответить на
вопрос по тексту, сказать, что нового он из него узнал. Эти признаки могут быть обнаружены при
решении задач, чтении текстов и слушании объяснения учителя.
2.
Ученик
не
задает
вопросов
по
существу
изучаемого,
не
делает
попыток
найти
и
не
читает
дополнительных к учебнику источников. Эти признаки проявляются при решении задач, восприятии
текстов, в те моменты, когда учитель рекомендует литературу для чтения.
Основные способы обнаружения отставаний учащихся
-
наблюдения за реакцией учащихся на трудности в работе, на успехи и неудачи;
-
вопросы учителя и его требования сформулировать то или иное положение;
Основные принципы неуспеваемости учащихся
1. Наличие пробелов в фактических знаниях и специальных для данного предмета умениях, которые не
позволяют охарактеризовать существенные элементы изучаемых понятий.
2.
Наличие
пробелов
в
навыках
учебно-познавательной
деятельности,
снижающих
темп
работы
настолько, что ученик не может за отведенное время овладеть необходимым объемом знаний, умений,
навыков.
3. Недостаточный уровень развития и воспитанности личностных качеств, не позволяющих ученику
проявлять самостоятельность, настойчивость.
Причины неуспеваемости:
Внутренние- по отношению к школьнику
Недостатки биологического развития:
а) дефекты органов чувств;
б) соматическая ослабленность;
в) особенности высшей нервной деятельности, отрицательно влияющие на учение;
Недостатки психического развития личности:
а) слабое развитие эмоциональной сферы личности;
Недостатки воспитанности личности:
Внешние недостатки по отношению к школьнику
Недостатки образования личности:
а) пробелы в знаниях и специальных умениях;
б) пробелы в навыках учебного труда.
Методы стимулирования учащихся в целях предупреждения
отставания и неуспеваемости:
1-ая группа. Посредством содержания (содержательные).
1. Особый подход к совещанию учебного материала, характер его преподнесения:
а) эмоционально-образный (эмоциональный, наглядно-образный, увлеченный);
б) аналитический (разъяснительный критически, логический, проблемный);
2. Использование, показ, подчеркивание различных элементов, привлекательных сторон содержания:
а) важность отдельных частей;
3. Задание с интересным содержанием, занимательными вопросами.
4. Показ значимости знаний, умений:
а) общественной;
б) личностной.
5. Межпредметные связи.
2-ая группа. Посредством организации деятельности (организационные).
1. Целевая установка на работу, ее краткая характеристика, постановка задач.
2. Предъявление требований к учащимся. По содержанию: к дисциплине, работе; по форме: развернутые,
свернутые, алгоритмы, свернутые (указания, замечания, мимика); единые и индивидуально-групповые,
общие и детальные, прямые и косвенные.
3. Характер деятельности (копирующий, репродуктивный, творческий).
3-я группа. Посредством воспитательных взаимодействий в плане общения,
отношения, внимания (социально-психологические)
1. Показ достижений и недостатков в развитии личности, проявление доверия к силам и возможностям
учащихся.
2. Проявление личного отношения учителя, к ученику, классу, высказывание собственного мнения.
Оптимальная система мер по оказанию помощи неуспевающему школьнику:
1. Помощь в планировании учебной деятельности (планирование повторения и выполнения минимума
упражнений для ликвидации пробелов, алгоритмизация учебной деятельности по анализу и устроению
типичных ошибок и пр.).
2. Дополнительное инструктирование в ходе учебной деятельности.
3.
Стимулирование
учебной
деятельности
(поощрение,
создание
ситуаций
успеха,
побуждение
к
активному труду и др.).
Памятка для работающих с неуспевающими учениками
1. Ф.И.О. ученика.
2. Класс.
3. По каким предметам не успевает.
4. Поведение ученика.
5. Причины, которые привели к плохой успеваемости.
6. Какие средства (дидактические, воспитательные, учебные, внеклассные, дополнительные занятия)
используют в работе с учеником.
Система мер по совершенствованию учебно-воспитательного процесса с
целью предупреждения неуспеваемости школьников:
1.Профилактика типичных причин неуспеваемости, присущих определенным возрастным группам:
а) в начальных классах сосредоточить усилия на всемерном развитии у учащихся навыков учебно-
познавательной деятельности и работоспособности;
б)
включение
в
тематику
педагогических
советов,
заседаний
методических
советов,
объединений
вопросов, связанных с предупреждением неуспеваемости учащихся;
Профилактика неуспеваемости.
Этапы урока
Акценты в обучении
1
2
1. В процессе кон-троля
за
подготовлен-ностью
учащихся
Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у
учащихся
наибольшее
затруднение.
Тщательно
анализировать
и
систематизировать
ошибки,
допускаемые
учениками
в
устных
ответах,
письменных
работах,
выявить
типичные
для
класса
и
концентрировать
внимание на их устранение.
2. При изложения нового
материала.
Обязательно
проверять
в
ходе
урока
степень
понимания
учащимися
основных элементов излагаемого материала. Стимулировать вопросы со
стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала.
Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке
Этапы урока
Виды помощи в учении
В
процессе
контроля
за
подготовленностью
учащихся
Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе
Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски
Предложения учащимся примерного плана ответа
Разрешение пользоваться наглядными пособиями помогающими излагать
суть явления
Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой
При
изложении
ново-го
материала
Применение мер поддержания интереса к слабоуспевающим с вопросами,
выясняющими степень понимания ими учебного материала