Автор: Садченко Татьяна Дмитриевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МБОУ СОШ№22 Населённый пункт: с.Обильное Наименование материала: Статья Тема: О литературе как о школьном предмете и не только Раздел: полное образование
О литературе как о школьном предмете и не
только…
На пороге 21 век. Хотя мы все его ждали долго, с нетерпением, он ворвался в
нашу жизнь неожиданно, стремительно, со скоростью света и принес с собой
массу нововведений во многие аспекты нашей жизни.
Школьное образование. Школьные реформы, стандарты… По – моему,
сегодня только ленивый не обсуждает эти проблемы. Оглядываясь на
прожитые годы, с грустью могу констатировать: в нашей стране, в медицине
и образовании «разбираются все». Всегда верила и верю в то, что русская
классика будет жить вечно. Вот и теперь повсюду нового образовательного
стандарта, так бурно обсуждаемого на страницах печати, в Интернете, мне
хочется воскликнуть словами великого Грибоедова: «А судьи кто?»
Группа чиновников их Министерства образования и науки РФ пытается
убедить весь народ, всю страну в том, что нашей школе, нашим детям не
нужна литература.
Так ли это? Попытаюсь поделиться своими мыслями на этот счет.
Сегодня, когда так много неблагополучных семей, когда растет детская
преступность, а интерес к образованию снижается, особенно важно, чтобы
облучение воспринималось ребенком и не только необходимость, но
вызывало позитивные чувства, проходило в условиях психологического
комфорта. В этом лучший помощник в школьном образовании – урок
литературы, русской словесности.
Часто даже от опытных учителей – словесников, проработавших в школе не
одно десятилетие, слышишь грустное: «Для меня все - таки загадка, что есть
предмет литература и как ему учить?» Признаюсь: для меня это тоже загадка.
Но в одном за 35 лет работы в школе я убедилась твердо: литература не
список прочитавших книг, не умение давать четкие характеристики всем
героям, не количество написанных сочинений. Иными словами, литература в
школе натаскивание по определенным темам, а продолжение жизни,
отражение жизни. Следовательно, литература как для меня, так и для моих
учеников начинает быть по – настоящему значимый только тогда, когда
становится продолжением собственного «Я».
Что значит гуманитарный человек? Гуманитарно образованный человек?
Начитанный? Много знающий? Умеющий красиво говорить? По – моему, нет.
Гуманитарное развитие, на мой взгляд, выражается, прежде всего в огромном
интересе к окружающему миру, в способности к страстному эмоциональному
переживанию, в стремлении понять этот мир, его целенаправленность и
единство, его внутреннюю гармонию. А раз так – то только уроки русской
словесности смогут помочь нашим детям в их гуманитарном развитии.
Мне представляется, что проблема общения – одна из самых важных сегодня,
ведь любая человеческая деятельность, так или иначе основана на общении, и
учебная – не исключение. А для школьников обучение и общение являются
ведущими видами деятельности. В чем состоится моя загадка, как учителя
литературы? Помочь через лучшие произведения русской и зарубежной
классики освоить то, что действительно является содержанием
гуманитарного образования.
Как же можно предлагать нам свыше убрать уроки литературы в старших
классах, ведь литература – это искусство слова, а как всякое искусство, она
прежде всего воздействует на чувства читателя (старшеклассника особенно!),
на его душу. Или, может быть, нам сегодня не нужны высокоразвитые
личности с богатым внутренним миром, с глубокой душой?
Сегодня учено-методические жены и мужи от образования корпят над
новыми стандартами и сопровождающими документами , а мы – педагоги –
вновь вспоминаем хрестоматийную фразу: «Куда же нам плыть?»
В таких условиях «сквозь форму бумажного производства» преподавать
литературу становится все таки труднее, интерес к чтению и школьному
предмету со стороны наших учеников неизменно падает. Дети стали мало
читать, их увлекает телевизор, компьютер, Интернет.
Наших юных современников большие произведения просто раздражают, они
пытаются заменить их кинофильмом или рассказом товарища, прочитавшего
книгу. Но при этом у них не пропал интерес к жизни, к людям, к миру - им
хочется обо всем думать и говорить. Главное, чтобы слово перестало быть
поводом к нудной и скучной работе, а раскрыло бы перед детьми свою
глубинную суть, отражающую связь с реальной жизнью за окном, с
особенностями человека. И поэтому очень важно в сегодняшних условиях
активизировать познавательную деятельность учащегося и пробудить
интерес, любовь к предмету и чтению как процессу самопознания и
саморазвития. Об этом должен помнить каждый учитель литературы
ежедневно, ежечасно.
Золотой фонд русской классики, а также шедевры мировой литературы и по
сей день остаются животворным источником познания мира и человека,
своеобразным «культурным кодом», без которого невозможно полноценное
«самостояние личности».
Будучи школьным предметом, литература неизбежно включается в
осуществление воспитательного воздействия общества на подрастающее
поколение. В общем, как школьная дисциплина литература гораздо ближе к
воспитательной проблематике, нежели другие школьные предметы, которые
ориентированы больше на законы природы, чем национальные архетипы.
Литература в школе способствует гуманистическому и гражданскому
воспитанию школьников, развивает их духовно-нравственные качества,
совершенствует их творческие задатки.
Когда человек научится одному (всего лишь!): научится читать и чувствовать
боль и радости героя – только тогда он читал не зря, только тогда его сердце и
ум станут вместилищем духа и разума.
Человек, который вступает в богатейшую информационную среду
современной цивилизации и намерен активно ею пользоваться, должен уметь
читать! Поэтому очень важно научить наших детей читать осмысленно,
воспитывать культуру чтения, развивать стремление ученика к познанию
мира и себя через книгу.
Древние греки говорили: «Он неграмотен: не умеет ни читать, ни плавать».
Сегодня чтение наряду с письмом и владением компьютером относится к
базовым умениям, которые позволяют продуктивно работать с свободно
общаться с разными людьми. Во всем мире чтение рассматривается как
технология интеллектуального развития, способ обретения культуры,
посредник в общении, средство для решения художественных проблем.
Для одних чтение – «труд и творчество», а для других «блаженное
мурлыканье» или «интеллектуальное приключение». В одном я твердо
уверена: без чтение невозможно интеллектуальное развитие и сообразование,
которое продолжается в течении всей жизни. Чтение – посредник в диалоге с
современниками и давно ушедшими поколениями. Оно помогает развитию
доброты, справедливости, толерантности. Наконец, чтение – один из
способов формирования общественного сознания людей и индикатор
интеллектуального состояния общества. И. Бабель, автор «Конармии», писал:
«Каждый интеллектуальный человек должен прочитать за свою жизнь восемь
– десять книг. Каких именно? Чтобы узнать это, прочтите пятнадцать тысяч
томов». Вывод: начните читать и вы полюбите чтение!
Садченко Татьяна Дмитриевна
Учитель русского языка и литературы
МКОУ СОШ№22
с.Обильное, Георгиевский район,
Ставропольский край.