Автор: Костина Валентина Васильевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ №141 Населённый пункт: город Иркутск, Иркутская область Наименование материала: памятка для родителей Тема: Основные правила личной гигиены Раздел: дошкольное образование
Основные правила личной гигиены
Как научить ребенка мыть руки, чистить зубы, самостоятельно одеваться, аккуратно
кушать?
Чтобы
ваш малыш рос крепким и здоровым, необходимо с рождения уделять
внимание развитию навыков личной гигиены.
Дети прекрасно усвоят знания, преподнесенные им в виде сказок, поучительных
рассказов, веселых прибауток, особенно если вы их сопроводите яркими рисунками
или постановками.
Расскажите малышу о вреде бактерий и вирусов, которые нападают на организм
человека, когда он этого совсем не ждет. Малышу понравится
история о том, как
хитрые микробы пробрались в ротик ребенка, когда он всего один раз поленился
помыть ручки, но храбрый малыш боролся с вредителями до победы: он пил горячее
молоко с медом, кутал горлышко, принимал лекарство, а самое главное,
больше
никогда не забывал мыть руки.
В
следующий
раз
объясните
ребенку
как
правильно
пользоваться
индивидуальными
принадлежностями:
носовым
платком,
расческой,
ложкой
и
тарелкой.
Расскажите
малышу,
почему
важно
прикрывать
платочком
лицо,
когда
чихаешь и кашляешь, зачем то же самое нужно делать, если рядом с тобой чихает
больной ребенок. Объясните, что в организме живут полезные для него организмы,
которые охраняют его здоровье. Поэтому если съесть надкусанный другим ребенком
кусочек хлеба, пить из одного стакана, пользоваться чужой шапкой, можно запустить в
наш организм огромное количество микробов, и тогда наши верные защитники не
смогут справиться с ними. Чтобы этого не произошло, важно есть и пить из чистой
посуды, всегда мыть руки перед едой, а между приемами пищи не брать руки в рот;
носить
только
свою
одежду,
пользоваться
индивидуальной
зубной
щеткой,
полотенцем, платком.
Главный девиз при этом: делай, как я, делай лучше меня!
Если
малыш
отказывается
трудиться,
расскажите
ему
поучительную
сказку,
покажите запоминающийся мультфильм. Например, про Машу, руки и ноги которой
перестали слушаться девочку после того, как она отказалась ими управлять («Маша
больше не лентяйка», автор С. Прокофьева).
Приучайте
малыша
к
труду постепенно,
терпеливо
выжидая,
пока
ребенок
справится и выполнит хотя бы часть задания. Не подгоняйте его, а для того, чтобы
малыш быстрее выполнял действия,
подойдет новая поучительная история про
другую
девочку
Машу,
Машу-растеряшу,
которая
раскидала
свои
вещи
по
всей
комнате, а утром долго искала их и опоздала в садик. Когда малыш осилит хотя бы
треть
работы,
можно
поддержать
его,
помогая
завершить
процесс.
Страхуйте,
поддерживайте, чтобы у ребенка не пропал интерес, но, не забывая основную идею:
работать необходимо параллельно, чтобы каждый делал свое дело. Превратите ваши
занятия по воспитанию самостоятельности в игру соревновательного характера: кто
сделает
лучше,
аккуратнее
или
быстрее.
Чтобы
играть
было
весело,
можно
сопровождать этот процесс веселыми четверостишиями, которые будут заставлять
малыша
то
чувствовать
себя
героем,
борющимся
с
постоянно
атакующими
вредителями за спасение своего здоровья, то первоклассным мойщиком рук, то
самым аккуратным едоком за столом (ведь он меньше всех запачкал грудку и рукава
во
время
еды).
Постепенно
усложняйте
ребенку
задачи:
научился
вытираться
полотенцем — покажите, как пользоваться
платочком во время болезни; освоил
работу с застежками на кнопках и «молнией» пускай переходит к работе с пуговицами;
взял в руки мыло (важно, чтобы сам взял, а не вы подали!) — пусть пытается
намылить руки, удерживая мыло в руках; научился самостоятельно садиться на
горшок, вставать с него, одеваться — начинайте приучать пользоваться унитазом,
используя специальное детское сиденье.
К поступлению в детский сад малышу важно самому научиться одеваться и
переодеваться (на прогулку, физкультурные занятия), заботиться о чистоте своего
тела, личной гигиене, обслуживать свои нужды (ходить в туалет, просить пить и т. д.).
Подготовить ребенка к самостоятельному решению «бытовых» проблем — задача
родителей. Поэтому специальных призов для победителя в ваших играх объявлять не
требуется. Больше всех призов малыш оценит вашу похвалу, высокую оценку его
действий, на которые скупиться не стоит в любом случае. Сопровождая процесс еды,
ухода за собой веселыми стихами, малыш не будет торопиться его заканчивать и
более ответственно подойдет к занятию. Стишки можно зачитывать ребенку как до
начала его действий, так и во время. Рифмованные инструкции помогут ребенку
быстрее освоить правила личной гигиены.