"Роль игры и книги в воспитании у детей любви к истокам родного языка."
Автор: Варава Оксана Александровна Должность: воспитатель высшей категории Учебное заведение: МБДОУ №23 "Ласточка" Населённый пункт: г. Евпатория Наименование материала: Статья Тема: "Роль игры и книги в воспитании у детей любви к истокам родного языка." Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение «Детский сад №23
«Ласточка»
Роль игры и книги в воспитании у детей любви к истокам
родного языка.
ПООП «От рождения до школы» выдвигает следующие задачи
приобщения детей 3-го года жизни к художественной литературе.
-Читать детям художественные произведения,
предусмотренные
программой для второй группы раннего возраста.
-Продолжать учить детей слушать народные песни, сказки, авторские
произведения. Сопровождать чтение показом игрушек, картинок, показом
настольного театра и других средств наглядности, а так же учить слушать
художественные произведения без наглядного сопровождения.
-Сопровождать чтение небольших поэтических произведений игровыми
действиями.
-Предоставлять детям возможность договаривать слова, фразы при чтении
воспитателем знакомых произведений.
-Поощрять попытки прочесть стихотворный текст целиком с помощью
взрослого.
-Помогать детям старше 2,6 лет играть хорошо знакомую сказку.
Продолжать приобщать детей к рассматриванию рисунков в книгах,
продолжать называть знакомые предметы, показывать их по просьбе
воспитателя, приучать отвечать на вопросы: «Кто это?», «Что делает?»
Проблемы с которыми столкнулись в начале учебного года.
Наиболее сложной проблемой в начале учебного года оказалось приучать
детей слушать художественные произведения даже с использованием
наглядности, т.е. картинки, игрушки, иллюстрации.
Большей части детей (а это из 22 детей 18 детей) книжки были не
интересны, они не воспринимали художественное слово, не реагировали на
иллюстрации.
Напрашивается вывод, что книжки дома детям не читают. Провели анкетирование
родителей. Оказалось, что читают ,но без системы, периодически, любую, на
их ,взрослый взгляд, походящую книжку. Исключение родители 3-х семей.
Как привлечь детей к художественному слову?
В журнале «Дошкольное воспитание» статья В. Сухинской «Развитие
коммуникативных навыков в театрально-игровой деятельности» воспитатель
предложила сделать игрушку-тренажёр «Забавные перчатки», но ее работа более
направлена на роботу по сенсорике, а мне нужны были только перчатки, чтобы
«оживить» сказку.
Я разработала свои модели игрушек-перчаток определяющие героев сказок
(волк, лиса, зайка, курочка, петушок и.т.) :все персонажи которые встречаются в
сказках для детей раннего возраста и в малых фольклорных формах: песенках,
потешках, забавах и др. Игрушки которые я придумала мягкие теплые, подвижные.
Одеты на пальцы и руки, они становятся подвижными, интересными, как будто
настоящие герои сказок пришли к детям.
Если обычная работа по чтению художественной литературы начинается с
рассматривания иллюстраций к сказке, то я начала свою работу со знакомства со
сказочными персонажами. Первый, кто пришёл к ребятам в гости, был « зайка-
побегайка».
Малыши искренне поверили, что это настоящий зайчик. Некоторые убрали на
несколько минут ручки под стол, я побоялась, что они испугались,
но через
некоторое время, когда зайка начал подходить к другим ребятам здороваться,
протягивать к ним лапки, уже все малыши протягивали ручки все хотели
здороваться, потрогать. Со временем малыши познакомились со всеми героями
сказки «Теремок».
Во время знакомства я кратко характеризовала каждого героя, голосом и
мимикой старалась передавать характер каждого героя.
Итак, когда малыши знали:
-что лягушка «прыгает и квакает»
-мышка «шустро бежит и пищит»
-зайка «быстро скачет и дрожит от страха»
-лисичка-сестричка «хитрая и говорит ласково»
-волк «воет и говорит грубым голосом»
-мишка «топает и медленно басит»
Можно было малышам показывать сказку «Теремок».Я разыграла сказку с
помощью игрушек-перчаток. Ребят заинтересовала эта сказка, они просили «еще и
еще», только тогда я достала книжку «Теремок» с крупными иллюстрациями.
Ребята рассматривали и слушали с интересом, отвечали на вопросы «Кто это?», «А
кто пришёл потом?» и т.д. .Они узнавали на картинках уже знакомых персонажей, с
которыми подружились в театре.
Я постоянно подчеркивла, что герои сказки живут в книжке. Из книжки они
пришли к нам в гости в театр.
Ребята очень любят сказку «Теремок». Я решила связать им пальчиковый
театр.За основу взяла все ту же перчатку без пальцев и по очереди одевала каждый
персонаж на пальчик.
Сейчас ребята с удовольствием слушают сказки, рассматривают иллюстрации,
любят когда им читают перед сном. Приятно было услышать от родителей, что дети
не хотят ложиться дома спать, пока родители не прочтут им книжку.
В моей коробке, где, как говорят малыши «ЖИВЕТ СКАЗКА», уже есть
тренажёры к 5 сказкам : «ТЕРЕМОК», «Репка», «Колобок», «Под грибом», «Курочка
ряба». Позже родители тоже заинтересовались этой темой и начали делиться
своими идеями, как облегчить изготовление мягкого театра. Стали из дома
приносить маленькие мягкие игрушки (у кого какие были и нашивали их на
перчатки) с помощью родителей персонажей появлялось больше и больше.
Теперь мы можем скомбинировать разные перчатки-тренажёры и у нас есть
персонажи еще к нескольким сказкам..
Игрушками тренажёрами мы пользуемся во время разыгрывания
сюрпризного момента к каждому занятию. Если малыши видят коробочку с
«вязанками» они уже знают, что сейчас, кто-то придет из сказки и попросит
либо о помощи, либо расскажет интересное приключение. Следующий этап
работы с художественной литературой -это работа с книгой из серии
«Любимые герои сказок».В них представлены:
1} методические рекомендации для взрослых.
2) текст двух сказок; книга-словарик с пояснениями некоторых непонятных слов
для детей; иллюстрации к сказкам.
3) 2 игровых поля.
4) объемные фигурки героев.
Дети с удовольствием слушают и смотрят как воспитатель разыгрывает уже
знакомую им сказку «Колобок». Помогают колобку петь песенку. И замирают в
конце сказки, когда лиса съела колобочка. Когда мы разыграли эту сказку перед
занятием по конструированию, то в конце предложила малышам построить дом
для колобка: крепкий и высокий, чтобы ни волк, ни лиса не смогли до него
добраться. Ребята с особым старанием построили каждый по домику и постройки
получились довольно крепкие и устойчивые. Их очень порадовало, что колобок
остался целым и невредимым. Малыши уже начинают сами играть пальчиковым и
настольным театром. На вопрос «Кого нам нужно достать из коробки?» для той или
иной сказки, они достают персонажей тех которых нужно именно к сказке о
которой идет речь . Очень радует, что дети бережно стали относиться к фигуркам
пальчикового театра: не отрывают глаза и нос, как было в самом начале работы .
Малыши пришли к выводу, что лисичка с двумя глазками куда краше, чем с
одним.И у волка обязательно должен быть нос, как у всех остальных зверят. Дети с
удовольствием одевают фигурки на пальчики, пытаются имитировать голос,
мимику. С легкостью одевают перчатки (почти все ребята), вставляя все пальчики в
нужные окошки.
Итак, насколько нам удалось решить проблему приобщения ребенка к
художественному слову?
Дети стали вслушиваться в произносимые фразы, слушать текст уже без
сопровождения рассказа игровыми персонажами, иллюстрациями.
Как удалось?
Организовала процесс знакомства с произведениями, использовала разные
приемы: часть текста, где участвует знакомый персонаж и понятны его действия,
рассказывала без сопровождения наглядности, без обыгрывания. А новый
персонаж (или уже знакомый, но выполняющий новые действия) приходил в виде
игрушки тренажёра или настольного театра.
Хорошо знакомое произведение рассказывала просто, глядя детям в глаза,
используя все свои артистические возможности: тембр голоса, восклицания,
мимику, жесты, движения. Всё срабатывало на поддержание интереса к тексту
книжки, в которой записана сказка.
Это же произведение обыгрывала.Тогда через театр шло и обучение
слушанию и пересказу, и подключение к обыгрыванию, и просто
формирование радостного, эмоционального восприятия и желания не только
видеть, но и слушать, действовать.