Автор: Лях Галина Сергеевна Должность: учитель математики Учебное заведение: МБОУ "Понуровская СОШ" Населённый пункт: село Понуровка Стародубского района Брянской области Наименование материала: статья Тема: Основные направления работы учителя математики Раздел: среднее образование
Основные
направления
работы
учителя
математики
«
Если
ученик
в
школе
не
научился
сам
ничего
творить
,
то
и
в
жизни
он
всегда
будет
только
подражать
,
копировать
,
так
как
мало
таких
,
которые
бы
,
научившись
копировать
,
умели
сделать
самостоятельное
приложение
этих
сведений
».
Л
.
Н
.
Толстой
Одной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким
образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого
преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями. Работать над
активизацией познавательной деятельности – это, значит, формировать положительное
отношение
школьников
к
учебной
деятельности,
развивать
их
стремление
к
более
глубокому
познанию
изучаемого
предмета.
Основная
задача
учителя
–
повышение
удельного веса внутренней мотивации учения.
Моей основной задачей является – включение каждого ученика в
деятельность, обеспечивающую формирование и развитие познавательных
потребностей –
познавательные мотивы.
Этому процессу способствует осознание учеником цели предстоящей деятельности.
Цепочка, по которой происходит этот процесс, выглядит так:
Формирование
познавательной
активности
возможно
при
условии,
что
деятельность, которой занимается ученик, ему интересна.
Следовательно,
высокая
познавательная активность возможна только на интересном для ученика уроке, когда
ему интересен предмет изучения. И наоборот, «воспитать у детей глубокий интерес к
знаниям и потребность в самообразовании – это означает пробудить познавательную
активность и самостоятельность мысли, укрепить веру в свои силы»
Поэтому задача моей деятельности, пробуждая интерес к своему предмету, не
просто осуществлять передачу опыта, но и укреплять веру в свои силы у каждого
ребенка независимо от его способностей. Следует развивать творческие возможности у
слабых учеников, не давать остановиться в своем развитии более способным детям,
учить всех воспитывать у себя силу воли, твердый характер и целеустремленность при
решении сложных заданий. Все это и есть воспитание творческой личности в самом
широком и глубоком понимании этого слова. Но для создания глубокого интереса
учащихся к предмету, для развития их познавательной активности необходим поиск
дополнительных
средств,
стимулирующих
развитие
общей
активно сти,
самостоятельности, личной инициативы и творчества учащихся.
Коллективом школы и мной было замечено, что у учащихся падает интерес к
изучению математики, многие считают эту науку труднодоступной и неинтересной,
пассивны в ее изучении, что влечет за собой низкое качество по предмету.
Поэтому не случайно мной была выбрана тема по самообразованию «Активизация
мыслительной деятельности учащихся на уроках математики».
Я поставила перед собой вопрос: каким образом активизировать учащихся на уроке?
В качестве средств активизации учения школьников выступают: учебное содержание,
формы, методы и приемы обучения.
Стандартный вид обучения является самым распространенным и представляет
собой обучение знаниям, умениям и навыкам по схеме:
изучение нового - закрепление - контроль - оценка.
В настоящее время традиционное обучение постепенно вытесняется другими видами
обучения, т.к. определяются другие требования к личности и процессу ее развития в
школе.
Привыкая к выполнению стандартных заданий, направленных на закрепление базовых
навыков, которые имеют единственное решение и, как правило, единственный заранее
предопределенный путь его достижения на основе некоторого алгоритма, дети
практически
не
имеют возможности действовать самостоятельно, эффективно
использовать и развивать собственный интеллектуальный потенциал. С другой стороны,
решение одних лишь типовых задач обедняет личность ребенка, поскольку в этом
случае
высокая
самооценка
учащихся
и
оценка
их
способностей
преподавателями
зависит, главным образом, от прилежания и старательности и не учитывает проявления
ряда
индивидуальных
интеллектуальных
качеств,
таких,
как
выдумка,
Потребность
Мотив
цель
действие
рефлексия
ия
сообразительность, способность к творческому поиску, логическому анализу и синтезу.
Поэтому я сделала вывод, что в условиях сегодняшнего дня необходимо от
информационной ориентации перейти к личностной и преодолеть большую инертность
традиционного обучения в преподаваемых дисциплинах.
Я
стала
все
чаще
использовать
в
своей
практике
нестандартные
уроки,
нестандартные математические задачи
Нестандартные
уроки
позволяют
сделать
математику
более
доступной
и
увлекательной,
привлечь
интерес
всех
учащихся,
привлечь
их
к
деятельности,
в
процессе которой приобретаются необходимые знания, умения и навыки.
По возможности я провожу уроки-путешествия, уроки-игры, уроки-конкурсы, смотры
знаний…
На уроках закрепления или повторения материала обычно интерес учащихся падает,
поэтому я отыскиваю для их проведения нестандартные виды работ.
Используя различные формы кодированных ответов, математические
соревнования, эстафеты, элементы зарядки, сигнальные карточки делаю уроки более
привлекательными для учащихся, создаю условия для проявления самостоятельности,
настойчивости,
мыслительной
активности,
для
возможности
появления
у
каждого
ученика чувства удовлетворенности, успеха.
Практика
показала,
что
если
использование
нестандартных
уроков
носит
не
случайный, а систематический характер, тесно связан с изучаемым материалом, то на
фоне такой деятельности ученики легче понимают теоретический материал, способы
решения примеров и задач. Они выполняют познавательные и воспитательные функции.
На них ученики применяют приобретенные знания, открывают новые приемы решений
и рассуждений, привлекаются к работе слабые школьники, развивается логическое
мышление, смысловая и образная память, активизируется мыслительная деятельность,
позволяет разносторонне развиваться личность учащихся, что способствует выработке
умения аргументировано доказывать свою точку зрения, отстаивать свою позицию,
прислушиваться к мнению других, развивает чувства взаимопомощи и взаимоуважения,
формирует
осознанные
нормы
поведения,
учит
внимательности,
терпимости
и
самообладанию, сообразительности и скорости мышления. Учащиеся преображаются на
глазах, с огромным удовольствием показывают свои знания и умения.
Ведь игра – спутник человеческой жизни от колыбели до старости.
В играх развиваются и укрепляются чувства товарищества, солидарности, честности,
правдивости и
друге качества, необходимые для коллективной работы и воспитания
сознательной дисциплины. Игра является хорошей союзницей не только в воспитании
детей, но и в обучении их, поэтому в свою практику я ввожу элементы игры и на уроках,
и во внеурочное время. Познание же математики через игры прививает к ней любовь,
переходящую в дальнейшем в потребность заниматься этой наукой серьезно.
Сказанное мною подтверждают слова А.М.Горького
«
Игра
–
путь
детей
к
познанию
мира
,
в
котором
они
живут
и
который
признаны
понять
»
и Аристотеля
«
Мышление
начинается
с
удивления
».
И наверное не случайно в последнее время наблюдается повышение качества
знаний
по
математике,
а
в
7
и
9
классах
наиболее
значительно,
где
более
часто
применяю такую методику.
По данным психологического обследования
у многих учащихся нынешнего 9
класса был выявлен повышенный интерес к математическим дисциплинам.
По результатам анкетирования школьным психологом учащихся были получены
следующие данные:
Считаешь ли ты математику интересной наукой?
Да - 58% (что на 22% больше по сравнению с 2014-15 учебным
годом)
Является ли математика важной наукой?
Да – 79% (что на 28% больше по сравнению с 2014-15 учебным
годом)
Еще одним из направлений моей работы, которому я уделяю внимание, является:
применение информационных технологий.
Актуальностьизбранной темы объясняется существом и общечеловеческой
значимостью затрагиваемого материала. Дело в том, что проблема информатизации и
непосредственно связанной с ней компьютеризации всех сфер человеческой
деятельности является одной из глобальных проблем современного мира. Причина
тому - неслыханное для предшествующих эпох повышение роли информации,
превращение ее в одну из важнейших движущих сил всей производственной и
общественной жизни. Поэтому внедрение компьютерных технологий в образование
можно охарактеризовать как логичный и необходимый шаг в развитии современного
информационного мира в целом.
Огромные технико-операционные возможности компьютера несут в себе
несравнимый с ранее применившимися техническими средствами обучения,
дидактический материал, который может и должен быть реализован в учебно-
воспитательном процессе.
Принципы применения информационных технологий.
Внедрение новых информационных технологий не означает, что они
заменяют традиционную методику предмета. Они используются наряду
с традиционными методами, делая их более эффективными.
Индивидуальный
подход к ученикам
Развитие интереса
у учащихся к
получению знаний
Простота в создании и
применении
Тестирование
Использование
презентаций
Использование
компьютерных
обучающихся
программ
Способы
применения ИКТ в
обучении.
Объяснение
материала
Внеклассная
работа
Тестировани
е
Оформление
уроков
Использование
ресурсов сети
Интернет
Создание
печатных
дидактических
материалов
Поиск
информаци
и учителем
Поиск
информаци
и учеником
Изучение сайтов
на уроке с целью
получения
информации
Возможность
варьировани
я заданий
Экономия
времени
Привлекательн
ое оформление
Мое убеждение:
« К детям надо идти человеком, влюбленным в свою
науку, только тогда попытки развить интерес и
понимание формул, цифр, вычислений принесут свои
плоды, и произойдет познание радости от знакомства с