Напоминание

Школа – для любого ученика или технологии инклюзивного образования в соответствии с требованиями ФГОС ОВЗ


Автор: Каримова Елена Ивановна
Должность: преподаватель коррекционной педагогики
Учебное заведение: ГБПОУ Белебеевский гуманитарно - технический колледж
Населённый пункт: Город Белебей Республика Башкортостан
Наименование материала: Статья
Тема: Школа – для любого ученика или технологии инклюзивного образования в соответствии с требованиями ФГОС ОВЗ
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Школа – для любого ученика или технологии инклюзивного образования в соответствии с требованиями ФГОС ОВЗ

Пробле ма обучения детей с ограниченными возможностями здоровья стала актуальной в связи со значительным увеличением численности данной группы в обществе с одной стороны, а с другой, появляющимися новыми возможностями для их адаптации. В России, как и во всем мире, наблюдается тенденция роста детей с ограниченными возможностями здоровья. Каждый десятый житель любого города – инвалид. Всемирно известный оратор из Австралии, автор бестселлера «Жизнь без границ» Ник Вуйчич родился без рук и ног, но он вполне независим и живёт полноценной, насыщенной, в том числе и семейной жизнью. Он имеет девиз по жизни «Никогда не сдавайся!» и многого достиг в своей жизни сам. В его шкафу всегда стоит пара ботинок. А на вопрос детей на
улицах что с тобой случилось? он отвечает: «Это всё из-за сигарет!». Это и есть сущность нашей работы. Человек с ОВЗ должен верить, любить жизнь и идти по ней с девизом «Никогда не сдавайся!». С 1 сентября 2016 года вводятся новые образовательные стандарты для детей с ОВЗ, которые получили название
«инклюзивных

стандартов»
. Как известно, история принятия ФГОС для детей с ОВЗ была достаточно долгой и связана с рядом процессов и задач в РФ. Основные положения, принципы, цели, задачи получения образования детьми с ОВЗ отражены в «Конвенции о правах ребёнка» Организации объединённых наций, в «Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов». В статье 24 данного документа говорится об инклюзивном образовании: «в целях реализации права на образование государства - участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека». С того момента начался полномасштабный эксперимент в России, стали строиться различные модели, подходы. Тот опыт, который был наработан в рамках этого эксперимента был положен в основу новых ФГОС для детей с ОВЗ. В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 19 декабря 2014 года утверждены федеральные государственные образовательные стандарты образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Как известно, они были подписаны в рамках двух приказов Министерства образования и науки РФ: приказа №1598 об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ и приказа №1599 об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Остановимся на ключевых моментах новых Стандартов. Предметом регулирования
ФГОС ОВЗ
являются отношения с сфере образования следующих групп обучающихся с ОВЗ: глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжёлыми нарушениями речи, с нарушениями ОДА, с ЗПР, с расстройствами аутистического спектра и со сложными дефектами. Предметом регулирования ФГОС УО являются отношения с сфере образования следующих групп обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениям), тяжёлой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), а также тяжёлыми и множественными нарушениями развития. ФГОС инклюзивного образования представляют собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных ООП в организациях, осуществляющих образовательную деятельность. ФГОС ОВЗ включают в себя требования к структуре, условиям, результатам адаптированных ООП. ФГОС могут использоваться родителями (законными представителями) при получении обучающимся общего образования в форме семейного образования, а также на дому и в медицинских организациях. Сегодня
девиз
работы по новым Стандартам можно определить так: «Школа – для любого ученика!» - необходимо приблизить условия в школе к условиям, в которых живут дети.
Что нового даёт детям Стандарт для детей с ОВЗ? 1) ФГОС объясняют, как создать условия для комфортного получения образования детьми с ОВЗ. Теперь насталс стадия их внедрения. ФГОСы будут работать эффективно, если создать условия для конкретного ребёнка там, гдё он будет учиться. Мы знаем, что где-то такие специальные условия уже созданы, а кому- то – ещё предстоит создать. Прежде всего это кадровые условия (повышение квалификации), материально – технические условия и финансовые. 2) 1 сентября 2016 года в школы пришли обучаться дети с ОВЗ, и в любой школе для любого ребёнка с ОВЗ специальные условия уже сегодня должны появиться. В одной образовательной организации могут быть собраны дети с разными ОВЗ. Наряду с философией инклюзивности идея вариативности – одна из главных базовых идей, которая была положена в основу разработки ФГОС для детей с ОВЗ. 3) Как известно, особенностью новых стандартов для образования детей с ОВЗ является их вариативность. В них заложена уникальная возможность построения разных образовательных траекторий для разных ребят. Разработаны 4 варианта образовательных программ. Каждый из этих вариантов предполагает разработку адаптированных образовательных программ, которые варьируются и индивидуализируются в зависимости от образовательных потребностей и возможностей ребёнка, желания родителей и с учётом мнения ПМПК. Отнесение ребёнка к той или иной образовательной траектории не является константой, зафиксированной раз и навсегда. Стандарт предусматривает возможность перехода с одного варианта образовательной программы на другой, а значит смену образовательного маршрута в зависимости от того прогресса, который ребёнок будет демонстрировать, который будет оценён всеми субъектами этого образовательного процесса. 4) Ещё одной особенностью новых Стандартов является то, что впервые был разработан Стандарт для детей с расстройствами аутистического спектра . Как обучать и воспитывать детей с ОВЗ? Каковы
технологии
предоставления образования обучающимся с ОВЗ в соответствии с требованиями ФГОС? Доктор Ле Жандр сказал однажды, быть может, слишком сурово, но, увы, справедливо, что «школа — завод по производству слепцов и горбунов». Ещё в конце XIX – начале XX веков известный итальянский психолог, выдающийся наблюдатель мира детей Мария Монтессори считала, что «по вине школьного обучения возникли такие заболевания как сколиоз, миопия, близорукость, анемия, неврастения. Проблемный вопрос возник сегодня: как обучать и воспитывать детей в школах, не нанося ущерба здоровью детей и учитывая ограниченные возможности их здоровья? Пути повышения эффективности обучения ищут педагоги всех стран. Одним из важных направлений разрешения этих проблем является разработка и внедрение новых педагогических технологий. Г.К.Селевко считает, что термин «педагогическая технология» в буквальном переводе обозначает учение о педагогическом искусстве, мастерстве. Поэтому термин «педагогическая технология» в буквальном переводе обозначает учение о педагогическом искусстве, мастерстве.
Педагогическая

(образовательная)

технология
– э т о с и с т е м а функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на
научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам (Г.К. Селевко). По основному виду социально-педагогической деятельности различают: • обучающие (дидактические), воспитательные и развивающие технологии, • технологии педагогической поддержки (сопровождения), • технологии, направленные на создание условий эффективной социализации, • управленческие, • технологии диагностики, мониторинговые, а также коррекционные (компенсирующие) (Г.К. Селевко).
Инклюзивное образование
– процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Технологии инклюзивного образования включают следующие наиболее эффективные технологии: ― обучение в сотрудничестве ― технология развития критического мышления через чтение и письмо ― уровневая дифференциация ― модульное обучение ― информационные и коммуникационные ― музейная педагогика ― игровая технология обучения ― ручной труд ― технология проектной деятельности ― терапия водой ― компьютерные игры и другие В центре внимания -
личностно – ориентированные технологии
обучения и воспитания с целью максимального развития (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности. Актуальной всегда была и есть
педагогика

сотрудничества
и рассматривается она в мировой педагогике, как наиболее успешная альтернатива традиционным методам. Это одна из технологий личностно – ориентированного обучения. Технология
уровневой дифференциации
хорошо сочетается с обучением в сотрудничестве и помогает создавать адаптивный образовательный процесс. На уроках с применением уровневой дифференциации обязательно проводится диагностика по определению зоны развития ребёнка с ОВЗ, уровня обучаемости и уровня его обученности. Определенному типу урока соответствует своя диагностика. О братим внимание на
средства информационных и коммуникационных

технологий
. Определяющей тенденцией современного обучения является переход к личностно-ориентированной системе образования, что можно обеспечить с помощью информационных и коммуникационных технологий. Сегодня мы уже не представляем нашу жизнь и работу без ИКТ. Подобные технологии активно применяются для
передачи информации и обеспечения взаимодействия учитель и обучаемого с ОВЗ в современных системах открытого и дистанционного образования. Современный учитель должен не только обладать знаниями в области ИКТ, но и быть специалистом по их применению в своей профессиональной деятельности. Дидактическими задачами, решаемыми с помощью ИКТ являются: ― совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения; ― повышение продуктивности самоподготовки учащихся; ― ускорение тиражирования и доступа к достижениям педагогической практики; ― усиление мотивации к обучению; ― активизация процесса обучения, возможность привлечения учащихся к исследовательской деятельности; ― обеспечение гибкости процесса обучения. Образовательными средствами в рамках ИКТ – технологий могут быть:  презентации  тренажеры  flash анимация  тест  злектронные учебные пособия
Дистанционное обучение (ДО)
- это обучение на расстоянии, заочно, когда преподаватель и обучаемый разделены пространственно и когда все или большая часть учебных процедур осуществляется с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий. Это наиболее удобная, эффективная технология образования обучающихся с ОВЗ. Отметим формы дистанционного обучения: • skype-занятия (очно - дистанционные) • заочные занятия (дистанционные) • очные занятия • обучение без ограничений • по индивидуальному расписанию Дистанционное обучение создает оптимальную систему отношений между ребенком и учителем; расширяет способы передачи учебной информации; разнообразит виды контроля формирующихся общекультурных и учебных компетенций; способствует развитию рефлексивных процессов ребенка. Дидактические требования к ДО: • владение информационно-коммуникационными технологиями учащимися, эти технологии позволяют удобно и быстро представить нужную учебную информацию, привлечь внимание учащихся, заинтересовать их; • соответствие содержания программ обучения возможностям и особенностям учащихся; • активность и самостоятельность учащихся при направляющей роли учителя; • стимулирование положительного отношения учащихся к учебно-познавательной деятельности в формате дистанционного взаимодействия. Трудности ДО: • Техническое и финансовое обеспечение: не у всех детей дома есть веб- камера.
• Гигиенические нормы обучения за компьютером по времени ограничены. Необходимо сохранять здоровье детям, а не портить его. • Учащиеся младших классов не владеют необходимыми навыками работы на компьютере, а предмета информатика в начальной школе пока нет. Назовём некоторые
технологии образования обучающихся с нарушениями

ОДА
. Лечебно – педагогическая работа с обучающимися, имеющими нарушения ОДА, должна носить комплексный характер. Важное условие комплексного воздействия – согласованность действий специалистов различного профиля. В этом заключается сущность технологии взаимодействия специалистов (невропатолога, психоневролога, врача ЛФК, логопеда, дефектолога, психолога, воспитателя). Суть
технологии образования в рамках ведущей деятельности
состоит в том, что при предоставлении образования обучающимся с нарушениями ОДА должен стимулироваться основной для данного возраста вид деятельности: ― в младенческом возрасте (до 1 года) ведущий вид деятельности - эмоциональное общение со взрослым; ― в раннем возрасте (от 1 года до 3 лет) – предметная деятельность; ― в дошкольном возрасте (от 3 до 7 лет) – игровая деятельность; ― в школьном возрасте – учебная деятельность.

Одной из достаточно эффективных технологий образования обучающихся с нарушениями ОДА является
кондуктивная педагогика
– это система социально - педагогической реабилитации, пришедшая к нам из Венгрии. Сущность системы состоит в стремлении создать для ребенка условия стимулирующие его жизнедеятельность и позволяющие наиболее полно и эффективно использовать его индивидуальные возможности в процессе целенаправленного комплексного развития. Педагог - кондуктор - это специалист, владеющий знаниями в области медицины, психологии, педагогики, дефектологии, логопедии и лечебной физкультуры. В комплекс упражнений с различными предметами и спортивными снарядами входят упражнения с мячом, на лестнице, на гимнастической скамейке, с гимнастической палкой, а также данный комплекс дополняется ходьбой с усложненными заданиями и упражнения у шведской стенки. Для каждого ребенка составляется индивидуальная комплексная программа реабилитации. Программа позволяет ребенку проявить свою инициативу, показать себя самостоятельной личностью, в ходе чего ребенка никто не подгоняет, не проявляет к нему нетерпения.
Технология сенсорной комнаты
позволяет расширить жизненный опыт детей, обогатить их чувственный мир и обрести уверенность в себе. Наличие мягкого покрытия пола и стен комнаты уменьшает у детей чувство страха при падении. Занятия в сенсорной комнате помогают совершенствованию активных, самостоятельных двигательных навыков, манипулятивной деятельности, овладению схемой тела, зрительно-моторной координации.
Методика коррекционной работы
в сенсорной комнате основана на постепенном включении сенсорных ощущений. Начинать занятия в сенсорной комнате следует с тактильных и кинестетических ощущений, поскольку кожно-кинестетическая чувствительность является основой для формирования зрительного и слухового восприятия
.
Нужна ли музейная педагогика для детей с ОВЗ и каково ее влияние на данную категорию учеников? Известно и доказано то, что дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии правильно организованного подхода к обучению и воспитанию. Отклонения в развитии ребенка приводят к его выпадению
из социально и культурно обусловленного образовательного пространства. Целью образования таких детей, прежде всего, является введение их в социальную культуру.
Игровые технологии обучения.
Игровые технологии обучения обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся. В их основу положена педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение общественного опыта.
Компьютерные

обучающие игры
– новый вид развивающего обучения. Применение электронных игр способствует повышению интереса у детей к обучению. Каждое занятие с их использованием вызывает у детей эмоциональный подъём, привлекает малоактивных. Наряду с бесспорными плюсами, конечно, имеются и минусы у компьютерных игр. Например, автор электронного пособия (обучающей игры)
«Буквачитайка»

Лидия

Фатихова
предлагает детям с речевыми нарушениями комплекс компьютерных упражнений, направленных на заучивание алфавита, обучение чтению, звуковому и слоговому анализу слов, развитие буквенного гнозиса и др. В пособии предложены задания различной тематики и степени сложности. Электронная обучающая игра может использоваться учителями логопедами, воспитателями дошкольных образовательных учреждений, родителями дошкольников для подготовки детей с ОВЗ к обучению в школе.
Нетрадиционные методы в коррекционной работе с детьми с ОВЗ

Куклотерапия
- это раздел частной психотерапии (арттерапии), использующий в качестве основного приема психокоррекционного воздействия куклу, как промежуточ ный объект взаимодействия ребенка и в з р о с л о г о . Цель: помочь ликвидировать болезненные переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, развивать самосознание, разрешить конфликты в условиях коллективной творческой деятельности.
Музыкотерапия
- это лекарство, которое слушают. Самый большой эффект от музыки – это профилактика и лечение нервно-психических заболеваний.
Цветотерапия
- лечение цветом. Ученые доказали, что, изменяя световой и цветовой режимы, можно воздействовать на функции вегетативной нервной системы, эндокринных желез и другие жизненно важные органы и процессы в организме.
Сказкотерапия
используется с лечебной, п с и хо ко р р е к ц и о н н о й , развивающей и воспитательной целью. Дети – настоящие режиссеры. Это психотерапия и психокоррекция, образность и метафоричность языка, психологическая защищенность, развитие воображения, речи, памяти и мышления.
Фитотерапия
- лечение с помощью лекарственных растений. Эффективное лечебное успокаивающее или бодрящее, а также профилактическое средство.
Песочная терапия
- игры с песком и водой широко используются в работе с детьми с ОВЗ для формирования и развития пространственно-количественных представлений, для развития мелкой моторики. Песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию.
Вода
– первый и любимый всеми детьми объект для исследования. Применение терапии водой наиболее подходит для работы с детьми раннего возраста. Особо нуждаются в такой терапии дети с ЗПР, ЗРР, СДВГ. В качестве основных задач выдвигаются: гармонизация психоэмоционального состояния ребенка, трудностей адаптации. Ценность технологии заключается в том, что именно игры с водой
создают дополнительный акцент на тактильную чувствительность, развивают «мануальный интеллект» ребенка. Представим некоторые
тифлотехнологии
образования и формы работы с детьми, имеющими ОВЗ: ― технология выкладывания из пластилина букв и цифр перед их написанием ― технология адаптивной физкультуры (ЛФК, развитие речи, осязания, мелкой моторики, мимики, пантомимики, ориентировка в пространстве, СБО, охрана и развитие зрения и др.) ― технология коммуникативная ― технология дистанционного обучения (уроки по скайпу, знания на расстоянии, электронное общение, безграничные возможности) ― технология Луи Брайля ― профилактика и коррекция зрения по технологии немедикаментозного восстановления по Бейтсу - Шичко ― технология сотрудничества (контакт и помощь) педагогов, психологов, дефектологов, медиков и родителей в преодолении имеющихся проблем ― установка у родителей на безоценочное принятие ребёнка ― работа образовательно – музыкального центра ― технологии дополнительного образования детей с ОВЗ (хоровая школа, театральная студия для незрячих детей, кружок ДПИ, кинокружок и др.) ― технологии совместного лечения и обучения детей с нарушениями зрения ― технологии лечения (аппаратное лечение глаз, технологии лечения косоглазия и др.) Назовём некоторые
сурдотехнологии
: ― слухоречевые тренажёры ― индивидуальные аппараты с наушниками ― азбука жестов
Технологии

индивидуального

сопровождения

обучающихся

с

расстройствами аутистического спектра
(РАС) имеют цель: включение ребёнка в УВП, расширение возможностей социализации. Принципы: личностная ориентация, поэтапность, комплексность. Структура технологии: цель, алгоритм взаимодействия по достижению цели, систематический мониторинг, диагностические процедуры. Этапы технологии РАС: 1) налаживание первичного контакта и создание положительной атмосферы; 2) адаптация к рабочему месту; 3) создание мотивации учения; 4) осуществление обучения Материально - техническая база ОУ для детей с РАС: • учебная зона • комната для релаксации • зона отдыха • выделенное место для родителей, ожидающих ребенка • игровая комната • двигательная зона Формы и методы организации предоставления образования детям с РАС • активная и интерактивная • фронтальная, подгрупповая, малогрупповая
• реализация индивидуального подхода • дозирование учебных и эмоциональных нагрузок • гибкий режим посещения ОУ • гибкий режим нахождения в среде сверстников
Технологии логопедического сопровождения безречевых учащихся:
 технология жестовой речи  технология речевого подражания  технология электронных игровых упражнений  технология пропевания с одновременным выполнением логоритмических упражнений и др. Резюмируя выше сказанное, отметим особенности организации учебно- воспитательного процесса со студентами с ОВЗ в ГБПОУ
Белебеевский гуманиарно

– технический колледж.
Проблема ограниченных возможностей здоровья не обошла ни одно учебное заведение. Являясь преподавателем коррекционной педагогики, отмечу, что в нашем колледже на педагогическом отделении обучаются около 400 студентов, их них 8 имеют инвалидность. Это дети с ОВЗ: заболевания ОДА - у 3 человек, врождённый нистагм – у 1, сахарный диабет – у 3 студентов и общее заболевание – у 1. Инклюзивное образование доступно для них: созданы условия образования, ликвидированы барьеры для наибольшей поддержки каждого студента и максимального раскрытия его потенциала. Мы любим наших студентов с ОВЗ, уделяем немного больше внимания, индивидуально консультируем их, а они обучаются и успешно проходят педпрактику. Это обучение разных студентов в одном учебно – воспитательном процессе, а не в специально выделенной группе при колледже. Мы обучаем их работе со школьниками, в т.ч. имеющими отклонения и ОВЗ. Организация занятий предполагает, что любое занятие для детей с ОВЗ должно стать уроком радости, открывающим каждому ребёнку его собственную индивидуальность и резервные возможности организма, которые обеспечивают повышение уровн ей работоспособности и адаптивности. В.А. Сухомлинский считал, что нужно «…умело, умно, мудро, тонко, сердечно прикоснуться к каждой из тысячи граней ребёнка, найти ту, которая, если её, как алмаз шлифовать, засверкает неповторимым сиянием человеческого таланта, а это сияние принесет человеку личное счастье…».


В раздел образования