Напоминание

Правила дорожного движения


Автор: Сиротина Людмила Павловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Центр развития ребенка детский сад 86 "Электроник"
Населённый пункт: город Набережные Челны
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Правила дорожного движения
Раздел: дополнительное образование





Назад





Обучение детей правилам дорожного движения (ПДД)
С каждым годом растет и хорошеет наш город Набережные Челны. Много в ней широких,красивых улиц ,площадей,проспектов. Огромен и нескончаем поток транспорта на улицах города .Каждый час проходит около 6 тысяч автомобилей. По этим же улицам за час проходит примерно 20 тысяч пешеходов. Среди них , конечно , и дети. Ребенка интересует улица и все на ней происходящее. И часто , увлеченный чем-либо новым , необычным , попадает на улице в опасные для жизни ситуации. Вот почему уже в дошкольном возрасте необходимо учить детей ориентироваться в ближайшем окружении. Это тем более важно знать будущему школьнику ,так как ему зачастную приходиться преодолевать путь от дома в школу и обратно самостоятельно. Наш ясли-сад расположен недалеко от шумных улиц с интенсивным движением , по- этому необходимость обучения детей правилам поведения на улице подсказана самой жизнью. Немало сделано педагогическим коллективом по созданию условий для работы с детьми :подобрана методическая и детская литература ,иллюстративный материал, изготовлены дорожные знаки и многое другое. Смотр-конкурс « Зеленый огонек» побудил нас более четко систематизировать работу по обучению детей правилам дорожного движения,выделив следущие направления : - познакомить дошкольников с оснавными правилами дорожного движения ; -воспитывать у детей культуру поведения на улице. Вместе со старшим воспитателем яслей-сада Н.А.Тимоховой составили преспективный план ознакомления детей с правилами дорожного движения на основе Программы. Под руководством сотрудника ГАИ провели семинар-практикум для воспитателей. Продумали формы и методы работы с детьми, дополнили необходимый наглядный материал – серии картин «Школа светафорных наук», «Дети,помните правила эти», «Плакаты по безопасности движения», папка ширма «Я и улица». Допольнительно приобрели разнообразные игрушечные машины,изготовили макеты , имитирующие улицу,близлежащую к нашему детскому саду, со всеми дорожными знаками на ней и переходами. Обновили атрибуты к сюжетно-ролевым играм.Дети школы №15 в подарок детскому саду сделали в мастерских настольные и переносные дорожные знаки,а также силуэты домов,машин,людей,и муляжи.На участке выделили специальную площадку,где установили действующий светофор,дорожные знаки , будку полицейскую,мкет автозаправки. С чего мы начали воспитательную работу с детьми подготовительную групп? Прежде всего уточнили имеющиеся у них знания ,полученные в предыдущие годы.Выяснили ,что болшинство детей имели представление об основных правилах поведения на улице ,но вовремя игр на участке и в группе не соблюдали их. Ребята не знали,для чего нужны переводы и как надо переходить дорогу. Перед нами стояла задача уточнять и пополнять знания детей о дорожном движении,о правилах поведения на улице .Для этого решили использовать,помимо занятий,детей о дорожном движении,о правилах поведения на улице ля этого решили использовать,помимо занятий,целевые прогулки .Так ,в течение года провели серию целевых прогулок по шоссе.Дети наблюдали за движением транспорта,за работой
светофора. Вместе с воспитателем ребята вспоминали ,что означает красный, желтый свет , при каком свете светофора можно переходить улицу и т.е. Во время целевой прогулки к переходу наблюдали за движением пешеходов. Уточняли : переходить улицу разрешается только в определенных местах – по пешеходным переходам. Тут же отметили ,что бывают подземные переходы (прошли с детьми через такой переход) и наземные (обратно вернулись по наземному переходу). Вспомнили ,что посередине улицы есть «островок безопасности», где можно остоновиться,осмотреться и переждать движущийся поток автомашин. Подчеркнули,что на «островок безопасности» ни один шофер не имеет права наезжать. Знания , полученные на прогулке, закрепляли на занятиях. Проводили с детьми экскурсии,при подготовке к которым старались четко отбирать програмный материал. Так ,была организована экскурсия к посту ГАИ . Перед ее началом предложили детям подумать, кто следить за тем,чтобы не нарушались законы улиц и дорог. Ответы были разные :полицейский- регулировщик , полицейский на машине ГАИ , сигналы светафора и др. Когда подошли к посту ГАИ,стали наблюдать за работой инспектора. Рассмотрели, как он одет. Дети отметили : на нем непромокаемая куртка,защитный шлем ( «Это на случай дождя ,снега, любой непогоды»); полосатый пояс и нарукавники, в руках – полосатый жезл. Объяснили значение жестов регулировщика. Наблюдая ,дети размышляли, искали ответы на поставленные воспитателем вопросы. Во время прогулок они часто встречали машину ГАИ. «Эта машина,-уточнил педагог,-все видит и все слышит вокруг. Для этого у нее есть самые разные приспособления: громкоговоритель,фароискатель . Команде,находящейся в такой машине , должны подчиняться все водители и все пешеходы». Дети вспоминают о том ,что в работе ГАИ помогают вертолеты,которые следят за движением на кольцевой автомагистрали ,что на дорогах установлены телевизионные камеры,благодаря которым инспектор ГАИ видит всю лицу и нарушителей. После каждой экскурсии проводилась беседа,помогающая закрепить полученные детьми знания и представления. Поставленные вопросы давали возможность выявить,правильно ли дети усвоили увиденное.Например : - Много ли транспорта на улице? - Где расположен детский сад ? - Есть ли на ней светофор ? - Где они переходят улицу вместе с мамой (папой),когда идут в детский сад и обратно домой ? На прогулке,экскурсии,занятиях,во время бесед звучали загадки,стихи о светофоре, о полицейски- регулировщике С. Михалкова «Если свет зажегся красный», «Моя улица», «Три чудесных света». Например:,во время беседы о полицейский-регулировщике воспитатель использовал загадку: Посмотри ,силач какой : На ходу одной рукой Останавливать привык Пятитонный грузовик. Дети быстро запоминали четверостишия и произносили, играя в разнообразные сюжетные игры.
Продолжали работу по ознакомлению детей правилам дорожного движения и на занятиях по ознакомлению с окружающим. Например, предлагали рассмотреть картину «Улица города» ,а затем ответить на вопросы:Какой транспорт едет по улице? Где едут машины?Где можно ходить пешеходам? И т.д. Дети правильно отвечали: в городе много легковых и грузовых машин,они перевозят людей грузы. Для того чтобы перейти улицу,надо помнить о числялись правила,которые должен соблюдать пешеход при переходе улицы. Воспитатель обобщал высказывания детей:много машин проезжает по нашей улице. Есть машины,которые полицейские пропускают без очереди.Они мчатся,не останавливаясь на перекрестках.Это специальные машины,которым надо быстро приехать к месту назначения,- «скорая помощь»,пожарная машина,аварийная. На макете в груп Пе дети узнавали многие из тех машин,которые видели на улице. Особенно интересно проходят беседы с участием сотрудников ГАИ. Одна из них началась с просмотра фильма «Твои друзья» А затем старшей лейтенант беседовал с детьми о правилах поведения на улице, о сигналах светофора, предлагал составить небольшой рассказ по картине,объяснить изображенную на открытке ситуацию. Вот один из рассказов детей: «На этой картине аварийную ситуацию создал медведь,так как звери не знают,что нужно идти по переходу,там.где нарисовано зебра». Сотрудники ГАИ строил свои беседы так,чтобы упражнять детей в практических ситуациях. Для этого использовали макет улицы.Предлогали ребятам игровые упражнения : передвинуть машины и фигурки пешеходов в соответствии с сигналом светофора или жестами регулировщика. Или :найти на макете названный знак и объяснить его значение и т.п. Очень важно научить детей правильно вести себя на улице .Этому вопросу уделяем особое внимание,используя не только занятия,но и различные ситуации во время игр,прогулок,экскурсий. Во время прогулок воспитатель обращает внимание детей на поведение пешеходов:никто небежит, не размахивая сильно руками и негромко разговаривая. Встречные потоки пещеходов не сталкиваются, потому что каждый идет по тротуару,придерживаясь правой стороны,переходить дорогу,только в том месте,где имеются линии или указатели «Переход». Педагог разъясняет ,что соблюдения правил поведения на улице – показатель воспитанности и культуры пешехода. Поскольку правила поведения лучше всегозакрепляются в процессе активной деятельности детей, и прежде всего в игре,широко используем различные атрибуты:цветные жилеты,картинки машин. В группе из крупного строительного материала дети строят улицу, вспоминают,какие дома,магазины расположены в ней, расставляют соответствующие дорожные знаки.Не забывают и об «островках безопасности».(Делают их из полоски бумаги.) Сначала под руководством воспитателя ,а позже и самостоятельно дети организуют увлекательные и полезные игры,в которых есть роли шоферов,пешеходов и регулировщиков. Каждому хочется в белых перчатках подавать сигналынастоящим полицейским свистком, но регулировщиком выбирается тот из детей,кто не получил сегодня ни одного замечания от воспитателя.
На участке детского сада в теплое время года ребята катаются на самокатах,велосипедах и машинах, а зимой – на лыжах и санях. Настоящий светофор,усваивать правила дорожного движения. Работники ГАИ подарили детскому саду действующий макет машины :у нее работал руль, зажигались фары и лампочка-мигалка наверху кабины.Вести такую машину- почетно,проехать на ней мог только тот,кто не нарушил в этот день правил игры «Школа пешехода». Знания , полученные детьми в процессе проделанной работы,закрепили и в развлечениях. Увлекательно прошел досуг «Красный , желтый , зеленый» :соревнования двух подготовительных групп «Солнышко» и «Радуга,на которой я живу»,дети передавали в своих рисунках характерные детали машин,здания,которые видели на прогулках и экскурсиях,дорожные знаки. Из коробков и другого материала мастерили в своих играх. Рисовали ребята и в свободное время,чаще во второй половине дня,на самые различные темы: «У светофора», «Мы- пешеходы», «Я работаю в ГАИ» и др. Все эти рисунки были представлены на выставке,оформленной к разлечению «Красный,желтый,зеленый». Мы понимали,что работа,проводимая в детском саду в отрыве от семьи,не дает желаемых результатов.Здесь необходим тесный контакт педагогов и родителей. Вот почему на первом же родительском собрании познакомили пап и мам с проводимой в детском саду работой по ознакомлению детей с правилами дорожного движения. О необходимости такой работы говорил в своем выступлении и сотрудник ГАИ. Чтобы выясънить,какая помощь нужна родителям в воспитании у детей правильного поведения на улице ,предложили им ответить на следующие вопросы: -Рассказываете ли Вы детям о правилах дорогжного движения? -Соблюдаете ли сами эти правила? -Какую помощь хотели бы получить от педагогов яслей-сад по этому вопросу? Ответы родителей показали: многие не знают,что рассказывать детям о правилах дорожного движения,в каком объеме ,какими материалами использоваться.Это дало нам возможность спланировать темы бесед,содержание папок-передвижек,которые обновлялись в течение года.В подготовительных группах появились ширмы: «Красный, желтый, зеленый», «Внимание- улица!» , «Это должен знать каждый», где давались советы по ознакомлению дошкольников с правилами пешеходов,рекомендовалась литература для чтения детям. Подведя итоги проделанной работы ,можно отметить ,что дети хорошо ориентируются на улицах, прилегающих к детскому саду; при переходе через проезжую часть внимательны и осторожны; знают основные дорожные знаки ; умеют вести себя на улице, руководствуясь правилами культуры поведения в общественных местах. Мы уверены,что знания «дорожной грамоты»,приобретенные в детском саду, помогут будущим школьникам стать более дисциплинированными и самостоятельными.


В раздел образования