Автор: Сиротина Людмила Павловна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Центр развития ребенка детский сад 86 "Электроник" Населённый пункт: город Набережные Челны Наименование материала: Методическая разработка Тема: Правила дорожного движения Раздел: дополнительное образование
Обучение детей правилам дорожного движения (ПДД)
С каждым годом растет и хорошеет наш город Набережные Челны. Много в ней
широких,красивых улиц ,площадей,проспектов. Огромен и нескончаем поток транспорта
на улицах города .Каждый час проходит около 6 тысяч автомобилей. По этим же улицам за
час проходит примерно 20 тысяч пешеходов. Среди них , конечно , и дети. Ребенка
интересует улица и все на ней происходящее. И часто , увлеченный чем-либо новым ,
необычным , попадает на улице в опасные для жизни ситуации. Вот почему уже в
дошкольном возрасте необходимо учить детей ориентироваться в ближайшем окружении.
Это тем более важно знать будущему школьнику ,так как ему зачастную приходиться
преодолевать путь от дома в школу и обратно самостоятельно.
Наш ясли-сад расположен недалеко от шумных улиц с интенсивным движением , по-
этому необходимость обучения детей правилам поведения на улице подсказана самой
жизнью.
Немало сделано педагогическим коллективом по созданию условий для работы с
детьми :подобрана методическая и детская литература ,иллюстративный материал,
изготовлены дорожные знаки и многое другое. Смотр-конкурс « Зеленый огонек» побудил
нас более четко систематизировать работу по обучению детей правилам дорожного
движения,выделив следущие направления :
- познакомить дошкольников с оснавными правилами дорожного движения ;
-воспитывать у детей культуру поведения на улице.
Вместе со старшим воспитателем яслей-сада Н.А.Тимоховой составили
преспективный план ознакомления детей с правилами дорожного движения на основе
Программы. Под руководством сотрудника ГАИ провели семинар-практикум для
воспитателей. Продумали формы и методы работы с детьми, дополнили необходимый
наглядный материал – серии картин «Школа светафорных наук», «Дети,помните правила
эти», «Плакаты по безопасности движения», папка ширма «Я и улица». Допольнительно
приобрели разнообразные игрушечные машины,изготовили макеты , имитирующие
улицу,близлежащую к нашему детскому саду, со всеми дорожными знаками на ней и
переходами. Обновили атрибуты к сюжетно-ролевым играм.Дети школы №15 в подарок
детскому саду сделали в мастерских настольные и переносные дорожные знаки,а также
силуэты домов,машин,людей,и муляжи.На участке выделили специальную площадку,где
установили действующий светофор,дорожные знаки , будку полицейскую,мкет
автозаправки.
С чего мы начали воспитательную работу с детьми подготовительную групп? Прежде
всего уточнили имеющиеся у них знания ,полученные в предыдущие годы.Выяснили ,что
болшинство детей имели представление об основных правилах поведения на улице ,но
вовремя игр на участке и в группе не соблюдали их. Ребята не знали,для чего нужны
переводы и как надо переходить дорогу.
Перед нами стояла задача уточнять и пополнять знания детей о дорожном движении,о
правилах поведения на улице .Для этого решили использовать,помимо занятий,детей о
дорожном движении,о правилах поведения на улице ля этого решили
использовать,помимо занятий,целевые прогулки .Так ,в течение года провели серию
целевых прогулок по шоссе.Дети наблюдали за движением транспорта,за работой
светофора. Вместе с воспитателем ребята вспоминали ,что означает красный, желтый свет
, при каком свете светофора можно переходить улицу и т.е.
Во время целевой прогулки к переходу наблюдали за движением пешеходов.
Уточняли : переходить улицу разрешается только в определенных местах – по
пешеходным переходам. Тут же отметили ,что бывают подземные переходы (прошли с
детьми через такой переход) и наземные (обратно вернулись по наземному переходу).
Вспомнили ,что посередине улицы есть «островок безопасности», где можно
остоновиться,осмотреться и переждать движущийся поток автомашин. Подчеркнули,что
на «островок безопасности» ни один шофер не имеет права наезжать. Знания ,
полученные на прогулке, закрепляли на занятиях.
Проводили с детьми экскурсии,при подготовке к которым старались четко отбирать
програмный материал. Так ,была организована экскурсия к посту ГАИ . Перед ее началом
предложили детям подумать, кто следить за тем,чтобы не нарушались законы улиц и
дорог. Ответы были разные :полицейский- регулировщик , полицейский на машине ГАИ ,
сигналы светафора и др.
Когда подошли к посту ГАИ,стали наблюдать за работой инспектора. Рассмотрели,
как он одет. Дети отметили : на нем непромокаемая куртка,защитный шлем ( «Это на
случай дождя ,снега, любой непогоды»); полосатый пояс и нарукавники, в руках –
полосатый жезл. Объяснили значение жестов регулировщика.
Наблюдая ,дети размышляли, искали ответы на поставленные воспитателем вопросы.
Во время прогулок они часто встречали машину ГАИ. «Эта машина,-уточнил педагог,-все
видит и все слышит вокруг. Для этого у нее есть самые разные приспособления:
громкоговоритель,фароискатель . Команде,находящейся в такой машине , должны
подчиняться все водители и все пешеходы».
Дети вспоминают о том ,что в работе ГАИ помогают вертолеты,которые следят за
движением на кольцевой автомагистрали ,что на дорогах установлены телевизионные
камеры,благодаря которым инспектор ГАИ видит всю лицу и нарушителей.
После каждой экскурсии проводилась беседа,помогающая закрепить полученные
детьми знания и представления. Поставленные вопросы давали возможность
выявить,правильно ли дети усвоили увиденное.Например :
- Много ли транспорта на улице?
- Где расположен детский сад ?
- Есть ли на ней светофор ?
- Где они переходят улицу вместе с мамой (папой),когда идут в детский сад и обратно
домой ?
На прогулке,экскурсии,занятиях,во время бесед звучали загадки,стихи о светофоре, о
полицейски- регулировщике С. Михалкова «Если свет зажегся красный», «Моя улица»,
«Три чудесных света». Например:,во время беседы о полицейский-регулировщике
воспитатель использовал загадку:
Посмотри ,силач какой :
На ходу одной рукой
Останавливать привык
Пятитонный грузовик.
Дети быстро запоминали четверостишия и произносили, играя в разнообразные
сюжетные игры.
Продолжали работу по ознакомлению детей правилам дорожного движения и на
занятиях по ознакомлению с окружающим. Например, предлагали рассмотреть картину
«Улица города» ,а затем ответить на вопросы:Какой транспорт едет по улице? Где едут
машины?Где можно ходить пешеходам? И т.д. Дети правильно отвечали: в городе много
легковых и грузовых машин,они перевозят людей грузы. Для того чтобы перейти
улицу,надо помнить о числялись правила,которые должен соблюдать пешеход при
переходе улицы.
Воспитатель обобщал высказывания детей:много машин проезжает по нашей улице.
Есть машины,которые полицейские пропускают без очереди.Они мчатся,не
останавливаясь на перекрестках.Это специальные машины,которым надо быстро приехать
к месту назначения,- «скорая помощь»,пожарная машина,аварийная. На макете в груп
Пе дети узнавали многие из тех машин,которые видели на улице.
Особенно интересно проходят беседы с участием сотрудников ГАИ. Одна из них
началась с просмотра фильма «Твои друзья» А затем старшей лейтенант беседовал с
детьми о правилах поведения на улице, о сигналах светофора, предлагал составить
небольшой рассказ по картине,объяснить изображенную на открытке ситуацию.
Вот один из рассказов детей:
«На этой картине аварийную ситуацию создал медведь,так как звери не знают,что нужно
идти по переходу,там.где нарисовано зебра».
Сотрудники ГАИ строил свои беседы так,чтобы упражнять детей в практических
ситуациях. Для этого использовали макет улицы.Предлогали ребятам игровые
упражнения : передвинуть машины и фигурки пешеходов в соответствии с сигналом
светофора или жестами регулировщика. Или :найти на макете названный знак и
объяснить его значение и т.п.
Очень важно научить детей правильно вести себя на улице .Этому вопросу уделяем
особое внимание,используя не только занятия,но и различные ситуации во время
игр,прогулок,экскурсий.
Во время прогулок воспитатель обращает внимание детей на поведение
пешеходов:никто небежит, не размахивая сильно руками и негромко разговаривая.
Встречные потоки пещеходов не сталкиваются, потому что каждый идет по
тротуару,придерживаясь правой стороны,переходить дорогу,только в том месте,где
имеются линии или указатели «Переход». Педагог разъясняет ,что соблюдения правил
поведения на улице – показатель воспитанности и культуры пешехода.
Поскольку правила поведения лучше всегозакрепляются в процессе активной
деятельности детей, и прежде всего в игре,широко используем различные
атрибуты:цветные жилеты,картинки машин. В группе из крупного строительного
материала дети строят улицу, вспоминают,какие дома,магазины расположены в ней,
расставляют соответствующие дорожные знаки.Не забывают и об «островках
безопасности».(Делают их из полоски бумаги.)
Сначала под руководством воспитателя ,а позже и самостоятельно дети организуют
увлекательные и полезные игры,в которых есть роли шоферов,пешеходов и
регулировщиков. Каждому хочется в белых перчатках подавать сигналынастоящим
полицейским свистком, но регулировщиком выбирается тот из детей,кто не получил
сегодня ни одного замечания от воспитателя.
На участке детского сада в теплое время года ребята катаются на
самокатах,велосипедах и машинах, а зимой – на лыжах и санях. Настоящий
светофор,усваивать правила дорожного движения.
Работники ГАИ подарили детскому саду действующий макет машины :у нее работал
руль, зажигались фары и лампочка-мигалка наверху кабины.Вести такую машину-
почетно,проехать на ней мог только тот,кто не нарушил в этот день правил игры «Школа
пешехода».
Знания , полученные детьми в процессе проделанной работы,закрепили и в
развлечениях. Увлекательно прошел досуг «Красный , желтый , зеленый» :соревнования
двух подготовительных групп «Солнышко» и «Радуга,на которой я живу»,дети передавали
в своих рисунках характерные детали машин,здания,которые видели на прогулках и
экскурсиях,дорожные знаки. Из коробков и другого материала мастерили в своих играх.
Рисовали ребята и в свободное время,чаще во второй половине дня,на самые различные
темы: «У светофора», «Мы- пешеходы», «Я работаю в ГАИ» и др.
Все эти рисунки были представлены на выставке,оформленной к разлечению
«Красный,желтый,зеленый».
Мы понимали,что работа,проводимая в детском саду в отрыве от семьи,не дает
желаемых результатов.Здесь необходим тесный контакт педагогов и родителей. Вот
почему на первом же родительском собрании познакомили пап и мам с проводимой в
детском саду работой по ознакомлению детей с правилами дорожного движения. О
необходимости такой работы говорил в своем выступлении и сотрудник ГАИ.
Чтобы выясънить,какая помощь нужна родителям в воспитании у детей
правильного поведения на улице ,предложили им ответить на следующие вопросы:
-Рассказываете ли Вы детям о правилах дорогжного движения?
-Соблюдаете ли сами эти правила?
-Какую помощь хотели бы получить от педагогов яслей-сад по этому вопросу?
Ответы родителей показали: многие не знают,что рассказывать детям о правилах
дорожного движения,в каком объеме ,какими материалами использоваться.Это дало нам
возможность спланировать темы бесед,содержание папок-передвижек,которые
обновлялись в течение года.В подготовительных группах появились ширмы: «Красный,
желтый, зеленый», «Внимание- улица!» , «Это должен знать каждый», где давались
советы по ознакомлению дошкольников с правилами пешеходов,рекомендовалась
литература для чтения детям.
Подведя итоги проделанной работы ,можно отметить ,что дети хорошо
ориентируются на улицах, прилегающих к детскому саду; при переходе через проезжую
часть внимательны и осторожны; знают основные дорожные знаки ; умеют вести себя на
улице, руководствуясь правилами культуры поведения в общественных местах. Мы
уверены,что знания «дорожной грамоты»,приобретенные в детском саду, помогут
будущим школьникам стать более дисциплинированными и самостоятельными.