Напоминание

Мотивация обучающихся по программам среднего профессионального образования к учебно-исследовательской деятельности


Автор: Пак Наталья Михайловна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: СОГБПОУ "Вяземский железнодорожный техникум"
Населённый пункт: Вязьма
Наименование материала: статья
Тема: Мотивация обучающихся по программам среднего профессионального образования к учебно-исследовательской деятельности
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Мотивация

обучающихся по программам среднего профессионального

образования к учебно-исследовательской деятельности
В последнее время возросла потребность в подготовке специалистов, умеющих достойно применять полученные теоретические и практические навыки, умеющие осмысливать и реализовывать их на производстве. С целью воспитания у обучающихся таких навыков, их необходимо закладывать уже при обучении в школах, техникумах. Ранее на производствах использовалось понятие рационализаторского предложения. Откуда берутся рационализаторы? Это исследователи на предприятиях - выходцы, как правило, из рабочих или специалистов среднего звена, обладающие определенными теоретическими знаниями и использующие в своих открытиях накопившийся практический опыт. Наша задача состоит в том, чтобы привить у студентов желание и стремление к исследовательской, познавательной деятельности, которое поможет им в дальнейшем на производстве, приведет к новым открытиям в сфере производственной деятельности. Привить обучающимся такие стремления и желания заниматься учебно- исследовательской деятельностью не просто. Это, как правило, затраченное дополнительное время, которого всегда не хватает, изучение нового материала, утомительные анализы исследования. Мною были испробованы ряд направлений в исследовательской деятельности студентов, начиная с самых простых – рефератов, творческих работ, до опытно-экспериментальных и учебно-исследовательских (в том числе и выпускных квалификационных работ). Разработана программа учебно- исследовательской деятельности студентов. Темы, предложенные обучающимся для исследования, имеют больше профессиональную направленность. Наибольшую сложность представляет не столько оформление и выполнение работы, сколько достаточно четкое определение цели и задачи исследования и пути их решения, с соответствующими выводами, анализом, рекомендациями и предложениями по практическому применению. С целью мотивации обучающихся к исследовательской деятельности, улучшению качества образовательного процесса, получению новых объективных научных знаний в сфере путевого хозяйства на железнодорожном транспорте была разработана программа. Исследовательская деятельность – это деятельность, главной целью которой является конкретный образовательный результат, развитие у обучающихся исследовательского типа мышления Работу по подготовке и выполнению исследовательской работы рекомендуется проводить в несколько этапов: 1 этап – подготовка к проведению научно-исследовательской работы (деятельности), которая включает в себя весь процесс последовательного проведения исследования от выбора обучающимися темы до итогов и реализации данного проекта;
2 этап – проведение самого научного исследования или работы, где группа исследователей описывают технологию выполнения реализации исследования с анализом, выводами, предложениями; 3 этап – оформление исследовательской работы, проекта согласно утвержденных требований и рекомендаций руководителя или консультанта работы (проекта); 4 этап – подготовка и защита результатов исследования (подготовка творческих отчетов, презентаций, выступлений обучающихся (исследователей) на открытых мероприятиях, творческих конференциях. На заключительном этапе целесообразно продумать способ представления результатов исследования на конференции, обработать формы предоставления, осмыслить возможные рекомендации (после заключения экспертов) по практическому применению на предприятиях железнодорожного транспорта. Первый этап программы содержит: 1. Объектную область, объект и предмет исследования; 2. Тему – более узкую сферу исследования в рамках предмета исследования; 3. Рекомендуемую литературу с отметкой глав, параграфов, журналов, инструкций, интернет - источников, технологических карт (в том числе и предприятий железнодорожного транспорта); 4. Определение гипотезы – изучив рекомендуемую руководителем проекта и подобранную исследователями литературу обучающиеся приступают к выработке гипотезы – одному из самых ответственных моментов работы. Она должна быть: проверяемая, соответствовать фактам, логически непротиворечивой, содержать предложение. 5. Цели и задачи исследования должны уточнить направление, по которому пойдут доказательства гипотезы. Задачи формируются более четко и точно, так как их выполнение обязательно в исследовательской работе и как правило формирует технологическую часть исследования. 6. Выбирается метод исследования – способ достижения поставленных целей. Среди методов исследования можно использовать как общие, так и специальные методы исследования. Чаще рекомендуется использовать метод моделирования, а на начальном этапе исследования – метод анализа и синтеза. Анализ – это метод исследования темы путем разложения предмета на составные части. Синтез – объединение полученных при анализе частей в целом. При проведении исследований в области темы, предложенной для изучения (или исследования), обучающиеся могут применять эмпирический метод, заключающийся в наблюдении, сравнении уже имеющихся данных по данному предмету исследования со своими или проводить какие-либо экспериментальные действия. При выполнении работ могут быть использованы (при необходимости) и математические методы исследования (методы статистические, сетевого моделирования, методы визуальных данных).
Второй этап программы включает процесс проведения научного исследования, обучающиеся должны последовательно выполнить два этапа: - технологический; - аналитический. Для выполнения технологического этапа обучающимся выдается руководителем работы (проекта) задание (или рабочий план). Он состоит из трех частей: - первой – непосредственного практического проведения исследования (т.е. как проводить, требование к выполнению); - второй – самоэкспериментальная часть работы, содержание которой зависит от объема исследования; - третьей – оформление результатов исследования. На третьем этапе прописывается способ экспертизы и представление результатов исследования (для дипломных проектов, курсовых работ чаще всего это рецензия, оценка экспертов, для творческих, исследовательских работ – обсуждение в группе обучающихся и выступление на конференциях (презентации)). Представление и оформление работы: работа должна быть выполнена в двух экземплярах по форме представления off–line, в электронном и печатном виде. Роль исследовательской деятельности обучающихся особенно велика в технических образовательных организациях, так как они занимаются подготовкой будущих специалистов в области промышленности и транспорта страны. Занятия исследовательской деятельностью способствует развитию и совершенствованию общих и профессиональных компетенций обучающихся в рамках реализации основной образовательной программы. Примерное содержание программы учебно-исследовательской деятельности обучающихся по специальности 08.02.10 «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство»: № п/ п Наименование темы исследования Объект и предмет исследования Место проведения исследования Сроки реализа ции проекта Исполнители (исследователи) группа фамилия, инициалы 1 Совершенствование качества обслуживания и контроля стрелочных переводов Стрелочный перевод, контроль технического состояния Полигон ВЖТ, кабинет 21, база ПЧ-43 Феврал ь 2016 г. 3 СЖД- 14 2 Исследование работы средств малой механизации в путевом хозяйстве Средства малой механизации, гидравлические разгонщики (принцип работы) База ПЧ-43, ст. Вязьма, полигон ВЖТ Март 2016г. 4 СЖД- 13
3 Исследование работы промежуточных скреплений на железобетонных шпалах Промежуточное скрепление АРС, КБ ЖБР 65 (способы скрепления) Полигон ВЖТ, кабинет 21, ст.Вязьма, ПЧ-43 Апрель 2016 г. 2 СЖД- 15 4 Методы и способы сварки рельсовых плетей. Особенности алюмино - термитной сварки Бесстыковой путь, сварные плети, особенности алюмино- термитной сварки Перегон Вязьма- Мещерская, ПЧ-43 Июнь 2016 г. 4 СЖД- 13 5 Исследование работы раздельных пунктов Ст. Вязьма, Вязьма- Новоторжская, станционные пути Кабинет 20, ст. Вязьма, ст. Вязьма- Новоторжска я 2016 г. 2 СЖД- 15 6 Оптимизация продолжительности «окна» при капитальном ремонте пути Ремонт пути, расчет продолжительн ости «окна» Перегон Гагарин- Дровнино, ПЧ-43, ПМС ст.Вязьма Июнь 2017г. 4 СЖД- 13 7 Исследование работ по укладке сверходлинных плетей на перегонах Бесстыковой путь, плети на длину блок- участка Кабинет 21, ПЧ-43, ПМС ст. Вязьма Июнь 2017 г. 4 СЖД- 13 8 Совершенствование качества обслуживания пассажиров в пригородном сообщении Пригородное сообщение, качество обслуживания ЛВЧД-14 Январь 2017 г. 4 ОПиУ- 13 9 Влияние параметров микроклимата на работников железнодорожного транспорта, их оптимизация ПЧ-43, ГЧР, Контроль параметров Кабинет 20, мастерские ПЧ-43, Тир ВЖТ Феврал ь 2017 г. 3 СЖД- 14 3 ТЭПС- 14 Преподаватель, Пак Наталья Михайловна


В раздел образования