Автор: Ярош Алла Александровна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ №1 "Малыш" Населённый пункт: г Невинномысск Ставропольский край Наименование материала: конспект занятия Тема: "В мире детских передач" Раздел: дошкольное образование
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
«В мире детских передач»
с использованием игрушек-помощников
Цель:
Воспитывать образное восприятие, самовыражения, закрепить знания детей о
телевизионных передачах, используя игрушки – помощники.
Задачи:
Социально-коммуникативное развитие
развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление
самостоятельности, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной
отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности друг
с другом.
Познавательное развитие
развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование
познавательных действий, развитие воображения и творческой активности;
Речевое развитие
обогащение
активного
словаря;
развитие
связной
речи,
развитие
звуковой
и
интонационной
культуры
речи,
формирование
звуковой
аналитико-синтетической
активности как предпосылки обучения грамоте.
Художественно-эстетическое развитие
развитие
восприятие
и
понимание
произведений
художественной
литературы,
стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию
самостоятельной творческой деятельности детей.
Физическое развитие
Приобретение опыта двигательной функции, с выполнением упражнений, направленных
на развитие физических качеств, способствующих правильному формированию опорно-
двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения
Предварительная работа:
Изготовление игрушек помощников.
Беседы
о
разнообразных
телепередачах:
познавательных,
развлекательных,
кино,
мультфильмы.
Оборудование:
Игрушки помощники: Сова, Сказочница, Медведь, Хрюша, картинки КИТ И КОТ, фишки,
запись заставок передач для детей, звездочки для наград, карточки-схемы 3 – звуковые.
Ход занятия:
Воспитатель. Ребята, вы любите смотреть телевизор? А какие детские передачи вы знаете?
- А вы бы хотели попасть на телевидение детских передач? Ну, тогда пора отправляться в
студию.
Звучит музыка из передачи «АБВГДейка». Ребята, на какую передачу мы с вами
попали? Правильно - это передача называется «АБВГДейка». А что это за передача?
(Ответ детей развивающая, познавательная).)
Появляется Сова
Сова : Здравствуйте, ребята, вы все меня знаете, я уже вам присылала различные задания.
Сегодня я сама хочу посмотреть, как вы сможете выполнить мое новое задание.
Сова. Садитесь на свои места, и начнем наш урок. У нас будут 2 команды «Зайчики» и
«Белочки». За каждый правильный ответ каждая команда будет получать по звездочке.
1 задание игра «Большой – маленький» (ключ-ключик, мяч-мячик)(3-4 слова для каждой
команды)
2 задание « Скажи наоборот» (соленый - сладкий, больной - здоровый..).
Молодцы, ребята, вы хорошо справились с заданием.
3 задание Посмотрите на эти картинки, кто на них изображен? Выложите слова
КОТ,
КИТ. Сколько слогов в этих словах? Сколько гласных и согласных звуков?
Сова. Молодцы, ребята, вы все справились с моим заданием.
Воспитатель. Ну что ж, Сова, нам пора в другую студию, до свидания!
Звучит спортивная музыка. Появляется Медведь.
Медведь : - Здравствуйте, ребята. Я провожу с детьми «Веселые старты». И сегодня у нас
большая разминка. Давайте вместе с вами ее проведем
Дети под музыку выполняют ритмические упражнения
Молодцы,
ребята,
теперь
я
знаю,
что
вы
вырастите
настоящими
спортсменами,
продолжайте закаляться и спортом заниматься.
Воспитатель. А теперь мы с вами отправимся в следующую студию. Ой, ребятки, кто нас
встречает в этой студии.
Звучит музыка из передачи «Спокойной ночи, малыши», появляется Хрюшка.
Хрюша. - Хрю, хрю, здравствуйте, ребята! А вы знаете, на какую передачу вы пришли? А
что же показывают в этой передачи? Вы наверно любите смотреть мультфильмы, сказки?
А вот сейчас я и проверю, как вы знаете сказки: жду от вас отгадки на мои загадки:
Сел в лесу на пенек
Чтобы съесть пирожок.
Вдруг раздался голосок,
Не ешь пирожок. («Маша и медведь»)
***
В гости к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый Волк за ней следил,
Обманул и проглотил.
(Красная Шапочка)
***
Гармошка в руках,
На макушке фуражка,
А рядом с ним важно
Сидит Чебурашка.
(Крокодил Гена)
***
Перед волком не дрожал,
От медведя убежал,
Но лисице на зубок
Все ж попался… (колобок)
***
У этого героя
Дружок есть — Пятачок,
Он Ослику в подарок
Принёс пустой горшок.
(Винни-Пух)
***
В Простоквашино живёт,
Службу там свою несёт.
Всем разносит почту он,
Он их местный почтальон.
Почтальон Печкин
***
- Вышли дружною семьей,
Чтобы справиться с одной.
Не приди на помощь мышка,
ничего б у них не вышло. («Репка»)
Хрюша.
Молодцы,
ребята,
все
сказки
отгадали.
Ой,
что-то
мне
спать
захотелось,
спокойной
ночи,
ребята!
Я
хочу
по
секрету
вас
попросить
(шепчет
что-то
на
ухо
воспитателю)
Воспитатель - Ну что ж, пора заканчивать наше путешествие. Расскажите, пожалуйста,
где мы с вами побывали? В каких печедачах поучаствовали? Мне понравилось, как вы
играли и отвечали на вопросы, и Хрюша просил показать вам сказку. Я хочу пригласить
вас на просмотр мультфильма.
Звучит музыка из передачи «В гостях у сказки»
Детей встречает кукла Сказочница
- Здравствуйте, дорогие ребята. Я сказочница. Кто знает, почему меня так называют?
Давно я вас поджидала. В нашей передаче появился злой волшебник. Он спрятал всех
герое одной знакомой вам сказки, и они стали невидимыми, остались некоторые
фрагменты, вот по ним и надо найти и расколдовать всех героев сказки (гребешок петуха,
лапы медведя, хвост лисы, уши зайца)
Что это за сказка? Давайте вместе ее расскажем (дети читают чистоговорки и пальчиками
показывают животных)
Ой -ой – ой- дом у зайца лубяной
Са-Са-Са- поселилась в нем лиса
Ом-Ом-ом- плачет зайчик под кустом
Еть-еть-еть- идет по лесу медведь
Оч-оч-оч-хочет зайцу он помочь
Ал-ал-ал- от лисы медведь сбежал
Ух-ух-ух - помог зайчику петух!
Сказочница Молодцы, ребята, помогли мне расколдовать сказку, теперь я смогу рассказать
ее ребятам.
Воспитатель Ну что, ребята мы отправляемся дальше, в какую же сейчас мы попадем
студию?
Описание: Предлагаю вам конспект занятия для детей старшей группы (5-6 лет) по теме
«В стране сказок». Данный материал будет полезен воспитателям старших дошкольников,
а также для студентов педагогических колледжей. Это конспект занятия по развитию речи
направленного на воспитание интереса детей к сказкам и театрально-игровой
деятельности.
Занятие по развитию речи в старшей группе по теме «В стране сказок»
Программное содержание: Развивать умение узнавать отдельные сказки по характерным
признакам и уметь их обыгрывать, активизировать речь, обогащать словарный запас,
учить образовывать слова прилагательные от слов существительных, определяющие
героев; поддерживать интерес к сказкам и театрально-игровой деятельности, воспитывать
доброжелательное отношение к героям сказок и друг к другу.
Демонстрационный материал: Пано для составления сказки «Заюшкина избушка,
карточки для словообразования с нарисованными частями тела животных, дидактическое
пособие - кубик со сказками, макет телевизора, элементы костюма сказочницы, куклы
театра на косынке и куклы театра на верёвках.
Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте, дети!
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Дети а вы знаете, что означает это волшебное слово «Здравствуйте»?
Дети: Будьте здоровы, когда мы здороваемся с кем-то, значит, мы желаем этим людям
здоровья.
Воспитатель: А вот давайте мы сейчас и поиграем в игру, которая так и называется
«Здравствуйте» (дети выполняют движения по ходу слов вместе с воспитателем)
Игра «Здравствуйте»
Воспитатель: Здравствуйте ножки!
Дети: Здрав-ствуй-те! (Руки на поясе, марш на месте, высоко поднимая колени и вытягивая
носок на каждый слог)
Воспитатель: Здравствуйте ладошки!
Дети: Здрав-ствуй-те! (Хлопки в ладоши на каждый слог, одновременно со словами).
Воспитатель: Здравствуйте щёчки!
Дети: Здрав-ствуй-те! (повороты головы в право влево)
Воспитатель: Здравствуйте губки!
Дети: Здрав-ствуй-те! (Воздушные поцелуи друг другу)
Воспитатель: Ребята, а вы хотели бы быть волшебниками? Какие волшебные предметы вы
хотели бы иметь? (сапоги - скороходы, ковер - самолет, шапка - невидимка, волшебная
дудочка).
Для чего они вам ? Хотите ли вы сегодня встретиться со сказкой? Тогда отправляемся в
сказочную страну, а вот на чём мы туда доберёмся отгадать поможет загадка.
Загадка:
В любое место он вас донесёт
Куда пожелаете сами
И не успеете вы оглянуться
Как встретитесь вдруг с чудесами
И вовсе не нужен ему пилот
Ведь это волшебный … (ковёр самолёт)
Молодцы, отгадали, а вот и мой волшебный помощник садитесь на ковер - самолет он
донесет нас в страну сказок. 1,2,3 взлетаем, глазки все мы закрываем
Мы летим в страну чудес, мимо голубых небес 1, 2, 3, 4, 5 можно глазки открывать
(воспитатель перевоплощается в сказочницу при помощи элементов костюма: кокошник и
сказочный сарафан-фартук)
Встречает сказочница: Здравствуйте, ребята! Я сказочница. Кто знает, почему меня так
называют? Вот и сегодня мы встретимся с разными добрыми сказками.
Вот первое задание: Это мой кубик со сказками, если вы правильно ответите на мои
вопросы, тогда узнаете, какие сказки прячутся за этой ширмой
Первая сказка прячется под цифрой 1, слушайте мой вопрос: В какой сказке «сидит
девочка в корзинке, у кого-то за спиной» (Маша и медведь) или
Вторая сказка под цифрой 2
Отгадайте сказку по загадке:
«Нет ни речки, ни пруда
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца» (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)
Следующая сказка под цифрой 3
Надо узнать из какой сказки этот отрывок (любой отрывок из сказки Гуси-лебеди)
Воспитатель: Дети, вы хотите узнать, кто же находится за ширмой? Тогда отгадайте
загадки!
После ответов детей игрушки появляются из-за ширмы.
Воспитатель: Ребята, а вы любите слушать рассказы? А как называются люди, которые
пишут рассказы? А вы хотите побыть писателями и сочинить свою книгу? Сегодня вы
сами попробуете придумать рассказ про этих весёлых игрушечных зверях, про которых я
вам загадала загадки! Но прежде чем начать составлять рассказ нужно описать игрушки.
(Проводится описание игрушек) Медведь: Что есть у медвежонка? Какое туловище у
медвежонка? Есть ли у медвежонка хвост? На голове у медвежонка есть глазки, носик,
ушки. Какого цвета у медвежонка шёрстка? А сейчас давайте составим описание белочки
и лисы.
• Желтая хозяюшка из лесу пришла, всех кур пересчитала и с собой унесла (лиса)
• Кто в дупле ночует, зимушку зимует, шишки собирает, на год запасает (белочка)
• Сам лохматый, косолапый, громко ревёт, любит мёд (медведь)
Ребята, вы молодцы, составили описание игрушек. Послушайте мой рассказ про
медвежонка и белку: В большой комнате на ковре сидел игрушечный медвежонок. Вдруг
откуда – то с полки спрыгнула на ковер проворная, шустрая, весёлая белочка.
Поздоровалась с медвежонком и, прыг, к кукольным качелям. «Влезай на качели, —
позвала белочка медвежонка, — вместе покачаемся. Стал лохматый на качели влезать, два
раза подряд и шлёпнулся, а как уселся, принялся изо всех сил раскачиваться вверх-вниз,
вверх-вниз. Долго белочка и мишка качались и громко смеялись. Им было очень весело
вдвоём.
Ну молодцы.
А остальные сказки вы отгадаете, если развяжите узелки сказочного клубочка. Надо
отгадать какие сказки свернулись в клубок:
«Жили-были дед и баба, и была у них курочка Ряба. Раз снесла, яичко курочка Ряба.
Положила его баба на окошко студиться. А дед пошел тянуть репку. Тянет, тянет, а
вытянуть не может». («Курочка Ряба», «Колобок», «Репка»).
Спасибо помогли вы мне расколдовать мой сказочный клубок. Но это ещё не всё. Есть у
меня волшебный телевизор, который показывает разные сказки, но и его сломал злой
колдун, изображение пропало, все герои стали невидимыми, поэтому надо по одному
фрагменту тела отгадать героя сказки.
Работа с карточками (словообразование):
Гребешок петуха – петушиный, лапы медведя – медвежьи, хвост лисы - лисий, уши зайца -
заячьи.
Так какая же сказка заколдована в моём телевизоре?
Дети: «Заюшкина избушка».
А какая лиса была в этой сказке? (злая, хитрая, ловкая)
Посмотрите внимательно и скажите: какая у зайчика в сказке была избушка? Дети: У
зайчика была лубяная избушка.
А, что значит лубяная? (деревянная)
А у лисы какая избушка?
Ледяная.
А, что случилось с зайчиком в этой сказке?
(лиса попросилась к зайчику погреться, а потом его выгнала)
А кто помог зайке в его беде?
(собака, медведь и петушок)
Как лиса зверей пугала? (как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закаулочкам)
Кто лису не испугался и помог зайчишке прогнать лису? (петушок)
А какие слова он говорил? (несу косу на плечи, хочу лису посечи)
А теперь давайте с вами поиграем
Пальчиковая игра в парах «Заюшкина избушка»
(дети стоят напротив друг друга)
Зайка наш в избушке жил (руки над головой, пальцы соединены между собой в виде
домика)
Никогда он не тужил (головой поворачивают из стороны в сторону)
Песню весело он пел (кивают головой)
И на дудочке дудел (имитация игры на дудочке)
Но лисичка постучала (стучат кулачком о кулачок)
Зайца нашего прогнала (хлопают в ладоши).
Теперь зайчишка грустный ходит (кружатся).
Себе он места не находит (вздыхают, и разводит руки в стороны)
И собака, и медведь (виляют «хвостиком», затем качаются из стороны в сторону)
К зайцу нашему подходят (подходят друг к другу),
И ни с чем они уходят (расходятся).
Лишь единственный петух
Зайцу нашему помог (машут руками вверх-вниз).
И теперь живут в дому (руки над головой, пальцы соединены между собой в виде домика)
Припеваючи, в ладу (обнимают друг друга).
Ну, молодцы вот мы и вспомнили немножко эту сказку. А теперь хотите её увидеть и сами
показать? Есть у меня куклы и вы сейчас будете артистами, а кто-то из вас будет зрителем
(по желанию детей). Дети-артисты выбирают по желанию кукол на косынке, кукол на
верёвках из театра)
Драматизация сказки «Заюшкина избушка»
Сказочница:
Артистами ребята побывали,
И сказку вы, ребята, показали.
Артисты, зрители-все были хороши
Похлопаем друг другу от души!
Спасибо вам ребята, у вас очень интересно.
Вы все такие молодцы, спасибо, что оживили моих сказочных героев, помогли
расколдовать злые чары колдуна и за это я вас хочу отблагодарить и подарить вам вот эти
книжки самоделки с разными куклами для настольного театра. Ещё хочу наградить вас
медалями за ваше доброе сердце и за то, что вы помогли расколдовать все мои сказки,
большое вам спасибо. Ну а теперь вам пора лететь обратно в свою группу вставайте все на
ковёр самолёт и он отвезёт вас куда вы пожелаете.
1,2,3 взлетаем, снова глазки закрываем
1,2,3,4,5 вот и в группе мы опять, можно глазки открывать. (во время проговаривания слов
воспитатель снимает костюм сказочницы)
Воспитатель - вот наше занятие и подошло к концу, и мы с вами обратно оказались в
нашей группе.
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста «Мои игрушки»
Цель занятия: приобщение детей к чтению художественной литературы.
Задачи:
расширять кругозор ребенка через игру в игрушки;
воспитывать бережное отношение к вещам;
воспитывать умение ценить дружбу и преданность.
Предварительная работа: заучивание стихотворений об игрушках А. Барто,
рассматривание иллюстраций, рисование своих игрушек. Чтение дома рассказа В.
Драгунского «Друг детства».
Оборудование: детские игрушки, выставка детских рисунков, иллюстрации игрушек из
различных материалов, мяч.
Ход занятия.
До начала занятия звучит музыка – фрагмент из произведения А. Даргомыжского
«Табакерочный вальс». Дети заходят в кабинет под музыку и садятся на стульчики по
кругу.
Педагог. Здравствуйте дети! Сегодня мы с вами будем говорить об игрушках.
У каждого из вас дома есть много игрушек, но среди всех есть игрушка, которую вы
любите больше других. И сейчас каждый из вас назовет свою любимую игрушку, но
сначала отгадайте загадку:
Не люблю лежать на месте
И пускаюсь часто вскачь
С детворой веселой вместе…
Ты узнал меня – я ….. (мяч) .
А сейчас мы с вами поиграем в игру «Волшебный мячик». Я беру мячик и передаю его
тому, кто сидит рядом со мной (Тане) . Таня берет мячик в руки и говорит рядом сидящему
ребенку, какая у нее самая любимая игрушка и почему, и одновременно отдает мячик и т.д.
по кругу. Игра заканчивается, когда мячик снова попадет мне в руки.
Проведение игры.
Педагог. Я поняла, что почти у всех вас есть любимая игрушка. Вы их даже нарисовали.
Давайте поближе рассмотрим ваши рисунки.
Дети подходят к выставке и показывают свои рисунки.
Ребята, а вы знаете, что игрушки появились очень давно. Но они не всегда были такие как
сегодня. Долгий путь проделала игрушка к вам, пока стала вот такой, красивой, яркой.
В старину изготавливали игрушки из любых подручных материалов. Сначала из кости,
дерева, глины и растений, позже из тряпочек, стекла и уже значительно позже в ход пошла
резина, пластик и другие материалы.
Педагог обращает внимание ребят на иллюстрации, где изображены игрушки из
различных материалов.
Раньше к игрушкам относились очень уважительно. Их никогда не оставляли как попало, а
хранили в специальных корзинах или сундуках.
А где у вас хранятся игрушки? (ответы детей)
Что надо делать, что бы игрушки всегда были красивые? (ответы детей.)
Можно ли рвать и ломать игрушки? (ответы детей.)
Педагог. Ребята, а сейчас давайте вспомним рассказ Виктора Драгунского «Друг детства».
Вы все его прочитали дома? (ответы детей)
О чем этот рассказ? (ответы детей)
Скажите мне, пожалуйста, кто помнит, как появился Мишка у мальчика. (ответы детей)
Сейчас я вам зачитаю небольшой отрывок из него, а вы внимательно послушайте: (педагог
читает отрывок с комментариями)
« … Он сидел передо мной такой шоколадный, но здорово облезлый, и у него были разные
глаза: один его собственный – желтый стеклянный, а другой большой белый – из пуговицы
от наволочки; я даже не помнил, когда он появился. Но это было не важно, потому что
Мишка довольно весело смотрел на меня своими разными глазами, и он расставил ноги и
выпятил мне навстречу живот, а обе руки поднял кверху, как будто шутил, что вот он уже
заранее сдается…
И я вот так посмотрел на него и вдруг вспомнил, как давным –давно я с этим Мишкой ни
на минуту не расставался, повсюду таскал его за собой. И нянькал его, и сажал его за стол
рядом с собой обедать, и кормил его с ложечки манной кашей, и у него такая забавная
мордочка становилась, когда я его чем- нибудь перемазывал, хоть той же кашей или
вареньем, такая забавная милая мордочка становилась у него тогда, прямо как живая, и я
его спать с собой укладывал, и укачивал его, как маленького братишку, и шептал ему
разные сказки прямо в его бархатные тверденькие ушки, и я его любил тогда, любил всей
душой, я за него тогда жизнь бы отдал. И вот он сидит сейчас на диване, мой бывший
самый лучший друг, настоящий друг детства. Вот он сидит, смеется разными глазами, а я
хочу тренировать об него силу удара…»
Педагог. Чем закончился рассказ? (ответы детей) .
Почему мальчик передумал быть боксером? (ответы детей) .
Педагог: А сейчас мы проведем с вами викторину. Давайте вспомнимстихи Агнии Барто,
которые вы выучили и знаете. Я буду задавать вопросы об игрушках, кто знает ответ -
поднимает руку.
Необходимо будет ответить на вопрос и прочитать стихотворение об этой игрушке.
Понятно
- Игрушка, которая промокла под дождем (Зайка)
- Игрушка, которая идет, качается (Бычок)
- Игрушка, на которой можно ехать в гости (Лошадка)
- Игрушка, которую опрокинул кот (Грузовик)
- Игрушка, которая не тонет (Мяч)
- Игрушка, которой оторвали лапу (Мишка)
- Игрушка, которая не хочет спать (Слон)
Смотрим картинки игрушек.
Педагог. Вы, наверное, немного устали. Давайте проведем с вами Физкультминутку
«Мячики»:
Встали со своих стульчиков, смотрим на меня и повторяем за мной:
Девочки и мальчики
Конспект НОД по обучению творческому рассказыванию в старшей группе
«Забавные приключения белки, зайца и лисы»
Цель: Составить рассказ с использованием игрушек
Программное содержание:
Образовательные задачи
— Продолжать учить детей придумывать и передавать в рассказе воображаемые эпизоды,
в которых проявляются особенности внешнего вида и черты характера зверей
— Способствовать накоплению у детей зрительных впечатлений, целенаправленно
активизировать словарь детей
— Учить детей связно, последовательно, выразительно, умело использовать достигнутые
художественные приёмы
— Учить оценивать рассказы товарищей, видеть положительные и отрицательные стороны
их ответов
Развивающие
— Развивать воображение, творческую инициативу
Воспитательные
— Воспитывать интерес к сочинению рассказов
Ход непосредственно- образовательной деятельности:
На столе располагается ширма, за ширмой находятся игрушки лисы, белки и медведя.
Дети сидят на стульях.
Также интересный материал по развитию речи:
Конспект занятия в старшей группе по развитию речи «Сказки из шкатулки»
Ребята, а сейчас вы будете составлять рассказы про зверей для нашей книги, я их буду
записывать! В начале рассказа вам нужно описать забавных зверей, затем рассказать, что
интересного с ними приключилось и чем закончился рассказ. А помогут вам картинки-
помощники.
Воспитатель: Ребята, что можно сказать о медвежонке, о белочке, лисичке?
Дети: У медвежонка шерстка лохматая, он косолапый, неуклюжий. Лисичка рыжая,
хитрая, проворная. Белочка рыжая, красивая, шустрая.
Воспитатель: Давайте, ребята все вместе повторим наш план. А сейчас, дети, придумайте
забавную историю про зверят. Кто хочет составить рассказ? (рассказ ребёнка записывает
воспитатель). Кто ещё хочет рассказать? Закройте все глазки, у кого на коленях окажется
медвежонок, тот и будет рассказывать.
Молодцы, ребята, вы все очень старались. Рассказывали выразительно, использовали
много слов в описании зверей, рассказы были интересными. Чьи рассказы вам больше
всего понравились? Про кого мы составляли рассказы, скажите полным предложением?
Дети: Мы составляли рассказы про мишку и белочку. Мы составляли рассказ про мишку и
лисичку.
Воспитатель: А какими другими словами можно назвать мишку, зайку, чтобы эти же слова,
но стали более длинными и похоже звучали
Дети: Мишка, мишутка, мишенька. Зайка, зайчонок, зайчишечка
Воспитатель: Правильно, молодцы. А сейчас лисичка хочет с вами поиграть. Хотите?
Проводится подвижная игра:
По лесной лужайке, разбежались зайки
Вот какие зайки, зайки попрыгайки
Сели заиньки в кружок, лапкой роют корешок
Вот какие зайки, зайки-попрыгайки.
Вот бежит лисичка, рыжая сестричка, ищет где же зайки, зайки-попрыгайки
Вот как много зайцев есть, можно мне любого съесть!
Конспект интегрированного занятия по обучению грамоте «Такие разные игрушки» с
детьми старшего дошкольного возраста
Тема занятия: «Такие разные игрушки»
Возраст детей:5-6 лет
Цель:
Расширять представления детей об игрушках и многообразии материалов, из которых они
сделаны.
Образовательные задачи:
• обогащать знания детей о связи образа и материала игрушек с развитием общества;
• побуждать правильно подбирать определения (прилагательные) к игрушкам из разного
материала;
• выявить способность детей выделять в предметах их существенные признаки и делать на
этой основе необходимые обобщения;
• учить логически мыслить и отвечать на поставленные задачи содержательными и
развернутыми ответами;
• побуждать потребность детей к экспериментированию;
Развивающие задачи:
• развивать речь детей, обогащать и расширять детский словарный запас;
• развивать мышление, память, внимание посредством дидактических игр;
• развивать познавательный интерес, потребность в познании культурно-исторических
ценностей народа посредством ознакомления с изготовлением игрушек в древности;
Воспитательные задачи:
• воспитывать интерес к истории, народным промыслам нашей Родины;
• воспитывать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность, умение слушать друг
друга.
• формировать у детей бережное, эмоционально-эстетическое отношение к игрушкам.
Активный словарь:
старинные, народные, соломенные, тряпичные, глиняные, металлические, деревянные,
пластиковые, пластмассовые, бумажные, стеклянные, меховые игрушки; «кликать»по
экрану.
Пассивный словарь:
оберег, полая, эскперемент, виртуально, синтепон, плюшевая, интерактивная доска,
оценка.
Методические приёмы:
Словесные: указания, поощрения, вопросы к детям, повторения, хоровые и
индивидуальные ответы детей, беседа, прослушивание стихотворений.
Наглядные: показ и рассматривание картинок, игрушки.
Практические: эксперимент с водой, использование мультимедийных заданий,
здоровьесберегающие упражнения.
Оборудование:
игрушки из разного материала, картинки с изображением игрушек разных эпох, аквариум,
компьютер, интерактивная доска.
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.
-Здравствуйте, ребята. Наше занятие я хочу начать с чтения известных детских
стихотворений. Если они вам знакомы, то вы можете читать их вместе со мной.
(читаю несколько стихотворений А. Барто)
БЫЧОК
Идёт бычок качается,
вздыхает на ходу:
-Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!
ЗАЙКА
Зайку бросила хозяйка, -
Под дождём остался зайка.
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок.
ЛОШАДКА
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шёрстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик,
И верхом поеду в гости.
-Прекрасно, что вам знакомы эти замечательные стихи.
- А кто знает, как они называются? Эти стихи объединены одним название – «Игрушки».
Их написала известная детская поэтесса Агния Львовна Барто. И я не случайно начала
наше занятие с них, потому что мы сегодня будем говорить об игрушках.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
(Подходим к доске. На ней иллюстрации разных видов игрушек)
Беседа «История игрушек»
Как и сегодня, первой игрушкой ребенка в древности была погремушка. В Древней Греции
и Риме погремушки дарили новорожденному в качестве оберегов: считалось, что своим
шумом они отгоняют злых духов. Они изготавливались в форме различных животных:
утки, лошади или свиньи, как эмблемы покровительства детям. Их делали полыми, а
внутрь помещали камешки или шарики.
В Древнем Египте были популярны фигурки животных, сделанных из дерева. Там же в
Египте были найдены первые куклы. Куклы для игр изготавливались из глины и дерева, а
руки и ноги прикреплялись к телу с помощью ниток и палок и часто были подвижны.
В средние века основным местом производства игрушек стал Нюрнберг, город в Германии.
Помимо места изготовления этот город также являлся и игрушечным рынком всего мира.
А в России был очень развит народный промысел.
-Посмотрите из чего сделаны эти старинные куклы? (из соломы, из ткани, тряпочек)
-Значит они какие (соломенные, тряпичные) .
В деревнях люди плели игрушки из соломы, шили тряпичные куклы, мастерили игрушки
из дерева и изготавливали их из глины.
-Что эта за известная русская игрушка, которую знает весь мир? (матрёшка)
-Из чего её изготавливали? (из дерева)
-Значит она какая? (деревянная)
И у каждой области страны была своя работы. Так появилась Дымковская,
Филимоновская, Богородская, Каргопольская и многие другие игрушки.
С каждым десятилетием игрушки начали становиться все красивее, ярче. В 50-х годах
прошлого века в нашей стране в моду вошли ватные елочные игрушки, плюшевые
медведи и, конечно же, солдатики.
-Посмотрите, этими игрушками играли ваши бабушки и дедушки. Как вы думаете, из чего
они сделаны? (железные солдатики, плюшевый медведь) А дальше уже советская
мультипликация становятся источником для новых персонажей.
-Вам знакомы эти герои? (Винни Пух и Котенок Гав, Чебурашка и Крокодил Гена) .
-Из какого материала изготовлены эти игрушки (из резины, меха, ваты)
-Значит они какие? (резиновые, мягкие, меховые)
Сегодня наряду с уже перечисленными героями, появляются многочисленные зарубежные
персонажи.
-Кто это? (Барби и черепашки Ниндзя, Человек-паук, феи Винкс и бакуганы). Это ваши
современные игрушки, которыми вы играете сейчас.
Вот мы с вами увидели, как изменялись игрушки на протяжении многих веков: менялся
материал, из которого они создавались, менялась форма и внешний вид, игрушки
становились ярче, красочнее, интереснее, удобнее. Но, несмотря на все трансформации,
которые произошли с ними, их назначение осталось неизменным - все они призваны для
того, чтобы помогать детям развиваться и учиться.
(дети подходят к полке, на которой расставлены игрушки)
-Теперь я прошу подойти к полке с нашими современными игрушками. Давайте
посмотрим какие они разные и расскажем, из чего они сделаны?
-Полина, возьми понравившуюся тебе игрушку и попробуй определить из чего она
сделана?
-Значит она какая?
(ребёнок берет игрушку, ощупывает её и называет какая она- резиновая, меховая,
пластмассовая, железная, деревянная, пластиковая)
-Молодцы, вы быстро и правильно справились с заданием. А теперь скажите мне, вы
любите купаться в ванне? И часто бывает так, что нам хочется взять с собой какую-нибудь
игрушку. Но вот возникает вопрос, всякую ли игрушку можно взять с собой в воду? Я
предлагаю вам провести эксперимент и выяснить игрушками из какого материала можно
играть в воде.
(Дети подходят к столу, образуя полукруг. На столе игрушки, небольшой аквариум с
водой.)
- Ребята, как вы думаете, если положить деревянную матрёшку в воду, что с ней
произойдёт? (ответы детей)
-Почему вы так считаете? (Дерево не тонет и деревянные предметы не утонут)
-А что будет делать матрёшка? (Держаться на поверхности воды, плавать) Сейчас мы это
проверим. Ваня, опусти матрёшку в воду.
(Опускает деревянную матрёшку в воду. Все наблюдают за игрушкой.)
-Вы оказались правы, она не утонула.
-Никита, возьми другую игрушку. (кубик)
-Из чего он сделан (из пластмассы)
-Значит он какой (пластмассовый)
-Как ты думаешь, что произойдёт с пластмассовой игрушкой в воде?
-Почему (Он пластмассовый, а внутри воздух, поэтому он очень легкий.)
(Ребёнок опускает пластмассовый кубик в воду. Все наблюдают за кубиком.)
-Какая еще из этих игрушек не утонет, как вы думаете? (Резиновый пингвинёнок)
-Почему вы так считаете (Он легкий, потому что он сделан из резины и внутри тоже есть
воздух.) Сейчас проверим.
(Ребёнок опускает игрушку в воду. Все наблюдают за пингвинёнком.)
Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
- Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч.
(А. Барто)
-А какие игрушки утонут в воде? (Металлическая машинка)
-Почему (она тяжелая)
(проверяем ответы опытным путём)
-Вот теперь мы знаем, игрушки из какого материала можно брать с собой купаться в
ванную. Повторите, какие это игрушки (деревянные, пластмассовые, резиновые)
Физминутка «Игрушки» (изображаем игрушки)
Скачет конь наш, цок-цок-цок, (скачут как лошадки)
Слышен топот быстрых ног.
Кукла, кукла, попляши, (приседают с пружинкой,
Своей ручкой помаши.
Вот как кружится волчок – (кружатся,
Прожужжал и на пол лег.
Самолет летит, летит (руки в стороны) .
Летчик смелый в нем сидит.
А теперь мы все матрешки (хлопают в ладоши,
Громко хлопаем в ладошки.
-Ребята, вы прекрасно помогаете мне на занятии, и теперь, я предлагаю поиграть вам с
игрушками «виртуально», вы знаете как это? Это значит не
по- настоящему, а с помощь компьютера и интерактивной доски.
(дети проходят к стульчикам у интерактивной доски)
Работа с интерактивной доской
-Теперь, когда вы так много знаете об игрушках, вы легко можете справиться с моим
заданием. Из каждого слайда нужно убрать лишнюю игрушку, «кликнуть» по ней, и
объяснить, почему она лишняя
(дети по очереди подходят к доске, объясняют, почему нужно убрать ту или иную игрушку
и дотрагиваются рукой – игрушка исчезает с экрана)
Игра «Четвёртая лишняя»
1. мягкие – железная
2. деревянные - пластмассовая
3. соломенные – железная
4. бумажные – стеклянная
5. ёлочные - конструктор (сборная)
6. игрушки для девочек - для мальчиков
7. пластмассовые (музыкальные) - мягкая
8. погремушки (пластмассовые) – мягкая
9. кострюля - это не игрушка
-Молодцы, правильно выполнили все мои задания. Наше занятие подходит к концу. И на
прощание я хочу прочитать вам стихотворение Бориса Владимировича Заходера «Песня
игрушек»
-Как нужно относиться к игрушкам? (беречь, не ломать, не бросать). Правильно, дети, ведь
игрушки это ваши самые первые друзья.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
-Что понравилось вам сегодня?
-Меня порадовала ваша работа на занятии. Но я не буду говорит, кто и как сегодня
работал. Я хочу, чтобы вы оценили себя сами.
Если вы считаете, что правильно выполняли все мои задания, верно отвечали на вопросы,
вам было не сложно и интересно – то возьмите мячик красного цвета.
Если в ваших ответах встречались небольшие ошибки или вы испытали затруднения при
выполнении заданий – то возьмите зелёный мяч.
Если же вам было скучно на моём занятии и вы не знали ответа на мои вопросы – то
возьмите синий мячик.
-Почему некоторые из вас взяли зелёные мячики? (Потому что ошибались) .
Не расстраивайтесь, на следующих занятиях вы узнаете ещё много нового и у вас всё
получится. До свидания, ребята, до новых встреч.
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ
ПО ТЕМЕ “ИГРУШКИ”
Задачи.
● Упражнять детей в образовании прилагательных («Из чего сделана?)»;
в формировании сложноподчиненного предложения с противительным союзом «а»; в
согласовании существительного с прилагательным (“Расскажи об игрушке”),
существительного с личным местоимением (“Мой, моя, мое”);
● упражнять детей в употреблении пространственных предлогов, в употреблении
существительных в родительном падеже.
● Развивать внимание, речевую активность.
● Воспитание бережного отношения к окружающим людям, игрушкам.
Материал. Игрушки из разных материалов; картинки с изображением играющих детей (к
игре “Что нарисовано на картинке?”); набор картинок в коробке или конверте с
изображением игрушек (к игре “Мой, моя, мое”); игрушка медведя, стул, ведерко, коробка
с мелкими игрушками (для истории об игрушках), небольшая ширма (к игре “Чего не
стало?”); картинки с изображением сломанных игрушек ( к игре “Чего не хватает?”).
Ход занятия.
Дети стоят на ковре.
- Здравствуйте, дети. Как вы думаете, что такое “здравствуйте”? (Индивидуальные ответы
детей). Это слово обозначает пожелание здоровья другому человеку. Давайте пожелаем
здоровья друг другу. (Дети по кругу здороваются с соседом, называя его по имени. Хором
здороваются с гостями).
- Каждое утро вы приходите в детский сад. Нравится ли вам наш садик? Нравится ли вам
наша группа? Что особенно нравится вам в нашей группе? (Индивидуальные ответы
детей). Действительно, у нас много разных интересных игр и игрушек.
Дети подходят к столу, на котором разложены игрушки.
- Посмотрите, какие игрушки сегодня у нас в гостях. Все они разные, непохожие друг на
друга. Они разного размера, разного цвета, сделаны из разных материалов. С ними можно
играть в разные игры. Давайте рассмотрим их повнимательней.
Игра “Из чего сделано?”
Индивидуальные ответы детей.
- Эта матрешка сделана из дерева, значит она - … (деревянная).
Черепаха из стекла - … (стеклянная)
Мяч из резины - … (резиновый)
Барабан из железа - … (железный)
Лошадка из глины - … (глиняная)
Ведро из пластмассы - … (пластмассовое)
Мишка из плюша - … (плюшевый)
Самолет из бумаги - … (бумажный)
Кукла из пластилина - … (пластилиновая)
Кольцо из проволоки - … (проволочное)
- Давайте сравним эти игрушки.
(Индивидуальные ответы детей)
Мяч резиновый, а матрешка деревянная.
Ведро пластмассовое, а самолет бумажный. И т.д.
“Расскажи об игрушке”
(Все дети.)
- Давайте подробней рассмотрим некоторые из этих игрушек.
Это мяч. Скажите, какой он? (круглый, красный, резиновый, упругий…). Как с ним можно
играть? (Отбивать, подбрасывать, ловить, катать, пинать…)
Это ведро. Какое оно? (Розовое, пластмассовое, большое, легкое, красивое…). Как с ним
можно играть? (Набирать в него песок и строить дома, или набирать воду и поливать
цветы, или что-нибудь переносить…).
Это самолет. Какой он? (Легкий, бумажный, легко рвется, может помяться…). Как с ней
можно играть? (запускать в воздух, устраивать соревнования, чей самолет дальше улетит.)
- Игрушки разные и играть в них можно по-разному.
“Что нарисовано на картинке?”
- У каждого из вас есть картинка. Расскажите, кто на ней нарисован и что он делает.
(Девочка прыгает через скакалку. Мальчик играет с юлой. Девочка строит пирамидку…)
Физминутка.
Стойкий солдатик
Наклонитесь все вперед,
А потом наоборот.
Влево, вправо наклонитесь,
Наклоняйтесь, не ленитесь!
На одной ноге постой-ка,
Будто ты солдатик стойкий.
Руки ты прижми к груди,
Да смотри, не упади!
Руки вверх, руки в бок,
И на месте — скок, скок, скок!
Носом вдох, а выдох ртом.
Дышим глубже... А потом...
Марш на месте не спеша.
Дети. Ох, зарядка хороша.
Дети переходят на ковер.
Игра “Мой, моя, мое”
- Девочка Таня из соседней группы решила подарить вам свои игрушки (на карточках).
Чьи это игрушки? (Танины). Таня подарила мне барабан. Это теперь мой барабан. Настя,
что тебе подарила Таня? (Индивидуальные ответы детей)
- А теперь я расскажу вам одну историю. Знаете ли вы, что когда вечером все дети уходят
из детского сада домой, игрушки оживают и начинают играть. Они ходят друг к другу в
гости, пьют чай из игрушечной посуды, угощаются игрушечными пряниками и печеньем и
делятся последними новостями: кто с ними играл, какие интересные игры придумывали с
ними ребятишки,
И вот однажды игрушки решили поиграть в прятки. Водящим выбрали Мишку. Он
отвернулся к стене и честно стал считать до 10. Хитрые игрушки решили спрятаться все в
одну коробку, которая стояла… (около стула).
Закончив считать, Мишка отправился искать. Сначала он заглянул … (за коробку), затем
…(под стул), затем забрался… (на стул), на котором стояло ведро. Он заглянул …(в ведро),
не удержался и свалился в него, такой неуклюжий! Он вылез … (из ведра), спрыгнул …(со
стула на пол), оглянулся по сторонам, обошел… (вокруг стула), залез … (на коробку),
уселся на ней и задумался: “Где же они спрятались?” В это время в коробке кто-то из
игрушек тоненько чихнул. От неожиданности Мишка свалился … (с коробки), но тут же
заглянул в нее. Так и нашел своих друзей!
Игра “Чего не стало?”
- Я предлагаю вам поиграть в игру с разными игрушками, которые спрятались в коробке.
Вот они (достать 5-6игрушек). Они хотят поиграть с вами в прятки. Посмотрите на них
внимательно, запомните их (5-8 сек). (закрыть игрушки маленькой ширмой, одну убрать
обратно в коробку, остальные переставить. Убрать ширму.) Скажите, чего не стало? (3-4
раза).
Но иногда игрушки жалуются друг другу: кому что сломали, порвали, испортили…
Игра “Чего не хватает?”
У каждого ребенка карточка с изображением сломанной игрушки.
- А теперь внимательно рассмотрите ваши картинки. На них изображены игрушки,
которые сломали малыши. Скажите, чего-то не хватает каждой из этих игрушек
(Индивидуальные ответы детей).
- Мы с вами знаем, что с игрушками надо обращаться бережно, не ломать их. Вы знаете
стихотворение “Берегите игрушки”. Давайте вспомним его.
Берегите игрушки
Грузовик без колес,
У ежика отклеен нос,
Стали черными цыплята,
А из куклы лезет вата!
Были новыми игрушки,
А теперь они старушки.
Берем же скорей
Иголки и клей,
Нитки, катушки
И чиним игрушки.
И нам за это от души
Спасибо скажут малыши.
Конспект открытого занятия с элементами ТРИЗ-технологии
по развитию речи и ознакомлением с окружающим миром «Ознакомление со свойствами
стекла»
в старшей группе
Программные задачи:
Познакомить детей с материалами, из которых делают различные вещи; помочь выявить
свойства стекла (прозрачность, водопроницаемость, гладкость, толщина, температура,
хрупкость и т.д.); развивать память, воображение, мышление, речь.
Материал: предметы из стекла, покрывало, фишки. Карточки со схемами.
Ход занятия:
Воспитатель (В): Ребята, посмотрите, сколько к нам пришло гостей! Поздоровайтесь с
ними. А теперь давайте с вами поиграем. Хотите? Станьте, пожалуйста, полукругом.
Игра «На что это похоже». Воспитатель показывает карточки с изображёнными на них
схемами, дети высказывают свои варианты. Например:
или
В: - Молодцы, дети, столько интересных вещей увидели. А у меня для вас есть сюрприз.
Вот посмотрите, это письмо прислала Королева Стеклянной Страны. Давайте почитаем!
Текст письма:
«Здравствуйте, дорогие ребята!
Пишет вам Королева Стеклянной Страны. Жители моей страны все сделаны из стекла. И я
хочу познакомить вас с ними. Если вы будете внимательными и активными, то узнаете
много интересного и нового. А для того, чтобы начать наше знакомство, вы должны
выполнить одно задание: зазвать вежливые слова».
В: Дети, вы хотите познакомиться с жителями стеклянной страны? Ну, тогда давайте
выполним задание Королевы.
Дети называют вежливые слова, за каждое слово получают по фишке.
В: Вы столько много назвали вежливых слов, что Королева наверняка разрешит нам
попасть в её страну. (Воспитатель подходит к столу, на котором лежат предметы из стекла,
накрытые салфеткой). Давайте скажем «Раз, два, три!», и откроем салфетку (дети говорят
вместе с воспитателем).
Воспитатель убирает салфетку, и дети видят различные предметы из стекла: тонкие и
гранёные стаканы, вазы, бутылочки, салатницы, различные флаконы и т.д. Воспитатель
предлагает рассмотреть все эти вещи, просит их назвать. Обращает внимание на то, что
вещи похожи друг на друга, так как все они – «родственники».
В: Очень много изделий делают из стекла. Интересно, почему? Давайте узнаем свойства
стекла. (Опускает в стакан цветную фишку). Дети, что в стакане? А как вы узнали, что в
стакане цветная фишка? Да, стекло прозрачное. Запомните это слово. Теперь подойдите к
столу и проверьте прозрачность стекла (дети опускают в стаканы цветные фишки, смотрят
друг на друга через стакан). Почему мы видим, что лежит в стакане? (Потому, что стекло
прозрачное). Стекло прозрачное, поэтому из него делают оконные стёкла. Где ещё
используют это свойство? (Стёкла в машинах, градусниках, аквариумах и т.д. За
правильные ответы дети получают фишки)
В: Стекло бывает светлое, но бывает и цветное стекло. Назовите изделия из цветного
стекла, которые стоят на столе, и определите цвет (зелёный стакан, синий графин и т.д.).
Затем ребята берут стеклянные изделия в руки, определяют, какое стекло на ощупь:
гладкое, холодное, скользкое и т.д.). Воспитатель помогает выделить ещё одно свойство.
Есть изделия из тонкого стекла, а есть – из очень толстого.
В: Что случится, если вдруг уронить или бросить стеклянную вещь? Значит, стекло очень
хрупкое, оно легко бьётся. Назовите изделия из стекла, в которые мы можем налить воду.
(Воспитатель предлагает детям налить воду в стакан.) Пропускает ли стакан воду? Значит
стекло – водонепроницаемое, то есть в любую стеклянную посуду мы можем налить воду.
Есть у стекла ещё одно свойство. Оно издаёт приятный мелодичный звук. Послушайте
(ударяет карандашом по стенкам сосудов, прикасается одним стаканом к другому,
предлагает детям повторить опыт). Вот, ребята, с какими свойствами стекла мы сегодня
познакомились. А теперь поиграем в игру «Что видел, а что запомнил».
Воспитатель предлагает детям внимательно посмотреть на предметы, считает до трёх и
накрывает всё покрывалом. Дети по очереди должны назвать предметы из стекла, которые
запомнили. За правильный ответ получают фишки. Игра повторяется три раза с заменой
предметов.
Затем воспитатель предлагает поиграть в игру «Чего не стало». Дети закрывают глаза,
воспитатель убирает один предмет, дети должны назвать, что исчезло. Повторить два раза.
В: Дети, скажите, что нового вы узнали про жителей Стеклянной Страны? Какими они
обладают свойствами?
Дети перечисляют свойства стекла, затем благодарят Стеклянную Королеву за интересное
путешествие.
В: А теперь давайте посчитаем, у кого сколько фишек? (Победители получают медали).