Автор: Ахмедчина Лариса Дамировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ ДЕТСКИЙ САД № 27 "БЕРЁЗКА" Населённый пункт: ЩЁЛКОВСКИЙ РАЙОН МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Наименование материала: ПРОЕКТ Тема: "В МИРЕ ПЕСКА" Раздел: дошкольное образование
Вид проекта: познавательно-исследовательский.
Участники проекта: дети 3-4 лет,
родители воспитанников и воспитатель ( Ахмедчина Л.Д.)
Продолжительность: краткосрочный.
Цель:
Обогащать представления детей о разнообразных качествах песка (
сыпучий, легкий), способах действия с ним в зависимости от
состояния ( сухой, мокрый),побуждать познавательную активность
детей, интерес к экспериментированию.
З а д а ч и :
Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, развивать
познавательный интерес детей в процессе экспериментирования;
Развивать любознательность;
Воспитывать умение играть в песок.
Ресурсное обеспечение:
Песок; Мелкие игрушки: фигурки людей и животных, машинки;
Природный материал: камешки, ракушки, шишки и лупа,;
Различные пластмассовые емкости: баночки, ложечки, крышечки и
т.д.; Различные песочные наборы(ведро с совочками и
формочками); Салфетки для рук.
Задачи по образовательным областям:
Познавательное развитие
Сформировать элементарные представления о свойствах песка, расширить
кругозор; Развивать познавательную активность, мышление, воображение,
внимание; Поддерживать и развивать интерес детей к совместному
обследованию предметов, разнообразным действиям с ними.
Речевое развитие
Чтение художественной литературы (стихи, потешки, песенки);
Воспитание у детей интереса к общению со взрослыми и сверстниками;
Обогащение и активизация словаря детей за счет слов-названий предметов,
объектов, действий с ними.
Социально- коммуникативное развитие
Развитие игровой деятельности с песком. Умение отражать в игре
действия с предметами. Развитие стремления общаться со сверстниками в
процессе игровой деятельности. Соблюдение правил безопасности.
Художественно-эстетическое развитие:
Использование музыкальных произведений в качестве эмоционального
настроя при работе с песком развитие детского творчества с
использованием нетрадиционной техники рисования, лепки.
Физическое развитие:
Развитие двигательной активности; - развитие мелкой моторики рук.
Актуальность:
Федеральные государственные требования к программе дошкольного
образования настоятельно рекомендуют проектную и экспериментальную
деятельности. Конечно, по отношению к детям младшего дошкольного
возраста проектная и экспериментальная деятельность во многом
упрощена и носит игровой характер. Экспериментирование – прямой путь
к воспитанию неординарных, смышлёных детей.
Проект рассчитан на 7 дней.
Предварительная работа:
Подбор дидактических игр по экологии.
Подбор и разработка содержания учебно-воспитательного процесса,
тематических развлечений группировка материала, составление плана.
Этапы реализации проекта
I ЭТАП — Подготовительный
Подобрать методическую и художественную литературу по теме
Создание условий необходимых для реализации проекта.
Определение целей и задач;
Создание условий для самостоятельной деятельности. Подобрать
дидактический материал, наглядные пособия (формочки, лопатки, мелкие
игрушки и т.д.); Оформить предметно – развивающую среду;
Составление плана работы по реализации проекта.
Подбор стихотворений.
Создание СD диска с песнями к проекту
Консультация для родителей «Играем с песком».
Информировать родителей о теме, по которой планируем работать.
Объявление для родителей о начале проекта
( приложение №1)
II ЭТАП — Основной
Реализация основных видов деятельности.
Дни
недели
Совместная
деятельность.
Самостоятельная
деятельность
детей
1 день
Познавательное развитие:
Цель: познакомить детей со свойствами песка.
Беседа «Удивительный песок»
Знакомство со свойствами песка (сухой, сыпучий, мелкий, холодный,
шершавый…)
Подвижная физкультминутка «Песчинки».
(Приложение № 2)
2 день
Социально-коммуникативное развитие :
Беседа о безопасности во время игры с песком.
(Приложение № 3)
«Свойства сухого песка и мокрого песка».
Цель: знакомство со свойствами песка (сухой сыплется, мокрый–
сохраняет форму). Поливка песка из леечек.
Наблюдение за свойствами песка (сухой и мокрый).
Игра «Печем печенье»
(Приложение № 4)
3 день
Речевое развитие :
Цель: Способствовать развитию речи, мыслительных операций, умения
вступать в речевое общение.
Беседа по сюжетной картине «Дети играют в песочнице»;
• Знакомство со стихотворением Н. Хилтона «Я полил песок водой»;
• Загадывание загадок про песок.
Узоры на песке 1 вар. , Узоры на песке 2 вар.
Художественное – эстетическое развитие:
Музыкальная релаксация «Шум песка»; Прослушивание детской песни,
про песок
Цель : Формировать умение слушать небольшие стихотворения и развивать
мелкую моторику пальцев рук, координацию движений.
«Норки для мышки»
Цель: Развитие мышления, моторики.
(Приложение № 6)
5 день
Физическое развитие:
Пальчиковая гимнастика «Лимон».
«Необыкновенные следы»
«Идут медвежата»
«Прыгают зайцы
«Ползут змейки»
«Жучки – паучки»
Цель: развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация
интереса.
Физкультминутка «
Мы хлопаем в ладоши».
(Приложение № 7)
III ЭТАП Заключительный
6 день:
«Мы играем с песком» с родителями.
Опытно-экспериментальная деятельность «Песочные рисунки»
Цель:
-развивать познавательную активность детей в процессе
экспериментирования.
- познакомить со способом изготовления рисунка из песка.
(Приложение № 8)
7 день:
Итоговое игровое занятие — развлечение .
«
Игра «Рисуем палочкой»
Цель игры: -
развитие усидчивости, внимания, фантазии.
Данная игра особенно подходить для неспокойных, эмоциональных
детей.
(
Приложение № 9
)
Вывод:
В ходе реализации проекта: у детей повысился интерес к
исследовательско-экспериментальной деятельности; сформировались
знания о свойствах песка, активизировался словарный запас речи; дети
научились безопасно обращаться с песком.
Выставка фотографий «В мире песка»
Приложение 1
Цель: Формирование умения экспериментировать через знакомство со
свойствами песка, развивать мелкую моторику рук и обогащать словарный
запас детей раннего возраста.
Задачи:
Знакомить детей со свойствами песка (сухой- влажный, сыпется- лепится).
Способствовать развитию познавательной активности, любознательности,
стремления к самостоятельному познанию и размышлению. Обогащать
чувственный опыт ребёнка, развивать мелкую моторику рук.
Воспитывать аккуратность в обращении с песком, умение играть со
сверстниками рядом. Знакомить с правилами игры в песочнице.
Актуальность:
В настоящее время актуальна проектная и экспериментальная деятельность
детей младшего возраста. Конечно, по отношению к детям младшего
дошкольного возраста проектная и экспериментальная деятельность во
многом упрощена и носит игровой характер. Экспериментирование –
прямой путь к воспитанию неординарных, смышлёных детей. Песок –
необыкновенно приятный материал. Когда мы погружаем руки в сухой
песок, появляется нечто похожее на рябь на воде, рождается образ пус-
тыни. Смешанный с водой, песок темнеет и приобретает качества земли. В
это время ему можно придать форму. Создание песочных композиций, в
отличие от рисунка, не требует каких-либо особых умений. Здесь
невозможно ошибиться, сделать что-то не так, Что очень важно для детей
раннего возраста.
Песочница — прекрасный посредник для установления контакта с
ребенком. И если он плохо говорит и не может рассказать взрослому о
своих переживаниях, то в таких играх с песком все становится возможно.
Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок,
создавая картину из песка, ребенок раскрывается, и взрослые получают
возможность увидеть внутренний мир ребенка в данный момент и в ходе
песочной терапии она обязательно «выльется» на песчаную поверхность.
Но это далеко не единственный плюс песочной терапии: она замечательно
развивает мелкую моторику (песок благодаря своей структуре
благотворно воздействует на тактильные ощущения и стимулирует
нервные окончания, которые находятся в подушечках пальцев), фантазию,
творческие способности, образное мышление и многое другое.
Приложение 2
Беседа «Сухой песок»
Воспитатель: Дети, подойдите ко мне. Сейчас я вам покажу что-то
интересное.
(Воспитатель подводит детей к столу, где расположены емкости с сухим
песком).
(Дети работают стоя у столов).
Посмотрите, что это такое? (песок)
Скажите, какого цвета песок? (коричневый)
Потрогайте песок и скажите, какой он: сухой или мокрый?
Алиса, какой песок?
Саша, и ты скажи, какой песок?
Посмотрите дети, сухой песок сыплется. (Воспитатель показывает
детям). Значит, песок какой? (Сыпучий), Маша, какой песок? (Сыпучий).
Песок крупный или мелкий? (мелкий)
Песок он гладкий или шершавый? (шершавый)
Из чего он состоит? (из маленьких песчинок)
Да, дети, правильно он сыпучий, он сыплется, ещё он шершавый,
молодцы.
Экспериментальная деятельность детей с сухим песком.
Воспитатель: А можно ли из него сделать куличики? Давайте попробуем.
Возьмите формочку и аккуратно насыпьте в нее песок. Все насыпали? А
теперь осторожно переверните формочку на подставку. Диана, получился у
тебя куличик?
Дети, получились у вас куличики? Почему же не получились куличики?
Кто знает?
Ответы детей : Песок сухой, он сыпучий.
Воспитатель: Правильно, из сухого песка куличики не получаются.
Посмотрите, а что это лежит у меня в тазике? (мокрый песок).
Экспериментальная деятельность с мокрым песком.
Воспитатель: Потрогайте его и скажите — сухой он или мокрый?
Правильно этот песок сырой, мокрый. Он холодный.
Саша, кокой же это песок? Аня мокрый песок какой? Теплый или
холодный? (Пусть ребенок еще раз его потрогает). Как думаете, можно
ли из него лепить, можно ли делать куличики?
Давайте попробуем. Возьмите формочку и аккуратно накладывайте в них
мокрый песок. Вот так постучите по песку совочком, утрамбуйте его.
Осторожно переверните формочку с песком на подставку. Постучите по
донышку еще раз совочком. Вот сколько куличиков мы с вами налепили.
Мы молодцы. А теперь возьмите салфетки и вытрите руки. Приглашаю вас
на игру.
Подвижная физкультминутка «Песчинки» .
Вокруг себя повернитесь и в песочек превратитесь. Вот как много у нас
песка. Каждый из вас песчинка. Весь песок сухой. Он сыпучий. Вдруг
подул сильный ветер. (Воспитатель дует на детей). Все песчинки
поднялись кверху и закружились, полетели. Ветер притих, и песок вверх.
Полетели песчинки, закружились. Посмотрела в окно хозяйка и думает:
что-то пыльно на улице, песок летит в лицо. Взяла она лейку с водой, да и
стала песок поливать. Поливает она песок водой. Песчинки намокают и
опускаются на землю. Мокрый песок не сыпучий. Из него можно лепить.
Возьмитесь все за руки. Вот какой большой каравай слепила из мокрого
песка хозяйка.
Приложение 3
Знакомство с правилами игры с песком
Целесообразно познакомить детей с правилами поведения во время
игр: стараться не высыпать песок из песочницы: (воду стараться не
выливать); «Принцесса песочного мира» загрустила, потому что её
подружки песчинки потерялись и не смогли вернуться домой в
песочницу. Она просит вас:
Береги малыш песчинки –не выбрасывай их из песочницы, если случайно
песок вы-сыпался – покажи взрослому, он поможет вернуться обратно в
песочницу. Нельзя выбрасывать, подбрасывать песок.
Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются в других
детей. Нельзя брать песок в рот.
«Принцесса песочного мира» очень любит, когда у детей чистые руки и
носики. По-этому после игры с песком или водой – вымойте руки и
покажите чистые ладошки зеркалу.
Завершая игры в песочнице, дети разбирают свои постройки,
складывают игрушки по местам, разравнивают песок, кладут
ладошки на поверхность песка и произносят слова благодарности:
В ладошки наши посмотри
Мудрее стали ведь они!
Спасибо, милый наш песок
Ты всем нам подрасти помог!
Приложение 4
Воспитатель предлагает испечь печенье из песка для
кукол
Игра «Я пеку, пеку».
Насыпают сухой песок в формочки, но печенье не получается.
Узнают, что из сухого песка печь печенье не получается
Опыт с песком.
«Свойства сухого песка».
Воспитатель предлагает насыпать песок в воронку и понаблюдать за
ним.
- Что происходит с песком?
Воспитатель подводит детей к выводу: Сухой песок сыпучий.Дети
насыпают сухой песок через воронку, он сыплется, проходит легко и
быстро через воронку.
Подвести детей к выводу: Сухой песок сыпучий, песок состоит из
мелких песчинок, которые не прилипают друг к другу.
Опыт.
Свойства мокрого песка.
Воспитатель льет в сухой песок воду, мешает. Предлагает детям
сыпать струйкой песок из ладони.
Воспитатель- Почему не получается?
- Мокрый песок нельзя сыпать струйкой, зато он может принимать
любую форму, пока не высохнет. Песчинки слипаются от воды.
- Из мокрого песка можно делать фигурки, печь печенье, пирожки.
Дети пробуют сыпать мокрый песок струйкой на ладонь.
Вывод: дети узнают, что мокрый песок нельзя сыпать струйкой, из
мокрого песка можно лепить, но после высыхания он рассыпается, и
мокрый песок принимает любую форму.
Читает стихотворение. «Он рассыпчатый такой,
А на солнце золотой.
Если ты его намочишь,
То построишь все, что хочешь».
Воспитатель обращает внимание детей на то, что песок от воды стал
влажным и потемнел, предлагает испечь печенье из влажного песка ( для
кукол ).
Пальчиковая игра «Пирожки»
Я пеку,пеку, пеку
"Пекут пирожки" (то одна рука сверху, то другая)..
Всем друзьям по пирогу:
Пирожок для мышки Поочередно загибают пальчики.
Для заики-мылышки,
Для лягушки пирожок.
Мишка, съешь и ты,дружок!
Пирожок тебе, лиса.
Очень вкусная игра! Хлопают в ладоши.
Игра
«Печем
печенье».
Дети
накладывают
мокрый
песок
в
формочки, получается печенье. Называют свойства песка: от воды темнеет,
что из влажного песка можно печь печенье.
Игровое упражнение «Угостим кукол».
Воспитатель предлагает вылепленным печеньем угостить.
Дети
угощают кукол печеньем.
Приложение 5
Я полила песок водой
И сложила его горой
Костя взял мою
лопатку
Разровнял на горке
грядку
Вышел сказочный
дворец-
Ай да Костя молодец!
Н. Хилтон
Из меня кулич испечь удобно,
Только есть его нельзя, дружок,
Я сыпучий, жёлтый, несъедобный,
Догадался, кто я? Я - …
(Песок)
Что-то можно в нём зарыть,
По нему люблю ходить,
И на нём поспать часок.
Угадали что? - ... (песок)
Петя замок строит ловко,
Катя торт печет ведерком.
Здесь, у моря на часок
Всех детей собрал ... Ответ: Песок
Узоры на песке 1 вар.
Оборудование : Песочница, природный материал: камешки,
шишки и др..
Ход игры: Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в
верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры (в
соответствии с возрастными нормами освоения), простые/сложные
узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Ребенок
должен нарисовать такой же узор внизу на песке, либо продолжить
узор взрослого. Вариант: взрослый рисует на доске, дает устную
инструкцию нарисовать на песке определенный узор.
Те же узоры на песке изготавливаются путем выкладывания в
заданной последовательности предметов, например камешков,
желудей, больших пуговиц и пр.
Узоры на песке 2 вар.
Пальчиковая гимнастика
Шарик (Сначала пальцы сложены в замочек. Начинаем их медленно
разводить)
Надуваем быстро шарик. (Кончики пальцев обеих рук соприкасаются
друг с другом - шарик надут)
Он становится большой. (Соприкасаем ладошки друг с другом
полностью)
Вдруг шар лопнул, воздух вышел - (Смыкаем вместе пальчики) Стал он
тонкий и худой!
Песочный круг
Цель: закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление
закономерностей.
Оборудование : Песочница.
Ход игры: Ребенок на песке рисует любыми способами круг и
украшает его различными предметами: камешками, семенами,
пуговицами, монетами, бусинами. Ребенок может дать название своему
«песочному кругу». Те же манипуляции он производит с отпечатками
своих ладоней, при этом может сочинить историю о каждом пальчике:
«Кем он был раньше, кто он сейчас, кем он будет в будущем».
Приложение 6
Пальчиковая игра
Мышка Мышка в норку пробралась, (Делаем двумя ручками
крадущиеся движения)
На замочек заперлась. (Слегка покачиваем скрещенными в
замок пальчиками)
В дырочку она глядит, (Делаем пальчиками колечко)
На заборе кот сидит! (Прикладываем ручки к голове как
ушки и шевелим пальчиками)
Норки для мышки
Оборудование : Песочница, миниатюрные фигурки, совочек.
Ход игры:
Ребенок вместе со взрослым копает небольшие ямки -
норки руками или совочком. Затем педагог обыгрывает постройку с
помощью игрушки. Например, педагог берет игрушечную мышку в руки,
имитируя ее писк. Затем ее "мышка-норушка" пробирается в каждую норку
и хвалит ребенка за то, что он сделал для нее замечательные домики.
Домики можно делать и для других игрушек - зайчиков, лисят, медвежат и
пр.
Приложение 7
Упражнение «Лимон»
Я возьму в ладонь лимон.
Чувствую, что круглый он,
Я его слегка сжимаю -
Сок лимонный выжимаю.
И всю руку напрягаю -
Сок до капли выжимаю.
Все в порядке, сок готов.
Я лимон бросаю,
А руку расслабляю.
Игровые упражнения «Необыкновенные следы»
Упражнение «Необыкновенные следы»:
— «Идут медвежата» — ребёнок кулачками и ладонями с силой
надавливает на песок;
— «Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребёнок ударяет по
поверхности песка, двигаясь в разных направлениях;
— «Ползут змейки » — ребёнок пальцами рук делает поверхность
песка волнистой;
— «Жучки – паучки» — ребёнок погружает руки в песок и двигает
всеми пальцами, имитируя движения насекомых.
Физкультминутка
Мы хлопаем в ладоши, хлоп, хлоп.
Мы топаем ногами, топ, топ.
Качаем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем.
Мы низко приседаем
И прямо мы встаем.
Руки вниз, на бочок.
Разжимаем - в кулачок.
Руки вверх и в кулачок
Разжимаем на бочок
На носочки поднимайся
Приседай и выпрямляйся
Ноги вместе, ноги врозь
Приложение № 8
В гости к детям приходит зайчик Стёпа, в лапах у него баночка с
песком. Он не знает, что это такое и просит детей рассказать об этом.
Дети объясняют зайчику, что это сухой, теплый, сыпучий песок.
Предлагают ему рассмотреть его в лупу и выяснить, что он состоит из
мелких песчинок.
Воспитатель спрашивает детей: «Ребята, а вы когда-нибудь рисовали
песком? Нет!
Давайте попробуем!
Пальчиковая
игра
«Песок»
Всё, что только захотим,
Из песка мы смастерим. – Хлопки в ладоши.
Коля лепит колобок, - имитация лепки.
А Иринка теремок - сделать «крышу» из рук.
Люба лепит разных рыб, - имитация движения рыб.
Ну а Вера – белый гриб - сжать одну руку в кулак и
накрыть ладошкой второй.
Детям даются готовые рисунки, они по контуру обводят клеевыми
карандашами.
Затем на клей насыпают песок, лишний стряхивают. Все вместе
рассматривают,
что получилось.
Зайчик благодарит детей за интересный рассказ о песке. Обещает,
что со своими
друзьями – лесными зверушками, тоже будет рисовать песком.
Приложение 9
Игра «Рисуем палочкой»
Суть игры: воспитатель предлагает ребенку порисовать на
песке палочкой. Такое занятие способно заинтересовать ребенка,
успокоить. А также он начнет проявлять усидчивость, фантазию и
воображение.