Профилактика интернет - аддикации среди студентов СПО через формировние здоровьесберегающего пространства
Автор: Горшкова Анна Александровна Должность: преподаватель спецдисциплин Учебное заведение: ГБПОУ ВО "Муромский педагогический колледж" Населённый пункт: округ Муром, Владимирская область Наименование материала: статья Тема: Профилактика интернет - аддикации среди студентов СПО через формировние здоровьесберегающего пространства Раздел: среднее профессиональное
здоровьесберегающего пространства
Современные студенты – это, прежде всего, молодые люди в возрасте от 18 до 25 лет.
Слово «студент» – латинского происхождения, в переводе на русский означает «усердно
работающий, занимающийся», то есть овладевающий знаниями. «Студенчество –
центральный период становления человека, личности в целом, проявления самых
разнообразных интересов» – пишет Н.А. Зимняя.
Возраст 18-25 лет – это период наиболее активного развития нравственных и эстетических
чувств, становления и стабильности характера, овладения полным комплексом
социальных ролей взрослого человека. Этот возраст характерен и тем, что этот период
является сенситивным для развития интеллектуальных и физических сил.
Студенческий возраст – пора сложнейшего структурирования интеллекта, интенсивной и
активной социализации человека как будущего «деятеля», профессионала.
Интернет предоставляет широчайшие возможности свободного получения и
распространения научной, деловой, познавательной и развлекательной информации.
Виртуальные библиотеки, архивы, ленты новостей содержат огромное количество
текстовой, графической, аудио и видео информации. Интернет стал неотделимой частью
современной цивилизации.
Глобальная сеть Интернет перестала быть просто системой хранения и передачи
сверхбольших объемов информации и стала новым слоем нашей повседневной реальности
и сферой жизнедеятельности огромного числа людей.
Но как- бы то нибыло печально, но все в нашей жизни должно быть в меру. «Лишь в
чувстве меры есть истинная благость!»: сказал один великий… И был прав! Переизбыток
в питании приводит к полноте, избыток алкоголя приводит к алкоголизму. А ведь если
проанализировать Евангелие, то можно убедиться, что это первое чудо, которое сотворил
Христос, предназначалось совсем не для пагубной привычки, а для увеселения гостей на
брачном пиру. Избыток денег тоже еще до хорошего никого не доводил: появляется
жадность, а потребности начинают увеличиваться в геометрической прогрессии. И
казалось бы как прекрасен интернет, как много в нем положительных черт, но и тут стали
появляться побочные эффекты.
Стремительное развитие современного общества наряду с возникновением новых
технологий и новых возможностей неизбежно приводит к возникновению новых проблем
и болезней общества. Одной из таких болезней является неуклонно распространяющаяся
интернет-зависимость. В современной науке нет четкого устоявшегося определения
интернет зависимости, поскольку явление это достаточно новое и еще не достаточно
изученное. Но, несмотря на расхождения в терминологии, можно выделить ряд общих
черт поведения, присущих интернет-зависимым людям:
бурное нежелание выходить из интернета даже на короткое время;
необходимость отвлечься от интернета вызывает резкое раздражение;
тенденция к проведению в интернете все больше времени;
склонность откладывать или вообще забывать обо всех важных
делах, обязанностях или встречах;
непринятие критической оценки такой жизни;
спокойное отношение к потере семьи или друзей;
пренебрежительное отношение к своему здоровью, например, явное
сокращение продолжительности сна или пренебрежение к собственной гигиене.
В интернете можно найти удовлетворение почти всех осознанных или подсознательных
потребностей человека. Именно это и является главной причиной возникновения
зависимости к интернету. Уход в вымышленный мир является в настоящее время одним из
самых простых, а следовательно, самых распространенных способов поведения людей в
тяжелых жизненных ситуациях. Если в постиндустриальном обществе на смену алкоголю
пришли наркотики, то в современном информационном их роль начали выполнять
компьютерные игры и интернет.
В качестве главных причин появления зависимости от интернета можно выделить
следующие:
Ощущение безопасности, защищенности и вседозволенности,
вызванное анонимным характером нахождения в интернет-среде;
Возможность воплощения любого нового Я-образа, не ограниченного
практически ничем (в интернете можно быть кем-угодно);
Простота нахождения собеседника (в интернете с легкостью можно
отыскать собеседника, отказаться от него, найти другого и т.д.);
Возможность доступа к любой интересующей информации.
Интернет-зависимые люди чаще всего пользуются интернет-пространством для получения
того, что в реальном мире получить намного сложнее, это может быть, например,
социальное одобрение, признание и поддержка окружающих или сексуальное
удовлетворение.
Таким образом, наиболее подверженными риску возникновения интернет-зависимости
социальными группами являются дети и молодежь. Современные дети получают доступ к
интернету все раньше и раньше и вместе со всеми его возможностями они получают и все
его опасности. А повлиять на морально-ценностные ориентиры еще не до конца
сформировавшейся личности намного проще.
Виртуальная реальность пропитана обманом, как любые другие зависимости.
Кто-то, к превеликому сожалению, зависим от алкоголя, наркотиков, курения,
кто-то от социальных сетей.
Человек выбирает то, что для него проще, отказавшись в силу своей слабости
от всего остального. Находиться на месте намного проще, чем идти вперед.
Стоять в храме для кого-то пару часов – это мучение. А вот обсудить кого-то —
одно удовольствие.
И так во многом…..к сожалению.
Чего Вы достигли в этой жизни, с чем Вы придете под конец? Вот Вы
упустили свое время, убили его банально, которое уже кончилось, и что….что
дальше? Построить виртуальный дом, вырастить виртуальной картошки?
В свете последних событий возникает вопрос: «Как же нам сохранить наших детей, наших
студентов и в целом наше будущее поколение». В нашем Муромском педагогическом
колледже по большей мере учатся девушки 16-19 лет, а через два- три года это уже жены и
мамы. Для сохранения семьи на первом месте выступает межличностное общение,
взаимопонимание и, конечно же, самоотдача в этом в реальном мире. Да и вопрос о
сохранение психического, физического и социального здоровья стоит очень остро!
Психическое здоровье. Основным условием нормального психосоциального развития
(помимо здоровой нервной системы) признается спокойная и доброжелательная
обстановка.
Эксперты ВОЗ на основе анализа результатов многочисленных исследований в различных
странах убедительно показали, что нарушения психического здоровья гораздо чаще
отмечаются у молодых людей, которые интернет – аддикацией.
Социальное здоровье. Социальное здоровье может быть представлено как динамическая
совокупность свойств и качеств личности, обеспечивающая гармонию между
потребностями человека и общества, являющаяся предпосылкой ориентации индивида на
выполнение своей жизненной цели. Социально здоровому человеку присущи личностные
качества, позволяющие ему успешно адаптироваться к условиям современной жизни,
осуществлять самообразование и самовоспитание, находить средства преодоления и
разрешения различного рода проблем (в том числе связанных с физическим
неблагополучием), реализовывать свои жизненные планы.
Социально здоровый человек стремится к самоактуализации, обладает
стрессоустойчивостью, жизненной стойкостью, т. е. способностью к преодолению
жизненных трудностей без ущерба для общего здоровья. Социальное здоровье
предполагает гармонию, баланс между физическими, эмоциональными,
интеллектуальными, коммуникативными аспектами жизнедеятельности человека.
Социальное здоровье неразрывно связано с духовностью человека, его стремлением к
постижению смысла собственной жизни, ориентацией на высшие этические ценности.
Критериями социального здоровья выступают: уровень социальной адаптации, уровень
социальной активности и эффективность использования различных социальных ролей.
Физическое здоровье. С медицинской точки зрения, физическое здоровье
рассматривается как состояние роста и развития органов и систем организма, основу
которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие
адаптационные реакции. Это не только нормальная структура и функции органов и
систем, отсутствие жалоб и болезненных проявлений, но и уровень функциональных
возможностей организма, диапазон его компенсаторно-приспособительных реакций.
Духовно-нравственное здоровье как комплексное отражение жизненных приоритетов
личности. Основой человеческого здоровья все больше выступает духовная его
составляющая. К этому люди пришли не сегодня.
Традиция философского анализа духовной жизни уходит в глубокую древность. Одну из
самых фундаментальных попыток отчетливо поставить и разрешить проблему духа
предприняли, как известно, древнегреческий философ Платон и древнеримский политик,
оратор и писатель Марк Туллий Цицерон (106 - 43 гг. до н. э.).
Духовный фактор является важным компонентом здоровья и благополучия. Это
понимание здоровья как способность к созиданию добра, самосовершенствованию,
милосердию и бескорыстной взаимопомощи. Духовный фактор во многом зависит от
индивидуального образа жизни. Духовное здоровье - это здоровье разума. Душевное
благополучие относится к разуму, интеллекту, эмоциям.
Духовное здоровье обеспечивается системой мышления, познанием окружающего мира и
ориентацией в нем, тем, как мы определяем или ощущаем свое отношение к окружающей
среде или к какому-либо определенному лицу, вещи, области знаний, принципам.
Достигается духовное здоровье умением жить в согласии с собой, с родными, друзьями и
обществом, умением прогнозировать и моделировать события и составлять программу
своих действий. В немалой степени духовное здоровье обеспечивается верой. Во что
верить и как верить - это дело совести каждого.
Формирование нравственного сознания и моральных качеств личности является основой
процесса социализации молодого поколения во всех типах общества, и это служит
ведущей целью воспитательной работы социальных институтов, обеспечивающих
социализацию личности.
Качество образования не может рассматриваться вне контекста здоровья субъектов
образовательного процесса. Нет смысла в образовании, если система наносит вред
здоровью человека.
Многолетние исследования состояния здоровья детей и молодежи показывают, что за
последние 10 лет положительной динамики в улучшении их здоровья не наблюдается, и
этот факт становится предметом острой общественной тревоги. В этом плане на
образование как на целостную государственную структуру, обеспечивающую социальное
развитие личности, ложится, помимо сугубо образовательных задач, задача сохранения
психического, физического и нравственного здоровья детей и молодежи.
В Муромском педагогическом колледже накоплен значительный потенциал, в решении
многих методологических и методических, вопросов по проблеме здоровья студентов.
В процессе моделирования психолого-педагогических условий формирования
здоровьесберегающего пространства колледжа был учтен опыт других средне-
специальных образовательных учреждений.
Предварительные данные показали, что у большинства студентов отсутствует установка
на здоровый образ жизни, более 50% нуждаются в перестройке своего образа жизни и
только 7% опрошенных считали состояние своего здоровья хорошим. 62% опрошенных
студентов не проявляют интереса к здоровью.
Анализ результатов исследований состояния здоровья и образа жизни показывает, что
основными причинами развития функциональных расстройств у опрошенных является
интернет – аддикация и гиподинамия (58%), которая в сочетании с неправильным
питанием (39%) приводит к избытку массы тела (у 73% юношей и 64% девушек). Почти
70% респондентов хотели бы изменить свой образ жизни, сделать его более здоровым, но
не знают, как это сделать и с чего начать.
Что касается уровня депрессивных состояний, то 100% юношей и девушек
первокурсников таковым недугом не страдают. У 12% девушек 2-го и 4,5% девушек 4-го
курса отмечается легкая степень депрессии. 3-й курс более подвержен депрессиям: у
12,5% юношей у 11% девушек выявлена легкая степень. Используемая методика опроса
позволяет вовремя выявить признаки надвигающейся депрессии и вовремя принять
упреждающие меры.
Определение уровня эмоционального состояния (эмоциональная стабильность /
нестабильность) показало, что самыми спокойными в этом отношении являются студенты
1-го курса, причем юноши (64%) более спокойны, чем девушки (42%). На 2-м курсе не
обладают гармоничным постоянством своего характера 54,4% юношей и 73% девушек, на
3-м - 75% юношей и 78% девушек. Юноши 4-го курса подвержены наиболее частым
переменам в настроении (100% опрошенных эмоционально нестабильны), в то время как
59% девушек показали обратный результат.
Стало очевидным, что успешное решение проблемы здоровьесбережения возможно при
междисциплинарном подходе и комплексном решении задач. Следовало определить
психолого-педагогические условия формирования здоровьесберегающего
образовательного пространства колледжа, которые должны раскрывать необходимые
факторы, способствующие позитивной динамике в решении задач формирования,
сохранения и укрепления здоровья всех участников образовательного процесса.
В процессе моделирования необходимых психолого-педагогических условий
формирования здоровьесберегающего образовательного пространства колледжа
реализовывались принципы интегративности, комплексности и многомерности.
Обозначенные направления работы реализовывались посредством решения следующих
задач:
- разработки перспективных учебно-воспитательных программ и увеличении объема
существующих оздоровительных мероприятий по охране здоровья здорового человека,
укреплении здоровья и профилактике заболеваний;
- формирования установки педагогического коллектива и студенческой молодежи на
здоровье как высшую ценность;
- создания здорового микроклимата для развития свободной личности, способной
адаптироваться и самоутверждаться в условиях нового российского общества;
- поддержки студенческих инициатив и социальной активности;
- совершенствования профилактической работы по предупреждению правонарушений
среди студентов, по употреблению наркотических средств и алкоголя;
- создания необходимых условий для личностной самореализации студентов
(художественном, техническом, научном), коллективной студенческой самоорганизации;
- установления отношений взаимного доверия и сотрудничества студентов и
преподавателей;
- расширения информационного и воспитательного пространства через интеграцию
образования, науки, культуры, здравоохранения, спорта, что обеспечивает приобщение
студентов к нравственным,
духовным ценностям, формирование физически, психически и социально здоровой
личности;
- разработки и внедрения системы диагностики (самооценки) уровня здоровья
(физического, психического, социального) и самооздоровления человека;
- создания на базе учебного заведения Центра здоровья здорового человека, кабинетов
оздоровления, медицинской профилактики и реабилитации;
- внедрения системы подготовки молодежи к семейной жизни (семейная гостиная, клубы
"Я – мужчина", "Между нами девочками" и др.);
- формирования у молодежи активной жизненной позиции, реализации программ
содействия социальной адаптации и повышения конкурентоспособности молодежи на
рынке труда, занятости и профориентации;
- разработки учебно-образовательных программ о здоровье здорового человека и введении
их в образовательный процесс СПО;
- создания идеала здорового молодого человека и введения моды на здоровье с помощью
средств массовой коммуникации (газет, радио, Интернета, социальной рекламы);
- разработки учебно-методических пособий, брошюр по укреплению здоровья, здоровому
образу жизни, профилактике социально опасных заболеваний;
- организации досуга и оздоровительных клубов по интересам, развития спортивного и
социального туризма;
- проведения мониторинга здоровья для получения оперативных данных о психическом и
физическом состоянии студенческой молодежи, ее интеллектуальном потенциале и
духовной ориентации;
- разработки и внедрения социооздоровительных технологий в сферу молодежного и
семейного отдыха и досуга;
Как показал опыт работы, для эффективной реализации комплексного подхода
к сохранению здоровья необходимо дополнительно решить задачи по:
- обеспечению информационной поддержки по вопросам сохранения, формирования,
укрепления и восстановления здоровья;
- привлечению партнеров по деятельности (Управление по делам молодежи, Комитет по
физической культуре и спорту, Управление образования, библиотеки, музеи,
наркологические отделения поликлиник, УВД) в интересах сохранения здоровья здоровых
на всех уровнях.
При изучении состояния здоровья, его динамики исследовался уровень тревожности
учащейся молодежи (Ч. Д. Спилберг (США), Ю. Л. Ханин). Тест является надежным и
информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная
тревожность как состояние и личностная тревожность как устойчивая характеристика
человека). Естественная и обязательная особенность активной личности - существование
индивидуального уровня "полезной тревоги".
Мониторинг позволил наметить пути развития службы психологической помощи
преподавателям и студентам по преодолению стрессов, тревожности, содействовать
внедрению гуманного подхода к студентам, созданию благоприятного психологического
климата колледжа.
Для выявления уровня психического и социального здоровья были применены копинг-
технологии для определения стратегии действий, предпринимаемые человеком в
ситуациях психологической угрозы, в частности, физическому, личностному и
социальному благополучию. Копинг-механизмы человека близки к защитным механизмам
по конструктивности, параметру "активности/пассивности". Копинг-технологии
позволили выявить психические и социальные проблемы как проблемы переживания и
переработки стресса, характерные для юношеского возраста.
В качестве средств психологического воздействия на уровень социального здоровья были
использованы, прежде всего, расширение репертуара социальных ролей,
профессиональное самосовершенствование, консультирование и профотбор, брачно-
семейное консультирование, проведение тренингов по отработке профессиональных
навыков, развитие творческих способностей и социальной активности через привлечение
студентов к участию в творческих коллективах, общественных молодежных объединениях
и движениях и пр.
Важнейшим критерием духовного здоровья является осмысленность бытия, осознанное,
ответственное, творческое отношение к своей жизни.
В качестве критериев духовного здоровья мы выделили: оптимистический взгляд в
будущее, наличие временной перспективы, гармоничность отношений с собой и
окружающим миром, умение не осуждать, не обижаться, не обижать, отсутствие страхов,
нравственность и становление определенной иерархии ценностей, ответственность за
свою жизнь и свое здоровье. В соответствии с перечисленными критериями, учитывая, что
духовное здоровье очень трудно формализовать и измерить, мы использовали серию
тестов, позволяющих определить уровень самоактуализации человека.
Для оценки здоровья студенческой молодежи были использованы методики исследования
самооценки Т. В. Дембо -С. Я. Рубинштейн, методика оценки психических состояний Г.
Айзенка в адаптации Бойко, методика оценки актуального психического состояния -
опросник САН.
Целенаправленная реализация программ по созданию здоровьесберегающего
образовательного пространства позволило:
- сформировать у большинства студентов ценностное отношение к здоровью;
- сформировать отношение личной ответственности за сохранение и укрепление своего
здоровья;
- повысить социальную активность студентов в реальной действительности;
- активизировать социокультурную и спортивную жизнь студентов;
- улучшить эмоционально-психологический климат в учебных группах.