Напоминание

Профилактика интернет - аддикации среди студентов СПО через формировние здоровьесберегающего пространства


Автор: Горшкова Анна Александровна
Должность: преподаватель спецдисциплин
Учебное заведение: ГБПОУ ВО "Муромский педагогический колледж"
Населённый пункт: округ Муром, Владимирская область
Наименование материала: статья
Тема: Профилактика интернет - аддикации среди студентов СПО через формировние здоровьесберегающего пространства
Раздел: среднее профессиональное





Назад





Профилактика интернет – аддикации

среди студентов СПО через формирование

здоровьесберегающего пространства
Современные студенты – это, прежде всего, молодые люди в возрасте от 18 до 25 лет. Слово «студент» – латинского происхождения, в переводе на русский означает «усердно работающий, занимающийся», то есть овладевающий знаниями. «Студенчество – центральный период становления человека, личности в целом, проявления самых разнообразных интересов» – пишет Н.А. Зимняя. Возраст 18-25 лет – это период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабильности характера, овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека. Этот возраст характерен и тем, что этот период является сенситивным для развития интеллектуальных и физических сил. Студенческий возраст – пора сложнейшего структурирования интеллекта, интенсивной и активной социализации человека как будущего «деятеля», профессионала. Интернет предоставляет широчайшие возможности свободного получения и распространения научной, деловой, познавательной и развлекательной информации. Виртуальные библиотеки, архивы, ленты новостей содержат огромное количество текстовой, графической, аудио и видео информации. Интернет стал неотделимой частью современной цивилизации. Глобальная сеть Интернет перестала быть просто системой хранения и передачи сверхбольших объемов информации и стала новым слоем нашей повседневной реальности и сферой жизнедеятельности огромного числа людей. Но как- бы то нибыло печально, но все в нашей жизни должно быть в меру. «Лишь в чувстве меры есть истинная благость!»: сказал один великий… И был прав! Переизбыток в питании приводит к полноте, избыток алкоголя приводит к алкоголизму. А ведь если проанализировать Евангелие, то можно убедиться, что это первое чудо, которое сотворил Христос, предназначалось совсем не для пагубной привычки, а для увеселения гостей на брачном пиру. Избыток денег тоже еще до хорошего никого не доводил: появляется жадность, а потребности начинают увеличиваться в геометрической прогрессии. И казалось бы как прекрасен интернет, как много в нем положительных черт, но и тут стали появляться побочные эффекты. Стремительное развитие современного общества наряду с возникновением новых технологий и новых возможностей неизбежно приводит к возникновению новых проблем и болезней общества. Одной из таких болезней является неуклонно распространяющаяся интернет-зависимость. В современной науке нет четкого устоявшегося определения интернет зависимости, поскольку явление это достаточно новое и еще не достаточно изученное. Но, несмотря на расхождения в терминологии, можно выделить ряд общих черт поведения, присущих интернет-зависимым людям:  бурное нежелание выходить из интернета даже на короткое время;  необходимость отвлечься от интернета вызывает резкое раздражение;  тенденция к проведению в интернете все больше времени;  склонность откладывать или вообще забывать обо всех важных делах, обязанностях или встречах;
 непринятие критической оценки такой жизни;  спокойное отношение к потере семьи или друзей;  пренебрежительное отношение к своему здоровью, например, явное сокращение продолжительности сна или пренебрежение к собственной гигиене. В интернете можно найти удовлетворение почти всех осознанных или подсознательных потребностей человека. Именно это и является главной причиной возникновения зависимости к интернету. Уход в вымышленный мир является в настоящее время одним из самых простых, а следовательно, самых распространенных способов поведения людей в тяжелых жизненных ситуациях. Если в постиндустриальном обществе на смену алкоголю пришли наркотики, то в современном информационном их роль начали выполнять компьютерные игры и интернет. В качестве главных причин появления зависимости от интернета можно выделить следующие:  Ощущение безопасности, защищенности и вседозволенности, вызванное анонимным характером нахождения в интернет-среде;  Возможность воплощения любого нового Я-образа, не ограниченного практически ничем (в интернете можно быть кем-угодно);  Простота нахождения собеседника (в интернете с легкостью можно отыскать собеседника, отказаться от него, найти другого и т.д.);  Возможность доступа к любой интересующей информации. Интернет-зависимые люди чаще всего пользуются интернет-пространством для получения того, что в реальном мире получить намного сложнее, это может быть, например, социальное одобрение, признание и поддержка окружающих или сексуальное удовлетворение. Таким образом, наиболее подверженными риску возникновения интернет-зависимости социальными группами являются дети и молодежь. Современные дети получают доступ к интернету все раньше и раньше и вместе со всеми его возможностями они получают и все его опасности. А повлиять на морально-ценностные ориентиры еще не до конца сформировавшейся личности намного проще. Виртуальная реальность пропитана обманом, как любые другие зависимости. Кто-то, к превеликому сожалению, зависим от алкоголя, наркотиков, курения, кто-то от социальных сетей. Человек выбирает то, что для него проще, отказавшись в силу своей слабости от всего остального. Находиться на месте намного проще, чем идти вперед. Стоять в храме для кого-то пару часов – это мучение. А вот обсудить кого-то — одно удовольствие. И так во многом…..к сожалению. Чего Вы достигли в этой жизни, с чем Вы придете под конец? Вот Вы упустили свое время, убили его банально, которое уже кончилось, и что….что дальше? Построить виртуальный дом, вырастить виртуальной картошки? В свете последних событий возникает вопрос: «Как же нам сохранить наших детей, наших студентов и в целом наше будущее поколение». В нашем Муромском педагогическом колледже по большей мере учатся девушки 16-19 лет, а через два- три года это уже жены и мамы. Для сохранения семьи на первом месте выступает межличностное общение, взаимопонимание и, конечно же, самоотдача в этом в реальном мире. Да и вопрос о сохранение психического, физического и социального здоровья стоит очень остро!

Психическое здоровье.
Основным условием нормального психосоциального развития (помимо здоровой нервной системы) признается спокойная и доброжелательная обстановка. Эксперты ВОЗ на основе анализа результатов многочисленных исследований в различных странах убедительно показали, что нарушения психического здоровья гораздо чаще отмечаются у молодых людей, которые интернет – аддикацией.
Социальное здоровье.
Социальное здоровье может быть представлено как динамическая совокупность свойств и качеств личности, обеспечивающая гармонию между потребностями человека и общества, являющаяся предпосылкой ориентации индивида на выполнение своей жизненной цели. Социально здоровому человеку присущи личностные качества, позволяющие ему успешно адаптироваться к условиям современной жизни, осуществлять самообразование и самовоспитание, находить средства преодоления и разрешения различного рода проблем (в том числе связанных с физическим неблагополучием), реализовывать свои жизненные планы. Социально здоровый человек стремится к самоактуализации, обладает стрессоустойчивостью, жизненной стойкостью, т. е. способностью к преодолению жизненных трудностей без ущерба для общего здоровья. Социальное здоровье предполагает гармонию, баланс между физическими, эмоциональными, интеллектуальными, коммуникативными аспектами жизнедеятельности человека. Социальное здоровье неразрывно связано с духовностью человека, его стремлением к постижению смысла собственной жизни, ориентацией на высшие этические ценности. Критериями социального здоровья выступают: уровень социальной адаптации, уровень социальной активности и эффективность использования различных социальных ролей.
Физическое здоровье.
С медицинской точки зрения, физическое здоровье рассматривается как состояние роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции. Это не только нормальная структура и функции органов и систем, отсутствие жалоб и болезненных проявлений, но и уровень функциональных возможностей организма, диапазон его компенсаторно-приспособительных реакций.
Духовно-нравственное здоровье как комплексное отражение жизненных приоритетов

личности.
Основой человеческого здоровья все больше выступает духовная его составляющая. К этому люди пришли не сегодня. Традиция философского анализа духовной жизни уходит в глубокую древность. Одну из самых фундаментальных попыток отчетливо поставить и разрешить проблему духа предприняли, как известно, древнегреческий философ Платон и древнеримский политик, оратор и писатель Марк Туллий Цицерон (106 - 43 гг. до н. э.). Духовный фактор является важным компонентом здоровья и благополучия. Это понимание здоровья как способность к созиданию добра, самосовершенствованию, милосердию и бескорыстной взаимопомощи. Духовный фактор во многом зависит от индивидуального образа жизни. Духовное здоровье - это здоровье разума. Душевное благополучие относится к разуму, интеллекту, эмоциям. Духовное здоровье обеспечивается системой мышления, познанием окружающего мира и ориентацией в нем, тем, как мы определяем или ощущаем свое отношение к окружающей
среде или к какому-либо определенному лицу, вещи, области знаний, принципам. Достигается духовное здоровье умением жить в согласии с собой, с родными, друзьями и обществом, умением прогнозировать и моделировать события и составлять программу своих действий. В немалой степени духовное здоровье обеспечивается верой. Во что верить и как верить - это дело совести каждого. Формирование нравственного сознания и моральных качеств личности является основой процесса социализации молодого поколения во всех типах общества, и это служит ведущей целью воспитательной работы социальных институтов, обеспечивающих социализацию личности. Качество образования не может рассматриваться вне контекста здоровья субъектов образовательного процесса. Нет смысла в образовании, если система наносит вред здоровью человека. Многолетние исследования состояния здоровья детей и молодежи показывают, что за последние 10 лет положительной динамики в улучшении их здоровья не наблюдается, и этот факт становится предметом острой общественной тревоги. В этом плане на образование как на целостную государственную структуру, обеспечивающую социальное развитие личности, ложится, помимо сугубо образовательных задач, задача сохранения психического, физического и нравственного здоровья детей и молодежи. В Муромском педагогическом колледже накоплен значительный потенциал, в решении многих методологических и методических, вопросов по проблеме здоровья студентов. В процессе моделирования психолого-педагогических условий формирования здоровьесберегающего пространства колледжа был учтен опыт других средне- специальных образовательных учреждений. Предварительные данные показали, что у большинства студентов отсутствует установка на здоровый образ жизни, более 50% нуждаются в перестройке своего образа жизни и только 7% опрошенных считали состояние своего здоровья хорошим. 62% опрошенных студентов не проявляют интереса к здоровью. Анализ результатов исследований состояния здоровья и образа жизни показывает, что основными причинами развития функциональных расстройств у опрошенных является интернет – аддикация и гиподинамия (58%), которая в сочетании с неправильным питанием (39%) приводит к избытку массы тела (у 73% юношей и 64% девушек). Почти 70% респондентов хотели бы изменить свой образ жизни, сделать его более здоровым, но не знают, как это сделать и с чего начать. Что касается уровня депрессивных состояний, то 100% юношей и девушек первокурсников таковым недугом не страдают. У 12% девушек 2-го и 4,5% девушек 4-го курса отмечается легкая степень депрессии. 3-й курс более подвержен депрессиям: у 12,5% юношей у 11% девушек выявлена легкая степень. Используемая методика опроса позволяет вовремя выявить признаки надвигающейся депрессии и вовремя принять упреждающие меры. Определение уровня эмоционального состояния (эмоциональная стабильность / нестабильность) показало, что самыми спокойными в этом отношении являются студенты 1-го курса, причем юноши (64%) более спокойны, чем девушки (42%). На 2-м курсе не обладают гармоничным постоянством своего характера 54,4% юношей и 73% девушек, на 3-м - 75% юношей и 78% девушек. Юноши 4-го курса подвержены наиболее частым
переменам в настроении (100% опрошенных эмоционально нестабильны), в то время как 59% девушек показали обратный результат. Стало очевидным, что успешное решение проблемы здоровьесбережения возможно при междисциплинарном подходе и комплексном решении задач. Следовало определить психолого-педагогические условия формирования здоровьесберегающего образовательного пространства колледжа, которые должны раскрывать необходимые факторы, способствующие позитивной динамике в решении задач формирования, сохранения и укрепления здоровья всех участников образовательного процесса. В процессе моделирования необходимых психолого-педагогических условий формирования здоровьесберегающего образовательного пространства колледжа реализовывались принципы интегративности, комплексности и многомерности. Обозначенные направления работы реализовывались посредством решения следующих задач: - разработки перспективных учебно-воспитательных программ и увеличении объема существующих оздоровительных мероприятий по охране здоровья здорового человека, укреплении здоровья и профилактике заболеваний; - формирования установки педагогического коллектива и студенческой молодежи на здоровье как высшую ценность; - создания здорового микроклимата для развития свободной личности, способной адаптироваться и самоутверждаться в условиях нового российского общества; - поддержки студенческих инициатив и социальной активности; - совершенствования профилактической работы по предупреждению правонарушений среди студентов, по употреблению наркотических средств и алкоголя; - создания необходимых условий для личностной самореализации студентов (художественном, техническом, научном), коллективной студенческой самоорганизации; - установления отношений взаимного доверия и сотрудничества студентов и преподавателей; - расширения информационного и воспитательного пространства через интеграцию образования, науки, культуры, здравоохранения, спорта, что обеспечивает приобщение студентов к нравственным, духовным ценностям, формирование физически, психически и социально здоровой личности; - разработки и внедрения системы диагностики (самооценки) уровня здоровья (физического, психического, социального) и самооздоровления человека; - создания на базе учебного заведения Центра здоровья здорового человека, кабинетов оздоровления, медицинской профилактики и реабилитации; - внедрения системы подготовки молодежи к семейной жизни (семейная гостиная, клубы "Я – мужчина", "Между нами девочками" и др.);
- формирования у молодежи активной жизненной позиции, реализации программ содействия социальной адаптации и повышения конкурентоспособности молодежи на рынке труда, занятости и профориентации; - разработки учебно-образовательных программ о здоровье здорового человека и введении их в образовательный процесс СПО; - создания идеала здорового молодого человека и введения моды на здоровье с помощью средств массовой коммуникации (газет, радио, Интернета, социальной рекламы); - разработки учебно-методических пособий, брошюр по укреплению здоровья, здоровому образу жизни, профилактике социально опасных заболеваний; - организации досуга и оздоровительных клубов по интересам, развития спортивного и социального туризма; - проведения мониторинга здоровья для получения оперативных данных о психическом и физическом состоянии студенческой молодежи, ее интеллектуальном потенциале и духовной ориентации; - разработки и внедрения социооздоровительных технологий в сферу молодежного и семейного отдыха и досуга; Как показал опыт работы, для эффективной реализации комплексного подхода к сохранению здоровья необходимо дополнительно решить задачи по: - обеспечению информационной поддержки по вопросам сохранения, формирования, укрепления и восстановления здоровья; - привлечению партнеров по деятельности (Управление по делам молодежи, Комитет по физической культуре и спорту, Управление образования, библиотеки, музеи, наркологические отделения поликлиник, УВД) в интересах сохранения здоровья здоровых на всех уровнях. При изучении состояния здоровья, его динамики исследовался уровень тревожности учащейся молодежи (Ч. Д. Спилберг (США), Ю. Л. Ханин). Тест является надежным и информативным способом самооценки уровня тревожности в данный момент (реактивная тревожность как состояние и личностная тревожность как устойчивая характеристика человека). Естественная и обязательная особенность активной личности - существование индивидуального уровня "полезной тревоги". Мониторинг позволил наметить пути развития службы психологической помощи преподавателям и студентам по преодолению стрессов, тревожности, содействовать внедрению гуманного подхода к студентам, созданию благоприятного психологического климата колледжа. Для выявления уровня психического и социального здоровья были применены копинг- технологии для определения стратегии действий, предпринимаемые человеком в ситуациях психологической угрозы, в частности, физическому, личностному и социальному благополучию. Копинг-механизмы человека близки к защитным механизмам по конструктивности, параметру "активности/пассивности". Копинг-технологии позволили выявить психические и социальные проблемы как проблемы переживания и переработки стресса, характерные для юношеского возраста.
В качестве средств психологического воздействия на уровень социального здоровья были использованы, прежде всего, расширение репертуара социальных ролей, профессиональное самосовершенствование, консультирование и профотбор, брачно- семейное консультирование, проведение тренингов по отработке профессиональных навыков, развитие творческих способностей и социальной активности через привлечение студентов к участию в творческих коллективах, общественных молодежных объединениях и движениях и пр. Важнейшим критерием духовного здоровья является осмысленность бытия, осознанное, ответственное, творческое отношение к своей жизни. В качестве критериев духовного здоровья мы выделили: оптимистический взгляд в будущее, наличие временной перспективы, гармоничность отношений с собой и окружающим миром, умение не осуждать, не обижаться, не обижать, отсутствие страхов, нравственность и становление определенной иерархии ценностей, ответственность за свою жизнь и свое здоровье. В соответствии с перечисленными критериями, учитывая, что духовное здоровье очень трудно формализовать и измерить, мы использовали серию тестов, позволяющих определить уровень самоактуализации человека. Для оценки здоровья студенческой молодежи были использованы методики исследования самооценки Т. В. Дембо -С. Я. Рубинштейн, методика оценки психических состояний Г. Айзенка в адаптации Бойко, методика оценки актуального психического состояния - опросник САН. Целенаправленная реализация программ по созданию здоровьесберегающего образовательного пространства позволило: - сформировать у большинства студентов ценностное отношение к здоровью; - сформировать отношение личной ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья; - повысить социальную активность студентов в реальной действительности; - активизировать социокультурную и спортивную жизнь студентов; - улучшить эмоционально-психологический климат в учебных группах.


В раздел образования