"Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук"
Автор: Кабирова Лилия Габбасовна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Излучинский ДСКВ "Сказка" Населённый пункт: г.п.Излучинск, Нижневартовский район, ХМАО-Югра Наименование материала: Методическая разработка для педагогов и родителей Тема: "Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук" Раздел: дошкольное образование
МБДОУ «Излучинский ДСКВ «Сказка»
Нижневартовский район,ХМАО-Югра
Воспитатель: Кабирова Лилия Габбасовна
I квалификационная категория
Методическая разработка для педагогов и родителей
«Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук
с детьми младшего дошкольного возраста»
Мелкая моторика – это скоординированные движения кистей рук и мелких
мышц пальцев. Чтобы стимулировать развитие речи у ребенка, важно развивать
мелкую моторику или движения пальцев рук. Это необходимо не только для
выполнения каких-то повседневных действий, но и для стимуляции мозговой
деятельности
и
для
развития
интеллектуальных
способностей.
Учеными
доказано,
что
уровень
развития
речи
находится
в
прямой
зависимости
от
степени сформированности тонких движений пальцев рук. Изучая деятельность
мозга
ребенка,
психику
детей
вообще,
ученые
отмечают
большое
стимулирующее значение функции руки, и заключают, что речевое развитие
происходит под влиянием кинестетических импульсов от кончиков пальцев.
Развитие у ребенка мелкой моторики важно еще и потому, что ему в
дальнейшем потребуется использовать точные скоординированные движения:
одеваться и обуваться, рисовать и писать, держать в руках ложку, кисточку или
карандаш. Мелкая моторика напрямую развивает такие необходимо важные
процессы, как воображение, внимание, наблюдательность, память (зрительную
и двигательную), мышление, словарный запас ребенка, координация движений.
Именно мелкая моторика на раннем этапе жизни отражает развитие ребенка и
его
интеллектуальные
способности.
От
того,
насколько
ребенок
сможет
управлять своими пальчиками в раннем возрасте, в дальнейшем зависит его
развитие и, конечно, качество жизни. Вследствие этого очень важно развивать у
ребенка мелкую моторику с раннего возраста. Просто выполнять упражнения
ребенку будет скучно – нужно обратить их в полезные и интересные игры.
Эта работа направлена на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей
младшего возраста.
Цель: развитие
и
укрепление
мелкой
моторики
рук
у
детей
дошкольного
возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности
(рисование, лепка, конструирование), а также в повседневной работе с детьми.
Всегда встречаются семьи, в которых, очень много занимаются с детьми над
развитием
мелкой
моторики,
покупают
специальные
игрушки
и
пособия
(шнуровки, конструкторы, мозаика, бусы для нанизывания). Пальчиковые игры
и упражнения – это лишь инструмент. И надо еще уметь им пользоваться! В чем
же секрет пальчиковых игр и упражнений для развития мелкой моторики? Как
проводить их так, чтобы получать результат?
Ученые доказывают, что в раннем возрасте первичным центром речи у
детей является передняя часть поясной извилины. Лимбическая система – это
центр эмоциональной жизни человека! Ведь мы знаем, как быстро малыши
схватывают
информацию
в
состоянии
радости
и
интереса.
Современные
биологические
исследования
дают
возможность
предположить,
что
зоны
Вернике и Брока созревают не ранее третьего – четвертого года жизни ребенка
(как
мы
помним
именно
близость
этого
самого
центра
Брока
к
центру
управления моторикой дала возможность ранее ученым предположить большое
влияние пальчиковых игр на развитие речи малышей. Научные работы в этом
направлении еще ведутся, а что же делать в это время нам?
Главный
принцип
проведения
упражнений
и
игр
для
развития
мелкой
моторики такой – если у малыша это движение быстро и легко получается, то
мы его быстро делаем, пропускаем и идем дальше. А вот если упражнение не
получается?
Тогда
мы
останавливаемся
на
нем
и
отрабатываем
данное
движение до тех пор, пока движения не станут получаться легко, просто,
быстро, красиво, четко. И идем дальше к освоению новых движений.
Нужно делать такие комплексы сложных для ребенка упражнений и игр
регулярно до полного освоения, то есть каждый день (по 4-5 минут).
Специальные пятиминутки пальчиковой гимнастики перед завтраком —
каждый день( один и тот же комплекс пальчиковой гимнастики в течение
одной недели как минимум, пока его полностью не осваивали)
Для развитие мелкой моторики ребенку до трех лет нужны упражнения
1.Хватательные движения:
Захватывание предмета разной формы всей ладонью одной рукой или
двумя руками (погремушки, кубика, мяча и т.д.), для чего необходимо
учесть его форму, величину, расположение, детали.
Захватывание предмета или вещества щепотью (тремя пальчиками)
Захватывание предмета двумя пальчиками – указательным и большим
(пинцетный захват).
2. Развитие соотносящих действий:
Умение совмещать два предмета или две части одного предмета
(вкладыши, пирамидки, матрешки и другие подобные игрушки).
3. Развитие движений пальчиков рук – выполнение разнообразных фигур и
движений пальчиками (зайчик, волк, домик, козлик).
Сначала эти движения неуклюжие, с ошибками, а со временем становятся всё
более тонкими и четкими. Важно также умение подражать тем движениям,
которые показывает взрослый. Развиваются эти умения не только в процессе
специальной пальчиковой гимнастики, но и:
во время одевания своей одежды на кнопки, пуговицы, молнии,
в изобразительной деятельности — рисование, лепка, аппликация,
конструирование;
в
играх
—
одевание
и
раздевание
кукол
в
игре,
использование
предметов – заместителей;
Игры и упражнения для развития мелкой моторики трудны для малышей и
поэтому не должны быть длительными.
Они
должны
проводиться
в
игре,
чтобы
малышу
было
интересно.Если
движение не удается, пальчики не слушаются, то тогда игру нужно проводить
многократно, пока движение не будет получаться легко, правильно, четко. В
этом случае нужно каждый раз менять сюжет игры, предметы, вносить что-то
новое, чтобы ребенок был увлечен игрой и не устал от однообразия.
Все игры и упражнения по развитию мелкой моторики всегда должны
проходить в присутствии взрослого с целью безопасности таких игр
Игры упражнения и для развития мелкой моторики рук
детей младшего дошкольного возраста»
«Резиновая груша » (продается в аптеке).
Выберите
маленькую
грушу.
Нажимая
на
нее,
получается
струя
воздуха,
которой можно сдуть ватку или листочек со стола. Можно даже поиграть в
футбол, пытаясь загнать струей воздуха ватку в ворота. Для детей первого года
жизни груша не нужна, эту роль выполняют резиновые игрушки — пищалки,
играя с которыми малыш развивает силу рук.
«Разминание пластилина»
Перед лепкой ребенку любого возраста обязательно дайте размять пластилин.
Это очень полезное упражнение для развития мелкой моторики. В этом плане
обычный отечественный пластилин гораздо полезнее, чем мягкий импортный.
«Игра с изюмом»
Сделайте тесто, раскатайте его. Предложите малышу украсить тесто изюмом.
Покажите,
как
правильно
брать
изюминку
«пинцетный
захват»
двумя
пальчиками
–
большим
и
указательным.
Покажите,
что
изюминки
надо
раскладывать по всему тесту на расстоянии друг от друга. Потом запеките
получившийся пирог и съешьте его всей семьей!
«Нанизывание колец на стержень пирамидки»
Сначала малыш учится разбирать игрушку-пирамидку (это легче), а уже потом
собирать ее. Обратите внимание– даже самые маленькие дети легко запоминают
последовательность цвета в пирамидке и собирают ее просто по памяти, а не по
сопоставлению
величин.
Поэтому
если
вы
хотите
научить
их
сравнивать
величину колец и располагать их последовательно от самого большого к самому
маленькому, то вам нужна пирамидка с кольцами одного цвета!
«Упражнение с бумагой»
1) мять – развитие силы рук (после этого получится «шарик», который можно
бросать в корзину с расстояния)
2) рвать (развитие соотносящих движений) – захватываем пальцами обеих рук
лист и тянем в разные стороны. Получаются полосочки. Эти полоски мы
складываем в коробочку и делаем «дождик»,высыпая наши полоски из коробки.
Важные советы:
- Предлагая малышу бумагу для этого упражнения, Вы всегда должны ему
показать, откуда можно взять бумагу. И должны сами всегда брать бумагу для
данной игры только из этой коробки. Иначе малыш поймет, что можно рвать
все, что находится вокруг и порвет книжки или еще что-то нужное. Для этого
упражнения – всегда свое место.
- Не давайте рвать старые книги и журналы. Любой игрой мы воспитываем
отношение к жизни. А это пример недопустимого обращения с книгой. Кроме
того, типографская краска вовсе не полезна для маленьких детей.
- Можно давать для этого упражнения старые рулоны обоев.
3)
делать
аппликации
из
бумажных
шариков
(смять
бумагу,
нарвать
ее
на
полоски, затем полоски нарвать на квадраты, скатать каждый квадратик на
ладошке
в
шарик,
шариками
выкладывается
силуэт
–
например,
кошка,
барашек, тучка)
4) делать аппликации из кусочков бумаги, которые нарвал малыш. Нарисуйте
картину на листе ватмана. И наклейте на нее кусочки бумаги по сюжету. Белые
наклеенные кусочки могут изображать снег или облака, синие – речку, желтые –
осеннюю листву деревьев.
«Вдавливание мелких предметов в пластилин»
(бусины, семена, ракушки, мелкие камушки)
Так можно сделать картины – мозаики на пластилине (размазать пластилин по
полосе картона и построить мост через речку
потом вдавить в пластилин
камушки и разыграть сюжет «по этому мостику пройдут игрушки).
«Сортировка мелких предметов»
Очень важно, чтобы малыш это делал либо щепотью (тремя пальчиками),
либо способом «пинцетного захвата», то есть захватывал двумя пальчиками –
большим
и
указательным.
При
этом
остальные
пальчики
должны
быть
подогнуты и не мешать. Необходимо
малышу показать правильный способ
выполнения этого упражнения.
Перемешайте в одной коробке два вида
бусин ( горох и фасоль, ракушки и
камушки,
пуговицы
разной
формы
и
размера)
и
попросить
ребенка
рассортировать по цвету (если вы перемешали бусины двух цветов), по форме,
по размеру. Сначала малыш сортирует два вида предметов достаточно большого
размера.
Затем
задание
усложняется
–
берутся
более
мелкие
предметы
и
сортируют их уже на 3-5 групп (например, фасоль в одну коробочку, горох в
другую, бусинки в третью, камушки в четвертую, ракушки в пятую).Сортировка
происходит всегда в игре. Например, наша курочка любит горох, а петушок —
фасоль. Надо им в мисочки разделить еду, или одна кукла любит макароны, а
другая фасоль. Нужно дать каждой то, что она любит.
Сортировка мелких предметов очень важна на третьем году жизни ребенка.
«Пересыпание»
Пересыпайте с помощью воронки, совка, ложки разные сыпучие вещества из
одной посуды в другую. Можно пересыпать песок, крупу, горох, чечевицу.
Использовать надо разную посуду – пересыпать можно в стакан, сосуд с узким
горлышком с помощью воронки. Можно пересыпать песок в коробку руками,
прятать и искать в песке разные мелкие игрушки.
« Использование столовых приборов »
Умение самостоятельно есть ложкой, вилкой, пить из чашки – это тоже очень
важная составляющая развития малыша и развития мелкой моторики.
« Разворачивание завернутого в бумагу предмета – сюрприза – «Что там?»
Когда малыш развернет бумагу и найдет подарок, поиграет с ним, заверните
его снова – спрячьте в другую бумагу. И снова попытайтесь найти. Научите
малыша заворачивать – прятать предмет от старшей сестры или брата, папы,
бабушки. Пусть они порадуются, когда развернут его сюрприз.
« Наполнение бутылки мелкими предметами»
В пластиковую бутылку можно опускать фасоль, камешки, шарики.
Чтобы это упражнение было результативным, покажите малышу как правильно
его выполнять:
- Захватывать мелкие предметы или щепотью или двумя пальцами (большим и
указательным) – просто покажите, как вы захватываете предмет.
- Придерживать бутылочку одной рукой, а другой рукой брать по одной детали.
Очень важно следить за тем, чтобы малыш брал правильно и по одной детали!
- В конце закройте бутылку крышкой и погремите получившейся погремушкой.
«Конструкторы»
Очень хорошо развивают мелкую моторику разные конструкторы. Важноиметь
дома несколько конструкторов (но обязательно с разным принципом соединения
деталей). Также очень полезно изготовление поделок, работа с глиной.
«Наматывание»
Наматывание толстой нитки на палочку, на катушку, на клубок и разматывание.
Нанизывание на шнурок бусин с большими отверстиями. Старые ненужные
фломастеры с пластмассовым корпусом. Этот корпус распиливается на части.
Получаются
разноцветные
«трубочки»,
которые
нанизывают
на
шнурок.
Можно нанизывать и катушки от ниток, кольца для штор, детали конструкторов,
бусины из глины или соленого теста, кольца от маленьких пирамидок.
«Перелистывать страницы книги по одной»
Это упражнение доступно ребенку с года. Для этого страницы первой книги
должны быть плотными, из картона. Покажите малышу книгу. А на следующую
страницу положите картинку – сюрприз. Чтобы ее найти, нужно перелистнуть
страничку. Если малышу трудно, то помогите ему, чуть приподняв страничку.
« Игры – шнуровки»
Лучше, если у вас будет кукла, у которой ботиночки или одежда завязываются
с помощью шнурка. Надевая эту куклу в игре и раздевая ее, малыш будет легко
и с удовольствием тренироваться шнуровать.Развязывать и завязывать узелки,
бантики,
плести
косички,
расстегивать
и
застегивать
липучки,
пуговицы,
кнопки, крючки, молнии, снимать и надевать шапку, стягивать носки, снимать
ботинки.
На одежде малыша должны быть разные застежки – пуговицы разной формы
и размера, кнопки. Нужно учитывать, что гораздо проще застегнуть застежку
на коврике или другом человеке, чем на себе. Уже в раннем возрасте малыш
может
сам снимать
и
надевать
шапку,
протягивать
ручки
при
надевании
свитера, надевать и снимать рукавички и перчатки, стягивать носки, снимать
ботинки, просовывать руки в рукава, а ноги в штанины, снимать расстегнутые
штанишки, пальто, куртку – и это тоже вклад в развитие мелкой моторики
малыша , и очень большой вклад.
«Открывать и закрывать баночки (раскручивать и закручивать крышки»
Чтобы было интереснее, прячьте вовнутрь сюрприз, заворачивая его в бумагу.
А заодно малыш потренируется разворачивать и сворачивать бумагу. Что же
спрятано в баночке?
«Прокатывание шариков»
Дети катают маленькие шарики постолу (по игровому полю, на котором
можно нарисовать разные дорожки – прямые, изогнутые, по спирали). Во время
игры шарик не должен выскользнуть из-под ладони. Шарики можно катать как
ладонями (в первых играх), так и одним пальчиком (в последующих играх).
«Катание карандаша между ладошками»
Сначала
попробуйте
покатать
карандаш
по
столу
ладонью. Затем
покажите
малышу,
как
катать
карандаш
между
выпрямленными
ладошками
в
руках
(карандаш находится в вертикальном положении). На конец карандаша можно
приклеить картинку, которая будет «плясать» — вертеться.
Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию
мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с
родителями способствует формированию интеллектуальных способностей,
положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное –
способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. И все
это, позволит достигнуть положительных результатов и напрямую готовит
ребенка к успешному обучению в школе.