Напоминание

"Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук"


Автор: Кабирова Лилия Габбасовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Излучинский ДСКВ "Сказка"
Населённый пункт: г.п.Излучинск, Нижневартовский район, ХМАО-Югра
Наименование материала: Методическая разработка для педагогов и родителей
Тема: "Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук"
Раздел: дошкольное образование





Назад




МБДОУ «Излучинский ДСКВ «Сказка» Нижневартовский район,ХМАО-Югра Воспитатель: Кабирова Лилия Габбасовна I квалификационная категория Методическая разработка для педагогов и родителей
«Игры и упражнения для развития мелкой моторики рук

с детьми младшего дошкольного возраста»
Мелкая моторика – это скоординированные движения кистей рук и мелких мышц пальцев. Чтобы стимулировать развитие речи у ребенка, важно развивать мелкую моторику или движения пальцев рук. Это необходимо не только для выполнения каких-то повседневных действий, но и для стимуляции мозговой деятельности и для развития интеллектуальных способностей. Учеными доказано, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Изучая деятельность мозга ребенка, психику детей вообще, ученые отмечают большое стимулирующее значение функции руки, и заключают, что речевое развитие происходит под влиянием кинестетических импульсов от кончиков пальцев. Развитие у ребенка мелкой моторики важно еще и потому, что ему в дальнейшем потребуется использовать точные скоординированные движения: одеваться и обуваться, рисовать и писать, держать в руках ложку, кисточку или карандаш. Мелкая моторика напрямую развивает такие необходимо важные процессы, как воображение, внимание, наблюдательность, память (зрительную и двигательную), мышление, словарный запас ребенка, координация движений. Именно мелкая моторика на раннем этапе жизни отражает развитие ребенка и его интеллектуальные способности. От того, насколько ребенок сможет управлять своими пальчиками в раннем возрасте, в дальнейшем зависит его развитие и, конечно, качество жизни. Вследствие этого очень важно развивать у ребенка мелкую моторику с раннего возраста. Просто выполнять упражнения ребенку будет скучно – нужно обратить их в полезные и интересные игры. Эта работа направлена на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей младшего возраста. Цель: развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка, конструирование), а также в повседневной работе с детьми. Всегда встречаются семьи, в которых, очень много занимаются с детьми над развитием мелкой моторики, покупают специальные игрушки и пособия (шнуровки, конструкторы, мозаика, бусы для нанизывания). Пальчиковые игры и упражнения – это лишь инструмент. И надо еще уметь им пользоваться! В чем
же секрет пальчиковых игр и упражнений для развития мелкой моторики? Как проводить их так, чтобы получать результат? Ученые доказывают, что в раннем возрасте первичным центром речи у детей является передняя часть поясной извилины. Лимбическая система – это центр эмоциональной жизни человека! Ведь мы знаем, как быстро малыши схватывают информацию в состоянии радости и интереса. Современные биологические исследования дают возможность предположить, что зоны Вернике и Брока созревают не ранее третьего – четвертого года жизни ребенка (как мы помним именно близость этого самого центра Брока к центру управления моторикой дала возможность ранее ученым предположить большое влияние пальчиковых игр на развитие речи малышей. Научные работы в этом направлении еще ведутся, а что же делать в это время нам?

Главный принцип проведения упражнений и игр для развития мелкой моторики такой – если у малыша это движение быстро и легко получается, то мы его быстро делаем, пропускаем и идем дальше. А вот если упражнение не получается? Тогда мы останавливаемся на нем и отрабатываем данное движение до тех пор, пока движения не станут получаться легко, просто, быстро, красиво, четко. И идем дальше к освоению новых движений.  Нужно делать такие комплексы сложных для ребенка упражнений и игр регулярно до полного освоения, то есть каждый день (по 4-5 минут).  Специальные пятиминутки пальчиковой гимнастики перед завтраком — каждый день( один и тот же комплекс пальчиковой гимнастики в течение одной недели как минимум, пока его полностью не осваивали) Для развитие мелкой моторики ребенку
до трех лет
нужны упражнения
1.Хватательные движения:
 Захватывание предмета разной формы всей ладонью одной рукой или двумя руками (погремушки, кубика, мяча и т.д.), для чего необходимо учесть его форму, величину, расположение, детали.  Захватывание предмета или вещества щепотью (тремя пальчиками)  Захватывание предмета двумя пальчиками – указательным и большим (пинцетный захват).
2. Развитие соотносящих действий:
 Умение совмещать два предмета или две части одного предмета (вкладыши, пирамидки, матрешки и другие подобные игрушки).
3. Развитие движений пальчиков рук – выполнение разнообразных фигур и

движений пальчиками
(зайчик, волк, домик, козлик). Сначала эти движения неуклюжие, с ошибками, а со временем становятся всё более тонкими и четкими. Важно также умение подражать тем движениям,
которые показывает взрослый. Развиваются эти умения не только в процессе специальной пальчиковой гимнастики, но и:  во время одевания своей одежды на кнопки, пуговицы, молнии,  в изобразительной деятельности — рисование, лепка, аппликация, конструирование;  в играх — одевание и раздевание кукол в игре, использование предметов – заместителей; Игры и упражнения для развития мелкой моторики трудны для малышей и поэтому не должны быть длительными. Они должны проводиться в игре, чтобы малышу было интересно.Если движение не удается, пальчики не слушаются, то тогда игру нужно проводить многократно, пока движение не будет получаться легко, правильно, четко. В этом случае нужно каждый раз менять сюжет игры, предметы, вносить что-то новое, чтобы ребенок был увлечен игрой и не устал от однообразия. Все игры и упражнения по развитию мелкой моторики всегда должны проходить в присутствии взрослого с целью безопасности таких игр
Игры упражнения и для развития мелкой моторики рук

детей младшего дошкольного возраста»

«Резиновая груша
» (продается в аптеке). Выберите маленькую грушу. Нажимая на нее, получается струя воздуха, которой можно сдуть ватку или листочек со стола. Можно даже поиграть в футбол, пытаясь загнать струей воздуха ватку в ворота. Для детей первого года жизни груша не нужна, эту роль выполняют резиновые игрушки — пищалки, играя с которыми малыш развивает силу рук.
«Разминание пластилина»
Перед лепкой ребенку любого возраста обязательно дайте размять пластилин. Это очень полезное упражнение для развития мелкой моторики. В этом плане обычный отечественный пластилин гораздо полезнее, чем мягкий импортный.
«Игра с изюмом»
Сделайте тесто, раскатайте его. Предложите малышу украсить тесто изюмом. Покажите, как правильно брать изюминку «пинцетный захват» двумя пальчиками – большим и указательным. Покажите, что изюминки надо раскладывать по всему тесту на расстоянии друг от друга. Потом запеките получившийся пирог и съешьте его всей семьей!
«Нанизывание колец на стержень пирамидки»
Сначала малыш учится разбирать игрушку-пирамидку (это легче), а уже потом собирать ее. Обратите внимание– даже самые маленькие дети легко запоминают последовательность цвета в пирамидке и собирают ее просто по памяти, а не по сопоставлению величин. Поэтому если вы хотите научить их сравнивать
величину колец и располагать их последовательно от самого большого к самому маленькому, то вам нужна пирамидка с кольцами одного цвета!
«Упражнение с бумагой»
1) мять – развитие силы рук (после этого получится «шарик», который можно бросать в корзину с расстояния) 2) рвать (развитие соотносящих движений) – захватываем пальцами обеих рук лист и тянем в разные стороны. Получаются полосочки. Эти полоски мы складываем в коробочку и делаем «дождик»,высыпая наши полоски из коробки. Важные советы: - Предлагая малышу бумагу для этого упражнения, Вы всегда должны ему показать, откуда можно взять бумагу. И должны сами всегда брать бумагу для данной игры только из этой коробки. Иначе малыш поймет, что можно рвать все, что находится вокруг и порвет книжки или еще что-то нужное. Для этого упражнения – всегда свое место. - Не давайте рвать старые книги и журналы. Любой игрой мы воспитываем отношение к жизни. А это пример недопустимого обращения с книгой. Кроме того, типографская краска вовсе не полезна для маленьких детей. - Можно давать для этого упражнения старые рулоны обоев. 3) делать аппликации из бумажных шариков (смять бумагу, нарвать ее на полоски, затем полоски нарвать на квадраты, скатать каждый квадратик на ладошке в шарик, шариками выкладывается силуэт – например, кошка, барашек, тучка) 4) делать аппликации из кусочков бумаги, которые нарвал малыш. Нарисуйте картину на листе ватмана. И наклейте на нее кусочки бумаги по сюжету. Белые наклеенные кусочки могут изображать снег или облака, синие – речку, желтые – осеннюю листву деревьев.
«Вдавливание мелких предметов в пластилин»

(бусины, семена, ракушки, мелкие камушки)
Так можно сделать картины – мозаики на пластилине (размазать пластилин по полосе картона и построить мост через речку потом вдавить в пластилин камушки и разыграть сюжет «по этому мостику пройдут игрушки).
«Сортировка мелких предметов»
Очень важно, чтобы малыш это делал либо щепотью (тремя пальчиками), либо способом «пинцетного захвата», то есть захватывал двумя пальчиками – большим и указательным. При этом остальные пальчики должны быть подогнуты и не мешать. Необходимо малышу показать правильный способ выполнения этого упражнения. Перемешайте в одной коробке два вида бусин ( горох и фасоль, ракушки и камушки, пуговицы разной формы и размера) и попросить ребенка рассортировать по цвету (если вы перемешали бусины двух цветов), по форме,
по размеру. Сначала малыш сортирует два вида предметов достаточно большого размера. Затем задание усложняется – берутся более мелкие предметы и сортируют их уже на 3-5 групп (например, фасоль в одну коробочку, горох в другую, бусинки в третью, камушки в четвертую, ракушки в пятую).Сортировка происходит всегда в игре. Например, наша курочка любит горох, а петушок — фасоль. Надо им в мисочки разделить еду, или одна кукла любит макароны, а другая фасоль. Нужно дать каждой то, что она любит. Сортировка мелких предметов очень важна на третьем году жизни ребенка.
«Пересыпание»
Пересыпайте с помощью воронки, совка, ложки разные сыпучие вещества из одной посуды в другую. Можно пересыпать песок, крупу, горох, чечевицу. Использовать надо разную посуду – пересыпать можно в стакан, сосуд с узким горлышком с помощью воронки. Можно пересыпать песок в коробку руками, прятать и искать в песке разные мелкие игрушки.
« Использование столовых приборов
» Умение самостоятельно есть ложкой, вилкой, пить из чашки – это тоже очень важная составляющая развития малыша и развития мелкой моторики.
« Разворачивание завернутого в бумагу предмета – сюрприза – «Что там?»
Когда малыш развернет бумагу и найдет подарок, поиграет с ним, заверните его снова – спрячьте в другую бумагу. И снова попытайтесь найти. Научите малыша заворачивать – прятать предмет от старшей сестры или брата, папы, бабушки. Пусть они порадуются, когда развернут его сюрприз.
« Наполнение бутылки мелкими предметами»
В пластиковую бутылку можно опускать фасоль, камешки, шарики. Чтобы это упражнение было результативным, покажите малышу как правильно его выполнять: - Захватывать мелкие предметы или щепотью или двумя пальцами (большим и указательным) – просто покажите, как вы захватываете предмет. - Придерживать бутылочку одной рукой, а другой рукой брать по одной детали. Очень важно следить за тем, чтобы малыш брал правильно и по одной детали! - В конце закройте бутылку крышкой и погремите получившейся погремушкой.
«Конструкторы»

Очень хорошо развивают мелкую моторику разные конструкторы. Важноиметь дома несколько конструкторов (но обязательно с разным принципом соединения деталей). Также очень полезно изготовление поделок, работа с глиной.
«Наматывание»
Наматывание толстой нитки на палочку, на катушку, на клубок и разматывание. Нанизывание на шнурок бусин с большими отверстиями. Старые ненужные фломастеры с пластмассовым корпусом. Этот корпус распиливается на части. Получаются разноцветные «трубочки», которые нанизывают на шнурок. Можно нанизывать и катушки от ниток, кольца для штор, детали конструкторов, бусины из глины или соленого теста, кольца от маленьких пирамидок.
«Перелистывать страницы книги по одной»
Это упражнение доступно ребенку с года. Для этого страницы первой книги должны быть плотными, из картона. Покажите малышу книгу. А на следующую страницу положите картинку – сюрприз. Чтобы ее найти, нужно перелистнуть страничку. Если малышу трудно, то помогите ему, чуть приподняв страничку.
« Игры – шнуровки»
Лучше, если у вас будет кукла, у которой ботиночки или одежда завязываются с помощью шнурка. Надевая эту куклу в игре и раздевая ее, малыш будет легко и с удовольствием тренироваться шнуровать.Развязывать и завязывать узелки, бантики, плести косички, расстегивать и застегивать липучки, пуговицы, кнопки, крючки, молнии, снимать и надевать шапку, стягивать носки, снимать ботинки. На одежде малыша должны быть разные застежки – пуговицы разной формы и размера, кнопки. Нужно учитывать, что гораздо проще застегнуть застежку на коврике или другом человеке, чем на себе. Уже в раннем возрасте малыш может сам снимать и надевать шапку, протягивать ручки при надевании свитера, надевать и снимать рукавички и перчатки, стягивать носки, снимать ботинки, просовывать руки в рукава, а ноги в штанины, снимать расстегнутые штанишки, пальто, куртку – и это тоже вклад в
развитие мелкой моторики

малыша
, и очень большой вклад.
«Открывать и закрывать баночки (раскручивать и закручивать крышки»
Чтобы было интереснее, прячьте вовнутрь сюрприз, заворачивая его в бумагу. А заодно малыш потренируется разворачивать и сворачивать бумагу. Что же спрятано в баночке?
«Прокатывание шариков»
Дети катают маленькие шарики постолу (по игровому полю, на котором можно нарисовать разные дорожки – прямые, изогнутые, по спирали). Во время игры шарик не должен выскользнуть из-под ладони. Шарики можно катать как ладонями (в первых играх), так и одним пальчиком (в последующих играх).

«Катание карандаша между ладошками»
Сначала попробуйте покатать карандаш по столу ладонью. Затем покажите малышу, как катать карандаш между выпрямленными ладошками в руках (карандаш находится в вертикальном положении). На конец карандаша можно приклеить картинку, которая будет «плясать» — вертеться. Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. И все это, позволит достигнуть положительных результатов и напрямую готовит ребенка к успешному обучению в школе.


В раздел образования