Напоминание

Формы деятельности педагога наставника по сопровождению профессиональной адаптации начинающего педагогического работника.


Автор: Ларина Татьяна Яковлевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ лицей №7
Населённый пункт: г. Томск
Наименование материала: Статья
Тема: Формы деятельности педагога наставника по сопровождению профессиональной адаптации начинающего педагогического работника.
Раздел: начальное образование





Назад





ФОРМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА-НАСТАВНИКА ПО СОПРОВОЖДЕНИЮ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ НАЧИНАЮЩЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО

РАБОТНИКА
Как педагог-наставник, сопровождение профессиональной адаптации начинающего педагогического работника – учителя начальных классов, я осуществляю через различные
формы деятельности
:  беседы;  консультации;  практические занятия;  работа в составе творческой группы;  участие в разных мероприятиях;  включение молодых учителей в работу МО;  проблемно-деловая игра;  ярмарка педагогических идей;  посещение и анализ открытых уроков;  взаимопосещение уроков;  педагогические мастерские на Фестивале открытых уроков, проектов, мастер-классов. Предварительную беседу с молодыми учителями начинаю с элементарного ознакомления с традициями образовательного учреждения, особенностями учебно-воспитательного процесса, уставом школы. Первые встречи — это установка на систематическую самообразовательную работу, на самоанализ и самооценку. В процессе таких бесед выясняется, как педагог оценивает свою подготовленность к ведению конкретных занятий; определяется, какая первоочередная помощь ему нужна, и как в будущем рациональнее использовать его в общественной работе. Организую
консультации
по:  оформлению журналов;  составлению календарно-тематических планов. Провожу
практикумы
по:  разработке планов воспитательной работы;  поурочному планированию;  проектированию методической структуры занятия;  планированию учета знаний. Молодым специалистам выдаются памятки и методические разработки по темам:
 «Типы современных занятий»;  «Этапы планирования занятия и подготовка к нему педагога»;  «Примерное содержание разделов поурочного плана»;  «Алгоритм анализа педагогом проведенного занятия». Важный этап работы с молодым специалистом – включение его в
работу методического объединения и состав творческой группы.
Взаимодействуя с коллегами, участвуя в мероприятиях, выполняя разовые или постоянные поручения, начинающий учитель осваивает новые профессиональные компетенции, ощущает себя членом коллектива.
Взаимопосещение
уроков, внеклассных мероприятий, а также
открытых уроков опытных специалистов
организуются с целью изучения, освоения и внедрения педагогического опыта. Даются консультации, отмечаются положительные моменты и коррекция того, что не удалось. На первых порах вполне достаточно беседы с педагогом о том, как прошло его первое занятие. Хорошо, если беседа будет целенаправленной и предметной. Для этого педагогу надо заранее предложить несколько ведущих вопросов, чтобы он мог подготовиться к самоанализу своего занятия. Такой канвой для беседы могут быть, например, следующие вопросы.  Удалось ли осуществить намеченный план занятия?  В какой мере?  Насколько качественно?  Были ли отступления от плана?  Усвоили ли дети материал?  Как была организована деятельность педагога и детей на занятиях?  Кто работал интенсивнее — педагог или воспитанник?  Какие моменты занятия были самыми удачными?  Что было явно неудачным на занятии? Полезно сначала предоставить начинающему педагогу возможность самому проанализировать свое занятие, оценить его, определив, в какой мере достигнуты учебные и воспитательные цели, которые были намечены. Самоанализ позволяет выработать привычку критически оценивать свои действия, видеть свои недостатки и пути их устранения.
Педагогические мастерские и Мастер-класс
– одни из форм эффективного профессионального обучения педагогов, передающие ученикам опыт, мастерство, чаще всего – путем прямого и комментированного показа приемов работы.
Чтобы осуществлять наставническую деятельность, мало быть просто опытным высококвалифицированным педагогом, со своей сложившейся системой педагогической деятельности. Необходимо развивать свой творческий потенциал, постоянно находиться в научном педагогическом поиске, совершенствовать свои формы и методы работы, осуществлять межличностное общение с коллегами (перенимать чужой опыт и делиться собственными разработками). Принимая на себя обязанности наставника, педагог открывает для себя ряд преимуществ:
– во-первых
, наставничество помогает опытному педагогу увидеть и наметить новые перспективы в сфере своей педагогической деятельности;
– во-вторых,
при успешном осуществлении данных функций наставник ощущает свой вклад в систему профессиональной адаптации молодого учителя, получает удовлетворение от общения с педагогом-воспитанником;


в-третьих,
настоящий наставник всегда должен стремиться к самосовершенствованию;


в-четвертых
, выполнение функций наставника может (и должно!) помочь в развитии педагогической карьеры учителя, повышении его педагогической квалификации; способствует росту доверия к нему в педагогическом коллективе школы;
– в-пятых,
педагоги-наставники могут не только делиться собственным опытом с более молодыми коллегами, но также и учиться у них, расширять свой арсенал навыков и умений, осваивать современные технологии обучения, стили профессиональной деятельности и т. п.
Главное – быть открытым для педагогических инноваций!


В раздел образования