Формы деятельности педагога наставника по сопровождению профессиональной адаптации начинающего педагогического работника.
Автор: Ларина Татьяна Яковлевна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МАОУ лицей №7 Населённый пункт: г. Томск Наименование материала: Статья Тема: Формы деятельности педагога наставника по сопровождению профессиональной адаптации начинающего педагогического работника. Раздел: начальное образование
РАБОТНИКА
Как педагог-наставник, сопровождение профессиональной адаптации
начинающего педагогического работника – учителя начальных классов, я
осуществляю через различные формы деятельности :
беседы;
консультации;
практические занятия;
работа в составе творческой группы;
участие в разных мероприятиях;
включение молодых учителей в работу МО;
проблемно-деловая игра;
ярмарка педагогических идей;
посещение и анализ открытых уроков;
взаимопосещение уроков;
педагогические мастерские на Фестивале открытых уроков, проектов,
мастер-классов.
Предварительную беседу с молодыми учителями начинаю с
элементарного ознакомления с традициями образовательного учреждения,
особенностями учебно-воспитательного процесса, уставом школы. Первые
встречи — это установка на систематическую самообразовательную работу,
на самоанализ и самооценку. В процессе таких бесед выясняется, как педагог
оценивает свою подготовленность к ведению конкретных занятий;
определяется, какая первоочередная помощь ему нужна, и как в будущем
рациональнее использовать его в общественной работе.
Организую консультации по:
оформлению журналов;
составлению календарно-тематических планов.
Провожу практикумы по:
разработке планов воспитательной работы;
поурочному планированию;
проектированию методической структуры занятия;
планированию учета знаний.
Молодым специалистам выдаются памятки и методические разработки по
темам:
«Типы современных занятий»;
«Этапы планирования занятия и подготовка к нему
педагога»;
«Примерное содержание разделов поурочного плана»;
«Алгоритм анализа педагогом проведенного занятия».
Важный этап работы с молодым специалистом – включение его в
работу методического объединения и состав творческой группы.
Взаимодействуя с коллегами, участвуя в мероприятиях, выполняя разовые
или постоянные поручения, начинающий учитель осваивает новые
профессиональные компетенции, ощущает себя членом коллектива.
Взаимопосещение уроков, внеклассных мероприятий, а также
открытых уроков опытных специалистов организуются с целью изучения,
освоения и внедрения педагогического опыта.
Даются консультации, отмечаются положительные моменты и
коррекция того, что не удалось.
На первых порах вполне достаточно беседы с педагогом о том, как
прошло его первое занятие. Хорошо, если беседа будет целенаправленной и
предметной. Для этого педагогу надо заранее предложить несколько
ведущих вопросов, чтобы он мог подготовиться к самоанализу своего
занятия.
Такой канвой для беседы могут быть, например, следующие вопросы.
Удалось ли осуществить намеченный план занятия?
В какой мере?
Насколько качественно?
Были ли отступления от плана?
Усвоили ли дети материал?
Как была организована деятельность педагога и детей на занятиях?
Кто работал интенсивнее — педагог или воспитанник?
Какие моменты занятия были самыми удачными?
Что было явно неудачным на занятии?
Полезно
сначала
предоставить
начинающему
педагогу
возможность
самому проанализировать свое занятие, оценить его, определив, в какой
мере достигнуты учебные и воспитательные цели, которые были намечены.
Самоанализ
позволяет
выработать
привычку
критически
оценивать
свои
действия, видеть свои недостатки и пути их устранения.
Педагогические мастерские и Мастер-класс – одни из форм
эффективного профессионального обучения педагогов, передающие
ученикам опыт, мастерство, чаще всего – путем прямого и
комментированного показа приемов работы.
Чтобы осуществлять наставническую деятельность, мало быть просто
опытным
высококвалифицированным
педагогом,
со
своей
сложившейся
системой
педагогической
деятельности.
Необходимо
развивать
свой
творческий
потенциал,
постоянно
находиться
в
научном
педагогическом
поиске,
совершенствовать
свои
формы
и
методы
работы,
осуществлять
межличностное общение с коллегами (перенимать чужой опыт и делиться
собственными разработками).
Принимая на себя обязанности наставника, педагог открывает для себя
ряд преимуществ:
– во-первых , наставничество помогает опытному педагогу увидеть и
наметить новые перспективы в сфере своей педагогической деятельности;
– во-вторых, при успешном осуществлении данных функций наставник
ощущает
свой
вклад
в
систему
профессиональной
адаптации
молодого
учителя, получает удовлетворение от общения с педагогом-воспитанником;
–
в-третьих,
настоящий
наставник
всегда
должен
стремиться
к
самосовершенствованию;
–
в-четвертых ,
выполнение
функций
наставника
может
(и
должно!)
помочь
в
развитии
педагогической
карьеры
учителя,
повышении
его
педагогической
квалификации;
способствует
росту
доверия
к
нему
в
педагогическом коллективе школы;
– в-пятых, педагоги-наставники могут не только делиться собственным
опытом с более молодыми коллегами, но также и учиться у них, расширять
свой арсенал навыков и умений, осваивать современные технологии
обучения, стили профессиональной деятельности и т. п.
Главное – быть открытым для педагогических инноваций!