Опытно - экспериментальная деятельность, как один из факторов познавательного развития детей дошкольного возраста
Автор: Воробьёва Ирина Владимировна Должность: воспитатель Учебное заведение: МДОБУ "ЦРР - д/с №20 "Родничок" АГО Населённый пункт: г.Арсеньев, Приморский край Наименование материала: методическая разработка Тема: Опытно - экспериментальная деятельность, как один из факторов познавательного развития детей дошкольного возраста Раздел: дошкольное образование
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
«Центр развития детей» - детский сад №20 «Родничок» АГО
Опытно – экспериментальная
деятельность, как один из факторов
познавательного развития детей
дошкольного возраста.
Разработала воспитатель:
Воробьёва Ирина Владимировна
Г. Арсеньев
2017г.
«Л
ЮДИ
,
НАУЧИВШИЕСЯ
НАБЛЮДЕНИЯМ
И
ОПЫТАМ
,
ПРИОБРЕТАЮТ
СПОСОБНОСТЬ
САМИ
СТАВИТЬ
ВОПРОСЫ
И
ПОЛУЧАТЬ
НА
НИХ
ФАКТИЧЕСКИЕ
ОТВЕТЫ
,
ОКАЗЫВАЯСЬ
НА
БОЛЕЕ
ВЫСОКОМ
УМСТВЕННОМ
И
НРАВСТВЕННОМ
УРОВНЕ
В
СРАВНЕНИИ
С
ТЕМИ
,
КТО
ТАКОЙ
ШКОЛЫ
НЕ
ПРОШЁЛ
».
К. А. Т
ИМИРЯЗЕВ
Опытно – экспериментальная деятельность, как один
из факторов познавательного развития детей
дошкольного возраста.
Актуальность.
Ребёнок
рождается
исследователем.
Неутолимая
жажда
новых
впечатлений,
любопытство,
постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о
мире, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Удовлетворяя свою
любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, которая
в естественной форме проявляется в виде детского экспериментирования, ребёнок с одной стороны
расширяет
представления
о
мире,
с
другой
–
начинает
овладевать
основополагающими
культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, пространственными и
временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину
мира.
При
формировании
основ
естественно
–
научных
и
экологических
понятий
экспериментирование рассматривают как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из
книг, а добытые самостоятельно всегда являются осознанными и более прочными.
Детство – пора поисков ответов на разные вопросы. На протяжении всего дошкольного детства, а
особенно в младшем и среднем дошкольном возрасте, наряду с игровой деятельностью огромное
значение для развития ребёнка приобретает познавательная деятельность, которая предусматривает
самостоятельный
поиск
знаний
или
под
тактичным
руководством
взрослого
в
процессе
сотрудничества.
Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его
личных ощущений, действий, переживаний.
В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации структура
основной общеобразовательной программы дошкольного образования содержания «Познания»
направленно на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуальное
развитие детей через решение следующих задач:
- развитие познавательно – исследовательской и продуктивной деятельности;
- формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
На сегодняшний день развитие познавательных способностей, активности детей дошкольного
возраста – одна из актуальных проблем современности. Очень важно развить у ребёнка мышление,
внимание, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытие и
удивляться им.
В
период
дошкольного
детства
происходит
зарождение
первичного
образа
мира
благодаря
познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе.
Интерес дошкольника к окружающему миру, желание освоить все новое - основа формирования
этого
качества.
На
протяжении
всего
дошкольного
детства
наряду
с
игровой
деятельностью
огромное значение в развитии личности ребенка имеет познавательная деятельность, как процесс
усвоения знаний, умений, навыков.
Главное
достоинство
экспериментирования
заключается
в
том,
что
он
дает
детям
реальные
представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими
объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка,
активизируются
его
мыслительные
процессы,
так
как
постоянно
возникает
необходимость
совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции.
Детское
экспериментирование
как
специально
организованная
деятельность
способствует
становлению
целостной
картины
мира
ребенка
дошкольного
возраста
и
основ
культурного
познания им окружающего мира.
«Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного
развития ребёнка» Н. Н. Подьякова.
Следовательно, педагогический процесс в детском саду в основном должен строиться на
методах наглядных и практических, а для того чтобы педагогический процесс был эффективным, в
работе
с
детьми
необходимо
уделять
большое
внимание
развитию
поисковой
деятельности;
проведению наблюдений и экспериментов с объектами живой и неживой природы, что помогает
стать знаниям детей осознанными.
Практическая значимость.
Что я слышу – забываю.
Что я вижу – я помню.
Что я делаю – я понимаю.
Конфуций
Усваивается всё прочно и надолго, когда видит и делает сам. Вот на этом и основано активное
внедрение детского экспериментирования в практику работы дошкольного учреждения.
Экспериментальная деятельность становится жизненно необходимостью, если ДОУ стремится
жить в режиме развития. Опытно – экспериментальная деятельность позволяет объединить все
виды деятельности и все стороны воспитания. Развивать наблюдательность и пытливость ума,
стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать.
Исследовательская
деятельность
вызывает
огромный
интерес
у
детей.
Исследования
предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы: «как?» и «почему?»
Потребность
ребёнка
в
новых
впечатлениях
лежит
в
основе
возникновения
и
развития
неистощимой ориентировочно – исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на
познание
окружающего
мира.
Чем
разнообразнее
и
интереснее
поисковая
деятельность,
тем
больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Исследовательская деятельность принципиально отличается от любой другой тем, что образ цели,
определяющий эту деятельность, сам ещё не сформирован и характеризуется неопределённостью,
неустойчивостью. В ходе поиска он уточняется, проясняется.
В
деятельности
экспериментирования
ребёнок
выступает
как
своеобразный
исследователь,
самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления
с целью более полного их познания и освоения. Процесс познания - творческий процесс, и наша
задача – поддерживать и развивать в ребёнке интерес к исследованиям, открытиям, создавать для
этого необходимые условия.
В процессе экспериментирования ребёнок получает возможность удовлетворить присущую ему
любознательность, почувствовать себя исследователем, учёным, первооткрывателем. При этом
взрослый
не
учитель
–
наставник,
а
равноправный
партнёр,
соучастник
деятельности,
что
позволяет ребёнку проявлять собственную исследовательскую активность.
Толчком к началу экспериментирования детей младшего дошкольного возраста может послужить
любопытство и любознательность.
Экспериментирование
направлено
на
формирование
интеллектуальных
способностей
дошкольников.
Этот процесс. Строится как самостоятельный творческий поиск, он строится самим ребёнком, а не
задаётся взрослым, что способствует развитию мышления и других сторон личности ребёнка.
Мы
хотим
видеть
наших
воспитанников
любознательными,
общительными,
умеющими
ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными,
творческими личностями. А это во многом зависит от нас.
В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей,
направленная
на
получение
новых
сведений,
новых
знаний
(познавательная
форма
экспериментирования), на получение продуктов детского творчества - новых построек, рисунков,
сказок и т.п. (продуктивная форма экспериментирования).
Детское экспериментирование является стержнем любого процесса детского творчества.
В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие
способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня
двигательной активности
В экспериментаторстве достаточно четко представлен момент саморазвития: преобразования объекта,
производимые ребенком, раскрывают перед ним новые стороны и свойства объекта, а новые знания об
объекте,
в
свою
очередь,
позволяют
производить
новые,
более
сложные
и
совершенные,
преобразования.
Цель:
Создание максимальных условий для развития познавательной активности детей в
процессе
экспериментирования,
любознательности,
потребности
в
умственных
впечатлениях
детей, стремление к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи:
-
Способствовать
формированию
наблюдательности,
внимания,
активности,
самостоятельности.
- Формировать у детей дошкольного возраста диалектическое мышление, т.е. способность
видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей.
-
Формировать
опыт
выполнения
правил
техники
безопасности
при
проведении
экспериментов.
- Привлекать родителей к процессу экспериментирования в повседневной жизни.
- Приобщать детей к наблюдению за действительностью.
Постановка проблемной задачи.
Проблемная задача должна быть понятной, следовательно, она должна вызывать
интерес.
Проблемная задача должна мотивировать ребёнка на поиск ответа, однако трудность
должна быть доступной, преодолимой для ребёнка.
Проблемная
задача
должна
быть
направлена
на
поиск
смысла
происходящих
изменений: побуждать ребёнка к эмоционально – познавательной деятельности.
Гипотеза:
в процессе детского экспериментирования дети научатся;
выделять проблему;
решать проблему;
сопоставлять различные факты;
осуществлять эксперимент;
делать выводы.
Форма работы с детьми:
Заняия;
Беседы познавательного характера;
Экскурсии и целевые прогулки;
Эксперименты и опыты;
Дидактические и развивающие игры;
Рассматривание картин, альбомов, иллюстраций;
Наблюдения за живыми объектами и явлениями природы;
Работа в уголке природы.
Критерии необходимые при выборе темы:
1.
Тема должна быть интересна ребёнку, должна увлекать его.
2.
Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности,
необычности.
3.
Задачи, поставленные по данной теме должны быть выполнимы, их решение должно
принести реальную пользу участникам исследования.
4.
Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.
Опытно – экспериментальная деятельность детей
распределена по трём направлениям:
1.
Живая природа: многообразие организмов и их приспособленность к окружающей
среде.
2.
Неживая природа: воздух, почва, вода, звук, свет.
3.
Человек: функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства.
Классификация детских экспериментов.
Эксперименты классифицируются по разным принципам.
По характеру объектов, используемых в эксперименте: опыты: с растениями; с
животными; с объектами неживой природы; объектом которых является человек.
По месту проведения опытов: в групповой комнате, на участке, в лесу, в поле и т.д.
По количеству детей : индивидуальные, групповые, коллективные.
По причине их проведения : случайные, запланированные, поставленные в ответ на
вопрос ребенка.
По характеру включения в педагогический процесс : эпизодические (проводимые от
случая к случаю); систематические.
По продолжительности : кратковременные (5 - 15 мин.); длительные (свыше 15 мин.).
По
количеству
наблюдений
за
одним
и
тем
же
объектом:
однократные,
многократные, или циклические.
По месту в цикле : первичные, повторные, заключительные и итоговые.
По
характеру
познавательной
деятельности
детей: поисковые
(дети
не
знают
заранее, каков будет результат); решение экспериментальных задач.
По способу применения. В аудитории: демонстрационные; фронтальные.
Особенности организации детской деятельности -
экспериментирование.
Основой
организации
детского
экспериментирования
является
следующая
система
дидактических принципов.
Принцип
психологической
комфортности
–
создание
образовательной
среды,
обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов. Необходимо учитывать, что
ребенок имеет право на ошибку, целесообразно позволить детям самостоятельно на практике
убедиться в неверности своих предположений (безусловно, если при этом никому не будет
нанесен вред — ни объекту наблюдений, ни ребенку). Такой методический прием сделает
знания детей более реальными и осознанными.
Принцип
деятельности
–
новое
знание
вводится
не
в
готовом
виде,
а
через
самостоятельное "открытие" его детьми.
Принцип минимакса или посильной трудности обучения – обеспечивается возможность
продвижения каждого ребенка своим темпом.
Принцип систематичности и последовательности - работа детей строится по принципу
"от простого к сложному".
Принцип научности – при организации экспериментальной деятельности мы приобщаем
детей
к
посильной
исследовательской
деятельности.
Воспитатель
ориентирует
детей
на
усвоение конкретного, преимущественно через обобщенные теоретические знания.
Принцип вариативности
–
у
детей
формируется
умение
осуществлять
собственный
выбор и им систематически предоставляется возможность выбора. Основным средством
поиска, направленного на получение информации от предмета, при экспериментировании
являются практически преобразующие действия с данным объектом.
Принцип творчества – процесс экспериментирования сориентирован на приобретение
детьми собственного опыта творческой деятельности.
Принцип
учета
индивидуальных
особенностей
-
д е т я м
о б л а д а ю щ и м
"исследовательской жилкой", необходимо создавать условия для исследований, например,
помогая организовать их свободную деятельность в уголке экспериментирования.
Принцип связи с жизнью - в детском саду не должно быть четкой границы между
обыденной жизнью и экспериментированием, между жизнью и обучением. При введении
нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира.
Целесообразно соотносить проведенные эксперименты с жизненным опытом ребенка.
Принцип взаимосвязи с другими видами деятельности детей – в первую очередь с
такими,
как
наблюдение
и
труд.
Наблюдение
является
непременной
составной
частью
любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее
результатов. Экспериментов без выполнения трудовых действий не бывает. Очень тесно
связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на
всех
этапах эксперимента — при формулировании цели, во время обсуждения методики и хода
опыта, при подведении итогов и словесном отчете об увиденном. Чем сильнее развиты
изобразительные
способности
ребенка,
тем
точнее
будет
зарегистрирован
результат
природоведческого
эксперимента.
Экспериментирование
связано
и
с
другими
видами
деятельности
-
чтением
художественной
литературы,
с
музыкальным
и
физическим
воспитанием, но эти связи выражены не столь сильно.
Литература:
1.Прохорова Л. Н. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников».
Методические рекомендации. – изд. АРКТИ 2014г., Москва.
2.Березина Н. О., Бурлакова И. А. «Успех. Примерная основная общеобразовательная
программа дошкольного образования» - Просвещение 2011г.
3.Мурудова Е. И. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром».
Экспериментирование. – Детство – пресс 2010г.
4.Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе
детского сада» Москва: Мозаика – Синтез 2007г.
5.Мартынова Е. А., Сучкова И. М. «Организация опытно – экспериментальной деятельности
детей 2 – 7 лет»; тематические планирование, рекомендации, конспекты занятий. – Волгоград
– изд. Учитель 2013г.