Мероприятия, демонстрирующие положительный опыт практического применения наставником современных образовательных технологий.
Автор: Войнич Татьяна Альбертовна Должность: учитель русского языка и литератуы Учебное заведение: МБОУ Комсомольская СОШ Населённый пункт: Комсомольск, Томская область Наименование материала: статья Тема: Мероприятия, демонстрирующие положительный опыт практического применения наставником современных образовательных технологий. Раздел: среднее образование
"Если учитель предан своему делу и чист , то тысячи детей станет лучше, и
нация получит тысячи сформировавшихся личностей, образованных мужчин
и женщин с сильным характером." ( Доктор Арт-Онг Джумсаи)
Любому учителю хочется стать значимой фигурой. Для того чтобы стать
значимым, необходимо практическое овладение теми видами педагогической
культуры, к которым учитель готов чаще всего только теоретически.
Чем дольше я работаю в школе, тем становится труднее. Почему? Иногда
сама не могу понять, ведь опыт прибавляется, а нерешённых задач не
становится меньше. Но время не стоит на месте, начинаешь искать пути
выхода и находишь, понимая, что надо просто понять, чего хотят дети и
родители этих детей.
Чтобы решить все проблемы, связанные с образованием, пытаюсь
выстроить свою собственную систему со своими определёнными задачами:
1.Приобщить каждого ученика к культуре слова, овладеть элементарными
умениями и навыками самостоятельного общения с искусством слова.
2. Силой художественного слова очищать и облагораживать человека
3. Формировать поисковые и исследовательские умения и навыки.
А задачи решаю, применяя различные виды технологий, формы и
методы. Актуальна и применима на уроках русского языка технология
учебного диалога.
Всегда считаю, что русский язык – это наука, а литература – искусство.
Между ними видна та ниточка, которую нельзя разорвать. Ясно, как много
ответственности возлагается здесь на нас, учителей, когда надо применить
свой опыт, свои знания, свой талант.
Сент – Экзюпери сказал: «Самая большая роскошь в мире – это роскошь
человеческого общения»
Где мы можем поговорить? Конечно, на уроках и литературы, и русского
языка. На русском языке – это деловой разговор, основанный на знаниях,
которые мы из урока в урок даём детям. Но он может быть интересным и
увлекательным, если пуститься путешествовать по стране «Имя
существительное» (это был обобщающий урок в 5 классе)
Останавливаясь на каждой станции, ребята отвечали на вопросы, которые я
подготовила, выполняли задания, соревновались. Урок был превращен в игру,
но то была деловая игра, где были проверены знания, полученные на
предыдущих уроках. А главное, они говорили, общались.
Все это способствовало вовлечению всех учащихся в активную работу: они
выполняли упражнения, разгадывали кроссворды и ребусы, вспоминали
правила по теме, писали интересные рассказы, но всё это было сделано через
игру. В центре внимания находился ученик с его интересами и
потребностями. Подбор различных интересных заданий помогает моим детям
учиться творчески и видеть результаты своего труда. Чтобы это ощущение у
ребёнка оставалось всегда, стараюсь на уроке отводить немного времени для
заданий, которые будут интересны детям: составить мини-рассказ или сказку
со словом, отгадать загадку по теме, сочинить стихотворение, четверостишие
по опорным словам. Ребятам это нравится, многие подключаются. Только не
надо заигрываться, всё должно быть в меру. Становится понятно, что всегда
играть не будешь. Надо находить самые различные виды деятельности,
которые смогут развить в ребёнке что- то такое, о чём он сам даже и не
догадывался.
Важное значение для школьника имеет развитие речи.
В последнее время мы наблюдаем, что речь изменилась (особенно у
подростков):
жаргонизмы,
заимствованные
слова,
иностранные
слова,
которые дети не понимают, но употребляют в своей речи.
Надо прийти к тому, что можно использовать те понятия, которые можно
заменить
другим
подходящим
словом.
Лучшим
источником
в
этом
отношении является справочная литература, словари.
Таким образом, обогащение речи детей происходит за счет
словарной
работы, глубокого проникновения в смысл слова. Эта работа проводится
как на русском языке, так и на литературе. На уроках русского языка – это
работа с орфографическими, этимологическими и словарями логического
ударения. На уроках словесности чаще всего с толковым словарем.
Развитие речи – это ёщё и работа над художественным словом, над нашей
речью, которую мы должны развивать и обогащать.
Люблю уроки развития речи на уроках литературы. На таких занятиях стоит
такая благоприятная обстановка: музыка, стихи. Всегда сначала читаю сама,
чтобы увлечь и раскрыть тайну поэтического слова, потом задаю вопросы:
Понравилось ли вам стихотворение?
Чем близко вам данное произведение?
Какие приёмы использовал автор для написания стихотворения?
Как автор относится к тому, о чём он пишет?
Как, по вашему мнению, нужно читать это стихотворение?
Слушаю ребят, которые желают прочитать
Среди талантливых выбираю самых, самых и везу на различные конкурсы:
Развивая поэтическую речь, надо не забывать на уроках литературы и о том,
что в основе каждого произведения есть то, что с детьми можно обсудить.
Если говорить о дискуссии или учебном диалоге на уроках литературы, то
понимаешь, что это необходимо.
Получается это тогда, когда будут проблемные вопросы, когда захочется
поспорить и создать свою определённую точку зрения. А вопросы иногда
всплывают сами по себе.
Когда
-
то
К.Д.Ушинский
писал:
«Учение
всегда
было
и
остается
трудом, но трудом, полным мысли»
Такой
т руд
на
уроке
создаёт
условия,
в
которых
д е т и
самостоятельно добывают знания, а учитель лишь помогает им. Основной
формой
добываний
знания,
решения
проблемы
становится
технология
проектной деятельности, исследование. В процессе работы над проектом
ребята
учатся
самостоятельно
анализировать,
делать
выводы
и
искать
необходимый материал. И вот здесь я обращаю их внимание на правильное
обращение
с
языковым
материалом:
подбор
синонимов,
омонимов,
правильное построение предложений, текста, грамотное оформление мыслей.
От маленьких исследовательских работ мы идём к более значимым. И здесь
надо видеть логическую цепь, которую нельзя разорвать:
Этапы работы над проектом
Хочется отметить, что ребята любят заниматься проектной деятельностью,
используя компьютерные технологии. А если есть результат! Таким образом,
были созданы следующие проекты: « Школьная частушка как малый жанр
русского
фольклора»,
«Народная
сказка
и
её
роль
в
жизни
людей»,
« Происхождение,
развитие
и
роль
неологизмов
в
современном
мире»,
«Раздумья о Базарове», «Диалог двух художественных миров» (о художнике
Попкове и поэте Рубцове), «Всмотритесь в малое – и вы увидите великое»
(о
японской
поэзии),
«Лингвосмысловой
анализ
стихотворения
Бориса
Пастернака
«Снег
идёт»,
«Экологические
проблемы
русского
языка
на
современном этапе его развития»
Ценно
то,
что
дети,
создавая
проект,
понимают
его
значимость;
видят
результат своей работы.
Уроки
заканчиваются,
но
работа
нет.
Внеурочная
деятельность
отнимает
много времени, но приносит удовлетворение от сделанного.
Литературные вечера, гостиные, конкурсы, викторины, КВН – это,
своего
рода,
праздники
–
яркие,
необычные,
таинственные.
Так
был
Рекомендации
учителя
Выбор темы
Составление плана
Сбор материалов
Написание работы
Презентация
Оценка проекта
проведён
День
Святого
Валентина,
который
ребятам
запомнился:
литературно-музыкальная
композиция
и
презентация
были
в
центре
программы. Ребята читали стихи так проникновенно, с чувством, что в зале
стояла тишина.
Такая же обстановка царила в моём классе, где мы
проводили литературную гостиную по теме «Любовью дорожить умейте»
(в основе были стихотворения любимых поэтов: Эдуарда Асадова, Марины
Цветаевой,
Константина
Ваншенкина»,
Ярослава
Смелякова,
Роберта
Рождественского)
Словами
этих
замечательных
людей
ребята
смогли
сказать своим одноклассникам о том, о чём они так часто думают.
А ребята среднего возраста любят участвовать в различных конкурсах,
викторинах; им нравятся нестандартные вопросы, веселые и в то же время
содержательные
задания
(отгадывание
кроссвордов
и
ребусов),
разыгрывание ситуаций из сказок. Дети сами любят что- нибудь творить,
создавать.
Практикую
организацию
самостоятельной
деятельности
учащихся
через
написание
рефератов,
творческих
работ
по
предметам;
использую
рекламно-оформительскую
работу
для
повышения
культуры:
стендовые
доклады, выставки творческих работ. Особенно нравятся ребятам, когда их
работы видят другие учащиеся нашей школы. У нас стало традицией, когда
проходит неделя русского языка и литературы,
в холле 1 этажа делать
выставку ученических работ «Литературное творчество»
и
помещать
там
работы различного характера: рассказы, сказки, исследовательские работы,
очерки, стихи, миниатюры. Многие останавливаются возле таких стендов,
читают, а потом пробуют писать сами.
С каждым годом мы открываем всё
новые
лица
и
радуемся
их
успехам.
Работы
более
удачливые
проходят
несколько этапов: школьный, муниципальный, областной, региональный и
даже федеральный.
Сама,
как
учитель,
люблю
данный
вид
работы
и
с
удовольствием
принимаю участие в конкурсах, где в основе сочинительство…Так мною
было
написаны
эссе:
«Моё
учительское
счастье»,
«Мой
взгляд
на
образование», «Мы и наши дети», «Современное общество в опасности»
Постоянно
работаю
в
напряжённом
режиме
…Это,
конечно,
тяжело,
во
многом себе отказываешь, но интересно.