Напоминание

Мероприятия, демонстрирующие положительный опыт практического применения наставником современных образовательных технологий.


Автор: Войнич Татьяна Альбертовна
Должность: учитель русского языка и литератуы
Учебное заведение: МБОУ Комсомольская СОШ
Населённый пункт: Комсомольск, Томская область
Наименование материала: статья
Тема: Мероприятия, демонстрирующие положительный опыт практического применения наставником современных образовательных технологий.
Раздел: среднее образование





Назад




"Если учитель
предан
своему делу
и чист
, то тысячи детей станет лучше, и нация получит тысячи сформировавшихся личностей, образованных мужчин и женщин с сильным характером." ( Доктор Арт-Онг Джумсаи) Любому учителю хочется стать значимой фигурой. Для того чтобы стать значимым, необходимо практическое овладение теми видами педагогической культуры, к которым учитель готов чаще всего только теоретически. Чем дольше я работаю в школе, тем становится труднее. Почему? Иногда сама не могу понять, ведь опыт прибавляется, а нерешённых задач не становится меньше. Но время не стоит на месте, начинаешь искать пути выхода и находишь, понимая, что надо просто понять, чего хотят дети и родители этих детей.

Чтобы решить все проблемы, связанные с образованием, пытаюсь выстроить свою собственную систему со своими определёнными задачами: 1.Приобщить каждого ученика к культуре слова, овладеть элементарными умениями и навыками самостоятельного общения с искусством слова. 2. Силой художественного слова очищать и облагораживать человека 3. Формировать поисковые и исследовательские умения и навыки.
А задачи решаю, применяя различные виды технологий, формы и

методы.
Актуальна и применима на уроках русского языка технология учебного диалога. Всегда считаю, что русский язык – это наука, а литература – искусство. Между ними видна та ниточка, которую нельзя разорвать. Ясно, как много ответственности возлагается здесь на нас, учителей, когда надо применить свой опыт, свои знания, свой талант. Сент – Экзюпери сказал: «Самая большая роскошь в мире – это роскошь человеческого общения» Где мы можем поговорить? Конечно, на уроках и литературы, и русского языка. На русском языке – это деловой разговор, основанный на знаниях, которые мы из урока в урок даём детям. Но он может быть интересным и увлекательным, если пуститься путешествовать по стране «Имя существительное» (это был обобщающий урок в 5 классе) Останавливаясь на каждой станции, ребята отвечали на вопросы, которые я подготовила, выполняли задания, соревновались. Урок был превращен в игру, но то была деловая игра, где были проверены знания, полученные на предыдущих уроках. А главное, они говорили, общались. Все это способствовало вовлечению всех учащихся в активную работу: они выполняли упражнения, разгадывали кроссворды и ребусы, вспоминали правила по теме, писали интересные рассказы, но всё это было сделано через игру. В центре внимания находился ученик с его интересами и потребностями. Подбор различных интересных заданий помогает моим детям
учиться творчески и видеть результаты своего труда. Чтобы это ощущение у ребёнка оставалось всегда, стараюсь на уроке отводить немного времени для заданий, которые будут интересны детям: составить мини-рассказ или сказку со словом, отгадать загадку по теме, сочинить стихотворение, четверостишие по опорным словам. Ребятам это нравится, многие подключаются. Только не надо заигрываться, всё должно быть в меру. Становится понятно, что всегда играть не будешь. Надо находить самые различные виды деятельности, которые смогут развить в ребёнке что- то такое, о чём он сам даже и не догадывался. Важное значение для школьника имеет развитие речи. В последнее время мы наблюдаем, что речь изменилась (особенно у подростков): жаргонизмы, заимствованные слова, иностранные слова, которые дети не понимают, но употребляют в своей речи. Надо прийти к тому, что можно использовать те понятия, которые можно заменить другим подходящим словом. Лучшим источником в этом отношении является справочная литература, словари. Таким образом, обогащение речи детей происходит за счет словарной работы, глубокого проникновения в смысл слова. Эта работа проводится как на русском языке, так и на литературе. На уроках русского языка – это работа с орфографическими, этимологическими и словарями логического ударения. На уроках словесности чаще всего с толковым словарем. Развитие речи – это ёщё и работа над художественным словом, над нашей речью, которую мы должны развивать и обогащать. Люблю уроки развития речи на уроках литературы. На таких занятиях стоит такая благоприятная обстановка: музыка, стихи. Всегда сначала читаю сама, чтобы увлечь и раскрыть тайну поэтического слова, потом задаю вопросы:  Понравилось ли вам стихотворение?  Чем близко вам данное произведение?  Какие приёмы использовал автор для написания стихотворения?  Как автор относится к тому, о чём он пишет?  Как, по вашему мнению, нужно читать это стихотворение? Слушаю ребят, которые желают прочитать Среди талантливых выбираю самых, самых и везу на различные конкурсы: Развивая поэтическую речь, надо не забывать на уроках литературы и о том, что в основе каждого произведения есть то, что с детьми можно обсудить. Если говорить о дискуссии или учебном диалоге на уроках литературы, то понимаешь, что это необходимо. Получается это тогда, когда будут проблемные вопросы, когда захочется поспорить и создать свою определённую точку зрения. А вопросы иногда всплывают сами по себе. Когда - то К.Д.Ушинский писал: «Учение всегда было и остается трудом, но трудом, полным мысли»
Такой т руд на уроке создаёт условия, в которых д е т и самостоятельно добывают знания, а учитель лишь помогает им. Основной формой добываний знания, решения проблемы становится
технология

проектной деятельности, исследование.
В процессе работы над проектом ребята учатся самостоятельно анализировать, делать выводы и искать необходимый материал. И вот здесь я обращаю их внимание на правильное обращение с языковым материалом: подбор синонимов, омонимов, правильное построение предложений, текста, грамотное оформление мыслей. От маленьких исследовательских работ мы идём к более значимым. И здесь надо видеть логическую цепь, которую нельзя разорвать:
Этапы работы над проектом
Хочется отметить, что ребята любят заниматься проектной деятельностью, используя компьютерные технологии. А если есть результат! Таким образом, были созданы следующие проекты:
«
Школьная частушка как малый жанр русского фольклора», «Народная сказка и её роль в жизни людей»,
«
Происхождение, развитие и роль неологизмов в современном мире», «Раздумья о Базарове», «Диалог двух художественных миров» (о художнике Попкове и поэте Рубцове), «Всмотритесь в малое – и вы увидите великое» (о японской поэзии), «Лингвосмысловой анализ стихотворения Бориса Пастернака «Снег идёт», «Экологические проблемы русского языка на современном этапе его развития» Ценно то, что дети, создавая проект, понимают его значимость; видят результат своей работы. Уроки заканчиваются, но работа нет. Внеурочная деятельность отнимает много времени, но приносит удовлетворение от сделанного. Литературные вечера, гостиные, конкурсы, викторины, КВН – это, своего рода, праздники – яркие, необычные, таинственные. Так был Рекомендации учителя Выбор темы Составление плана Сбор материалов Написание работы Презентация Оценка проекта
проведён День Святого Валентина, который ребятам запомнился: литературно-музыкальная композиция и презентация были в центре программы. Ребята читали стихи так проникновенно, с чувством, что в зале стояла тишина. Такая же обстановка царила в моём классе, где мы проводили литературную гостиную по теме «Любовью дорожить умейте» (в основе были стихотворения любимых поэтов: Эдуарда Асадова, Марины Цветаевой, Константина Ваншенкина», Ярослава Смелякова, Роберта Рождественского) Словами этих замечательных людей ребята смогли сказать своим одноклассникам о том, о чём они так часто думают. А ребята среднего возраста любят участвовать в различных конкурсах, викторинах; им нравятся нестандартные вопросы, веселые и в то же время содержательные задания (отгадывание кроссвордов и ребусов), разыгрывание ситуаций из сказок. Дети сами любят что- нибудь творить, создавать. Практикую организацию самостоятельной деятельности учащихся через написание рефератов, творческих работ по предметам; использую рекламно-оформительскую работу для повышения культуры: стендовые доклады, выставки творческих работ. Особенно нравятся ребятам, когда их работы видят другие учащиеся нашей школы. У нас стало традицией, когда проходит неделя русского языка и литературы, в холле 1 этажа делать выставку ученических работ «Литературное творчество» и помещать там работы различного характера: рассказы, сказки, исследовательские работы, очерки, стихи, миниатюры. Многие останавливаются возле таких стендов, читают, а потом пробуют писать сами. С каждым годом мы открываем всё новые лица и радуемся их успехам. Работы более удачливые проходят несколько этапов: школьный, муниципальный, областной, региональный и даже федеральный. Сама, как учитель, люблю данный вид работы и с удовольствием принимаю участие в конкурсах, где в основе сочинительство…Так мною было написаны эссе: «Моё учительское счастье», «Мой взгляд на образование», «Мы и наши дети», «Современное общество в опасности»

Постоянно работаю в напряжённом режиме …Это, конечно, тяжело, во многом себе отказываешь, но интересно.


В раздел образования