Напоминание

"Играй гармонь, звучи струна"


Автор: Шипулина Ирина Павловна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО "Детская музыкальная школа №2"
Населённый пункт: Нижегородская область, г. Балахна
Наименование материала: Концерт-беседа
Тема: "Играй гармонь, звучи струна"
Раздел: дополнительное образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ « ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА» (МБУДО «ДМШ №2»)
«Играй гармонь, звени струна»

(беседа-концерт)
Выполнила: преподаватель по специальности баян Шипулина И.П. г. Балахна 2017 г.
Я преподаватель Детской музыкальной школы г. Балахны по классу народных инструментов. Поэтому стараюсь сохранять и поддерживать интерес к народной музыке, её истокам у подрастающего поколения. Очень горько осознавать, как порой незаслуженно уходят традиции нашей необъятной Родины в никуда. Мы очень много говорим о культуре и своими же поступками разрушаем накопленные знания, наработки и опыт. Мои ученики постоянные гости в общеобразовательных школах, детских садах нашего города. Практика показала, что именно в форме концерт - беседы- встречи с ребятами наиболее запоминающиеся и ожидаемы. Каждая встреча - обязательно сопровождается рассказом о русских народных инструментах – домре, балалайке, баяне, их истории развития. Дети запоминают название народных инструментов, звучание каждого из них. Наиболее популярны темы встреч: « Играй - мой баян», « Родные русские просторы», «Русской шири братья родные». Конечно же, музыкальные произведения варьируются, так как выступления составляются из репертуара учащихся всего класса. У ребят накапливается навык публичного выступления. Самое главное условие – репертуар должен соответствовать возрастным особенностям детского восприятия.
Концерт – беседа «Русской шири братья

родные»
проводятся для учащихся 1-5 классов.

Ведущий
: Добрый день, дорогие друзья! Мы пришли в гости к вам из музыкальной школы. Наш дом, где мы живём можно узнать издали, не читая вывески. Сколько разных музыкальных звуков несётся из него. Музыкальные школы есть в каждом городе. Каждый, поступивший в музыкальную школу, учится играть на каком – либо инструменте – рояле, скрипке и т.д. В разные исторические периоды разные инструменты владели сердцами людей. Издревле классическим инструментам (фортепиано, скрипка, духовые) отводилась главенствующая роль в эстетическом просвещении детей и взрослых. Но взять в руки фортепиано или орган и пройти с выступлениями хотя бы от дома к дому, согласитесь, задача не из лёгких. Поэтому в Европе и были придуманы переносные органы – органолы. Из них позже и получились известные всем баяны и аккордеоны. Недавно я прочитала интересный материал в интернете об аккордеоне. Оказывается, аккордеоном называется инструмент, у которого есть особое качество – когда при нажатии одной кнопки в левой клавиатуре звучит готовый аккорд из трех звуков. Автор материала высказал мысль, что аккордеоном нужно считать любой инструмент с подобными функциями, не важно кнопки или клавиши у него с правой стороны. Баян, по сути, также является аккордеоном, ведь у него тоже есть готовые аккорды. Может, с технической точки зрения, это верно, но нам ближе названия аккордеон и баян. На Руси Баяном называли рассказчика (от слова баять – говорить). У каждого народа есть свой, особо любимый музыкальный инструмент. В России таким инструментом по праву считался
баян.
И хотя его биография значительно короче, чем у других инструментов, страницы её наполнены событиями и фактами и несут живое дыхание истории музыкальной культуры русского народа от прошлого века до наших дней. Глубокий, густой, « дышащий» звук баяна, соответствующий широте русского характера, может передать целую гамму чувств – от глубокой печали до безудержного веселья. Баян принадлежит к сравнительно небольшой группе инструментов, обладающих широким звуковым диапазоном и не требующих сопровождения. Это язычковый клавишно - пневматический музыкальный инструмент. Его корпус состоит из двух частей (правой и левой), соединённых меховой камерой (мехом), и
делается из бука или ели. В нашей школе баяны с трёхрядной правой клавиатурой и количеством клавиш от 52 до 61. На наружно стороне левого полукорпуса расположена клавиатура для левой руки с пятью или шестью рядами кнопок. Их количество обычно 100-120. Основой звукообразования на баяне является колебание металлических язычков (голосов) под воздействием воздушной струи. Громкость звука зависит от амплитуды колебания язычка. Высота же звука зависит от длины язычка: более короткие издают звуки высокого тона, более длинные – низкий.
Ведущий
: Инструмент у музыканта – Он у нас не без таланта! Как на кнопки нажимает, Громко музыка играет. Кажется: звучит орган, Хоть в руках простой …(баян). На баяне прекрасно звучат русские народные песни
Р.н.п. «Ах вы сени», обработка Е. Дербенко - исполняет Голубев Арсений (баян)

Ведущий
: На баяне можно играть не только народные песни, но и музыку современных композиторов. Вы любите читать сказки? А для чего писались сказки? (добро побеждает зло).
А. Латышев Сюита «В мире сказок» - исполняет Чапурин Григорий (баян)

Ведущий
: Она состоит из 4-х частей «А в далёкой Африке жил предводитель разбойников-злой и коварный Бармалей». 1.Марш Бармалея
«Мальвина –девочка с голубыми бездонными глазами, любит чистоту и порядок». 2.Вальс Мальвины «Сидит Емеля на печи, ждёт калачи и наяривает себе на гармошке». 3.Емеля на печи «А теперь страшная, очень страшная история, от которой в жилах стынет кровь и с деревьев осыпается листва». 4.Страшная история
Ведущий
: В руки ты его берёшь, то растянешь, то сожмёшь, Если это повторять, начинает он играть. Сбоку клавиши ряды, чтобы петь на все лады. Не рояль и не тромбон. Это что? (аккордеон). У него рубашка в складку, Любит он плясать вприсядку. Он и пляшет и поёт, Если в руки попадёт. Слева он фортепиано, Справа– кнопки от баяна. А меха как на гармошке, Это ясно даже кошке. Ну конечно это он инструмент … (аккордеон). Дмитрий Шостакович, композитор эпохи советского строя. Много писал классической музыки, а также музыку для детей.

Шостакович Полька - исполняет Плакунов Иван (аккордеон)

Детская

песенка

«На

танцующих

утят»

-

исполняет

Ефремов

Николай

(аккордеон)

Ведущий
: Эта песня переводилась на разные языки. Известна во всём мире, написана в Швейцарии. Там есть потешные слова (На танцующих утят, быть похожими хотят, быть похожими хотят не зря, не зря. Даже бабушка и дед, сбросив 80 лет, за утятами во след кричат кря-кря-кря). Танцует весь зал, ведущий показывает движения со словами - «Ручки работают, крылышки, хвостик и ладошки». В каждой строчке – по четыре, Веселей не сыщешь в мире, Ставьте ушки на макушки Вот загадка про … ( частушки) Частушка – короткая народная песня с юмором. Частушка бойкая, весёлая, исполняется в быстром темпе. Но есть и медленные.
Частушка - исполняет Храмов Денис (баян)
Ставьте ушки на макушки Слушайте внимательно. Пропоём мы вам частушки Очень замечательно Эх топни нога, топни правенькая. Я плясать пошла,
хоть и маленькая. (Вызываются из зала желающие спеть частушки).
Ведущий:
Угадайка! Я – игрунья, Развесёлая певунья. Хитрая, задорная, Ловкая, проворная! Просто я устроена, Из дощечек скроена. Три струны, два, три угла – Вот и все дела. Голос мой тонкий, радостный и звонкий (балалайка.) В лесу родился, Из лесу вынесли На руках плачет А на полу скачет (балалайка). Итак, ещё один народный инструмент – это
балалайка.
Не одну сотню лет известна балалайка на Руси. В 18-19 веках была она, пожалуй, самым распространённым народным инструментом. Под неё плясали во время праздников, пели песни. Про неё складывали сказки. Балалайка – струнно - щипковый инструмент. У неё деревянный треугольный корпус и длинный гриф, на которых натянуто три струны, на шейке грифа навязаны жилы на таком расстоянии друг от друга, что, нажимая между ними струны, можно извлечь звуки гаммы. Жилы эти называются ладами. Извлекается звук
щипками или так называемыми бряцаниями ударом указательного пальца по всем струнам сразу. Немногим более сто лет тому назад на балалайку обратил внимание любитель музыки Василий Васильевич Андреев. Он задумал простонародному инструменту дать новую жизнь: привести её в концертные залы. Прежде всего Андреев балалайку решил усовершенствовать. По его указаниям инструментальные мастера произвели изменения в её конструкции, а кроме того создали не один инструмент, а целое семейство: балалайки большие и маленькие, которые в зависимости от размера получили название – прима, секунда, альт, бас и к/бас. Сейчас русская балалайка известна во всём мире. Многие композиторы создают для неё свои произведения. А что такое народная песня? Эта песня созданная народом, в песнях они рассказывали о своих печалях, радостях, переживаниях. Очень много существует жанров русских народных песен, и один из них - хороводный.
Р.н.п. Во поле берёза стояла – исполняет Миронов Павел (балалайка)

Ведущая:
Родственница балалайки –
домра
. Давайте вместе повторим название этого инструмента. (Дети вместе с ведущим повторяют название этого инструмента.) Послушайте, как она звучит и обратите внимание, что исполнитель играет по стрункам вот такой пластинкой (оказывает медиатор). В её три струнки включены всё состояние души И смех, и радость, и печаль И молодецкая удаль, Лишь только медиатор струн коснётся Под звуки музыки и ваше сердце отзовётся Уж так природа человека создала, Поёт от звуков домрочки душа.
Исполнение –Н.Барчунов Песня - исполняет Манянин Денис (домра)


Ведущий:
А сто лет назад никто не знал, как выглядит домра. Ни одного инструмента не существовала в России, и даже рисунков её не сохранилось : в 17 веке её казнили, как преступницу. В средневековой Руси домра была основным инструментом народных музыкантов и актёров – скоморохов. Скоморохи ходили по сёлам, по городам, устраивали весёлые представления. Но они не только веселили народ. В своих неутейных представлениях они высмеивали пороки и часто затрагивали сильных мира сего. Позволяли себе шутки не всегда безобидные, и над христианской религией. Это вызывало гнев властей, как церковных, так и светских. Начались преследования скоморохов. Их жестоко наказывали, ссылали, а порой и казнили. Вместе с тем и преследовали и домру. И она исчезла. Лишь в самом конце 19 века руководитель первого оркестра русских народных инструментов Василий Васильевич Андреев, интересовавшийся не только балалайкой, но и другими русскими народными инструментами, нашёл изображение домры и по нему восстановил инструмент, а потом создал и целое семейство домр, аналогичное семейству балалаек.
Исполнение – Ёлочка Трио домр - Секрет Дубровин. Дуэт домр

Ведущий:
Не стареют песни вроде Всюду песни узнаём. Так давайте всем народом, Про «Коробочку споём».
Русский народный ансамбль «Ретро» - исполнение Р.н.п. «Коробейники»,

«Семёновна»
Раздать детям слова, а также шумовые инструменты – бубен, коробочку, ложки, трещотку для подчёркивания плясового ритма

Ведущий:
Хотя все инструменты разные, но все удивительно похожие. Ну, прямо одна большая семья. Что же общего между ними? Общее то, что они все русские народные музыкальные инструменты. До свидания! До новых встреч!

Литература
1. Васильев Ю.А. «Рассказы о русских народных инструментах», М.: Советский композитор, 1986. 2. Газарян С.С. «В мире музыкальных инструментов», М.: Просвещение, 1989г. 3. Михеева Л.В. «Музыкальный словарь в рассказах», М., "Советский композитор", 1984 4. Хитц К. «В стране музыкальных инструментов», М.,Музыка 1990г. 5. Весенние капельки. Русские народные игровые и хороводные песни для детей младшего возраста, Музыка, 1983г.


В раздел образования