Напоминание

"Приёмы развития памяти на уроках русского языка"


Автор: Глухова Елена Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 5 " г.Калуги
Населённый пункт: город Калуга, Калужская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Приёмы развития памяти на уроках русского языка"
Раздел: начальное образование





Назад





Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа №5»

город Калуги

Методическая разработка

«Приемы развития памяти младших школьников

на уроках русского языка »
Выполнила Глухова Елена Викторовна, учитель начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №5» г. Калуги


2017г.




Содержание

Вводная часть
……………………………………………………………......стр 3
Основная часть.
1. Общее представление о памяти. …….............................................................стр 4-6 1.1. Основные процессы памяти…………………………………………….стр 7-8 1.2.Особенности памяти младших школьников…………………………....стр 9-12 2. Приемы развития памяти младших школьников уроках русского языка……………………………………………………….стр 13-26 2.1. Диагностика памяти младших школьников……………………………стр 27


3.Заключение
………………………………………………………………....стр 28
4.Список литературы
……………………………………………………......стр 29 2

Вводная часть.
Память – это основание психической жизни , стержень сознания каждого индивида. Память - волшебная шкатулка, которая способна сохранять прошлое человека для его будущего. Любая простая и сложная деятельность основывается на том, что образ воспринимаемого можно сохранить в памяти по крайней мере , несколько секунд. Если бы человек не имел памяти, мы не смогли бы понять ни одного предложения, так как дочитав его до конца, не смогли вспомнить сначала. Информация органов чувств была бы совершенно бесполезной, если бы память не сохранила связи между разрозненными фактами и событиями. Тема является чрезвычайно актуальной и важной, так как успех обучения младших школьников в полной степени зависит от памяти ребенка. Память разнообразна. Существует определенный словарный запас , понятия и образы , которые хранятся в памяти, как в арсенале, всю нашу жизнь. Это собственное имя человека , образ отца, мамы, близких людей, язык. Все это хранится в долговременной памяти человека. Но существует и кратковременная память . В этом случае информация способна сохраняться недолго: секунду или минуту. Такая память именуется кратковременной. Но у памяти этого вида памяти существует одна важная и значимая особенность. Кратковременная память может превращаться в долговременную. Цель данной работы –разобраться особенностях запоминания младших школьников, научиться развивать память учащихся на уроках русского языка. Для достижения цели я ставлю перед собой следующие задачи: 1.Изучение теоретической литературы по данной теме. 2.Раскрыть особенности памяти и запоминания младших школьников. 3.Показать приемы по развитию памяти младших школьников на уроках русского языка. Тему данной работы я считаю актуальной и социально значимой. Российское образование находится в стадии модернизации . Это значит, прежде всего, что нужно обновить содержание образования, получить новый образовательный результат. Сегодня учащийся должен подготовиться к реальной жизни, быть готовым решать самые разные жизненные задачи. Решать их нужно самостоятельно .Для этого были разработаны новые Федеральные Образовательные Стандарты. Новые стандарты включают в себя понятие « ключевые компетентности». Среди ключевых указана компетентность в сфере самостоятельности познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения новых знаний из различных источников информации. Это учебно- познавательная компетенция. Познавательная деятельность призвана формировать у учащихся научную картину мира. Развитие познавательной компетенции неосуществимо, если учащийся не овладел способами произвольного внимания, продуктивного воображения .Именно младший школьный возраст является наиболее комфортным для формирования познавательных универсальных учебных действий. Формирование УУД нельзя представить без развития высших психических функций : произвольности памяти, внимания, воображения. Именно в младшем школьном возрасте познавательные процессы приобретают важное значение. Младший школьник начинает учиться овладевать специальными действиями , которые позволяют сохранять в памяти увиденное и услышанное. Память младших школьников становится более устойчивой и произвольной. У младших школьников память становится функцией ,на которую опирается формирование познавательных учебных действий. Память - основа ведущего познавательного процесса, учащийся начинает осознавать необходимость развивать свою память, регулировать и управлять ею. 3

1.Общее представление о памяти.
Память – это запоминание , сохранение и последующее воспроизведение того, что мы раньше могли воспринимать , переживать и делать. Иными словами память – это отражение человеческого опыта через запоминание, сохранение, воспроизведение. .Память- это поразительное свойство сознания , возобновление в нашем сознании прошлой жизни , образов того, что когда- то произвело на вас впечатление. Ни одна психическая функция не может проходить без памяти. И сама память немыслима без других психических процессов. И. М. Сеченов отмечал, что без памяти наши ощущения, восприятия, исчезают бесследно по мере возникновения, оставляли бы человека вечно в положении младенца.. Без памяти для индивида не существовало бы прошлого, настоящее – непонятно, так как невозможно ничего запомнить, ничему нельзя научиться. Запоминая какой- либо образ, мысли, слова, чувства, движения, мы их всегда запоминаем их в последовательной связи друг с другом. Без установления тех или иных связей невозможно ни запомнить, ни узнать , ни воспроизвести. В процессе запоминания и воспроизведения исключительно важную роль играют смысловые связи: причина- следствие, целое- его часть, общее- частное. Память связала прошлое человека с его настоящим, обеспечила единство индивида. Человеку надо многое знать , помнить, с каждым годом все больше и больше. В научной психологии проблема памяти является ровесницей психологии, как науки. Память – сложнейший психический процесс ,поэтому многочисленные исследования механизмов памяти , не создано единой теории механизмов памяти. Исследуют память в настоящее время представители разных наук: психологии, биологии, медицины, генетики и многих других . В каждой из этих наук свои вопросы , в силу которых они обращаются к проблемам памяти , своя система понятий, и, соответственно, свои теории памяти. Но все эти науки, взятые вместе, расширяют наши знания о памяти человека, полезно дополняют друг друга, позволяют глубже заглянуть в одно из самых важных явлений психики человека. Первая теория памяти, не потерявшая своего научного значения до настоящего времени, именовалась ассоциативной теорией . Она возникла в 17 веке, затем в Европе разрабатывалась в 18 и 19 веке .На основе этой теории разрабатывалась теория запоминания и забывания Г .Эббингауза.Эта теория гласит, что отдельные элементы информации запоминаются, хранятся и воспроизводятся не изолированно, а в смысловых связях с другими элементами. В конце 19 века эту теорию памяти сменила гештальттеория . В данной теории особенно подчеркивалось значение структурирования материала, доведение его до целого. Обращал внимание на изучение памяти и Зигмунд Фрейд. Заслуга Фрейда и его последователей в исследовании памяти заключалась в том, что они выяснили роль положительных и отрицательных эмоций , мотивов и потребностей в запоминании и забывании материала. Благодаря З. Фрейду были обнаружены и описаны многие интересные механизмы подсознательного забывания, связанные с функционированием мотива. Именно в это же время возникла смысловая теория памяти. Это произошло в начале 20 века. Ведущая роль при запоминании и воспроизведении отводится смысловому содержанию материала. Утверждается, что смысловое запоминание подчиняется другим законам , чем механическое. Выбранный для заучивания или воспроизведения материал в данном случае включается в контекст определенных смысловых связей. Развитие кибернетики, развитие программирования, дало начало для поиска оптимальных путей принятия, переработки и хранения информации. Далее, приступили к техническому и алгоритмическому моделированию закономерностей памяти. В отечественной психологии большое развитие получило направление в изучении памяти, связанное с деятельностной теорией. В этой теории память выступает особым видом 4
психологической деятельности, включающей в себя теоретические и практические действия, которые подчиняются решению мнемической задачи – запоминать, сохранять и воспроизводить разнообразную информацию. Здесь тщательно исследуется мнемические действия и операции , зависимость продуктивности памяти от места в структуре цели и средства запоминания или воспроизведения, сравнительная продуктивность произвольного и непроизвольного запоминания в зависимости от организации мнемической деятельности. Это у теорию изучали А.Н. Леонтьев, П.И. Зинченко, А.А. Смирнов . Начали изучать память как деятельность французские ученые , в частности П. Жане. Он самый первый трактовал память как систему действий, ориентированных на запоминание, переработку и хранение информации. Французская школа психологии доказала: у памяти социальная обусловленность ее память зависит от практической деятельности человека. У нас в стране эта теория получила название « происхождение высших психических функций». Интересные факты , раскрывающие особенности механизмов запоминания, условия, при которых оно происходит лучше или хуже, обнаружил в своих исследованиях А.А. Смирнов. Он установил , что действия запоминаются лучше чем мысли , а среди действий лучше вспоминаются те, которые связаны с преодолением препятствий, в том числе, и эти самые препятствия. Виды памяти. Формы проявления памяти весьма разные , так как она связывается с различными аспектами жизни человека, с его особенностями. Виды памяти разделяются на группы: 1) Что может запоминать человек ( предметы, явления, мысли , движения , чувства). Соответственно этому различают двигательную, эмоциональную, словесно- логическую и образную память. 2) Как человек запоминает ( случайно или ставит цель запомнить). Здесь выделяется произвольная и непроизвольная память. 3) Как долго сохранится запомненное. Это кратковременная , долговременная и оперативная память. Благодаря двигательной памяти запоминаются умения, навыки, разные движения и действия. Если бы не этот вид памяти, то человек каждый раз бы заново учитлся ходить, писать, выполнять разную деятельность. Эмоциональная память направлена на запоминание чувств , эмоций , переживаний, которые мы испытывали в разных ситуациях. Писал об этом у А. С. Пушкин: Я думал, сердце позабыло Способность легкую страдать, Я говорил: тому, что было, Уж не бывать! Уж не бывать! Прошли восторги и печали, И легковерные мечты. Но вот опять затрепетали Пред мощной властью красоты. Константин Станиславский говорил об эмоциональной памяти: « Раз вы способны бледнеть, краснеть при одном воспоминании об испытанном , раз вы боитесь думать о давно пережитом несчастье - у вас есть память на чувствования или эмоциональная память». Эмоциональная память играет важную роль в формировании личности человека, являясь основой его духовного развития. Смысловая, или словесно- логическая память - это запоминание , сохранение , воспроизведение мыслей, понятий, размышлений, словесных формулировок. Форма 5
воспроизведения мыслей зависит от речевого развития человека. Чем меньше развита речь, тем труднее человеку выражать смысл с помощью слов. Образная память. Этот вид памяти связан с органами чувств, благодаря которым люди воспринимают окружающий мир . Соответственно с нашими органами чувств различают 5 видов образной памяти: слуховую, зрительную, обонятельную, вкусовую, тактильную. Эти виды образной памяти развиваются у человека крайне неравномерно, какой- либо вид преобладает над другими. Произвольная память ставит специальную цель запомнить , и применяет для этого соответствующие приемы, производит усилия воли. Непроизвольная память. Не ставит специальной цели запомнить или припомнить ту или иную информацию, случай, явление, они запомнятся сами, без усилий. Непроизвольно запомнится то, что нравится , на что мы непроизвольно обратили внимание, над чем мы с увлечением и интересом работаем. Лучшим способом запоминания и сохранения надолго в памяти - применения знания в деятельности. Кроме того, память не будет удерживать в сознании то, что не соответствует принципам человека. 6

1.1 Основные процессы памяти.
Из определения памяти понятно, что она складывается главных частей: запоминание, сохранение и восстановление того, что сохранилось. Каждая из этих частей – не мгновенное явление, а процесс, по времени иногда больший, иногда меньший и протекающий по определенным правилам. Поэтому запоминание, сохранение и восстановление называются основными процессами памяти. Запоминание всегда основано на связях нового опыта, получаемого человеком, с какими- то элементами имеющегося у него опыта. Ход и результат сохранения зависит от богатства и содержания этих связей. Восстановление того, что хранится в памяти, происходит за счет использования связей, установленных на запоминании. Непроизвольное запоминание. Это запоминание не ставит специальной цели запоминать . Так запоминается большая часть из нашего опыта. Лучше всего запоминается то, что имеет для нас большое значение, производит яркое впечатление. Непроизвольное запоминание - побочный результат действий восприятия, мышления и воображения. Все эти действия, как мы знаем, включают в себя связывание тех сторон действительности, которые мы можем воспринять , обдумать, воссоздать в воображении с имеющимся у нас опытом , используемом в качестве средств решения познавательных задач. Установление этих связей улучшает запоминание. Произвольное запоминание. При произвольном запоминании человек ставим перед собой цель запоминать что- либо и выполнить действия, специально направленные на достижение этой цели- действия запоминания. Задачи, которые решает личность при помощи действий запоминания, различаются в связи с тем , что нужно запоминать, т.е. От характера запоминаемого материала, и от того, насколько долго мы будем хранить его в памяти. От особенностей материала зависит, какой вид памяти будет участвовать в запоминании. Наиболее быстрым , успешным, полным , прочным, является произвольное запоминание, которое основано на установлении смысловых связей между частями запоминаемого материала и между этим материалом и имеющимися у учащегося знаниями. При произвольном запоминании происходит не только установление связей, но и их закрепление .Способом закрепления может быть повторение изучаемого материала. Если запоминание происходит за счет установления смысловых связей, оно смысловое. Запоминание, при котором используется повторение, принято называть механическим . Но обычно при запоминании сочетается о осмысливания материала и его повторения. Заучивание. Чаще всего произвольным запоминанием пользуются при систематическом усвоении знаний в процессе обучения. Специально организованное , планомерное произвольное запоминание учащимися учебного материала называется заучиванием. Важно активно заучивать, что невозможно без напряженного внимания. Для запоминания эффективнее 2 раза прочитать текст с полным сосредоточением внимания , чем 10 раз перечитывать его невнимательно. Поэтому попытки заучить что- то в состоянии сильного утомления , сонливости, когда не получается как следует сосредоточить внимание- напрасная трата времени .Самый плохой и непродуктивный способ заучивания – механическое прочитывание текста, в ожидании , пока он сам запомнится. Разумная и экономная работа над текстом предполагает ряд приемов лучшего запоминания. Сохранение. Тот материал , который после запоминания хранится в памяти, ожидает разная судьба. Не говоря уже о том ,что многое забудется. Но , что останется , может изменяться до неузнаваемости. Наиболее распространенное изменение материала- это его сокращение. 7
От способов запоминания зависит и сокращение материала. При смысловом запоминании в памяти остаются только главные мысли, а второстепенное отпадает. При механическом запоминании могут остаться какие- либо фрагменты. Восстановление. Восстановление материала, который хранится в памяти, происходит в двух формах: узнавания и воспроизведения. Узнавание, как мы знаем, включено во всякое восприятие. Но замечаем мы его только в случаях, когда вновь встречаемся со знакомыми по прошлому опыту людьми, предметами, ситуациями. Воспроизведение- это восстановление в памяти чего- то отсутствующего в данное время. Оно как и запоминание, бывает произвольным и непроизвольным. При произвольном воспроизведении приходится пользоваться специальными приемами , направленными на то, чтобы восстановить нужную нам связь. В учебной деятельности память должна опираться и на понимание и на повторение. Особенно ярко это проявляется в учебной работе. Например, при разучивании стихотворения или любого правила одним пониманием обойтись нельзя, как нельзя обойтись одним механическим повторением. 8

1.2 Особенности памяти младших школьников.
Любой человек может развивать и совершенствовать свою память за счет разнообразных и эффективных запоминания , способов обработки информации. Эти приемы являются важной надстройкой над природной памятью. Мы можем назвать эту конструкцию культурной памятью. Совершенно ясно , чем сильнее природная память, тем более развита культурная. Тем более прочно , точно, быстро , надежно запоминает ученик. Если ученик просто заучивает , многократно повторяет материал, зубрит его или быстро запечатлевает , как бы фотографирует, то такое запоминание называется механическим или непосредственным. Что значит непосредственным? Это значит, без средств. А что такое запоминание без средств? Это работа природной памяти. Человек, стараясь запомнить, использует для этого разные способы и приемы для осмысления и лучшего , более прочного и быстрого запоминания материала. Сейчас речь идет об ином, более качественном запоминании, о логическом , опосредованном , то есть с помощью средств. Говоря по-другому , в этом случае речь идет о культурной памяти. Как бы ни сильна была у ученика природная память, основная роль принадлежит памяти культурной. Применяя разнообразные приемы запоминания, учащийся становится способным управлять процессом запоминания, а следовательно , управлять собой. Наблюдая за своими учениками я вижу, что им приходится запоминать множество разнообразной информации .Это не только новые слова , термины , но и правила, формулы, схемы , стихотворения. Поэтому и приемы запоминания должны быть эффективными, доступными, разнообразными. Во – первых, надо всегда помнить ,что любой материал можно разделить на части. По-другому говоря , на группы. Приходя в школу, ученик не может пользоваться приемом деления материала на части, он освоил только простейшее правило – повторение. Но в процессе обучения школьник приходит к осмысленному запоминанию, используя более сложные приемы. Один из таких приемов называется группировкой. Кроме того, материал можно разделить на четко обозначенные части – классы. Выделить животных и растения ,слова с орфограммами и словарные слова. В этом случае нагрузка на память уменьшается во столько раз, на сколько частей или классов был разделен необходимый для запоминания материал. Во – вторых, психика ребенка устроена таким образом, что любая новая информация помимо его воли затрагивает, цепляет уже известную ему информацию. Эти процессы, присущие абсолютно всем людям, называют ассоциациями. Для того чтобы использовать эту способность для запоминания, достаточно задать ребенку вопрос : что напоминает тебе эта цифра, буква ,слово, рисунок? Не стоит отрицать, критиковать, отвергать полностью то, что предлагает ребенок, даже если на ваш взгляд предложенная ассоциация не является слишком удачной или приемлемой для педагога. Любая информация всегда содержит нечто, что может быть основой для запоминания. В этом качестве могут быть предложены даты, особые слова ,имена . Впервые данный прием запоминания был описан профессором Н. Барановским в 1946 году. Называется данный прием поиском опорного пункта. Можно встретить разнообразные формы сокращения учебного материала. Это учебные плакаты, разнообразные схемы. В процессе обучения используется такой прием, как аналогия. В ходе аналогии устанавливается сходство, подобие в определенных отношениях предметов, явлений в целом различных. В ряде случаев материал легче запоминать , изобразив его основное содержание виде схемы. Этот прием называют схематизацией. 9
Разрозненную информацию легче запомнить ,если возможно объединение разрозненных частей , добавление материала от себя. Этот прием называется достраиванием материала. Так же нельзя ни сказать о структурировании материала, при котором устанавливается связь внутри материала. Благодаря этому приему, изучаемый материал начинает восприниматься как единое целое. Таким образом, память мы сравниваем с лесом, который может быть тихим, спокойным, лесом, который не растет , а может быть развивающимся , растущим. Когда ученик думает, анализирует материал, его мозг постоянно видоизменяется. Нервные окончания переплетаются с соседними, как бы шепчутся друг с другом, как листья. В этом случае разные виды памяти участвуют в процессе запоминания, ученик быстро и успешно справляется с задачей. Когда человек запоминает материал, просто повторяя его, его мозг напоминает лес в ясную погоду. В этих случаях память не развивается, используются ее природные возможности. Я хочу рассказать о особенностях памяти младших школьников. У ребенка 7- 8 лет непосредственная память и опосредованная память существует как бы отдельно друг от друга. В чем же это проявляется? Для ребенка 7- 8 лет гораздо легче заучивать, нежели осмыслить данный к заучиванию материал .Появляется ситуация , когда применение самого способа запоминания требует больше сил , нежели запоминание без него. Вследствие этого применение способов обработки материала в целях повышения эффективности запоминания может дать противоположный результат. Это явление временно . Как правило, к концу младшего школьного возраста ( к 10- 11 годам) продуктивность опосредованной памяти гораздо выше продуктивности непосредственной. При этом есть некоторые отличия в запоминании между мальчиками и девочками. Девочки лучше запоминают любой материал, умеют заставить себя , настроить на запоминание, поэтому у девочек результаты произвольной механической памяти более высокие , чем у мальчиков. Мальчики более успешны в овладении или придумывании способов запоминания, поэтому в ряде случаев их опосредованная память более эффективна , чем у девочек. Младшие школьники могут классифицировать, группировать материал, искать ассоциации, опорные пункты, составлять план. При этом очень важно, чтобы уроки доставляли ребенку радость .Педагог должен поощрять исследовательские наклонности ребенка, радоваться каждому вопросу ребенка, способствовать самостоятельному поиску ответов на вопросы. Активная мыслительная работа будет создавать необходимую атмосферу для процесса запоминания, способствовать развитию памяти ребенка. Важно помнить, что работа по развитию памяти в начальной школе не должна быть одноразовой , фрагментарной, что первые , пусть даже самые малые успехи ребенка заслуживают поощрения. Не стоит огорчаться из- за первых трудностей, которые возникают на этом пути. В начале школьной жизни память является способностью в значительной степени определяющей степень обучения, но в дальнейшем ситуация меняется. Процесс обучения начинает влиять на то, как и в каком направлении и какими темпами разовьётся память ученика. . У этого явления есть закономерные причины. Память младшего школьника такова, что он может запомнить произвольно и непроизвольно, может заучивать материал но может и применять приемы запоминания. Семь лет – это уже возраст. Ребенок всячески демонстрирует свою избирательность, свое мнение, свою новую, школьную жизнь, стремясь занять более взрослую позицию. Именно в этот период он начинает осмысливать себя, свои способности, свою индивидуальность. Память не должна являться исключением. Свои способности к запоминанию и свои особенности ребенок должен осознавать сам, а взрослые должны ему в этом помочь. 10
С особенностями запоминания связаны особенности восприятия и осмысливания детьми различного учебного материала. Мы уже знаем, что память заключается в запоминании, сохранении и последующем узнавании и воспроизведении того, что было в прошлом опыте ребенка. Каждый ученик запоминает и воспроизводит материал по- разному. И не только лучше или хуже, а именно по- своему, ибо существуют индивидуальные различия памяти. Она может быть хорошей по отношению к одним предметам, явлениям и плохой по отношению к другим. Некоторые учащиеся очень хорошо запоминают стихи, но не могут запомнить математические формулы или правила по русскому языку. Одни школьники могут быстро вспомнить выученное и дать правильный ответ, другие не могут быстро и легко воспроизвести, что когда- то запомнили. Такие учащиеся снижают темп урока ,чем часто раздражают учителя, но торопливость в этом случае неуместна. Педагогу нужно проявлять терпение ,настроить ребенка на позитивный лад , дать ученику время подумать, собраться с мыслями .Если ученик не будет волноваться, успеет или не успеет он ответить на вопрос, пока учитель его не посадит на место- то постепенно он научится быстрее воспроизводить изученный материал. Существуют разные типы памяти. Словесно - логическая память выражается в преимущественном запоминании и воспроизведении теоретических положений , словесных формулировок. Образная память тесно связана с воображением. Всем известно, как по- разному пересказывают дети содержание кинокартин, книг. Каждый по – своему вспоминает экскурсии, походы. Одни перечисляют последовательность событий, воспроизводят объяснение экскурсовода или учителя. В пересказе других вы ярко увидите дорогу, по которой шел ребенок ,представите людей, с которыми он встретился. У одних детей более развито зрительное запоминание, они нуждаются в зрительном восприятии того, что нужно запомнить .Другие лучше запоминают то, что услышали или сами прочитали вслух. В процессе школьного обучения ребенку нужна и словесно - логическая , и образная, и слуховая, и зрительная память. Поэтому важно знать,какая память у ребенка слабее, чтобы развивать ее. « Педагог, желающий что- нибудь прочно запечатлеть в детской памяти, - писал К. Д. Ушинский, - должен позаботиться о том, чтобы как можно больше органов чувств детей- глаз, ухо, голос, чувство мускульных движений и даже , если возможно, обоняние и вкус- приняли участие в акте запоминания». При любом типе памяти нужно стремиться к развитию у детей прежде всего смыслового запоминания, в основе которого лежит установление смысловых, логических связей внутри материала. У одних учащихся происходит смысловое , обобщенное запоминание, у других- запоминание отдельных деталей. Предложим детям небольшой ряд чисел. Числа таковы: 1, 4,7, 10, 13, 16, 19, 22, 25. Запоминают его ученики по - разному. Одни сразу улавливают связь и закономерность : цифры представляют собой математический ряд , каждое число которого больше предыдущего на 3- и мгновенно запоминают все числа. Другие никакой закономерности не улавливают , запоминают только путем простого повторения, не пытаясь найти какой- нибудь прием , облегчающий этот процесс. Развить память любого типа помогает заинтересованность материалом( ребенок запоминает не все в равной степени, а преимущественно то, что для него существенно, важно), положительное отношение к запоминаемому. Вообще эмоции имеют большое значение в запоминании .Хуже всего запоминается то, что безразлично .То, что понравилось, то и хочется запомнить. Желание запомнить, активная позиция школьника способствует развитию памяти. Поэтому для развития памяти 11
школьника, помимо специальных упражнений на запоминание важно пробудить интерес к знаниям, учебным предметам, развития положительного отношения к ним. Подведем итоги того, что было сказано выше. На основании вышесказанного мы можем сделать следующие выводы: 1.Особую роль в процессах запоминания играет речь. То ,что мы можем выразить словами обычно запоминается легче и лучше, чем то, что может быть воспринято на слух или зрительно. Если кроме того, слова не просто выступают вербальной заменой воспринятого материала, а являются результатом его осмысления, т. е. если слово не название , а понятие ,содержащее в себе связанную с предметом существенную мысль, то такое запоминание является наиболее продуктивным. Чем больше мы работаем над материалом, Чем больше мы думаем над ним, чем активнее пытаемся его представить зрительно, выразить словами, тем продуктивнее запоминание. 2. Если предметом запоминания является текст, то наличие заранее продуманных и четко сформулированных к нему вопросов, ответы на которые могут быть найдены в процессе чтения текста, способствуют его лучшему запоминанию. В этом случае текст хранится в памяти дольше и запоминается лучше и точнее, чем когда вопросы задаются после прочтения текста. 3.Чем богаче стимулы- средства, которые учащийся использует для запоминания материала, тем лучше произвольное запоминание и припоминание. 4.Чем больше умственных усилий ученик прилагает к тому ,чтобы организовать информацию ,придать ей целостную, осмысленную структуру, тем легче запоминается материал. 5.Поскольку от внимания к материалу непосредственно зависит его запоминание, то любые приемы, позволяющие управлять вниманием, могут оказаться полезными для запоминания. На этом , в частности, базируется один из способов улучшения запоминания младшими школьниками учебного материала, который должен быть таким, чтобы он вызывал к себе интерес, привлекал их внимание. 6. Положительные эмоции способствуют припоминанию, а отрицательные наоборот, препятствуют .Опытным путем было доказано, что если ученик находится в приподнятом эмоциональном состоянии, то искусственное восстановление у него соответствующего эмоционального состояния при припоминании улучшает память. 7. Привычка к осмысленному восприятию материала также связана с улучшением памяти. Особенно большую пользу в совершенствовании памяти учащихся оказывают упражнения и задания по пониманию различных текстов, составлению к ним планов. 8. Младшие школьники способны классифицировать, группировать материал ,искать ассоциации ,опорные пункты, составлять план. Активная мыслительная деятельность будет создавать необходимую атмосферу для процесса запоминания. 12

2. Приемы , способствующие развитию памяти на уроках русского языка.
Я хочу рассказать о приемах развития памяти , которые успешно применяются мной на уроках русского языка.
1. Прием « Рифмовка».
Приведу пример фрагмента урока русского языка в 3 классе. Тема урока: Однокоренные слова с чередующимися согласными звуками в корне. Этап урока: Развитие учебно - языковых и правописных умений. Упражнение « Договори словечко» - Послушайте рифмовку. Во время паузы вы должны договорить слово с чередующимися согласными в корне. Корни могут изменяться. Но родными оставаться: Бок ( бочок) , друг ( дружок), Ухо ( уши), пух ( пушок), Пущу ( пускать), лечу( летать). Какими нам слова считать? Их будем однокоренными звать. Тема урока: Правописание проверяемых букв согласных в корне слова. Этап урока: Итог урока. - Послушайте правило в стихах: Парные согласные – самые опасные! В корне ты их проверяй. Рядом гласный подставляй! - Когда буквы, которые обозначают парные согласные звуки, являются орфограммами? ( Если согласные звуки находятся в конце слова или перед другими парными по глухости- звонкости согласными). - Как надо проверять написание букв согласных? ( Изменить слово или подобрать однокоренное ,чтобы после согласного был гласный звук). Тема урока: Понятие об удвоенных буквах согласных. Тип урока: Урок открытия новых знаний. Этап урока: Мотивирующее введение в тему урока. - Напишите на листе фломастером те буквы, которые нужно запомнить в словах- отгадках. Где доска и парты есть, Чтоб всем детям сразу сесть? Это в школе есть у нас, Это наш просторный( класс). Простудился я вчера, Голова болит с утра. Я закашлялся, охрип. У меня, наверно,( грипп) . Вдоль дороги по бокам Липы, клены тут и там. Всем идти тут веселее. Этот путь зовут ( аллея). - Что объединяет эти слова? Поднимите ваши листочки. Какие буквы написаны? ( сс , пп, лл). - О каких орфограммах мы будем говорить сегодня на уроке? ( Об орфограммах – удвоенных буквах согласных).
Тема: Упражнения в написании слов с буквами безударных гласных в корне.
13
Тип урока: Урок повторения, обобщения и систематизации материала; развитие речи. Этап урока: Развитие умений различать слова, разные в написании, но одинаковые в произношении. Упражнение « Различай на слух!». - Какие слова произносятся одинаково? Как вы напишите эти слова? Почему? Гири брат мой поднимает, Свою силу развивает. И на крыше мой флажок Развевает ветерок. К старости наш дедушка Очень поседел. Он в саду на бревнышко сел и посидел.
Тема урока: Правописание букв безударных гласных в приставках.
Тип урока: Урок открытия новых знаний. Этап урока: Развитие правописных умений. Выборочная запись слов с изученной орфограммой. - Запишите слова с орфограммой « Буква безударного гласного в приставке»,обозначьте ее. Если эти считалки вам знакомы, вспомните их до конца и расскажите. Станем думать и гадать, Как нам сосны сосчитать; Как не думай, ни гадай, Только нас догоняй. Зазвенела птичья трель, Закружилась карусель. Раз, два, три, четыре, пять, Вышел зайчик погулять. Тема урока. Приставки – про и – пра-, по - и па-, их правописание. Тип урока: Урок открытия новых знаний. Этап урока: Языковая разминка. Словарная работа с опорой на орфографический словарь. - Прочитайте предложения, записанные на доске: о или а? На к_фтане к_рман , а в к_рмане б_нан. и или е? Сидел под с_ренью с_ньор Пом_дор И заодно охранял к_ридор. - Найдите в словаре слова в пропущенными буквами. - Каким словарем вы воспользуйтесь? ( орфографическим). - Запомните написание этих слов. - Спишите эти предложения.( проверяем с помощью сигнальных карточек) - В каких словах нужно запомнить написание двух букв гласных? ( ответы учащихся). Тема урока: Развитие умения находить корень в группе однокоренных слов. Тип урока: Урок открытия новых знаний. Этап урока: Актуализация с элементами проверки домашнего задания. Мини- опрос. Есть такое определение в стихах: Корень слова- значимая часть. Над словами родственными 14
Держит власть. Выясни умело линию родства- Однокоренные подбери слова. - Расскажите свои сказки про корень. - Что такое корень слова? ( ответы ребят) Тема урока: Развитие умения находить однокоренные слова, выделять в них корень. Этап урока: Формулирование темы урока: Семьи из слов живут на Земле. По корню поймешь об их близком родстве. Не надо их сходства, дружок нарушать. И корни – близняшки с ошибкой писать. - О каких словах пойдет речь на уроке? Приведите примеры таких слов.
2. Прием « Расслабление».
Используя в своей работе данный прием, всегда вспоминаю слова великого французского философа Ларошфуко: « Если вы не способны найти покой внутри себя ,вы не найдете его больше нигде». Самая частая причина нарушений памяти – это тревога. Когда мы напуганы, то думаем только о предмете своего страха .Как это ни странно, один из самых сильных страхов, который блокирует работу памяти , - это страх забыть. Когда мы слишком сильно хотим немедленно вспомнить что- то, происходит то же самое - воспроизведение блокируется. Возникает сильное чувство тревоги. И вот уже ученику не до того, чтобы вспоминать. Поэтому первое условие эффективной работы памяти - это расслабление и покой. Я приведу примеры расслабляющих упражнений, которые помогают учащимся расслабиться на уроке, снизить до минимума чувство тревожности, позитивно настроить их на учебную деятельность. Данные приемы создают позитивное настроение на уроке, Способствуют лучшему запоминанию и припоминанию ранее изученного материала. Упражнения на расслабление мышц. 1.Поднимаем ноги параллельно полу .Носки вытягиваем. Ждем 10 секунд. Расслабляемся. Чувствуем тепло в мышцах стоп и ног. 2.Вытяните руки параллельно полу. Сожмите кулаки и одновременно напрягите мышцы рук. Удерживайте напряжение в течение 10 секунд. Затем расслабьте руки. Повторим то же с растопыренными пальцами. Удерживать в течение 10 секунд, затем расслабить. 3.Изображаем удивление. Откройте рот. Одновременно вытяните губы трубочкой, при этом широко откройте глаза, как будто вы преувеличенно изображаете удивление. Постарайтесь не хмурить лоб. Сохраняйте такое выражение 10 секунд. Потом расслабьтесь. 4.Улыбка. Улыбаемся как можно шире в течение 10 секунд. 5.Данное упражнение я стараюсь проводить после урока физкультуры, чтобы после физических упражнений привести тело и ум в состояние полного расслабления. 1. Садимся на стул. 2. Закрываем глаза и представляем любую картину: морской берег, спокойное озеро. Вы спокойно покачиваетесь на надувном матрасе или лодке, которая медленно дрейфует По поверхности озера. Можно представить пляж и яркий солнечный день. Сделайте образ, который вы представили, ярким. 3.Дышите ровно. 4.Почуствуйте полный покой. Визуализация образов и самовнушение помогут снять напряжение на любом из этапов урока. 5. Упражнение « Настройся на успех». Предлагаю учащимся представить предстоящий урок в исключительно позитивном ключе. Повторяем все вместе: « Я готов к любым вопросам», « Я буду отвечать уверенно и понятно». 15
Данные упражнения улучшают сосредоточение учащихся, ликвидируют чувство тревоги, которое является одной из основных причин нарушения памяти. Негативные мысли можно вытеснить, переключившись на решение конструктивных задач.
3. Прием « Ассоциации».
Ассоциации - установление связей запоминаемого с чем- либо известным по сходству ,подобию , смежности или противоположности. Тема урока: Развитие умений видеть изученную орфограмму в слове, правильно писать слова и графически обозначать орфограмму. Тип урока: Урок развития умений и навыков. Этап урока: Словарная работа. Грамматические задачи. - Что здесь написано? Чеснок- снок+ мода+ н = ? (чемодан). Д+ель+ филин- ли= ?( дельфин). - Запишите однокоренные слова, выделите орфограммы. - Как легче запомнить букву «о» в слове « чемодан?» ( Мода.) А букву «е» в слове « дельфин?» ( Ель.) - Выпишите из упражнения 4 , стр 53 и упр 52 предложения, в которых встречаются эти слова. Тема урока: Правописание букв безударных гласных в приставках. Этап урока: Языковая разминка. Игра « Ассоциации». Учитель диктует словарные слова ,дети записывают слово и к нему еще одно по какой – нибудь ассоциации. Надо ( выучить), лимон( кислый), абрикос ( сладкий), команда ( победила). - Как называются слова, которые я вам продиктовала? - Были ли среди подобранных вами слов слова с приставками? Тема урока: Развитие умения находить в слове окончание. Этап урока: Словарная работа. - Посему эти плоды получили такое название? Запишите слово, а рядом в скобках слово- ассоциацию, объясняющее название. Обращаю ваше внимание, что слова в скобках не объясняют происхождение данного слова. Черника( черная), костяника( косточка), ежевика( еж), земляника ( около земли),малина (маленькая). Тема урока: Закрепление знания порядка букв русского алфавита. Тип урока: Урок развития умений. Этап урока : Актуализация изученного. Закрепление знания алфавита. Учитель загадывает загадки про буквы. Задание: -Запишите букву, о которой идет речь в загадке. Буква на букву дивится, Словно в зеркало глядится: « Сходство есть наверняка, Только нету языка».(с, э). Взялись за руки друзья И сказали: « Ты да я – Это мы!» А между тем Получили букву…(м) Эта буква « в антенну превратилась 16
И на крыше очутилась» (т) Посмотри на колесо- И увидишь букву …(о) Чтобы «о» не укатилось, Крепко к столбику прибью. Ой, смотри-ка, что случилось: Получилась буква «ю».
Тема: Повторяем слоги и ударение. 1 класс
. Этап урока: Словарная работа. Разбираем упражнение 15 на странице 16. Ученики составляют и записывают слова ,ставят ударение подчеркивают гласные в безударных слогах. Куры, цыплята, гуси, утки, петухи, индюки. - Правописание слов « петух», «цыплята» надо запомнить. - Послушайте, как петух объясняет, почему он имеет такое название- петух. Петуха спросили дети: - Почему зовут вас Петей? Так ответил Петя детям: - Хорошо умею петь я. - Да, действительно, в отдельных районах нашей страны петуха называют певень , певун. Далее запись под диктовку предложения: Наш петух умеет петь.( ассоциация слова «петух» со словом « петь». Прием « Осознанное запоминание» Развитие памяти на уроках русского языка неотъемлемо связано с развитием речи. Поэтому подготовка к сочинению – важный этап, который служит осознанному запоминанию и воспроизведению сочинения. Приведем пример урока во 2 классе. Тема: Сочинение по картинке. Этап урока: Введение в тему урока. Знакомство с условным обозначением при упражнении 161 и картинкой. Учитель настраивает детей на новый вид работы- творческой, авторской- дети будут авторами своего произведения- сочинения по картинке. Развитие механизма антиципации. - Как вы понимаете слово « сочинение?» (составление, придумывание рассказа.) - А о чем будет рассказ ,как мы его будем составлять?( ответы детей) Актуализация изученного на уроках русского языка и литературного чтения. - Что такое рассказ ( Повествование о чем- то, текст.) - Какие вы знаете рассказы? Кто их авторы? - Сегодня рассказ вы будете придумывать сами, вы будете авторами. - Что такое текст? - Из каких частей он состоит? - Что должно быть обязательно у текста?( Заглавие.) - Что отражает заглавие?( тему текста.) - Как оформляется текст на письме? Подготовка к сочинению. Рассматривание рисунка. Дети рассказывают, что видят на рисунке с опорой на вопросы. - Какие здесь герои? - Дайте им имена, клички. - Что происходит с ними? - Какая здесь может быть главная мысль? ( Все герои любуются закатом) 17
- Подберите слова, которые помогут нам передать эту мысль. Эти слова называются опорными или ключевыми. Подбор ключевых слов. Дети называют, учитель записывает на доске: Петушок вечером солнце Бабушка отдыхать красное небо Внучка на крыше закат Кошка любоваться тишина - Каждой группе можно дать общие названия: герои, что с ними происходит, окружающая обстановка. Имена и клички животным дети дают самостоятельно. Далее происходит устное составление текста. Затем орфографическая подготовка. А) Правописание имен собственных. Б) Предлоги и приставки. Далее озаглавливаем текст, потом самостоятельно записываем текст. Сочинение по опорным словам или сочетаниям позволяет учащимся осознанно запомнить текст, развивать устную речь, оформлять ее с помощью предложений. На примере упражнения 121 рассмотрим, как проводится работа над сочинением. Сначала проводится коллективная работа . Определение темы и главной мысли, работа по содержанию. - Вспомните, что такое текст. - Что определяет тему текста? ( Заглавие). Прочитайте его - Предположите, о чем может быть текст. - Проверьте свои предположения по приведенным словосочетаниям. - Когда происходит действие ? - Где оно происходит? - Кто будет героем вашего рассказа? - Какая главная мысль должна быть отражена в вашем тексте? - Назовите слово, передающее главную мысль. Далее происходит работа над планом. - Сколько частей будет в вашем тексте? - О чем будет говориться в первой части? Во второй? В третьей? - Запишите опорные слова плана.( Вечер. Зима. 2. Сторожка лесника. 3. Хорошо). - Составьте предложения по опорным сочетаниям так, чтобы получился связный текст. ( Прослушивается 2-3 варианта). Орфографическая подготовка. - Найдите слова с орфограммами- буквами безударных гласных в корне слова . Подчеркните эти буквы, объясните написания. - Какие еще виды орфограмм вы увидели? ( Орфограммы - буквы согласных .) Самостоятельная запись текста. Самопроверка. Один из учеников может прочитать свой рассказ. ( по желанию.)
4. Приемы « Сравнение, группировка, обобщение».
Рассмотрим пример задания при изучении темы « Ударные и безударные гласные» Этап урока: Развитие учебно - языковых, речевых и правописных умений. - Внимательно прочитайте написанные на доске пары слов и постарайтесь их запомнить. Через 1-2 минуты после предъявления учитель закрывает второе каждой пары. Ориентируясь на первое слово каждой пары , напишите по памяти в столбик вторые слова .Подберите к ним проверочные и напишите их. Орфограммы подчеркните. мост р...ка шум в..да 18
лес гр..бы гвоздь д..ска При последующем использовании данного вида упражнений учитель постепенно увеличивает количество пар при неизменном времени их предъявления. В первом классе их может быть 4-6, во втором-6-8, в третьем 8-12 , в четвертом- 12-15. Данное упражнение способствует развитию объема памяти и внимания. Следующий вид упражнений направлен на формирование оперативной памяти , аналитико - синтетического мышления, осуществлять операции сравнения, строить рассуждения .Пример задания ,выполняемого в рамках темы « Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей» - Внимательно прочитайте слова в левом и правом столбиках. Напишите в строчку слова , которых нет в правом столбике. Найдите среди них лишнее .Ответ обоснуйте . ( М.м)аршак ( П,п)оэт ( П,п)оэт ( М,м)ихаил (А,а)лексей (Б,б)орисов ( Р,р)епин ( С,с)ергей ( С.с)еменов ( И, и)ванов При проверке большинства упражнений от учащихся требуется полный развернутый , доказательный ответ .В данном случае он может быть таким: « Я написал слова : Маршак, Алексей, Репин, Семенов. Их нет в правом столбике. Все слова пишутся с большой буквы. Лишнее слово- Алексей. Оно обозначает имя, а остальные – фамилии. Упражнения выполняются с энтузиазмом ,на высоком эмоциональном объеме. Понаблюдаем , как можно развивать оперативную память школьника, применяя задания во время изучения темы « Местоимения третьего лица». - Прочитайте .Объедините в группы пары слов, в которых а) нет местоимений женского и среднего рода и глаголов в прошедшем и будущем времени. б) нет местоимений мужского и женского рода и глаголов в прошедшем и будущем времени; в) нет местоимений мужского и женского рода и глаголов в настоящем и прошедшем времени. Слова: Он оценил, она готовит, оно подъедает, он заземлил, она ужинает, оно объявит, она рисует, он залетел, он объяснил ,оно съежится, он смешал ,она велит ,она завтракает, он списал. Умение группировать развивается при выполнении следующего задания. Также оно направлено на развитие оперативной памяти. Пример задания, выполняемого при изучении темы «Род имен существительных» - Прочитайте слова .К каждому из них назовите предмет или явление, которое по времени предшествовало предмету или явлению ,обозначенному данным словом. Составленные пары слов напишите. Определите род имен существительных. осень – вата – корова – металл - кефир - бабочка –
5. Прием « Орфограммы в загадках».
Приведу пример материала « Орфограммы в загадках». Данный материал помогает учителю разнообразить работу на уроке. В зависимости от тематики загадки содержат широкий круг сведений об окружающем мире .Использование загадок дает возможность сконцентрироваться и запомнить наиболее трудную орфограмму .Главная особенность загадки состоит в том , что она представляет собой логическую задачу . Отгадать загадку – значит найти решение задачи, то есть совершить сложную мыслительную операцию. При разгадывании загадок : 1. Формируется любовь к народному творчеству. 19
2. Ребенок вводится в мир народной поэзии, получая эстетическое наслаждение. 3. Мобилизуются умственные силы, память, внимание. 4. Отгадывание загадок является своеобразной умственной гимнастикой. 5.Обогащается словарный запас учащихся, расширяется кругозор. 6.Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения. Загадки, используемые при изучении темы « Сочетания жи – ши». 1. Сами крошки, Боятся кошки: Под полом живут, Туда все несут. ( Мыши.) 2.Ползун ползет, Иголочки везет. ( Еж.) 3.Он ходит голову задрав, Не потому ,что важный граф Не потому, что гордый нрав, А потому, что он ( Жираф.) 4. На четыре ноги Надевали сапоги. Перед тем, как надевать Стали обувь надувать. ( Шины.) Сочетания « ча – ща, чу – щу.» 1. Идут, идут, А все тут да тут. ( Часы.) 2. Летит орлица по синему небу, Крылья распластала, Солнышко застлала. ( Туча.) 3. Хвостиком виляет, Зубаста, а не лает. ( Щука.) 4. Из горячего колодца Через нос водица льется. (Чайник.) Сочетания « чк , чн , нч.» 1. Что такое перед нами: Две оглобли за ушами, На глазах по колесу И сиделка на носу. ( Очки.) 2. Шевелились у цветка Все четыре лепестка. Я сорвать его хотел, Он вспорхнул и улетел. ( Бабочка.) 3. А ,ну-ка, ребята, 20
Кто отгадает : На десятерых братьев Двух шуб хватает. (Рукавички.) 4. Спят мирно дочки В фанерном домочке У сонь, у тихонь В головках огонь. ( Спички.) 5. Я малой крупинкой Упала на тропинку, Остановила вас – Закончила рассказ.( Точка.) Удвоенные согласные. 1. Стою на крыше Всех труб выше. ( Антенна.) 2. По асфальту едет дом, Ребятишек много в нем. А над крышей дома вожжи, Дом без них ходить не может. ( Троллейбус.) 3. Плещет теплая волна В берега из чугуна. Отгадайте, вспомните: Что за море в комнате? ( Ванна.) Непроизносимые согласные. 1.Доброе, хорошее На людей глядит, А людям на себя глядеть не велит. ( Солнце.) 2. Крутая гора, Что ни шаг, то дыра. ( Лестница.) Парные согласные. 1. Маленькие лапки, А в лапках царапки. ( Кошка.) 2. Хозяин лесной Просыпается весной. А зимой под вьюжный вой Ходит в шубе меховой. ( Медведь.) 3. Кто сидит на крепкой ножке В бурых листьях у дорожки? Встала шапка из травы – Нет под шапкой головы. ( Гриб.) 21
4. Сама не ем, А людей кормлю. ( Ложка.) Безударные гласные. 1. Днем спит, Ночью летает, Прохожих пугает.( Сова.) 2. Хитрая плутовка, Пушистая головка, Хвост пушистый – краса! А зовут ее ( Лиса.) 3. Домовитая хозяйка Пролетает над лужайкой, Похлопочет над цветком – Он поделится медком. ( Пчела.) 4. Нашумела, нагремела, Все промыла и ушла. И сады, и огороды Всей округе полила. ( Гроза.) Ь, Ъ – разделительные. 1. Падают с ветки Золотые монетки. ( Листья.) 2. Вместо хвостика – крючок, Вместо носа – пятачок. Пятачок дырявый, А крючок вертлявый. ( Свинья.) Ь – показатель мягкости. 1. Шел долговяз, В сыру землю увяз. ( Дождь.) 2. Он в берлоге спит зимой Под большущею сосной А когда придет весна, Просыпается от сна.( Медведь.) 3. В воде купался , А сух остался. ( Гусь.) Загадки, приведенные выше можно использовать в словарной работе, мотивирующей беседе перед введением новой орфограммы. Можно загадки использовать при изучении темы « Антонимы.» Любую информацию всегда легче запомнить , если мы находим принцип ее организации. На этапе актуализации знаний можно предложить такое упражнение. - Сейчас я прочитаю тебе загадку: 22
Я антоним к слову зной, Я в реке, тени густой. Я в бутылках лимонада, А зовут меня ( прохлада.) - В этом стихотворении есть антонимы: зной- прохлада. - Как вы думаете, какие слова мы назовем антонимами? ( Слова, противоположные по значению.) - Теперь наверняка вы без труда воспроизведете всю загадку. Вариант 2. Я антоним к слову лето, Я в шубу снежную одета, Хоть люблю мороз сама, Потому что я ( Зима.) Задание1. Найди антонимы. Задание 2. Повтори загадку. Вариант 3. Я антоним к слову смех, Не от радости, утех Я бываю поневоле, От печали и от боли, От обид и неудач. Догадались – это ( плач.) Задание. Отгадай загадку, найди антонимы, повтори загадку. Вариант 4. Не бываю без начала, Близкий родственник причала, Делу всякому венец, Называюсь я ( конец.) Задание: Отгадай загадку, найдите антонимы, повтори загадку. Вариант 5. Я антоним шума, стука, Без меня вам ночью мука. Я для отдыха, для сна, Да и в школе я нужна, Называюсь ( тишина.) Задание: Отгадай загадку, найди антонимы, повтори загадку.
7. Прием « Игра в пословицы.»
Данный прием можно использовать на этапе речевой разминки. - Сейчас мы поиграем .Хотите? Я буду говорить начало пословицы, а ты должен продолжить. Итак: 1. Ученье свет – неученье тьма. 2. В гостях хорошо – дома лучше. 3. Все за одного – один за всех. 4. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. 5. Старый друг лучше новых двух. 6.Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. 7. Каков мастер – такова и работа. 8. Что посеешь – то и пожнешь. 9. Терпенье и труд все перетрут. Задание. Повтори пословицы, потом только начало пословиц. Повтори окончание пословиц. Еще раз вспомни все пословицы, о которых мы говорили.
8. Прием « От слова к рассказу».
23
Данный прием можно использовать на этапе речевой разминки. - Я назову тебе несколько слов, а ты постарайся их объединить. Придумай рассказ с помощью этих слов. ( Поляна, колесо, чашка, экскаватор ,нора , весна, ведро.) Задание: - расскажи рассказ; - перечисли все слова, которые я просила запомнить.
9. Прием « Покажи!»
Данный прием помогает развивать двигательную память, на уроках я его использую в качестве физкультминутки. - Вспомни , как будет прыгать собака за косточкой. Покажи! - Как двигается корова. Покажи! - Как может бодаеться бык. Покажи! - Как ты будешь подниматься по лестнице. Покажи! - Как останавливается машина у светофора? Покажи! - Как полицейский своей палочкой останавливает машину? Покажи! - Как дедушка поправляет очки? Покажи!
10. Прием « Оживи букву».
Учащиеся начальных классов должны запомнить большое количество слов с непроверяемыми орфограммами и научить их писать эти слова без ошибок – одна из сложнейших задач, стоящих перед учителем. Особую актуальность приобретает разнообразие методов и приемов, способствующих прочному запоминанию правильного написания , поэтому с проблемой запоминания словарных слов я столкнулась. Проанализировав свою работу, я пришла к выводу: 1. Буква для ребенка, только что научившегося писать – лишь набор элементов, она «неживая», « неинтересная». Но есть прием, который помогает запомнить непроверяемую букву интересно, с учетом психологической особенности мышления младшего школьника, точно подмеченной К.Д. Ушинским: « Ребенок мыслит образами». Для этого нужно « оживить» букву , создать ее «образ» в конкретном слове. И тогда буква «о» в слове « автомобиль» превратится в колеса, в слове « шоссе» - в дорожный знак. А в тетради появятся слова из привычных букв в сочетании с рисунком- буквой. А писать и одновременно рисовать – запоминать трудную букву будет интересно, весело, легко: ты становишься волшебником – ведь обычная буква «о» превращалась то в циферблат часов, то в спасательный круг, то в планету. Например, в словах « автомобиль, шоссе, корабль, космос». У меня создан комплект таблиц на словарные слова ,к которым можно применить данный прием. Работа по данному приему осуществлялась в несколько этапов: 1. На доске записаны слова с пропусками букв. 2. Начинается поиск ответа на вопрос « Какую букву вставить в пропуск и почему?» Здесь начинается подбор проверочных слов , используется обращение к словарю и к предложенной учителем верной записи слова. 3.Ставилась задача учащимися: как запомнить непроверяемую букву правильно, легко, быстро, интересно? 4. Осуществлялось решение учебной задачи по заданиям учителя типа « Придумайте, на что похожа буква. Свяжите образ буквы со значением слова» 5. Совместный поиск лучшего варианта обыгрывания буквы. 6. Самый удачный рисунок- образ дети зарисовывают в тетради простым карандашом на месте пропуска. Учитель в это время выполняет рисунок мелом на доске. Слова « ракета» , « салют», « вокруг». Таким образом, проводилось закрепление новых знаний. По желанию учащиеся отвечали на вопрос « Как запомнить букву в слове?» На этом этапе наблюдалась повышенная активность детей, каждый стремился рассказать свой способ запоминания. А яркие 24
готовые таблицы помогали даже слабоуспевающим ребятам сделать эту работу ярче, интереснее. Рисунок выполнялся один раз в день знакомства со словом. Работа со словарными словами велась затем на каждом уроке, но по объему она была невелика. Если учащийся затруднялся вспомнить букву , то с помощью таблицы или устного объяснения , как запомнить эту букву , одноклассники помогали ему. Словарные диктанты проводились один раз в две недели .Их анализ показал целесообразность применения данной методики. Начинать работу по обучению запоминанию букв с помощью мнемотехники целесообразно на тематической группе слов « Огород» в начале 2 класса. К уроку учитель готовит корзинку с овощами ( морковь, помидор, горох, огурец). Фрагмент урока. - Пришла я сегодня в класс, а на столе корзина с овощами. Ее прислала нашему другу Почемучке бабушка. Почемучка захотел поблагодарить бабушку за посылку. Сел он бабушке письмо писать и стал старательно каждую сомнительную букву проверять. А в некоторых словах никак не проверяются – и как раз в тех, которые из письма не выкинешь. Давайте напишем эти слова и поможем Почемучке записать в пропуски пропущенные буквы. Учитель диктует слова, показывая овощи: корзина, овощи, морковь, помидор, огурец, горох. В тетрадях у детей появляется запись: к.рзина. , ов.щи ,м.рковь, п.м.дор, .гурец, г.рох. Путем подбора однокоренных слов учащиеся убеждаются в том, что безударные гласные в остальных случаях проверке не поддаются. Учитель сообщает, что правильность написания таких « упрямых» слов можно узнать в орфографическом словаре», а непроверяемые буквы в этих словах нужно запомнить. - Сегодня будем учиться запоминать слова вместе с волшебницей из сказки « Золушка» ( учитель показывает плакат с изображением ). - Помните, как она превратила тыкву в карету? А сегодня вместе с ней мы будем превращать буквы в рисунки. В слове « горох» нужно запомнить букву «о». Коснулась волшебница палочкой буквы и она превратилась… Догадались, во что? ( В случае затруднения учитель показывает горошину). Конечно, в горошину. Ведь буква «о» так похожа по форме на горошинку. Учащиеся рисуют на месте пропуска горошину и закрашивают ее зеленой ручкой или карандашом. Аналогично ведется работа со словами « овощи» и « огурец». В слове « помидор» - буква «о» превратилась в помидор , слово от радости запело: « Я- по- ми- до-р». Букву «и» нам поможет запомнить нота « ми» из песенки. Слово « морковь». Учитель заранее нарезает морковь кружочками и приставляет их в пропуск слова, записанного на доске. В результате в тетрадях учащихся появляется запись, в которой запоминаемые непроверяемые написания заменены рисунками. На этапе закрепления ребята с закрытыми тетрадями помогают Почемучке поставить буквы в слова .По памяти дети говорят , какую букву надо написать, и объясняют, как ее надо запомнить. Текст письма: « Дорогая бабушка! Большое спасибо за к..рзину с ..в..щами. Мне очень понравились и сладкий г..рошек, спелый п..мидор , хрустящий ..гурец и сочная м..рковь. До свидания. Почемучка. Такой прием запоминания имеет много преимуществ , так как : 1. На уроке осуществляется обучение, за которое выступал великий Я.А. Коменский, который говорил: « Метод обучения должен уменьшать трудности обучения, чтобы оно не возбуждало в учениках неудовольствия и не отвращало от дальнейших занятий». 2.Прием учит ребенка нестандартно, творчески мыслить, изобретать, высказывать свое мнение, видеть в слове необычное, нестандартно , эмоционально воспринимать слово. 25
3. У учащихся активизируется познавательная деятельность, что ведет к усилению положительной мотивации учения и развитию познавательных процессов. 4. Мнемотехнический прием запоминания обладает большим развивающим потенциалом, так как он обеспечивает на уроке подлинно учебную деятельность. Ребенок сам себя обучает, ставя перед собой учебную задачу: « Как запомнить эту букву интересно, быстро, легко?» и сам находит оригинальное творческое решение. Он высказывает собственное мнение. 5. Прием позволяет также создать ситуацию успеха на уроке, учащиеся испытывают удовлетворение от работы, не возникает стрессовых ситуаций для ребенка, дети уверены в том , что они способны запомнить материал любой степени сложности. 6. Рисунки-образы букв развивают детское воображение и укрепляют детскую память. Этот прием запоминания обеспечил ребятам успех в учении ,подарил радость от общения с буквой- словом. 7. Прием снизил нагрузку на природную память учащихся, возможности которой, как известно, заложены генетически, а следовательно, ограничены. Мои ученики приняли такой способ работы над словарными словами, полюбили его
11. Прием « Составление алгоритма».
Этот прием позволяет учащимся с помощью определенных шагов , последовательностей , запомнить определенные действия. При изучении темы « Правописание букв безударных гласных в корне слова , после этапа актуализации изученного , составляется алгоритм написания безударных гласных в корне. 1. Ответы на вопросы учебника на странице 91. 2. Составление алгоритма по вопросам учителя. Все шаги алгоритма можно последовательно вывести на слайде презентации или вывесить на карточках. 1 шаг. Читаю слово. 2 шаг. Выделяю корень. 3.шаг. Подчеркиваю буквы безударных гласных в корне. 4 шаг. Подбираю проверочные слова. ( Сколько безударных гласных в корне , столько проверочных слов). 5 шаг. Пишу слово, вставляю буквы. 6 шаг .Обозначаю орфограмму.
12. « Диктант с подготовкой».
В третьем классе при изучении темы « Упражнения в написании слов с буквами безударных гласных в корне» , на этапе обобщения и систематизации изученного проводится парно- групповая работа . 1. Упражнение 114. Диктант с подготовкой. Работа в парах. В парах ученики находят и обозначают в тексте знакомые орфограммы. Затем заучивают наизусть, диктуют друг другу и проводят самопроверку. Все вышеперечисленные приемы доступны учащимся , развивают не только память учащихся , но и способствуют развитию внимания , мышления, повышают орфографическую зоркость . 26

2.1 Диагностика культурной памяти младших школьников.
Как определить, дают ли положительный результат приемы, которые были описаны мной выше? Понять это можно, проводя диагностику культурной или опосредованной памяти. 1. Проведение подготовительного этапа. Для того, чтобы осуществить диагностику опосредованной памяти, необходимо предложить ребенку 30 картинок. Предлагаются такие изображения: диван, гриб, корова, умывальник, стол, ветка, земляника, ручка, лопата и грабли, автомобиль, дерево, лейка, дом ,цветок, тетради ,телеграфный столб, ключ, хлеб, трамвай, окно, стакан, постель, лодка, настольная электрическая лампа, картинка в раме, поле, кошка. 2. Диагностический этап. После того, как все картинки будут подготовлены ,раскладываем их на стол перед ребенком. Далее ребенку дается инструкция, с помощью которой учащийся вводится в курс дела. - Сейчас я тебе буду называть слова. Ты должен постараться их запомнить. Для того, чтобы тебе было легче запоминать ,можешь к каждому слову подобрать картинку ,которая поможет тебе это слово запомнить. Перечень из 15 слов: дождь, собрание , пожар, день, драка, небо, ошибка, сила, встреча, ответ, горе, праздник, сосед, труд. После того, как ребенок к каждому слову подберет картинку, можно начать проверку результата .Воспроизведение должно осуществляться следующим образом. Вы показываете ребенку ( по одной) каждую из отложенных им карточек и просите вспомнить слово, которое он с помощью этой карточки запоминал. Оценка результатов. Если количество правильно названных слов равняется 12 и более, то это говорит о хорошем уровне культурной памяти младшего школьника. Если количество правильно названных слов 9-11, то продуктивность культурной памяти средняя. Если ребенком было названо 8 слов и менее, то продуктивность культурной памяти ниже среднего.
В ходе проведения диагностики учащиеся 3 класса показали следующие результаты:


27

3. Заключение.
На сегодняшний день разработано большое количество приемов для развития памяти младших школьников. Наблюдая за своими учениками , я пришла к следующим выводам: 1. Эффективность запоминания учебного материала можно повысить, используя разнообразные приемы запоминания. Диагностика учащихся на уровень развития культурной памяти доказывают это в полной мере. Только у одной ученицы продуктивность ниже среднего. Я связываю этот результат с индивидуальными особенностями данной ученицы. 2. Используя на уроках русского языка мнемотехнические приемы, ученики развивают не только память, но и речь, внимание , мышление. Эти психические процессы тесно переплетаются между собой. 3 На смену механическому заучиванию в процессе использования мной приемов развития памяти, приходит осмысленное запоминание. Это активное запоминание. Например, перед тем, как заучить правило или алгоритм , подробно разбираем его, объясняем непонятные слова , фразы , делим на смысловые части. 4. Применение полученных знаний в деятельности - обязательное условие успешного запоминания , а следовательно и успешного обучения. Не каждому ученику от природы дается хорошая память, которая поможет освоить ему необходимый материал . Конечно, сейчас существует много способов хранения информации , однако, по моему убеждению, самое большое количество информации должно храниться в собственной памяти . Но не только хранить но и эффективно использовать полученные знания в практической деятельности. Поэтому так важно тренировать память и ее развивать Применение мнемических приёмов значительно облегчает задачу запоминания информации, делает занятия для ребят интересными , способствует созданию ситуации успеха для каждого учащегося.
4. Список литературы.
1.Петровский.А.С, Введение в психологию. – М., Прогресс, 1999г. 28
2.. Дубровина И.В, Прихожан А.М., Зацепин В.Возрастная и педагогическая психология - М., Академия, 2001г. 3. Марцинковская Т.Диагностика психической жизни детей. – М., Линка - Пресс, 2012. 4..Смирнов А.А Избранные психологические труды: В 2-х т. Т.-1.- М., Педагогика, 1987. 5. Смирнов А.А. Избранные психологические труды: В 2-х т. Т-2.- Ь., Педагогика, 1987. 6.Лапп. Исскуство помнить и забывать. – Питер, 2014. 7. Асмолова А.Г Мир восприятия и памяти. Культурно-историческая психология и конструирование миров, - М., - Воронеж, 1996. 9. Общая психология: Учебное пособие для студентов пед. Институтов /Богословский В.В., Степанов А.А., Виноградова А.Д. и др.; Под ред. В.В. Богословского и др. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: Просвещение, 1981. 10.. Петровский А.В. Общая психология. – М., 1986. 11. Выготский Л.С Память и ее развитие в детском возрасте.. Лекции по психологии. – М., Психология, 1999. 12. У. Джеймс. Память. – М., Психология, 2010г. 13. Немов Р.С. Психология: Учебное пособие для учащихся пед. училищ, студентов пед. институтов и работников системы подготовки, повышения квалификации и переподготовки пед. кадров. – М., Просвещение, 1990. 14. Данилова И.В., Прихожан А.М. Психология: Учебник для студентов средних педагогических учебных заведений., - М., Академия, 2016.

29


В раздел образования