Напоминание

Предупрежденикое оптической дисграфии у дошкольников


Автор: Шенкель Людмила Петровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ ЦРР - детский сад №2
Населённый пункт: Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский
Наименование материала: Статья
Тема: Предупрежденикое оптической дисграфии у дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Учитель-логопед Шенкель Людмила Петровна Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка - детский сад № 2, Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский Русский язык очень сложен по своей структуре, и поэтому чем раньше начать обучение ребенка грамотному чтению и письму, тем легче ему будет учиться в школе. Психологами и педагогами выявлена закономерность: если ребенок к концу подготовительной группы детского сада, знает буквы, умеет прочитать слово, составить небольшой рассказ по картинкам, запомнить и пересказать небольшой текст, таким детям легче овладевать учебной программой по всем предметам, особенно по русскому языку. Нарушение чтения и письма у детей чаще всего возникают в результате общего недоразвития всех компонентов языка: фонетико-фонематического и лексико-грамматического, поэтому работа должна вестись по нескольким направлениям: 1. Формирование звукопроизношения, уточнение артикуляции звуков. 2. Развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза слов, фонематических представлений. 3. Расширение словарного запаса, обогащение активного словаря. 4. Развитие мышления, памяти, слухового и зрительного внимания. 5. Формирование связной речи: необходимо научить детей разным видам пересказа ( подробному, выборочному, краткому), составлению рассказа по серии картинок , по одной сюжетной картинке, по предложенному плану, по заданному началу или концу и т.п.
6. Совершенствование пространственно-временных ориентировок на себе на листе бумаги, развитие способности к запоминанию, автоматизации и вос- произведения серий, включающих несколько различных движений (тест Озерецкого« кулак-ребро-ладонь»), пробы Хега , рядоговорение (времена года, дни недели ). 7. Развитие мелкой моторики рук с использованием массажа и самомассажа пальцев рук, игры с пальчиками , обводки, штриховки, работы с ножницами, пластилином и др. 8. Развитие тактильных ощущений: посредством дермолексии проводят профилактическую работу по предупреждению дислексии (необходимо узнать, какую букву «написали» на спине, на руке, в воздухе рукой ребенка, узнать буквы на ощупь и т.д.). 9. Расширение «поля зрения» ребенка. 10. Развитие конструктивного праксиса путем моделирования букв из палочек из элементов букв, реконструирование букв. 11. Подготовка к обучению грамоте : знакомство с основными понятиями (предложение, слово , слог, буква, звук ), составление схем и т.д.

Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне буквы
Буквы, которые вызывают затруднения из-за свойств зеркальности Б В Г Д Е З И К Р С У Ч Э Ю Я Прежде чем приступать к работе по различению правильной буквы и ее Зеркального двойника, проводится подготовительный этап, помогающий развивать у детей ориентировку в пространстве, на себе , на листе бумаги. Дети должны усвоить понятия «верх», «низ», «право», «лево». При оптической форме дисграфии у детей наблюдается нарушение зрительного восприятия, анализа и синтеза , а так же моторных координаций; неточность представлений о форме и цвете, величине предмета; недоразвитие памяти, пространственного восприятия и представлений, трудности оптико- пространственного анализа, несформированность оптического образа буквы. Дети путают различные буквы, сходные по оптическим или кинетическим признакам. Смешение букв по кинетическому и оптическому сходству не следует принимать за обыкновенные «описки» . Работу по пре- дупреждению оптической дисграфии целесообразнее начинать с 5-6 лет:
- зрительное восприятие ( восприятие цвета, размера, формы, размера и величины предметов ); - буквенный гнозис (восприятие цвета, формы, размера и величины букв; дифференциацию расположения элементов букв); - операции зрительного анализа и синтеза; - объем зрительной памяти ( зрительный мнезис: запоминание формы, цвета, последовательности и количества букв и предметов); - пространственное восприятие и представления ( ориентировка в окружающем пространстве); - речевые средства, отражающие зрительно-пространственные отношения; - зрительно-моторные координации; - Умение различать смешиваемые по оптическим признакам изолированные буквы. Детям предлагаются разнообразные виды заданий и игр по концентрации внимания, четкости выполнения инструкции , формированию зрительно- пространственного восприятия. 1. Выкладывание букв из палочек с фиксированием внимания на том, в какую сторону направлена буква, где расположены ее элементы и в каком количестве. 2. Определение букв, написанных на карточках, где представлены как правильные так и ложные ( зеркальные ) буквы. 3. Ощупывание картонных букв с закрытыми глазами. Необходимо определить на ощупь, какая буква в руках, назвать ее, придумать слова с этим звуком.
5. Найти недостающие элементы буквы. Для этого обращаются к игре«Буква сломалась». Какая буква сломалась ? 6. Обведение букв по трафарету, шаблону, выкладывание контура буквы семечками, ниточками, проволокой и т.д. На что похожа буква? 7. Демонстрация букв в разном положении : 8. Систематическое придумывание слова на заданный звук. Связь звука и буквы , а так же их различия объясняются на каждом занятии. Дети должны усвоить , что звук мы произносим и слышим, а буквы мы видим и пишем. 9. Согласные звуки могут иметь пару: твердый – мягкий звуки, обозначаются одной буквой. 10. Поиск букв , наложенных друг на друга. 11. Придумывание слов на данный звук в определенной позиции : Начало конец середина
______________ _____________ _____________ 12. Реконструирование букв, (Например : из буквы П можно сделать Н, нередвинув одну палочку т.д.). 13. Конструирование букв из элементов.
Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне слога
Это наиболее многочисленная и разнообразная по типам группа ошибок. Несформированность действия звукового анализа проявляется в виде следующих типов специфических ошибок : пропуск, перестановка , вставка букв или слогов. Пропуск свидетельствует о том , что ребенок не вычленяет в составе слова все его звуковые компоненты. Перестановки букв и слогов являются выражением трудностей анализа Последовательности звуков в слове. Вставки наблюдаются при стечении согласных. Чтобы предотвратить эти ошибки у ребенка целесообразно проводить систематически следующие виды игр и упражнений: 1. Придумывание слов на заданный слог в определенной позиции. Например СА: САни наСАдка лиСА Сахар поСАдка коСА Самовар уСАдьба полоСА 2. Составление схем слогов с использованием цветных фишек: для гласного звука – красный цвет, для твердого согласного – синий цвет, для мягкого согласного – зеленый цвет. А так же обратное задание : по данной
схеме назвать слог. 3. Игра « Живые буквы». Детям выдаются буквы. Они должны найти себе пару , так чтобы получился слог. 4. Составление слога по картинкам с выделением первых звуков, последних. Например: даны картинки , на которых изображены улитка, муравей. Составим слог по первым звукам : УМ Поменяем картинки местами и выясним, какой теперь получился слог. 5. Определение последовательности звуков в слоге, фонематический анализ открытого и закрытого слога предлагается вести в следующей последовательности: - Анализ обратного или закрытого слога ( УМ, АП …). Сначала выделяют гласный звук, а затем согласный после него. - Анализ открытых слогов ( МУ, ПА…). - Дифференциация открытых и закрытых слогов, состоящих из одинаковых звуков ( АП – ПА, УМ – МУ…). Коррекционная работа проводится обязательно с использованием обозначений слогов при помощи символов - схем. - Вызывает интерес у детей игры «перевертыши» ( переставление слогов в словах, например : КАША – ШАКА…). Первый этап работы - подготовительный . (Невербальный уровень ). - Концентрация внимания. - Работа над ритмической стороной речи. - Работа по развитию переключения и координации. Второй этап работы - коррекционный . (Вербальный уровень).
1.Уровень гласных звуков, букв, со слогообразующей ролью гласного. 2.Уровень слогов, слов ( двусложных слов, трехсложных слов, Сложных слов со стечением согласных).
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ОШИБОК ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА НА УРОВНЕ СЛОВА
1. Вначале необходимо дать детям понятие « слово». Слова бывают короткие и длинные. Самые короткие слова называют – союзы и предлоги, состоящие из одной буквы : У, И, К, В, С. Поэтому при изучении звука и буквы «а» дети знакомятся с союзом «а» . При составлении предложения используются картинки, между которыми Написана буква «а» (противительный союз). Морковь - овощ, а яблоко - фрукт. Морковь растет в огороде, а яблоко - в саду. Из моркови делают салат, а из яблок - компот. 2. Заучивание считалок. Предлагается четко произносить каждое слово, ограничивая их взмахом руки. 3. Для работы с предлогами используем схемы, где предлог - маленький человечек. 4. Отгадывание ребусов стимулирует умственную деятельность, а также
дает прекрасные возможности для заучивания предлогов, их роли. 5. Необходимо учить детей дифференцировать слова, отвечающие на разные вопросы : - после того, как он выделен, его нужно назвать изолированно так, как он слышится в слове ( МЯЧ – 1-й звук «мь» , МАК – 1-й звук «м»); - интонационное выделение гласных звуков не рекомендуется, т.к .при их длительном произнесении слово распадается на слоги и артикуляция уже не выполняет функции обследования звукового состава слова ; - словесный материал подбирается таким образом, чтобы дети тренировались в выделении звуков, расположенных в слове в разных позициях: первый, последний, в середине слова, но нельзя включать такие слова, которые оканчиваются на звонкий согласный, потому что он оглушается (ЁЖ - «ЁШ»). Следует отметить, что формирование фонематических процессов, а так же обучение грамоте производится только на материале правильно произносимых ребенком звуков и слов, в противном случае невозможно обеспечить точную и полную связь между буквой и звуком. Знакомство с буквой следует начинать по мере введения в речь ребенка соответствующих знаков, не дожидаясь коррекции недостатков произношения в целом. С самого начала обучения вводится различие на слух твердых и мягких согласных звуков. Для различения твердых и мягких согласных используются два приема : «обнимание» ладошкой горлышка (голосовых связок) и закрывание ладошкой ушей. Термины при этом не используются: парные согласные звуки дети называют братцами : твердый согласный – большой братец, а мягкий согласный – маленький братец, а одинаковые согласные
они называют товарищами. В средней группе даются знания о первом звуке в слове. Дети учатся составлять предложения с использованием « живой модели», беря на себя роль слова, предложения о действиях детей . В процессе целенаправленного обучения у дошкольников воспитывается фонематический слух, речевое внимание и они овладевают знаниями, необходимыми для проведения звукового анализа слов и всего дальнейшего обучения грамоте. Основная задача обучения грамоте в старшей группе – формирование у детей общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова. Под звуковым анализом слова понимается определение порядка следования звуков в слове, установление различной роли звука, основных качественных характеристик звука. Обучение детей звуковому анализу начинается с определения последователь- ности звуков в нем. Выделять последовательность звуков нужно при помощи неоднократного произнесения слова с последовательным интонационным выделением каждого звука. Так, при анализе сова ЖУК ребенок должен произнести его три раза : ЖЖук, жУУк, жуК. Но дети не могу овладеть звуковым анализом, только произнося слова вслух. Необходимо показать им слово предметно, представив его звуковую структуру в виде модели. Реально представить слово даёт возможность картинка – схема его звукового состава. На ней помещается рисунок – предмет, название которого ребенок должен разобрать, и ряд клеточек под рисунком, которые последовательно заполняются фишками. Количество клеточек соответствует
количеству звуков в слове. Рисунок помогает ребенку видеть предмет, название которого анализируется, схема дает возможность определить количество звуков в слове и выполняет контрольную функцию : если ребенок при анализе пропустит какой-либо звук, будут заполнены не все клеточки - и он увидит, что где-то ошибся. Самое пристальное внимание необходимо в это время сосредоточить на обучении детей последовательному интонационному выделению звуков в слове в соответствии с движением указки под схемой. Хорошо отработанное действие интонационного выделения звука в слове, когда ребенок последовательно движется от первого звука к последнему, является основой будущего грамотного, без пропусков письма. После того, как дети овладевают навыками проведения звукового анализа простейших слов, их знакомят с гласными звуками. Дети узнают, что этим звукам ничего «не мешает» - ни зубы, ни губы, ни язык : воздух легко «выходит» изо рта. Чтобы удостоверится в правильности своих выводов, дети с помощью взрослого «проверяют» все звуки, произнося их, и наблюдают, не мешает ли что- либо во рту их выговариванию. Полено, чтобы взрослый иногда «ошибался» и настаивал на том, что «необыкновенным» звуком в слове является, например, звук [ c ]. Пусть дети сами доказывают, почему это не так. Детям даётся понятие, что эти «необыкновенные» шесть звуков называются гласные, и, разбирая слова обозначить их нужно красной фишкой. Далее дети узнают о согласных звуках, произнесению которых всегда что- то «мешает» - губы, зубы, язык. Дети уже знают, что у звуков есть «братцы», различают большого и малого «братцев», поэтому сразу вводится название
твердых и мягких согласных звуков : большой братец – твердый согласный звук, маленький братец – мягкий согласный звук; твердый согласный звук будем обозначать синей фишкой, а мягкий – зеленой. В процессе овладения звуковым анализом слова дети убеждаются в том, что звуки [Ж], [Ш] не имеют мягкой пары [Ч] , [Щ], [Ц] не имеют твердой пары. В период знакомства с гласными, твердыми и мягкими согласными звуками дошкольники переходят к анализу четырех звуковых слов разного состава: роза, слон, лист, аист, паук. Звуковой состав каждого слова сравнивается с предыдущим, определяются их сходства и различия. После этого дети знакомятся с ударением, учатся выделять в слове ударный слог и ударный гласный звук. Ударение помогает представить слово единым целым. Поэтому правильное выделение ударения при чтении в будущем позволит детям преодолеть по слоговое произнесение слова и перейти к чтению целыми словами. На этом же этапе очень важно обучение детей делению слов на части. Дети Должны усвоить, что в слове сколько гласных звуков, столько и слогов. В процессе обучению грамоте дошкольники знакомятся с предложением. Учатся составлять предложения из 2- 4 слов. Дети делят предложения на слова, Называют их по порядку, переставляют, добавляют или заменяют их. В подготовительной к школе группе решаются следующие задачи: учатся анализу и синтезу предложений разной конструкции, знакомятся со всеми буквами алфавита, усваивают некоторые правила орфографии, выкладывают слова и предложения из букв разрезной азбуки с применением правил орфографии, овладевают слоговым и слитным способами чтения.
При работе с предложением, дети продолжают работу, в предыдущих группах. При выполнении звукового анализа слов дети знакомятся с гласными буквами и правилами их написания после твердых и мягких согласных звуков. Дети должны усвоить, что буквы А, О, У, Ы, Э пишутся после твердых согласных, а буквы Я, Е, Ё, Ю, И - после мягких. Дети узнают, что буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слова или после гласного звука обозначают два звука : «йэ», «йо», «йу», «йа». В течение года решается задача ознакомление детей со всеми буквами русского алфавита. Каждую введенную букву дети рассматривают, говорят, на что она похожа. Они знакомятся с маленькой, так и с заглавной буквой. Узнают правила, что с заглавной (большой ) буквы начинается слово в том случае, если оно означает имя, фамилию, название города, кличку животного или если это первое слово в предложении. Если написание маленькой и заглавной букв различно, то дети находят в них сходство и различие. Этот прием используется с целью лучшего запоминания букв. При составлении предложений дети должны усвоить следующее правило: - предложение начинается с большой буквы; - слова располагаются на расстоянии друг от друга; - буквы в словах выкладываются рядом; - в конце предложения ставится точка, которая обозначает, что предложение закончилось.
Как помочь ребенку, если он забывает, путает, неправильно пишет буквы?
1. Различает ли ребенок понятия «слева», «справа»?
Ребенок должен уметь правильно выполнять задания: покажи свое правое ухо, левую ногу, и т.д.; расскажи, что ты видишь справа от себя, что слева. Если ребенок пишет букву не в ту сторону - чаще всего это следствие несформированных понятий «слева» и «справа». 2. Если ребёнок затрудняется складывать картинки из шести кубиков, то это Следствие недоразвития зрительно-пространственного анализа и синтеза. Очень полезны для развития пространственных представлений и зрительного восприятия игры – занятия с различными «конструкторами» и «строителями». При оптической форме дисграфии чаще всего у детей наблюдается нарушение зрительного восприятия, анализа и синтеза, а так же моторных координаций; неточность представлений о форме и цвете, величине предмета; недоразвитие памяти , пространственного восприятия и представлений, трудности оптико – пространственного анализа, несформированность оптического образа буквы. Дети при письме путают различные буквы, сходные по оптическим и кинетическим признакам. Смешение букв по кинетическому и оптическому сходству не следует принимать за обыкновенные «описки» , так как они не связаны ни с произношением, ни с правилами орфографии. Такие ошибки могут повлечь за собой снижение качества письма и чтения. При оптическом виде дисграфии следует развивать у ребенка : - зрительное восприятие (восприятие цвета, размера, формы, величины предметов); - буквенный гнозис (восприятие цвета, формы, размера и величины букв дифференциацию расположения элементов букв);
- операции зрительного анализа и синтеза; - объём зрительной памяти ( зрительный мнезис: запоминания формы, цвета, последовательности и количество предметов); - пространственное восприятие и представления (ориентировку в схеме собственного тела и ориентировку в окружающем пространстве); - речевые средства, отражающие зрительно- пространственные отношения; - умение различать смешиваемые по оптическим признакам изолированные буквы. Формирование изобразительно-графических способностей предлагается проводить в двух направлениях: развитие графо-моторных навыков и овладение графической символикой. При наличии выраженной недостаточности зрительно-моторной координации начинают занятия со штриховки по контуру, обводки, срисовывание геометрических фигур. Дифференциация правых и левых частей тела начинается с выделения ведущей правой руки. Рекомендуются следующие виды заданий: 1. Показать, какой рукой надо кушать, писать, рисовать, здороваться. 2. Показать левую руку ( правую), показать карандаш левой (правой) рукой, взять книгу правой ( левой ) рукой и т.д. В дальнейшем детям предлагаются следующие задания : положить кубик слева от машинки, где находится мишка по отношению к ели и т.д. При устранении оптической дисграфии проводится работа по уточнению пространственного расположения различных фигур. Примерные задания: 1. Нарисовать грибочек справа или слева от елки.
2. Положить кружок, справа от него - треугольник, слева от треугольника положить квадрат. 3. Нарисовать домик, ниже домика - мяч, справа от домика – грибок и т.д. Далее продолжать работу по определению пространственных соотношений элементов графических изображений и букв. Одновременно проводится работа по развитию зрительного расчленения графических изображений и букв на составляющие их элементы, по определению сходства и различия между графическими изображениями и буквами.
Рекомендуемые задания:
а) Найди фигуру, букву в ряду сходных. Л - М П - Н Г - Т К -Х О - С В - Б П - И б) Срисовать фигуру или букву по предложенному образцу. в) Сложить из палочек фигуры ( сначала по образцу, потом по памяти). г) Сконструировать буквы из предъявленных элементов. д) Реконструировать букву, добавляя, убирая, заменяя элементы. Для лучшего усвоения буквы рекомендуется ощупывание и узнавание рельефных букв, срисовывание, вырезание букв, лепка букв из пластелина, обведение контура, письмо букв в воздухе, определения сходства и различия смешиваемых букв. Чтение слов по полбукве. Половина слова (верхняя или нижняя) Закрывается. Дети должны догадаться, какое слово написано. Работа с изографами. На картинках слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь.

Предупреждение ошибок чтения письма на уровне словосочетания
1. Согласование существительных с прилагательными. - подбор как можно больше словк предлагаемому, отвечающих на вопросы: какой?, какая?, какие?. - подбор существительных к данному прилагательному; - предъявление сочетаний с пропущенными окончаниями прилагательного; - предъявление детям неверно составленных сочетаний. «Помоги Незнайке исправить ошибки». 2. Сочетание существительных с глаголами. 3. Сочетание существительных с числительными.
Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне предложения
1. Составление предложений по схемам. 2. Составление предложений с переставленными словами. 3. Пропуск прилагательных, глаголов в предложениях. 4. Выделение границ предложений в тексте. (Предлагается детям хлопнуть в ладоши, когда по их мнению, смысловая фраза закончилась. Взрослый монотонно читает фразы).

Предупреждение ошибок чтения и письма на уровне текста
1. Чтение деформированных текстов, где существительные заменены картинками. 2. Составление рассказов по серии картин, по одной картинке, по заданному началу или концу рассказа, по опорными сигналами. 3. В небольшом тексте определить порядок следования предложений, расположенных в нарушенной последовательности. 4. Составление рассказа с использованием схем, с нарушенной последовательностью.


В раздел образования