Напоминание

Развитие орфографической зоркости - как один из приемов повышения грамотности учащихся.


Автор: Хабарова Светлана Владиславовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ СОШ №547
Населённый пункт: город Санкт-Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Развитие орфографической зоркости - как один из приемов повышения грамотности учащихся.
Раздел: начальное образование





Назад





Развитие орфографической зоркости - как один из приемов повышения

грамотности учащихся.
На данном этапе развития образования осуществляется переход на Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, который предъявляет особые требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Согласно Стандарту, на первое место выдвигается достижение личностных и метапредметных результатов, среди которых значительная роль отводится задачам, связанным с формированием универсальных учебных действий, в частности коммуникативных и регулятивных. Особое значение придается языковому образованию, которое ориентировано на «формирование первоначальных представлений… о языке как основе национального самосознания; понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач». В связи с этим становится актуальной проблема становления функционально грамотной языковой личности младшего школьника, неотъемлемой часть чего является поиск эффективных способов обучения орфографии учащихся начальной школы. От того насколько полно будут сформированы навыки правописания в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребёнка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать родной язык в письменной форме. Программой начального обучения по русскому языку для каждого класса предусмотрено усвоение орфограмм. Но как научить грамотно писать? Этот вопрос волнует многих учителей. Учебники русского языка для начальных классов учат правописанию чаще всего на текстах с пропущенными буквами. Таким образом, орфографическую задачу ставит перед собой не ученик, а автор учебника. Ученику остаётся лишь решить поставленную перед ним задачу, и он успешно с этим справляется. Такая форма работы становится механической. А при написании диктанта учащиеся допускают ошибки по той причине, что не находят место в слове, где нужно применить правило. Отсюда в диктантах, творческих работах и изложениях у учеников встречается немалое количество ошибок. Умение обнаруживать и умение распознавать орфограммы являются основополагающими в системе орфографических умений. Вот почему одной из важнейших причин низкой грамотности учащихся является их неумение «видеть» орфограммы. По мнению Львова М.Р. «эта причина сводит на нет хорошее знание правил и умение их применять: школьник не видит орфограмм в процессе письма». Развитие орфографической зоркости – это один из приёмов повышения грамотности. Cуществует множество методических приемов, позволяющих предупредить ошибки, развивающие орфографическую зоркость, навык звукобуквенного анализа, самоконтроль. Еще методисты прошлого считали, что существуют факторы и условия,
способствующие формированию грамотного письма. Все мы знаем роль зрительных, слуховых, рукодвигательных факторов. Что бы научиться видеть орфограммы в слове и уметь проверить их написание нужно пройти четыре этапа. Первый этап – подготовительный, начинается в период обучения грамоте. В это время дети учатся распознавать гласные и согласные звуки в слове, так как один из способов проверки написания букв будет зависеть именно от этого. Второй этап – работа с орфографическим правилом. Изучение самого правила состоит из следующего: 1. Подготовка к восприятию, наблюдение над словами, содержащими 2. Анализ закономерности орфографического правила, наблюдение над тем, как оно работает. 3. Анализ правила, сопровождающийся алгоритмами, которые помогают научиться пользоваться им. 4. Воспроизведение правила через громкое речевое проговаривание. 5. Наблюдение применения правила. Третий этап – повторения правила. В момент повторения необходимо дальнейшее расширение представлений об изучаемом элементе, его связи с языковыми явлениями. Четвёртый этап – запоминание непроверяемых написаний. Многократное орфографическое повторение слов с непроверяемыми или трудно проверяемыми буквами помогает запомнить написанное. Все орфограммы изучаемые в начальной школе классифицируются в таблице:
Орфограммы 1

согласных звуков

Орфограммы 2

гласных звуков

Орфограммы 3

без звуков
буквы парных согласных по звонкости-глухости непроизвольные согласные удвоенные согласные в суффиксах
-онн-
,
-енн-
Но! Ветреный, стеклянный, деревянный, оловянный Непроверяемых гласных в корне Безударных гласных в корне, проверяемых ударением Гласных в суффиксах – запоминаем Но! Проверяем в суффиксах
-

ек-
,
-ик-
Наречия: с приставками
с-
,
из-
,
до-

-

а
;
в-
,
на-
,
за-


безударные гласные в окончаниях существительных, прилагательных, глаголов Ь – показатель мягкости Ь – разделительный Ь – показатель грамматических форм: 1. Ж.р. после шипящих на конце слова; 2.
-чь
– неопределённая форма глагола; 3. – 2-е лицо глаголов единственного числа настоящего и будущего
(простого) времени 4. Ъ – разделительный Чтобы успешно применять правила для грамотного письма, необходима способность видеть сомнение в словах. Этому способствует система упражнений, применяемая на протяжении всех лет обучения в начальной школе.
Приёмы, в наибольшей степени, развивающие орфографическую зоркость.

1.

Списывание.
Алгоритм списывания: · Внимательно прочитай предложение. · Повтори его , не заглядывая в текст. · Подчеркни в предложении все орфограммы. · Прочитай предложение орфографически. · Повтори еще раз предложение, орфографически проговаривая все звуки. · Закрой текст. Начинай писать, диктуя себе по слогам (орфографически) и подчеркивая орфограммы. · Сверь списанное с текстом, особое внимание обрати на орфограммы. Чтобы вызвать и поддержать желание заниматься
списыванием дома,
можно предлагать ,по желанию, выписывать из любимых книг наиболее понравившиеся отрывки. Кроме того рекомендовать детям и родителям так называемое «устное списывание». В течение 5-10 минут ребёнок орфографически читает текст вслух, затем мама называет любое слово из прочитанного орфоэпически, а ребёнок диктует его запись орфографически. Время для списывания желательно отводить на каждом уроке. На отдельных уроках оно может сводиться к одному предложению. Причём списывание может дополняться грамматическими заданиями. Особое внимание надо уделять
выборочному списыванию
, что является подготовительной работой к обучению выборочным диктантам. Установкой к выборочному списыванию могут быть следующие задания: 1. Выпиши предложения, выражающие основную мысль текста; восклицательные предложения, побудительное, вопросительное, повествовательное; предложение, соответствующее схеме и т.д. 2. Выпиши слова-синонимы, антонимы, родственные слова. 3. Выпиши слова с определённым видом орфограмм; распредели слова из текста по группам, в зависимости от вида орфограмм. 4. Выпиши слова с пропущенными буквами, определи, какая часть слова не дописана, укажи грамматические признаки слов. 5. Спиши слова определённой части речи. 6. Выпиши словосочетания.
2.

Комментированное письмо.

Перед учеником-комментатором ставится задача – объяснить орфографическое действие наиболее полно, чтобы оно стало понятно другим.
3.

Письмо с проговаривание.
Объединяет весь класс, постепенно все ребята начинают работать в хорошем темпе. Проговаривание – своего рода предупреждение ошибок. 4.
Письмо с пропуском орфограмм.
Ученикам дается разрешение пропускать букву, если не знаешь, какую написать.
5.

Какографические упражнения.
Предусматривают исправления учениками умышленного допущенных в текстах ошибочных написаний.
6.

Скоростное письмо.
Самым эффективным приемом для выработки скоростного письма является списывание на время. Методика его проведения такова: 1. Чтение текста хором с учителем (орфоэпическое). 2. Самостоятельное чтение хором. 3. Объяснение орфограмм (коллективно). 4. Считают количество предложений в тексте. 5. Чтение по предложениям. 6. Орфографическое чтение. 7. По команде учителя запись текста на время (1-2 мин.). 8. Подсчитать количество записанных слов, записать на полях. 9. Проверка написанного.
7.

Письмо по памяти.
Определённое место на уроках русского языка должно отводиться письму по памяти. Письмо по памяти проводится по следующей схеме: 1. Чтение (орфоэпическое) текста, работа по содержанию. 2. Орфографическое чтение учителя, детьми, орфографический разбор. 3. Упражнение в запоминании. 4.Орфографическое чтение слов с орфограммами. 5. Запись. 6. Проверка.
8.

Диктант
·
Предупредительный диктант
·
Объяснительный диктант
·
Выборочный диктант
·
Свободный диктант
·
Самодиктант
·
Зрительно-слуховые диктанты

Цель – предупреждение ошибок. На доске записывается текст. Этот текст выразительно читается, затем выделяются наиболее интересные с точки зрения орфографии слова, объясняется их правописание, отдельные слова проговариваются. Затем учащимся предлагается «сфотографировать» отдельные слова и увидеть их внутренним зрением (закрыть глаза и написать). Текст на время закрывается, и дети еще раз отвечают на вопросы, проговаривают трудные слова. Класс настроен написать текст без ошибок. Попутно оттачивая зрительную память. ·
Диктант с постукиванием.
Во время диктанта учитель постукивает по столу в тот момент, когда произносит слово с орфограммой. Это постукивание заставляет ученика думать. ·
«Проверяю себя».
Выполняя этот диктант, учащиеся могут спрашивать у учителя, как пишется то или иное слово. ·
Словарный диктант.

8. Орфографические минутки

Профессор Львов М.Р. выделяет шесть этапов, которые должен пройти

школьник для решения орфографической задачи:
1)увидеть орфограмму в слове; 2) определить ее вид: проверяемая или нет, если да, то к какой грамматико- орфографической теме относится, вспомнить правило; 3) определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы; 4) определить «шаги», ступени решения и их последовательность, т. е. составить алгоритм решения задачи; 5) решить задачу, т. е. выполнить последовательные действия по алгоритму; 6) написать слово в соответствии с решением задачи и осуществить в более обобщенном виде те же этапы представляет Учиться с увлечением, зажечь в глазах каждого ученика огонёк, привитие тяги к знаниям – вот основные условия успеха. Большую помощь в работе оказывают новейшие технологии – использование компьютера и мультимедийного проектора, проектная деятельность в начальной школе, презентации и тесты – всё это оживляет учебный процесс и позволяет добиться успехов в работе. Тема урока: «Изменение глаголов по временам»
Распределите слова на три группы

Цв..тёт, вып..лзли , прол..ёт, проплыл, выл..тит, рисует.

Настоящее время

Прошедшее время

Будущее время

Цветёт,

Выползли,

Прольёт,


рисует.

проплыл
.
вылетит.

Тема «Слова с двумя безударными гласными в корне»

Самоопределение к деятельности.

Распредели слова на две группы

1 ряд

Хв.. лить, п..сьмо , б..р..да, з..рно , х..л..д, н..б..са, ч..стота , в..с..лить.

(слова с одной гласной в корне и двумя безударными гласными в корне)

2 ряд

В..с..лить, с..бака, тр..ктор , б..р..да, х..л..д, ч..тыре, п..мидор, н..б..са.

(слова с непроверяемыми гласными в корне и двумя безударными гласными в корне)

3 ряд

Шар.., б..р..да, гла…, клю…, х..л..д, кру.., н..б..са,бере…, в..с..лить.

( слова с парным согласным на конце слова и двумя безударными гласными в корне)

Выпишите слова с двумя безударными гласными в корне

Море пламенем горит,

Выбежал из моря кит:

«Эй , пожарные, бегите!

Помогите, помогите!»

Здравствуй,

Солнце золотое!

Здравствуй,

Небо голубое!

Тема: «Род имён существительных»

Закрепление.

Спишите, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки. Укажите род имен

существительных, выделите окончание


Б…рег , б…седа , г...р..зонт , оз..ро , к..стер , св..бода, шо(с,сс)е, ..кскурс..я, а(л,лл)ея,

завтр..к, з..мл..ника, ябл..ко, лес..ница, п..м..дор, рад..о, т..варищ, р..шение.

Литература:
· Львов М.Р. «Правописание в начальных классах», М., Пр. 1990. · Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения. М., Пр. 1993. ·Борисенко. И. В. Обучение младших школьников правописанию. Начальная школа 1998 год №3. · Хотенцева. Г. И Работа над орфографическими ошибками. Начальная школа 1995 год №4. · Фролова Л.А. Структура орфографической зоркости и условия её развития у младших школьников. Начальная школа.- 2001 №5. · Фролова Л.А. Теоретическое обеспечение орфографической деятельности младших школьников. Начальная школа . Ермакова Е. « Становление функционально грамотной языковой личности младшего школьника при изучении русского языка» 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания (русский язык, уровень начального образования) .Авторефератдиссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Челябинск


В раздел образования