Автор: Гайсина Бибигуль Каирлиновна Должность: учитель начальных классов Учебное заведение: МОУ "СОШ № 102" Населённый пункт: город Саратов, Саратовская область Наименование материала: доклад Тема: Развитие речи младших школьников Раздел: начальное образование
Доклад
на тему: «Развитие речи, как средство общения детей»
Учитель: Гайсина Б.К.
Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас.
Разговаривая с другими, мы пользуемся речью как средством передачи своих
мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций
человека. Именно речь отличает человека от других представителей живого
мира. Именно через общение с другими людьми человек реализовывает себя
как личность.
Речь - это форма мышления. Основная функция речи - общение, сообщение или,
как принято говорить, коммуникация. Готовность или неготовность ребенка к
обучению в школе во многом определяется уровнем его речевого развития. Чем
лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее он
овладеет чтением и письмом. К шестилетнему возрасту словарный запас
нормально развитого ребенка составляет от 3000 до 7000 слов. Среди некоторых
родителей часто бытует ошибочное мнение, что если ребёнок знает цифры и
названия букв и немного их пишет, то это означает, что он готов к школе.
Однако освоение ребёнком этих навыков и знаний не является достаточным
условием и критерием его подготовленности к школе. Помимо знания цифр и
букв есть нечто более важное, что подчас упускают родители в их работе по
подготовке детей к школе. Это - устная речь ребёнка, развитие которой является
необходимым условием для успешного усвоения им письменной речи
(чтения).Будущий школьник должен иметь достаточный словарный запас, уметь
грамотно и логично излагать мысли, запоминать и читать стихи, а также
пересказывать короткие тексты. От степени богатства и грамматической
правильности устной речи ребёнка зависит понимание им прочитанного.
Иными словами, каждому ребёнку необходимо обладать к началу занятий в
первом классе школы достаточным уровнем развития связной устной речи и
мышления.Не все родители понимают значимость процесса развития речи
детей. Некоторые считают, что их дети и так самые умные, некоторые считают,
что у них нет сил для этого, многие думают, что детский сад и так всё за них
сделает.
Поэтому основная роль по развитию устной речи лежит на воспитателях,
логопеде. Одной из главных задач подготовительной к школе группы является
формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими
литературным языком своего народа.
Чтобы ускорить и облегчить процесс усвоения ребёнком необходимых
навыков, необходимо совместить в своей работе по подготовке ребёнка три
одинаково важных и взаимно связанных компонента - общение с ребёнком, игра
с ним и его обучение. При этом можно использовать как простые, известные
всем нам с детства обучающие игры, так и специальные и разработанные
психологами
методики
обучения.
Для
того
чтобы
ребёнок
одновременно
и
получал удовольствие от этих игр, и успешно осваивал необходимые для его
развития навыки, не понадобится ни специальное помещение, ни абсолютная
тишина.
Все
это
можно
делать
с
тем
же,
если
и
не
большим,
успехом
в
свободной и совершенно непринуждённой обстановке - на детской площадке, в
группе,
на
экскурсии,
в
музыкальном
зале.
Чрезвычайно
необходимы
для
развития ребёнка и разнообразные детские игры, рисование, лепка и другие
виды детского творчества.
Важнейшей
предпосылкой
для
развития
речи,
является
правильная
организация обстановки в группе, в которой у детей появилось бы желание
говорить, называть окружающее, вступать в речевое общение.
Развитие речи традиционно осуществляется в разных видах деятельности
детей: на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, явлениями
окружающей действительности, обучение грамоте, а так же вне занятий, в играх
и художественной деятельности, в повседневной жизни ребенка.
Наиболее интенсивно развитие речи формируется у детей на занятиях по
ознакомлению
с
художественной
литературой.
Это
чтение
литературных
текстов
и
их
пересказов,
а
также
заучивание
стихотворений
и
малых
фольклорных форм.
Чтение
художественных
произведений
привлекает
детей
не
только
содержанием,
но
и
образной
формой.
Обязательно
чтение
сопровождать
разнообразным
наглядным
материалом:
это
иллюстрации,
расстановка
силуэтов,
игрушек.
Необходимо
учить
детей
строить
простые
и
сложные
предложения,
пользоваться
выразительными
средствами
(сравнениями,
эпитетами, метафорами, синонимами), которые были использованы в тексте.
Это
все
ведет
к
овладению
пересказа,
к
углублению
и
уточнению
художественного восприятия литературных произведений.
При
заучивании
стихов,
малых
фольклорных
форм,
особое
внимание
уделять
интонации,
выразительности
чтения.
Это
способствует
смысловой
законченности
стихотворения,
чистоговорок,
потешек
и
развитию
образной
речи.
Формирование лексической стороны речи происходит на занятиях по
ознакомлению
с
окружающей
действительностью,
оно
занимает
одно
из
важных мест в работе по развитию речи. На этих занятиях дети усваивают
словесные обозначения - это название предметов, материалов. Знакомя детей с
окружающей действительностью: лесом, полем, садом, понятием об овощах и
фруктах, о съедобных не съедобных грибах, транспортом, семьёй, свойствами
материалов (металл, дерево, пластмасса), профессиями и т.д., стараться как
можно больше пополнить словарный запас. Учить детей образовывать слова в
роде, числе и падеже; называть родственные слова, определять и называть
признаки предметов, а так же уметь объяснять многозначность слов. Например
дерево: ствол - ветви - хвоя -листья - зеленое - пушистое - растет - стареет и т.д.
или слово игла: нить - вышивать -острая - тупая - тонкая - металлическая -
длинная - узор - одежда - платье - шить. На этих занятиях стремиться к тому,
чтобы
речь
детей
приобретала
такие
качества,
как
точность
правильность,
выразительность.
Не менее динамично развитие речи происходит в игровой деятельности. В
играх приходится выбирать ведущего, используя считалки, а подвижные игры
стараюсь
провести
с
детьми
такие,
где
есть
проговаривание
текста:
игра
«Мышеловка» - (ах, как мыши надоели всё погрызли все поели...), «Окошечки»
- (вокруг домика хожу и в окошечки гляжу...), «Дед Мазай» (здравствуй дедушка
Мазай
из
корзинки
вылезай),
«Золотые
ворота»
-
(тра-
та
та.
тра-та-та
открываем ворота..), «Бояре» - (Бояре а мы к вам пришли, молодые, а мы к вам
пришли..)
У детей в шесть-семь лет мыслительно-речевая деятельность приобретает
более
сложные
формы.
Ребенок
интересуется
не
только
содержанием
слышимой речи, но его внимание всё больше начинает привлекать языковая
форма выражения мыслей, рассуждений, впечатлений.
Предложить
можно
детям
поиграть
в
сюжетно-ролевые
игры:
«Путешественники», «Дочки-матери», «Больница» и при этом, объясняя не
только
содержание
игры,
но
и
привлекая
внимание
детей
к
объяснению
содержания, обращая внимание на то, что одну и туже мысль можно выразить
по разному, используя предложения разного типа. Например игра «Светофор».
В соответствии с игровой ситуацией на светофоре «загорится» красный свет. И
машины остановятся, можно произнести следующие фразы: «На светофоре
загорелся
красный
свет,
транспорт
остановился»,
или
«когда
на
светофоре
загорелся красный свет, транспорт остановился», или «автобусы и троллейбусы
остановились,
потому
что
на
светофоре
появился
красный
свет».
Дети
проговаривают эти предложения. Новый эпизод игры (на светофоре - зеленый
свет, машины двинулись). Спрашиваем детей: « О чем и как вы скажите?» Дети
высказываются, строя предложения по той же схеме. И так меняя эпизоды игры,
нацеливаем
детей
на
новые
высказывания.
Активно
использовать
дидактические игры.
«Потерялся поясок» - упражнение детей в различии большого количества
оттенков цвета. Совершенствуется навык описания предметов одежды.
«Кто как двигается» - расширяется словарь детей, используются в речи
глаголы, учатся соотносить название глагола движения с действием животного.
«У кого сколько?» - упражнение детей в согласовании числительных с
существительными и т. д.
Развитие речи детей происходит и в повседневной жизни: это общение
детей друг с другом и со взрослыми. Это сопряжено с развитием двух форм
речи - диалогической и монологической.
При
развитии
диалогической
речи
особое
внимание
уделяется
формированию
умения
у
детей
строить
монолог
(спрашивать,
отвечать,
объяснять...), пользуясь при этом разнообразными языковыми средствами в
соответствии с ситуацией. Для этого использую беседы на разнообразные темы:
«Любимая детская телепередача», «Твоя семья», «Как ты провел вьгходной»,
«Твой лучший друг» т.д. Именно в диалоге развивается умение выслушивать
собеседника, задавать вопросы, отвечать в зависимости от ситуации. Все эти
умения необходимы и для развития монологической речи.
Факторы успешного речевого развития:
*Эмоциональное общение с ребёнком с момента рождения.
*Создавать условия для общения с другими детьми.
*Речь взрослого – пример для подражания.
*Развивать мелкую моторику руки, это ведёт к развитию речи.
*Совместные игры взрослого и ребёнка.
*Чтение художественной литературы, разучивание стихов.
*Удовлетворение любознательности ребёнка, ответы на все его «почему».
*Совместные выезды на природу, экскурсии, посещения музеев.
*Рассказывание стихов руками
Речь- чудесный дар природы- не дается человеку от рождения. Должно
пройти время, чтобы малыш начал говорить. А мы, взрослые, должны
приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и
своевременно, т.е. очень важно помочь, как можно успешнее овладеть
прекрасным даром.
Дошкольный возраст - благодатная пора для развития речи. Чтобы стать
высокообразованным,
человек
должен
овладеть
всеми
богатствами
родного
языка. И для нас воспитателей это главная и первоначальная задача.