"Специфика социально-педагогической деятельности с педагогически запущенными детьми"
Автор: Речкина Любовь Федоровна Должность: методист по вр, педагог-организатор Учебное заведение: МУ ДО "КЦДОД" Населённый пункт: Красноселькуп, ЯНАО Наименование материала: Статья Тема: "Специфика социально-педагогической деятельности с педагогически запущенными детьми" Раздел: дополнительное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КРАСНОСЕЛЬКУПСКИЙ ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ»
Статья
«Специфика социально-педагогической деятельности с педагогически запущенными
детьми»
Автор
Речкина Любовь Федоровна
методист по ВР,
педагог-организатор
Красноселькуп – 2017 год
Рассмотрим
основные
этапы
социально-педагогической
деятельности
с
педагогически
запущенными детьми.
Первый
этап
–
формирование
банка
данных
детей
и
подростков
группы
риска.
Инициатива создания целостного банка данных должна принадлежать социальному педагогу и
осуществляться им совместно с другими специалистами
и учреждениями. На данном этапе
работы социальный педагог выступает в качестве исследователя и организатора должностного,
подчас формального взаимодействия различных организаций, призванных оказывать помощь
детям. Происходит выявление детей группы риска.
Второй
этап
-
диагностика
проблем
личностного
и
социального
развития
детей
и
подростков, попадающих в сферу деятельности социального педагога. Необходимо уточнить
социальные и психолого-педагогические особенности каждого ребенка, сведения о котором
поступили в банк данных. Для этого, социальный педагог работает с ребенком, с классным
руководителем, учителями, родителями с целью выяснения ситуации, в которой находится
ребенок.
Изучает
индивидуальные
особенности
ребенка
и
выявляет
его
интересы
и
потребности,
трудности
и
проблемы,
конфликтные
ситуации,
отклонения
в
поведении,
определяет их причины, отслеживает истоки возникновения конфликтных ситуаций. Исследует
условия
и
особенности
отношений
микросреды
жизнедеятельности
ребенка.
Социальный
педагог использует в работе апробированный и утвержденный пакет психолого-педагогической
диагностики.
При
этом
важнейшим
инструментом
педагогической
диагностики
выступает
педагогическое
наблюдение,
которое
предопределяет
успешность,
как
диагностики,
так
и
последующих
мер
влияния
и
социально-педагогического
взаимодействия
ребенка
и
социального педагога.
Необходимо
отметить,
что
при
изучении
социальным
педагогом
педагогически
запущенного
школьника
необходимо
использовать
принципы,
которые
неразрывны
и
взаимосвязаны. Назовем данные принципы.
Первый
принцип
-
изучение
индивидуальных
особенностей
учащихся
в
системе
многочисленных и разнообразных связей и отношений, т.е. выявить особенности данного
ребенка и правильно направлять их для дальнейшего развития этих особенностей.
Второй - объективность. Вывод о человеке нельзя делать лишь, по мнению какого-то
одного, пусть даже и опытного специалиста. Ведь при всех условиях его мнение будет личным,
а,
стало,
быть,
может,
оказаться
ошибочным.
Чтобы
правильно
понять
человека,
надо
сопоставить мнение о нем разных, но хорошо знающих его людей. В школе это должны быть -
педагоги, классный руководитель, а главное - люди, мнение которых об учащемся наиболее
важно
-
его
родители,
друзья.
Но
объективное
изучение
учащихся
не
ограничивается
сопоставлением различных мнений о нем. Важно знать и понимать его в различных условиях
2
поведения и деятельности. Так же многое говорит о человеке продукт его труда. Для ученика -
это
письменные
работы,
чертежи,
рисунки,
различные
поделки
и
т.д.
Наконец,
весьма
существенно
сопоставление
высказываний
учащегося
и
его
поведения.
У
человека
целеустремленного, порядочного, волевого, со сформированным характером слова, как правило,
не расходиться с делом. Если же слова человека расходятся с его поведением, надо разобраться,
почему это происходит: в силу сложившихся обстоятельств, из-за непорядочности человека, из-
за отсутствия жизненного опыта, безволия или по каким-то иным причинам.
Третий принцип - динамичность изучения личности. Человек изменяется всю жизнь. Но у
подростка
изменения
происходят
очень
интенсивно.
Крайне
важно
видеть
их,
чтобы
использовать
скрытый
новый
положительный
потенциал
и
вовремя
принять
меры
по
отношению к назревающему недостатку. Раз и навсегда зафиксированным мнение о подростке
быть не должно.
Четвертый принцип - диалектность изучения, то есть изучение его в развитии, в различных
связях и отношениях. Педагог должен уметь видеть главные, ведущие качества учащегося,
видеть противоречия в деятельности и программировать педагогически целесообразные пути их
разрешения. Надо очень глубоко проникать в сущность наиболее значимых качеств, не допуская
констатаций, тем более преувеличение роли явлений, лежавших на поверхности. Существенно
не то, что наиболее заметно, а то, что значимо, перспективно в дальнейшем развитии и
воспитании учащегося.
Пятый принцип - это принцип педагогического оптимизма, который исключительно важен
в воспитании, а в перевоспитании значим вдвойне. Психологическую основу оптимистического
подхода
к
преодолению
недостатков
человека
подчеркивает
психолог
С.Л.
Рубинштейн.
Добиться успеха в борьбе с дурными и слабыми сторонами человека - можно верней всего,
нащупав его сильные стороны - те силы в нем, которые при надлежащем их направлении могут
быть
обращены
на
большую
цель,
на
знании
одних
недостатков
и
слабостей
ничего
не
построить. Кто хочет исправить недостатки человека должен искать и достоинство, хотя бы
потенциальные, те свойства его, которые могут быть обращены в достоинства при надлежащем
направлении заключенных в нем сил.
Шестой
принцип
-
профессионализм
изучения,
то
есть
глубокое
знание
психологии
человека, психологии подростка и умение правильно принимать его.
Седьмой принцип - изучение его целеустремленности. Изучение учащегося преследует в
самой общей форме, решение трех задач: выявление наиболее благоприятных для обучения и
воспитания
его
особенностей
и
возможностей,
выявление
недостатков
его
личности
и
организма, оценка эффективности используемых средств его обучения и воспитания.[14]
Эти принципы являются условием организации доверительных отношений, без которых
3
любая коррекционная работа будет недостаточно эффективной.
Третий
этап
–
это
разработка
и
утверждение
программ
социально-педагогической
деятельности
с
ребенком
или
группой.
По
результатам
диагностики
социальный
педагог
определяет
суть
проблемы
или
совокупности
проблем,
подбирает
адекватные
психолого-
педагогические, социальные средства для их эффективного разрешения как индивидуально, так
и в группах. Индивидуальные социально-педагогические программы разрабатываются с целью
оказания
своевременной
социально-педагогической
помощи
и
поддержки
ребенку,
находящемуся в социально опасном положении. Групповые программы разрабатываются для
решения проблем определенной группы подростков, выявленных в ходе диагностики.
Индивидуальные
и
групповые
программы
разрабатываются
с
привлечением
представителей
всех
необходимых
для
разрешения
проблемы
служб,
ведомств,
административных органов.
Все разрабатываемые программы должны отвечать следующим характеристикам:
• целесообразности методов, форм и средств социально-педагогической деятельности, в
том числе и целесообразности привлечения различных служб, ведомств и административных
органов;
• прогнозируемости;
• измеримости ожидаемых результатов.
Проекты
индивидуальных,
групповых
программ
экспортируются
и
рецензируются
социально-психологической службой, научными консультантами и выносятся на обсуждение
методического совета или педагогического совета образовательного учреждения.
Дети с диагнозом «педагогическая запущенность» – это дети группы риска. Социально-
педагогические технологии с такими детьми имеют свои составляющие и этапы, каждый из
которых, выполняя собственное целевое, локальное назначение:
во-первых,
позволяет
конкретизировать
особые
проблемы
ребенка,
при
этом
динамичность и изменчивость состояния последнего принимаются в технологии за основу и
учитываются
повсеместно
как
на
момент
первичной
диагностики,
так
и
во
время,
и
по
окончании социально-педагогического взаимодействия специалиста и ребенка;
во-вторых,
содержательно
связан
с
последующим
и
предыдущим
этапами
таким
образом, что невыполнение задач любого из этапов на практике приводит к необходимости его
выполнения
или
повторения
вновь,
но
обычно
уже
в
условиях
ухудшенной
социально-
педагогической ситуации;
в-третьих,
сам
по
себе
может
рассматриваться
как
инструмент
стабилизации
положения ребенка, ибо как показывает практика социально-педагогической работы, примерно
в 10% случаев самого факта педагогического внимания к проблемам ребенка и его семьи
достаточно для оказания позитивного воздействия.
4