Напоминание

Обеспечение эмоционального благополучия как одно из условий создания социальной ситуации развития детей средней группы


Автор: Базерова Разина Расилевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 277
Населённый пункт: Екатеринбург
Наименование материала: Статья
Тема: Обеспечение эмоционального благополучия как одно из условий создания социальной ситуации развития детей средней группы
Раздел: дошкольное образование





Назад




Обеспечение эмоционального благополучия как одно из условий создания социальной ситуации развития детей средней группы Подготовила: Базерова Разина Расилевна, воспитатель МБДОУ детский сад № 277 Аннотация: В данной статье рассмотрены актуальные проблемы обеспечения эмоционального благополучия детей 4-5 лет. Выявлено эмоциональное состояние детей в группе. Раскрыты практические подходы по формированию доброжелательных позитивных отношений между сверстниками. Эмоциональное благополучие ребенка является важным фактором, влияющим на его жизнь. Положительные эмоции оказывают существенное влияние на протекание всякой деятельности, в том числе и учебной. Регулирующая роль эмоций возрастает в том случае, если они не только сопровождают ту или иную деятельность, но и предшествуют ей, предвосхищают ее, что подготавливает ребенка к включению в эту деятельность. Таким образом, эмоции и сами зависят от деятельности и оказывают на нее свое влияние. Этот факт является основополагающим в организации образовательной работы с детьми дошкольного возраста. ФГОС ДО определяет требования к педагогу, который «должен обладать основными компетенциями, необходимыми для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста» (пп. 3.2.5). Социальная ситуация развития – это своеобразное сочетание того, что сформировалось в психике ребенка и тех отношений, которые устанавливаются у ребенка с социальной средой. Таким образом, обеспечение эмоционального благополучия является одним из условий создания социальной ситуации развития детей. Эмоциональное благополучие – это устойчивое эмоционально- положительное самочувствие ребенка, основой которого является удовлетворение основных возрастных потребностей: как биологических так и социальных. Выделяют три уровня эмоционального благополучия: высокий, средний и низкий. Ребенок с высоким уровнем эмоционального благополучия хочет ходить в детский сад, охотно общается с детьми и взрослыми, охотно участвует в делах группы, выполняет роль лидера и роль подчиненного, умеет уступать и настаивать на своем, способен сам улаживать конфликты, выполняет адекватные правила, заботлив по отношению к окружающим людям и вещам, может адекватно выразить свое внутреннее состояние. Показателями дискомфорта являются следующие признаки: ребенок вял, сторонится детей, робок, сильно смущается при обращении к нему взрослых или незнакомых детей, нерешителен, проявляет тревожность в новых ситуациях, безынициативен и нерешителен в принятии решений. Посредством наблюдения за детьми средней группы выявлено, что в группе 20% детей – с высоким уровнем эмоционального благополучия, 60% – со средним и 20% с низким. На основании полученных результатом проводится
работа по коррекции недостатков эмоциональной сферы у детей. Ведь в ходе взросления, когда ребенок входит в средний дошкольный возраст, у детей происходят изменения в эмоциональной сфере, меняется их видение мира и взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, у дошкольников возрастает самосознание, контроль над эмоциями во время игр и общения. Но эмоциональная сфера остается, фактически, на прежнем уровне и её необходимо развивать. Основные педагогические условия обеспечения эмоционального благополучия в группе:  Непосредственное общение с каждым ребенком. Необходимо безусловное принятие педагогом каждого ребенка для развития у него жизненно важного чувства безопасности и уверенности в себе, собственных силах. Педагогу следует определить место в режиме дня для непосредственного общения с каждым ребенком. Оно происходит не только в условиях непосредственно организованного обучения, но и в утренний прием, на прогулке, при укладывании на дневной сон, в самостоятельной деятельности детей, в вечерний отрезок времени.  Уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам, потребностям. Каждый ребенок имеет возможность принести в группу свои личные вещи. Для этого в специально отведенном пространстве группы создана «домотека», где дети размещают принесенные из дома фотографии близких и родных, игрушки и вещи, напоминающие о доме. Это приближает обстановку детского сада к семейной, решает проблему адаптации и преодоления нередко возникающего чувства одиночества, способствует установлению в группе позитивного эмоционального микроклимата. В группе действует экран настроения, где ребенок, приходя утром в детский сад, размещает свою фотографию в соответствие с настроением. В течение дня по своему усмотрению он может вносить коррективы. Таким образом, его внутреннее состояние становится более понятным, а помощь взрослого в случае необходимости – эффективной и своевременной.  Обеспечение высокой оценки личностной успешности каждого ребенка. Организация образовательного процесса происходить на основе принципа индивидуализации. Педагог использует гибкий, личностно-ориентированный подход с учетом психических и личностных особенностей каждого ребенка. Это выражается в дифференцированном подборе заданий и упражнений, в предоставлении на первоначальном этапе свободы выбора партнеров по деятельности, на последующем этапе - средств и способов достижения результата, а также в подборе индивидуального темпа их выполнения. Успешность ребенка отражается на «Лесенке успеха». Она является своеобразной рефлексией собственной деятельности ребенка, а также помогает педагогу выявить особенности самооценки каждого ребенка, его эмоционального состояния.  Отсутствие давления и манипулирования со стороны взрослых. В группе действует принцип равенства в отношениях между взрослым и ребенком. Взрослый выступает в роли не равноправного, но равнозначного
партнера. Практикуется «гибкий режим», оптимально сочетающий организованное и свободное время. Отсутствует жесткая временная регламентация. Неукоснительно соблюдается время, отведенное для самостоятельной детской деятельности (3-4 часа ежедневно).  Обеспечение возможности уединения и отдыха. Для эмоциональной разрядки в группе есть уголок уединения, оборудованный мебелью и мягкими модулями с подобранными для среднего возраста книгами, иллюстрациями, настольными играми и игрушками. С детьми определены правила поведения в уголке уединения и зафиксированы в картинках. В уголке представлены игрушки и пособия, способствующие релаксации: альбомы с семейными фотографиями; телефон, по которому ребенок «звонит» маме или папе поделиться чем-то сокровенным; любимые вещи ребенка; «островок радости». Для разрешения конфликтных ситуаций среди воспитанников в уголке уединения представлена «Коробка-мирилка», цель которой - налаживать отношения между сверстниками и устранять конфликтные ситуации. В уголке представлены игрушки и пособия, способствующие снятию агрессии, нормализации эмоциональной сферы: «Коврик злости», коробочка «Спрячь все плохое», «Подушка-колотушка», стаканчики «Для крика», «Шар настроения», «Волшебные бутылочки», пластилин и другие материалы. Уже сейчас можно говорить о некоторых промежуточных положительных результатах работы по формированию эмоционального благополучия у воспитанников средней группы. Развивающая предметно-пространственная среда пополнена игровым и дидактическим материалом. Она отвечает основным принципам ФГОС ДО: насыщена, полифункциональна, доступна и безопасна. Созданы условия для совместной деятельности: игр, труда, занятий. В группе царит атмосфера праздника, дети постоянно в ожидании чего-то радостного от нового дня в детском саду. Дети с желанием идут в детский сад, участвуют в делах группы. Формируются предпосылки продуктивного взаимодействия со сверстниками.


В раздел образования