Обеспечение эмоционального благополучия как одно из условий создания социальной ситуации развития детей средней группы
Автор: Базерова Разина Расилевна Должность: воспитатель Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 277 Населённый пункт: Екатеринбург Наименование материала: Статья Тема: Обеспечение эмоционального благополучия как одно из условий создания социальной ситуации развития детей средней группы Раздел: дошкольное образование
Обеспечение
эмоционального
благополучия
как
одно
из
условий
создания
социальной ситуации развития детей средней группы
Подготовила: Базерова Разина Расилевна,
воспитатель МБДОУ детский сад № 277
Аннотация: В данной статье рассмотрены актуальные проблемы обеспечения
эмоционального
благополучия
детей
4-5
лет.
Выявлено
эмоциональное
состояние детей в группе. Раскрыты практические подходы по формированию
доброжелательных позитивных отношений между сверстниками.
Эмоциональное
благополучие
ребенка
является
важным
фактором,
влияющим на его жизнь. Положительные эмоции оказывают существенное
влияние
на
протекание
всякой
деятельности,
в
том
числе
и
учебной.
Регулирующая
роль
эмоций
возрастает
в
том
случае,
если
они
не
только
сопровождают
ту
или
иную
деятельность,
но
и
предшествуют
ей,
предвосхищают
ее,
что
подготавливает
ребенка
к
включению
в
эту
деятельность.
Таким
образом,
эмоции
и
сами
зависят
от
деятельности
и
оказывают
на
нее
свое
влияние.
Этот
факт
является
основополагающим
в
организации образовательной работы с детьми дошкольного возраста.
ФГОС ДО определяет требования к педагогу, который «должен обладать
основными компетенциями, необходимыми для создания социальной ситуации
развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста» (пп. 3.2.5).
Социальная
ситуация
развития
–
это
своеобразное
сочетание
того,
что
сформировалось в психике ребенка и тех отношений, которые устанавливаются
у ребенка с социальной средой.
Таким
образом,
обеспечение
эмоционального
благополучия
является
одним из условий создания социальной ситуации развития детей.
Эмоциональное
благополучие
–
это
устойчивое
эмоционально-
положительное
самочувствие
ребенка,
основой
которого
является
удовлетворение основных возрастных потребностей: как биологических так и
социальных.
Выделяют три уровня эмоционального благополучия: высокий, средний и
низкий.
Ребенок
с
высоким
уровнем
эмоционального
благополучия
хочет
ходить в детский сад, охотно общается с детьми и взрослыми, охотно участвует
в делах группы, выполняет роль лидера и роль подчиненного, умеет уступать и
настаивать
на
своем,
способен
сам
улаживать
конфликты,
выполняет
адекватные правила, заботлив по отношению к окружающим людям и вещам,
может
адекватно
выразить
свое
внутреннее
состояние.
Показателями
дискомфорта являются следующие признаки: ребенок вял, сторонится детей,
робок, сильно смущается при обращении к нему взрослых или незнакомых
детей,
нерешителен,
проявляет
тревожность
в
новых
ситуациях,
безынициативен и нерешителен в принятии решений.
Посредством наблюдения за детьми средней группы выявлено, что в
группе 20% детей – с высоким уровнем эмоционального благополучия, 60% –
со средним и 20% с низким. На основании полученных результатом проводится
работа по коррекции недостатков эмоциональной сферы у детей. Ведь в ходе
взросления,
когда
ребенок
входит
в
средний
дошкольный
возраст,
у
детей
происходят изменения в эмоциональной сфере, меняется их видение мира и
взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, у дошкольников возрастает
самосознание,
контроль
над
эмоциями
во
время
игр
и
общения.
Но
эмоциональная
сфера
остается,
фактически,
на
прежнем
уровне
и
её
необходимо развивать.
Основные
педагогические
условия
обеспечения
эмоционального
благополучия в группе:
Непосредственное общение с каждым ребенком.
Необходимо
безусловное
принятие
педагогом
каждого
ребенка
для
развития у него жизненно важного чувства безопасности и уверенности в себе,
собственных силах. Педагогу следует определить место в режиме дня для
непосредственного общения с каждым ребенком. Оно происходит не только в
условиях непосредственно организованного обучения, но и в утренний прием,
на прогулке, при укладывании на дневной сон, в самостоятельной деятельности
детей, в вечерний отрезок времени.
Уважительное
отношение
к
каждому
ребенку,
к
его
чувствам,
потребностям.
Каждый ребенок имеет возможность принести в группу свои личные
вещи.
Для
этого
в
специально
отведенном
пространстве
группы
создана
«домотека», где дети размещают принесенные из дома фотографии близких и
родных, игрушки и вещи, напоминающие о доме. Это приближает обстановку
детского сада к семейной, решает проблему адаптации и преодоления нередко
возникающего
чувства
одиночества,
способствует
установлению
в
группе
позитивного эмоционального микроклимата.
В группе действует экран настроения, где ребенок, приходя утром в
детский сад, размещает свою фотографию в соответствие с настроением. В
течение
дня
по
своему
усмотрению
он
может
вносить
коррективы.
Таким
образом,
его
внутреннее
состояние
становится
более
понятным,
а
помощь
взрослого в случае необходимости – эффективной и своевременной.
Обеспечение высокой оценки личностной успешности каждого ребенка.
Организация образовательного процесса происходить на основе принципа
индивидуализации. Педагог использует гибкий, личностно-ориентированный
подход с учетом психических и личностных особенностей каждого ребенка. Это
выражается
в
дифференцированном
подборе
заданий
и
упражнений,
в
предоставлении
на
первоначальном
этапе
свободы
выбора
партнеров
по
деятельности,
на
последующем
этапе
-
средств
и
способов
достижения
результата, а также в подборе индивидуального темпа их выполнения.
Успешность
ребенка
отражается
на
«Лесенке
успеха».
Она
является
своеобразной рефлексией собственной деятельности ребенка, а также помогает
педагогу
выявить
особенности
самооценки
каждого
ребенка,
его
эмоционального состояния.
Отсутствие давления и манипулирования со стороны взрослых.
В группе действует принцип равенства в отношениях между взрослым и
ребенком. Взрослый выступает в роли не равноправного, но равнозначного
партнера.
Практикуется
«гибкий
режим»,
оптимально
сочетающий
организованное
и
свободное
время.
Отсутствует
жесткая
временная
регламентация.
Неукоснительно
соблюдается
время,
отведенное
для
самостоятельной детской деятельности (3-4 часа ежедневно).
Обеспечение возможности уединения и отдыха.
Для
эмоциональной
разрядки
в
группе
есть
уголок
уединения,
оборудованный мебелью и мягкими модулями с подобранными для среднего
возраста
книгами,
иллюстрациями,
настольными
играми
и
игрушками.
С
детьми определены правила поведения в уголке уединения и зафиксированы в
картинках.
В
уголке
представлены
игрушки
и
пособия,
способствующие
релаксации:
альбомы
с
семейными
фотографиями;
телефон,
по
которому
ребенок «звонит» маме или папе поделиться чем-то сокровенным; любимые
вещи ребенка; «островок радости».
Для разрешения конфликтных ситуаций среди воспитанников в уголке
уединения
представлена
«Коробка-мирилка»,
цель
которой
-
налаживать
отношения между сверстниками и устранять конфликтные ситуации.
В
уголке
представлены
игрушки
и
пособия,
способствующие
снятию
агрессии,
нормализации эмоциональной сферы: «Коврик злости», коробочка
«Спрячь все плохое», «Подушка-колотушка», стаканчики «Для крика», «Шар
настроения», «Волшебные бутылочки», пластилин и другие материалы.
Уже сейчас можно говорить о некоторых промежуточных положительных
результатах
работы
по
формированию
эмоционального
благополучия
у
воспитанников
средней
группы.
Развивающая
предметно-пространственная
среда
пополнена
игровым
и
дидактическим
материалом.
Она
отвечает
основным принципам ФГОС ДО: насыщена, полифункциональна, доступна и
безопасна. Созданы условия для совместной деятельности: игр, труда, занятий.
В группе царит атмосфера праздника, дети постоянно в ожидании чего-то
радостного от нового дня в детском саду. Дети с желанием идут в детский сад,
участвуют
в
делах
группы.
Формируются
предпосылки
продуктивного
взаимодействия со сверстниками.