Формирование проектно-исследовательской компетенции обучающихся на уроках английского языка
Автор: Яшкина Лариса Владиславовна Должность: учитель английского языка Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 2 УИИЯ" Населённый пункт: г. Ноябрьск Наименование материала: статья Тема: Формирование проектно-исследовательской компетенции обучающихся на уроках английского языка Раздел: среднее образование
Формирование проектно-исследовательской компетенции обучающихся на уроках
английского языка
"Главная цель воспитателя, как считал немецкий педагог и политик Адольф Дистервег
заключается в развитии самодеятельности, благодаря которой человек может впоследствии
стать распорядителем своей судьбы, продолжателем образования своей жизни...”
Научить учиться и научить думать, научить ставить цели и грамотно действовать в
выбранном направлении – вот задача современной школы.
На
своих
уроках английского языка
я
стараюсь
развивать и учить саморазвитию
личности обучающихся через вовлечение их в проектно-исследовательскую деятельность.
Проектно-исследовательская деятельность учит детей добывать необходимые знания
самостоятельно, использовать их по назначению.
Проектная деятельность сочетает новые подходы к обучению и традиции, накопленные
с
момента
возникновения
обычного
комбинированного
урока,
предполагает
такую
организацию учебной деятельности, при которой обучающийся не просто оперирует учебным
содержанием, но и самостоятельно открывает для себя новое знание, что ведёт к более
прочному
и
осознанному
усвоению
материала,
имеет
широкий
диапазон
внутреннего
саморазвития личности.
Применение проектно-исследовательской деятельности неизбежно приводит к росту
компетентности
у
обучающихся,
дает
учителю
максимально
повысить
воспитательный
потенциал урока, создает условия для развития и саморазвития личности обучающегося.
Несомненно,
проектно-исследовательская
деятельность,
имеет
свои
преимущества
перед другими методами обучения:
- ученик учится сам (планирует свою работу, организует её, контролирует и оценивает
себя и свою деятельность). Важно и то, что ученик может в любой момент получить от
учителя устные советы по непонятным вопросам и заданиям.
-
данная
система
обучения
гарантирует
каждому
ученику
усвоение
стандарта
образования и продвижение на более высокий уровень обучения.
-
проектный
урок
помогает
выявить
знания
обучающихся,
т.к.
каждый
урок
заканчивается выходным контролем.
-
предполагается
глубокое
усвоение
теории,
практического
её
применения,
что
в
дальнейшем необходимо при сдаче ЕГЭ.
- изменяются отношения учитель – ученик. У учителя и ученика есть больше
времени общаться, как индивидуально, так и по средствам модулей. Каждый ученик получает
от учителя в письменной форме советы: как действовать, где найти ответ, как сформулировать
мысль, получить похвалу от учителя, его поддержку. Ученику кажется, что он работает
абсолютно
самостоятельно,
но
на
самом
деле
учитель
мягко
и
сугубо
целенаправленно
управляет учебно-познавательной деятельностью обучающихся через модули.
В обучении английскому языку метод проектов используется в тесном контакте с
учебной программой. В нашей школе обучение английскому языку в классах углубленного
изучения ведется по учебникам УМК для школ с углубленным изучением английского
языка авторов И.Н. Верещагиной и Т.А. Притыкиной. Учитывая высокую загруженность
обучающихся, школьные проекты разрабатываются по темам, которые предлагаются
этой
учебной
программой.
Так,
например,
в
5
классе
программой
предусмотрено
выполнение
4
проектных
работ :
Мир
вокруг
нас;
География
и
политическая
система
Великобритании; Здоровый образ жизни; Спорт и игры. В рамках этих общих тем обучающиеся
готовят 3-5 минутные презентации по темам: Страна, которую я хотел бы посетить; Мое
последнее
путешествие;
Достопримечательности
Ноябрьска;
Необычное
животное;
Цветок,
который я хотел бы вырастить; Достопримечательности Великобритании. Здоровая еда и многие
другие. Это - творческие проекты и многие ребята используют компьютер при их выполнении.
Обучающиеся готовят выступления по темам проектов. Такие выступления вызывают интерес
одноклассников
и
много
вопросов,
что
является
хорошим
стимулом
для
разговора
на
иностранном языке.
Работа над проектом начинается с обсуждения темы творческих работ, в конечном итоге
формулируется
обобщающая
тема
проекта.
Школьники
при
участии
учителя
обсуждают
содержание и характер проекта, его цели.
На организационном этапе очень важно, не только сформулировать тему и конечную цель
проекта, необходимо подготовить проведение проекта:
разумно определить временные рамки
продумать какие материалы и источники могут использовать обучающиеся
обсудить способы сбора и вид информации
выбрать оптимальную форму презентации результатов
составить и обсудить примерный план работы.
Далее наступает самый трудоемкий и продолжительный по времени этап работы над проектом –
это
сбор
информации
–
обращение
к
уже
имеющимся
знаниям,
работа
с
различными
источниками информации, поиск новой информации, формирование собственного мнения и
взгляда на тему.
Следует отметить, что не все ученики сразу и легко включаются в работу над проектом. Нельзя
предлагать
задание,
которое
тот
или
иной
ученик
не
может
выполнить.
Задания
должны
соответствовать индивидуальному уровню, на котором находится каждый участник проекта.
Необходимо помочь каждому определиться с конкретной темой, посоветовать, на что обратить
внимание и как представить свои результаты.
Именно здесь происходит основная работа учителя английского языка со своими учениками,
корректируются ошибки в употреблении языковых единиц, продолжается совершенствование и
расширение лексического запаса. Здесь развиваются навыки написания диалогов и монологов
на
английском
языке,
улучшаются
и
закрепляются
основные
языковые
категории:
грамматические
структуры,
лексический
запас,
синтаксическое
построение
предложений.
Именно
на
этом
этапе
идет
индивидуальная
работа
учителя
с
учениками.
Обсуждаются
достоинства
и
недостатки
по
каждому
конкретному
проекту.
Даются
советы,
ставятся
наводящие вопросы учителя, на что следует обратить внимание, какие моменты дополнить,
обсуждаются предложения что-то изменить, может быть, что-то добавить, убрать и т.д. В итоге
ребенок приходит к осознанию того, как много он знает и как много уже он может рассказать на
английском языке.
На
этапе презентации
в
рамках
проектной
деятельности
обучающиеся
работают
над
техническим
выполнением
проекта.
Использование
компьютера
придает
проекту
больший
динамизм. Ребята набирают тексты составленных ими диалогов или монологов на компьютере,
совершенствуют навыки работы с использованием цветных карандашей, красок или гуаши.
Последний этап проекта – подведение итогов (рефлексия). Обучающиеся оценивают свою
работу и работу своих одноклассников.
В заключении следует сказать, что применение проектной методики на занятиях английского
языка даже в рамках школьной программы показывает, что обучающиеся:
o
достигают хороших результатов в изучении иностранного языка,
o
имеют
практическую
возможность
применить
навыки,
полученные
на
уроках
информатики,
o
понимают необходимость междисциплинарных связей.
Метод проектов обладает рядом преимуществ перед традиционными методами обучения.
Основными преимуществами являются:
o
повышение мотивации обучающихся при изучении английского языка,
o
наглядная интеграция знаний по различным предметам школьной программы,
o
простор для творческой и созидательной деятельности.