Напоминание

Формирование проектно-исследовательской компетенции обучающихся на уроках английского языка


Автор: Яшкина Лариса Владиславовна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МАОУ "СОШ № 2 УИИЯ"
Населённый пункт: г. Ноябрьск
Наименование материала: статья
Тема: Формирование проектно-исследовательской компетенции обучающихся на уроках английского языка
Раздел: среднее образование





Назад





Формирование проектно-исследовательской компетенции обучающихся на уроках

английского языка
"Главная цель воспитателя, как считал немецкий педагог и политик Адольф Дистервег заключается в развитии самодеятельности, благодаря которой человек может впоследствии стать распорядителем своей судьбы, продолжателем образования своей жизни...” Научить учиться и научить думать, научить ставить цели и грамотно действовать в выбранном направлении – вот задача современной школы. На своих уроках английского языка я стараюсь

развивать и учить саморазвитию личности обучающихся через вовлечение их в проектно-исследовательскую деятельность.

Проектно-исследовательская деятельность учит детей добывать необходимые знания самостоятельно, использовать их по назначению. Проектная деятельность сочетает новые подходы к обучению и традиции, накопленные с момента возникновения обычного комбинированного урока, предполагает такую организацию учебной деятельности, при которой обучающийся не просто оперирует учебным содержанием, но и самостоятельно открывает для себя новое знание, что ведёт к более прочному и осознанному усвоению материала, имеет широкий диапазон внутреннего саморазвития личности. Применение проектно-исследовательской деятельности неизбежно приводит к росту компетентности у обучающихся, дает учителю максимально повысить воспитательный потенциал урока, создает условия для развития и саморазвития личности обучающегося. Несомненно, проектно-исследовательская деятельность, имеет свои преимущества перед другими методами обучения: - ученик учится сам (планирует свою работу, организует её, контролирует и оценивает себя и свою деятельность). Важно и то, что ученик может в любой момент получить от учителя устные советы по непонятным вопросам и заданиям. - данная система обучения гарантирует каждому ученику усвоение стандарта образования и продвижение на более высокий уровень обучения. - проектный урок помогает выявить знания обучающихся, т.к. каждый урок заканчивается выходным контролем. - предполагается глубокое усвоение теории, практического её применения, что в дальнейшем необходимо при сдаче ЕГЭ. - изменяются отношения учитель – ученик. У учителя и ученика есть больше времени общаться, как индивидуально, так и по средствам модулей. Каждый ученик получает от учителя в письменной форме советы: как действовать, где найти ответ, как сформулировать мысль, получить похвалу от учителя, его поддержку. Ученику кажется, что он работает
абсолютно самостоятельно, но на самом деле учитель мягко и сугубо целенаправленно управляет учебно-познавательной деятельностью обучающихся через модули.
В обучении английскому языку метод проектов используется в тесном контакте с

учебной программой. В нашей школе обучение английскому языку в классах углубленного

изучения ведется по учебникам УМК для школ с углубленным изучением английского

языка авторов И.Н. Верещагиной и Т.А. Притыкиной. Учитывая высокую загруженность

обучающихся, школьные проекты разрабатываются по темам, которые предлагаются

этой

учебной

программой.

Так,

например,

в

5

классе

программой

предусмотрено

выполнение

4

проектных

работ
: Мир вокруг нас; География и политическая система Великобритании; Здоровый образ жизни; Спорт и игры. В рамках этих общих тем обучающиеся готовят 3-5 минутные презентации по темам: Страна, которую я хотел бы посетить; Мое последнее путешествие; Достопримечательности Ноябрьска; Необычное животное; Цветок, который я хотел бы вырастить; Достопримечательности Великобритании. Здоровая еда и многие другие. Это - творческие проекты и многие ребята используют компьютер при их выполнении. Обучающиеся готовят выступления по темам проектов. Такие выступления вызывают интерес одноклассников и много вопросов, что является хорошим стимулом для разговора на иностранном языке. Работа над проектом начинается с обсуждения темы творческих работ, в конечном итоге формулируется обобщающая тема проекта. Школьники при участии учителя обсуждают содержание и характер проекта, его цели. На организационном этапе очень важно, не только сформулировать тему и конечную цель проекта, необходимо подготовить проведение проекта:  разумно определить временные рамки  продумать какие материалы и источники могут использовать обучающиеся  обсудить способы сбора и вид информации  выбрать оптимальную форму презентации результатов  составить и обсудить примерный план работы. Далее наступает самый трудоемкий и продолжительный по времени этап работы над проектом – это сбор информации – обращение к уже имеющимся знаниям, работа с различными источниками информации, поиск новой информации, формирование собственного мнения и взгляда на тему. Следует отметить, что не все ученики сразу и легко включаются в работу над проектом. Нельзя предлагать задание, которое тот или иной ученик не может выполнить. Задания должны соответствовать индивидуальному уровню, на котором находится каждый участник проекта. Необходимо помочь каждому определиться с конкретной темой, посоветовать, на что обратить внимание и как представить свои результаты.
Именно здесь происходит основная работа учителя английского языка со своими учениками, корректируются ошибки в употреблении языковых единиц, продолжается совершенствование и расширение лексического запаса. Здесь развиваются навыки написания диалогов и монологов на английском языке, улучшаются и закрепляются основные языковые категории: грамматические структуры, лексический запас, синтаксическое построение предложений. Именно на этом этапе идет индивидуальная работа учителя с учениками. Обсуждаются достоинства и недостатки по каждому конкретному проекту. Даются советы, ставятся наводящие вопросы учителя, на что следует обратить внимание, какие моменты дополнить, обсуждаются предложения что-то изменить, может быть, что-то добавить, убрать и т.д. В итоге ребенок приходит к осознанию того, как много он знает и как много уже он может рассказать на английском языке. На этапе
презентации
в рамках проектной деятельности обучающиеся работают над техническим выполнением проекта. Использование компьютера придает проекту больший динамизм. Ребята набирают тексты составленных ими диалогов или монологов на компьютере, совершенствуют навыки работы с использованием цветных карандашей, красок или гуаши. Последний этап проекта – подведение итогов (рефлексия). Обучающиеся оценивают свою работу и работу своих одноклассников.
В заключении следует сказать, что
применение проектной методики на занятиях английского языка даже в рамках школьной программы показывает, что обучающиеся: o достигают хороших результатов в изучении иностранного языка, o имеют практическую возможность применить навыки, полученные на уроках информатики, o понимают необходимость междисциплинарных связей. Метод проектов обладает рядом преимуществ перед традиционными методами обучения. Основными преимуществами являются: o повышение мотивации обучающихся при изучении английского языка, o наглядная интеграция знаний по различным предметам школьной программы, o простор для творческой и созидательной деятельности.


В раздел образования