Формирование доброжелательных отношений со сверстниками как одно из условий социальной ситуации развития детей средней группы
Автор: Иванова Ольга Юрьевна Должность: воспитатель Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 277 Населённый пункт: Екатеринбург Наименование материала: Статья Тема: Формирование доброжелательных отношений со сверстниками как одно из условий социальной ситуации развития детей средней группы Раздел: дошкольное образование
Формирование доброжелательных отношений со сверстниками как одно из
условий социальной ситуации развития детей средней группы
Подготовила: Иванова Ольга Юрьевна,
воспитатель МБДОУ детский сад № 277
Аннотация: В
данной
статье
рассмотрены
основные
проблемы развития
общения и взаимодействия ребенка 4-5 лет со сверстниками. Раскрываются
практические
подходы
формирования
доброжелательных
позитивных
отношений,
содержательных
контактов
воспитанников
средней
группы.
Выявлены
положительные
результаты
развития
игровой
деятельности
и
мотивации совместной со сверстником деятельности.
Проблема развития доброжелательных позитивных отношений у детей -
одна
из
актуальных
проблем
современного
дошкольного
образования.
Взаимодействие со сверстниками – немаловажный аспект детского общения. На
пятом
году
жизни
ребенок
начинает
проявлять
стремление
к
общению
со
сверстниками,
нуждается
в
содержательных
контактах
со
сверстниками
по
поводу игрушек, совместных игр, общих дел, налаживает первые дружеские
связи, стремится к самовыражению в деятельности, к признанию и уважению
сверстников.
Социальная ситуация развития ребенка согласно трактовке ФГОС ДО
-сложившаяся система взаимоотношений ребенка с окружающим социальным
миром, представленным взрослыми и другими детьми.
А
первоочередной
задачей
педагога
в
рамках
с о ц и а л ь н о -
коммуникативного
развития,
является
детей
развитие
общения
и
взаимодействия
ребенка-дошкольника
со
сверстниками,
развитие
эмоциональной
отзывчивости,
сопереживания,
формирование
готовности
к
совместной
деятельности
со
сверстниками,
формирование
чувства
принадлежности к сообществу детей в детском саду.
Наблюдение за детьми средней группы в процессе игровой и совместной
деятельности выявило определенные трудности детей в общении друг с другом:
Недостаточное
развитие
игровой
деятельности,
обусловленное
это
возрастными возможностями детей 4-5 лет.
Низкий уровень деятельностных умений.
Личные особенности детей.
Неразвитая мотивация совместной деятельности.
При возникновении конфликтной ситуации воспитанники средней группы
практикуют
следующие
способы
выхода
из
нее: уход
(45%);
привлечение
внешней
помощи
воспитателя,
взрослого,
реже
сверстника
(55%);
силовой
способ
воздействия
(25%);
угроза
исключения
из
игры
(32%);
адекватная
оценка действия партнера с ссылкой на правила (10%).
Условия, необходимые для установления дружеских взаимоотношений:
наличие интереса к личности сверстника и взаимных симпатий;
проявление
интереса
к
деятельности
сверстника,
стремление
играть
вместе;
сопереживание
и
эмоциональная
отзывчивость
по
отношению
к
сверстнику;
проявление стремления приспосабливаться друг к другу, находить общие
подходы к решению задач;
наличие
необходимого
для
совместных
действий
уровня
игровых
и
деятельностных умений.
Необходимым
условием
формирования
доброжелательных
отношений
ребенка со сверстниками является демократичный стиль общения воспитателя с
детьми – рядом, вместе, глаза в глаза. Содержание общения строится вокруг
взаимодействия со сверстниками и взрослым с учетом интересов детей, их
достижений
и
проблем.
Включение
ребенка
в
общение
происходит
путем
присоединения
к
деятельности
ребенка,
приглашения
к
совместной
с
воспитателем
деятельности,
ситуативного
разговора,
разговора
по
поводу
предмета, игрушки, книги.
В
приемной
оборудована
«Полянка
настроения».
Ребенок,
приходя
в
группу, размещает свою фотографию на цветке, который соответствует его
настроению.
«Полянка
настроения»
помогает
детям
понять
собственные
эмоции, эмоциональное состояние других, способствует овладению средствами
эмоциональной выразительности.
В
группе
установлены
правила
поведения: можно,
нельзя,
нужно.
Правила
зафиксированы
в
виде
речевого
клише,
картинок,
схем.
Правила
поведения
заранее
обсуждаются
с
детьми
и
коллективно
принимаются.
Картинки и схемы, также, являются результатом взаимодействия взрослого и
детей. В коллективе действуют «Правила дружбы», наглядно зафиксированные
в виде картинок и оформленные в виде альбома. На данном этапе у детей
формируется
способность
адекватно
оценивать
и
сопоставлять
действия
партнера и свои собственные.
Для
развития
коммуникативных
способностей
детей,
умения
взаимодействовать
в
коллективе
сверстников
в
течение
дня
применяются
различные игры и игровые упражнения. В течение дня практикуются игры, в
которых дети должны говорить друг другу приятные слова, давать ласковые
имена,
видеть
и
подчеркивать
в
другом
только
хорошее.
Важно
показать
«трудным» детям, что все к ним нормально относятся и готовы сказать и
сделать им что-то приятное.
Ребенок 4-5 лет часто сосредоточен только на себе и обращает внимание
на других детей только тогда, когда они ему мешают, или видит у них в руках
интересный
для
себя
предмет.
В
данном
случае
практикуют ся
коммуникативные
игры,
направленные
на
умение
детей
правильно
воспринимать
сверстников
-
их
движения,
действия,
слова;
умение
прислушиваться и присматриваться к ним.
Практически в каждой группе есть так называемые «непопулярные дети».
Помочь таким детям самим выразить поддержку другим, помочь сверстникам в
игровых
затруднительных
обстоятельствах
призваны
игры «На
мостике».
«Старенькая бабушка».
Для формирования согласованности в действиях и умении договариваться
с другими практикуются игры по принципу «Сделай в паре».
Педагогу
важно
разумно
занять
всех
детей
-
стараться,
чтобы
дети
постоянно
были
чем-либо
заняты;
между
воспитанниками
равномерно
распределять
поручения.
Распределение
работы
на
занятиях
или
во
время
досуговых
мероприятий,
происходит
по
подгруппам
с
мотивацией,
что
подгруппа
должна
придерживаться
принципа
взаимопомощи
и
поддержки,
деятельность направлена на достижение успеха, а между группами создается
ситуация соперничества.
С
целью
формирования
у
детей
интереса
к
личности
сверстника
и
взаимных симпатий в группе практикуются детские коллекции. Тему коллекции
выбирают
родители,
исходя
из
интересов
ребенка.
Можно
собирать
всевозможные
тематические
коллекции,
где
предметы
подобраны
согласно
определенной теме. Например, после летнего отдыха можно привезти домой
коллекцию «находок на морском берегу». Важно не то, что коллекционирует
ребенок, а тот факт, что, даже собирая всякие пустяки, можно расширить свой
кругозор и узнать массу полезных и интересных вещей.
Особое внимание стоит уделить хранению детских коллекций. Для этого
выделена
отдельная
полка
в
группе. Ребенок
не
просто
помещает
свою
коллекцию на полке, но и презентует в интересной форме свою коллекцию
совместно с родителями.
Очень важно на данном этапе формировать у дошкольников осознание
принадлежности
к
группе
сверстников.
Этому
способствуют
следующие
мероприятия:
коллективные дела;
символика группы, визитная карточка;
традиции, например:
- «Утро радостных встреч» или минутки вхождения в день.
- «Мешочек добрых дел» в конце недели.
Обучение
бесконфликтному
разрешению
возникающих
проблем
со
сверстниками практикуется через:
обучение
способам
разрешения
конфликтных
ситуаций
(моральные
пьески, проигрывание проблемных ситуаций и их обсуждение);
невмешательство педагога в детские конфликты без необходимости;
обучение способам избегания конфликтов со сверстниками (обогащение
словаря
детей
выражениями,
позволяющими
разрешать
конфликтные
ситуации со сверстниками).
Практическое
применение
вышеобозначенных
подходов
позволяют
формировать
доброжелательные
позитивные
отношений
в
детской
среде,
содержательные
контакты
воспитанников
средней
группы.
Об
этом
свидетельствует
снижение
уровня
возникновения
конфликтных
ситуаций,
меньше привлекают взрослого для их разрешения. Дети ищут в сверстнике
партнера
для
обмена
радостными
событиями
и
сходными
действиями.
Проявляют
интерес
к
деятельности
сверстника,
желание
к
включению
в
совместную со сверстником деятельность.