Причины недоразвития мелкой моторики у детей с ОНР. Приемы арт - терапии в решении проблемы
Автор: Дуболазова Светлана Юрьевна Должность: учитель - логопед Учебное заведение: СП "Детский сад №1" ГБОУ СОШ №5 г.Сызрани Населённый пункт: город Сызрань Самарской области Наименование материала: Доклад Тема: Причины недоразвития мелкой моторики у детей с ОНР. Приемы арт - терапии в решении проблемы Раздел: дошкольное образование
«Причины несформированности мелкой моторики у детей с общим
недоразвитием речи. Использование приёмов арт – технологии в
преодолении проблемы»
Выполнил: Дуболазова Светлана Юрьевна,
учитель – логопед
Введение
Говоря об актуальности проблемы развития мелкой моторики у детей с
тяжёлыми нарушениями речи, достаточно обратиться к статическим данным:
в настоящее время 25% четырёхлетних детей страдают нарушением речевого
развития. То есть каждый 4 ребёнок испытывает трудности в овладении род-
ной речью. Причём, за последние 20 лет число детей с нарушениями речи вы-
росло в 6 раз. «Слово есть первый признак сознательной, разумной жизни.
Слово есть воссоздание внутри себя мира». Воссоздание это идёт всю жизнь,
но особенно интенсивно – в первые годы жизни. И очень важно помочь
ребёнку как можно успешнее овладеть прекрасным даром. Не полагайтесь,
что «в школе научат», позаботьтесь, чтобы ребёнок пришёл в школу с уже хо-
рошо развитой речью – это намного облегчит ему вступление в школьную
жизнь. Работая в группе компенсирующей направленности, я заметила, что
большинство детей – логопатов имеют слабо развитую мелкую моторику. Ре-
зультаты наблюдения за детьми пятилетнего возраста, диагностические зада-
ния (шнуровки, штриховки и т.д.) подтвердили это утверждение (рисунок 1).
Рисунок 1
0%
10%
20%
30%
40%
50%
60%
70%
0,13
0,63
0,24
Результаты сформированности мелкой моторики рук у воспитанников 5 лет с ОНР
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
Нарушения речи у детей дошкольного возраста встречаются очень ча-
сто, они различны по своей выраженности, тематике и структуре. Учёными
установлено, что развитие тонких движений пальцев рук положительно влия-
ет на функционирование речевых зон головного мозга. Изучение проблемы
развития мелкой моторики проходит в разных аспектах: психологическом,
физиологическом, педагогическом.
Рассматривая проблему в физиологическом плане, обратимся к трудам
русского физиолога Ивана Сеченова. Он писал, что движения руки человека
наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обу-
чения как результат образования ассоциативных связей между зрительными
ощущениями, осязательными и мышечными в процессе активного взаимо-
действия с окружающей средой.
Отечественные психологи: Н.М. Щелованов, Н.Л. Фигурин, М.П. Дени-
сова, М.Ю. Кистяковская, показали, что овладение относительно тонкими
действиями рук приходит в процессе развития зрения, осязания, развития ки-
нестетического чувства - положения и перемещения тела в пространстве. Вид
предмета - это стимул движения рук по направлению к нему. Организованные
действия рук формируются у ребёнка постепенно на протяжении уже первого
полугода его жизни. Пальцы, сжатые в кулак, распрямляются. Начинают вы-
полнять особые движения захватывания предметов. Рука начинает действо-
вать как специфический человеческий орган.
Развитию движений кистей и пальцев рук без предметов детей до-
школьного возраста с давних времён придавалось большое значение в народ-
ной педагогике, т.к. развитие мелкой моторики включалось в многообразные
трудовые процессы, и детей с малых лет подготавливали к их выполнению.
Эта традиция в силу своей эффективности продолжается в современной
практической
педагогике.
Разрабатываются
многочисленные
упражнения:
пальчиковые
игры
(М.С.
Воронцова,
И.
Светлова
и
др.),
авторские
дидактические игры с предметами Л. Павловой
.
Известный исследователь
детской речи, советский педагог М.М. Кольцова пишет: «Движение пальцев
рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными
с речевой функцией».
Первой формой общения первобытных людей были жесты; особенно
велика здесь была роль руки. Развитие функций руки и речи у людей шло
параллельно.
Примерно таков же ход развития речи ребёнка. Сначала развиваются
тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все
последующее
совершенствование
речевых
реакций
стоит
в
прямой
зависимости от степени тренировки движений пальцев». Таким образом,
«есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как
артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть ещё одна
речевая зона мозга».
На
основе
обследования
детей
была
выявлена
следующая
закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту,
то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений
пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика
при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее
– от пальцев. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой
моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память,
внимание, связная речь.
Особенности общей и мелкой моторики у детей с общим недоразви-
тием речи.
Детям с недоразвитием речи, наряду с общей соматической ослаблён-
ностью и замедленным развитием локомоторных функций, присуще и некото-
рое отставание в развитии двигательной сферы. Этот факт подтверждается
анализом анамнестических сведений. У значительной части детей двигатель-
ная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движе-
ний, неуверенности в воспроизведении точно дозированных движений, сни-
жении скорости и ловкости их выполнения. Наибольшие трудности представ-
ляет для детей выполнение движений по словесной инструкции и особенно
серии
двигательных
актов.
Дети
отстают
от
нормально
развивающихся
сверстников
в
точном
воспроизведении
двигательного
задания
по
про-
странственно-временным
параметрам,
нарушают
последовательность
эле-
ментов действия, опускают его составные части. Например, детям трудны
движения перекатывания мяча с руки на руку, передачи его с небольшого рас-
стояния, удары об пол с попеременным чередованием, прыжки на правой и
левой ноге, ритмические движения под музыку. Типичным является и недо-
статочный самоконтроль при выполнении задания.
Движения детей с общим недоразвитием речи отличается неловкостью,
плохой скоординированностью, чрезмерной замедленностью или, напротив,
импульсивностью. Это служит одной из причин, затрудняющих овладение
простейшими, жизненно необходимыми умениями и навыками самообслужи-
вания. Ребёнок, вышедший из младенчества, долго не умеет пользоваться
чашкой и ложкой. Он разливает их содержимое, не успев донести до рта, пач-
кая стол и свою одежду.
В дошкольном возрасте многие дети, с которыми специально не прово-
дилась длительная, целенаправленная работа, не могут самостоятельно одеть-
ся и раздеться, правильно сложить свои вещи. Особую сложность представ-
ляет для них застёгивание и расстёгивание пуговиц, а также зашнуровывание
ботинок.
Неловкость движений дошкольников обнаруживается в ходьбе, беге,
прыжках, во всех видах практической деятельности. Они ходят неуклюже,
шаркая ногами. С трудом овладевают такой детской забавой, как прыгалки.
Нередко предметы непроизвольно выпадают из их рук.
Слабое развитие моторики сказывается на других видах деятельности у
детей с общим недоразвитием речи. Так, их рисунки выполнены нетвёрдыми,
кривыми линиями, отдалённо передающими контур предмета.
Недостаточностью моторики в определённой мере обусловлены свой-
ственные детям с общим недоразвитием речи нарушения произносительной
стороны речи. Фонетически правильная устная речь предполагает точную
координацию движений органов речи. Нарушения моторики, проявляющиеся
в походке и ручной деятельности детей, находят своё отражение и в их рече-
вой деятельности.
Учёными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с раз-
витием речи и мышлением ребёнка.
Уровень развития мелкой моторики один из показателей интеллектуаль-
ной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий
уровень развития мелкой моторики умеет логически рассуждать: у него до-
статочно развиты память и внимание, связная речь. Учителя отмечают, что
первоклассники часто испытывают серьёзные трудности с овладением навы-
ка письма. Техника письма требует сложной работы мелких мышц кисти и
всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольно-
го внимания.
Нарушения моторики, как артикуляционной, так и мелкой может со-
здать трудности в овладении письменной речью, привести к возникновению
негативного отношения к учёбе, к осложнениям в адаптационный период к
школьным условиям.
Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходи-
мые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком дви-
гательного и практического опыта, развитие навыков ручной умелости.
Работа
по
развитию
мелкой
моторики
должна
начаться
задолго
до
поступления
ребёнка
в
школу.
Уделяя
должное
внимание
упражнениям,
играм
,
различным заданиям на развитие моторики и координации движения
рук, родители и педагоги решают сразу две задачи: развитие речи и навыков
письма. Изучение теоретического материала даёт возможность мне сделать
вывод: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое
развитие находится в пределах нормы.
Арт – технологии в коррекционной работе учителя - логопеда.
Для
успешной
коррекционной
логопедической
работы
необходим
комплексный подход к обучению и коррекции речевых нарушений. С этой це-
лью работа ведётся в нескольких направлениях: развитие общей и мелкой мо-
торики; стимуляция работы артикуляционного аппарата; нормализация рабо-
ты мимических мышц; борьба с саливацией, гиперкинезами, синкенезиями;
формирование просодических компонентов речи; коррекция звукопроизноше-
ния;
развитие
основных
фонематических
процессов;
устранение
общего
недоразвития
речи;
нормализация
основных
психических
процессов.
В комплексном преодолении ОНР наряду с традиционными методами и прие-
мами используются и нетрадиционные логопедические методы и упражнения
для развития слухового внимания и фонематического восприятия, речевого
дыхания, мелкой и артикуляционной моторики, общей координации движе-
ний.
В
дополнение
к
общепринятым
артикуляционным
и
пальчиковым
упражнениям предлагаются и нетрадиционные упражнения, которые носят
игровой
характер
и
вызывают
положительные
эмоции
у
детей.
Развитие мелкой моторики рук имеет большое значение для общего физиче-
ского и психического развития ребёнка на протяжении всего дошкольного
д е т с т в а .
П о э т о м у
т р е н и р о в к а
д в и ж е н и й
п а л ь ц е в
рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребён-
ка, и имеет большое значение.
Я заметила, что приёмы атр – технологий позитивно воспринимаются
дошкольниками с тяжёлыми нарушениями речи. Эти методы нельзя рассмат-
ривать в логопедии как самостоятельные, они становятся частью общеприня-
тых проверенных временем технологий, и привносят в них дух времени, но-
вые способы взаимодействия педагога и ребёнка, новые стимулы, служат для
создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в
работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.
Кроме
того, для некоторых детей с тяжёлыми нарушениями речи характерны нару-
шения в эмоционально – волевой сфере, которые проявляются или в агрес-
сивности и беспокойстве, или, напротив, в вялости и пассивности.
Кроме раз-
вития мелкой
моторики арт – технологии благотворно влияют на эмоциональ-
ную сферу ребёнка.
Идея
использования
нетрадиционных
техник
в
процессе
обучения
изобразительной деятельности не является новой. Важная роль отводится ей
в педагогическом направлении арт-терапии, получившей наиболее широкую
известность в середине XX века. Актуальность данной отрасли в системе пе-
дагогического образования в настоящее время признается многими учеными.
Арт-терапия как новое интегративное направление, заимствует фунда-
ментальные теории в педагогике, психологии, психотерапии и в искусстве,
прежде всего, изобразительном. Теоретический и практический опыт арт-
терапии значим для развития системы педагогических наук. В частности, от-
мечается очевидная взаимосвязь арт-терапии с коррекционной педагогикой.
Исходя из понятия «терапия» (от греч. – забота, уход, лечение) особый
статус в педагогическом направлении приобретает забота о ребенке. Арт-
терапия базируется на взаимодействии участников процесса (взрослый – ре-
бенок). С этой точки зрения можно рассматривать арт-терапию как процесс
сопровождения, являющийся основополагающим в личностно-ориентирован-
ном подходе к обучению детей с недостатками речевого развития.
Использование приёмов арт – технологии в преодолении проблемы
неразвитости мелкой моторики детей с ОНР.
В понятие арт – технологии входят разнообразные компоненты.
Не
умаляя
значения
музыкотерапии,
сказкотерапии
и
др.,
я
считаю
изо-
терапию наиболее действенным приёмом в развитии мелкой моторики руки.
Изобразительная деятельность напрямую сопряжена и направлена на
развитие важнейших функций организма – зрительного восприятия, двига-
тельной координации, речи, мыслительной деятельности.
Более подробно я хочу остановиться на отдельных приёмах изотерапии.
Рисование пальцами.
Даже никогда не рисовав пальцами, можно
представить особенные тактильные ощу-
щения, которые испытываешь, когда опус-
каешь палец в гуашь или в пальчиковую
краску — плотную, но мягкую, размешива-
ешь краску в баночке, подцепляешь некото-
рое количество, переносишь на бумагу и
оставляешь первый мазок. Это целый риту-
ал!
Ради достижения изобразительных эффектов нанесением краски непосред-
ственно ладонями и пальцами от ребёнка не требуется развитой мелкой мо-
торной координации. Движения могут быть размашистыми, крупными, экс-
прессивными или наоборот, точечными, локальными, отрывистыми. Толщина
пальцев уже сама по себе не предполагает создание тонких мазков, линий.
Рисование пальцами и ладонями не подвержено влиянию стандартных ша-
блонов. Так рисовать детей не учат ни в детском саду, ни в школе. Поэтому
такой способ создания изображений проективно представляет индивидуаль-
ность ребёнка.
Рисование пальцами не бывает безразлично ребёнку. В связи с нестандартно-
стью ситуации, особыми тактильными ощущениями, экспрессией и нетипич-
ным результатом изображения, оно сопровождается эмоциональным откли-
ком, который может иметь широкий диапазон от ярко отрицательной до ярко
положительной. Новый опыт эмоционального принятия себя в процессе
рисования, пробы несвойственных ребенку характеристик поведения, расши-
ряют и обогащают образ Я.
Рисование пластилином (пластилинография).
Зачем рисовать пластилином? —
спросите вы. Очень просто. Далеко не
каждый научился писать маслом. Этому
в школе не учат. А создать рельефный
шедевр хочется уже сегодня. Пожалуй-
ста, к вашим услугам пластилин. Пла-
стилином можно не только лепить, но и
с помощью его рисовать.
Использование приемов и материалов нетрадиционной техники позво-
ляют добиваться следующих результатов:
- улучшает речевое развитие детей;
- формируются положительные навыки коммуникативного общения со
сверстниками;
- развивается волевое усилие (дети стараются выполнить до конца ра-
боту, увидеть свой конечный результат);
- развивается общая и мелкая моторика.
С младшего возраста дети с помощью родителей (взрослых) могут
освоить следующие простейшие приёмы работы с пластилином:
• раскатывать «колбаски» и «шарики»,
• сплющивать «лепешки»,
• вытягивать пластилин,
• слеплять детали друг с другом.
Регулярная работа с пластилином уже к старшему дошкольному и
младшему школьному возрасту позволяет ребенку создавать более сложные
композиции (фигурки, пластилинографию) с помощью разнообразных и
комплексных приёмов:
• выполнение декоративных налепов разной формы,
• прищипывание,
• сплющивание,
• оттягивание деталей от общей формы,
• плотное соединение частей путём примазывания одной части к дру-
гой. В
• и даже смешение разных цветов пластилина для получения промежу-
точных оттенков - приём «вливания одного цвета в другой».
Обрывная аппликация .
Обрывная
аппликация
-
это
отдельный вид аппликации, суть кото-
рого можно уловить из названия. В об-
рывной аппликации все детали рисунка
не вырезаются из цветной бумаги, а от-
рываются и приклеиваются в виде мо-
заики.
Обрывная
аппликация
очень
проста
в
выполнении,
и
её
может
освоить даже ребёнок 4-5 лет. Кроме того, здесь не нужно чётких контуров и
ровных линий – настоящий простор для творчества. Что бы детям интересней
было выполняем работу вместе, придумываем сюжет или выбираем любимо-
го героя.
Этот способ хорош для передачи фактуры образа (пушистый цыпленок,
кудрявое облачко). В этом случае мы с ребятами разрываем бумагу на кусоч-
ки и составляем из них изображение. Дети 5-7 лет могут усложнить технику:
не просто рвать бумажки, как получится, а выщипывать или обрывать контур-
ный рисунок. Обрывная аппликация очень полезна для развития мелкой мо-
торики рук и творческого мышления.
Аппликация из крупы.
Для
самых
маленьких
детей
полезно развивать мелкую моторику.
Перебирать
предметы
пальчиками,
учиться совершать щипковые движе-
ния , конечно, важно. Но деткам, в
возрасте старше года, интересно ви-
деть
результат
своего
труда
сразу.
Аппликация из крупы становится для них наиболее привлекательной в этом
плане. С крупой можно создавать разные поделки с малышами. Для этого
манку, рис, пшено раскрашивают в различные цвета с помощью гуаши и
воды.
В каждом изобразительном материале заложены определённые возможности
работы с ним, что оказывается стимулом к поиску изобразительных решений.
Включение в процесс обучения детей с ОНР изобразительной деятель-
ности
нетрадиционных
техник
позволяет
корректировать
возникающие
проблемы. Кроме того, нетрадиционные техники позволяют учитывать инди-
видуальные особенности развития детей.
Умелое использование нетрадиционных техник с учётом индивидуаль-
ных особенностей развития ребёнка с ОНР сокращает время на выполнение
работы,
сокращает
зрительную
нагрузку,
создаёт
«ситуацию
успеха»
для
ребёнка, что благотворно сказывается на эмоциональном состоянии детей.
Литература:
1.
А. А. Анистратова, Н. И. Гришина «Поделки из пластилина и
солёного теста», Москва, ОНИКС, 2009г.
2.
Вальдес Одриосола М.С. Интуитивное рисование. Развитие твор-
ческих способностей средствами арттерапии. Институт общегуманитарных
исследований, 2008, С.96
3.
Галкина Г.Г., Дубинина Т.И. Пальцы помогают говорить. – М.:
«Гном и Д», 2005.
4.
Гонеев А.Д., Мифенцева Н.И. Основы коррекционной педагогики.
– М.: «Академия», 1999.
5.
Горичева В.С., Нагибина М.И. Сказку сделаем из глины, теста,
снега, пластилина.- Ярославль, 1998г.
6.
Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодо-
ление общего недоразвития речи у дошкольников. – Екатеринбург: «Литур»,
2006.
7.
Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. - М.: «Сов. Россия»,
1973.
8.
Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. – СПб.: Издательский Дом
«Литера», 2005.
9.
Крупенчук О.И. Стихи для развития речи. – СПб.: Издательский
Дом «Литера», 2006.
10.
Киселева М. В. Арт-терапия в практической психологии и соци-
альной работе. СПб.: Речь, 2007, С. 336.
11.
Кокоренко В. Л. Арт-технологии в подготовке специалистов по-
могающих профессий. СПб.: Речь, 2005, С.112
12.
Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. Я., Академия развития, 2007,
С.98.