Напоминание

Причины недоразвития мелкой моторики у детей с ОНР. Приемы арт - терапии в решении проблемы


Автор: Дуболазова Светлана Юрьевна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: СП "Детский сад №1" ГБОУ СОШ №5 г.Сызрани
Населённый пункт: город Сызрань Самарской области
Наименование материала: Доклад
Тема: Причины недоразвития мелкой моторики у детей с ОНР. Приемы арт - терапии в решении проблемы
Раздел: дошкольное образование





Назад




СП «Детский сад №1» ГБОУ СОШ №5 г. Сызрани
Доклад

«Причины несформированности мелкой моторики у детей с общим

недоразвитием речи. Использование приёмов арт – технологии в

преодолении проблемы»
Выполнил: Дуболазова Светлана Юрьевна, учитель – логопед Введение Говоря об актуальности проблемы развития мелкой моторики у детей с тяжёлыми нарушениями речи, достаточно обратиться к статическим данным: в настоящее время 25% четырёхлетних детей страдают нарушением речевого развития. То есть каждый 4 ребёнок испытывает трудности в овладении род- ной речью. Причём, за последние 20 лет число детей с нарушениями речи вы- росло в 6 раз. «Слово есть первый признак сознательной, разумной жизни. Слово есть воссоздание внутри себя мира». Воссоздание это идёт всю жизнь, но особенно интенсивно – в первые годы жизни. И очень важно помочь ребёнку как можно успешнее овладеть прекрасным даром. Не полагайтесь, что «в школе научат», позаботьтесь, чтобы ребёнок пришёл в школу с уже хо- рошо развитой речью – это намного облегчит ему вступление в школьную жизнь. Работая в группе компенсирующей направленности, я заметила, что большинство детей – логопатов имеют слабо развитую мелкую моторику. Ре- зультаты наблюдения за детьми пятилетнего возраста, диагностические зада- ния (шнуровки, штриховки и т.д.) подтвердили это утверждение (рисунок 1).
Рисунок 1 0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 0,13 0,63 0,24 Результаты сформированности мелкой моторики рук у воспитанников 5 лет с ОНР Высокий уровень Средний уровень Низкий уровень Нарушения речи у детей дошкольного возраста встречаются очень ча- сто, они различны по своей выраженности, тематике и структуре. Учёными установлено, что развитие тонких движений пальцев рук положительно влия- ет на функционирование речевых зон головного мозга. Изучение проблемы развития мелкой моторики проходит в разных аспектах: психологическом, физиологическом, педагогическом. Рассматривая проблему в физиологическом плане, обратимся к трудам русского физиолога Ивана Сеченова. Он писал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обу- чения как результат образования ассоциативных связей между зрительными ощущениями, осязательными и мышечными в процессе активного взаимо- действия с окружающей средой. Отечественные психологи: Н.М. Щелованов, Н.Л. Фигурин, М.П. Дени- сова, М.Ю. Кистяковская, показали, что овладение относительно тонкими действиями рук приходит в процессе развития зрения, осязания, развития ки- нестетического чувства - положения и перемещения тела в пространстве. Вид предмета - это стимул движения рук по направлению к нему. Организованные действия рук формируются у ребёнка постепенно на протяжении уже первого
полугода его жизни. Пальцы, сжатые в кулак, распрямляются. Начинают вы- полнять особые движения захватывания предметов. Рука начинает действо- вать как специфический человеческий орган. Развитию движений кистей и пальцев рук без предметов детей до- школьного возраста с давних времён придавалось большое значение в народ- ной педагогике, т.к. развитие мелкой моторики включалось в многообразные трудовые процессы, и детей с малых лет подготавливали к их выполнению. Эта традиция в силу своей эффективности продолжается в современной практической педагогике. Разрабатываются многочисленные упражнения: пальчиковые игры (М.С. Воронцова, И. Светлова и др.), авторские дидактические игры с предметами Л. Павловой . Известный исследователь детской речи, советский педагог М.М. Кольцова пишет: «Движение пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией». Первой формой общения первобытных людей были жесты; особенно велика здесь была роль руки. Развитие функций руки и речи у людей шло параллельно. Примерно таков же ход развития речи ребёнка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев». Таким образом, «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть ещё одна речевая зона мозга». На основе обследования детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее – от пальцев. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Особенности общей и мелкой моторики у детей с общим недоразви-

тием речи.
Детям с недоразвитием речи, наряду с общей соматической ослаблён- ностью и замедленным развитием локомоторных функций, присуще и некото- рое отставание в развитии двигательной сферы. Этот факт подтверждается анализом анамнестических сведений. У значительной части детей двигатель- ная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движе- ний, неуверенности в воспроизведении точно дозированных движений, сни- жении скорости и ловкости их выполнения. Наибольшие трудности представ- ляет для детей выполнение движений по словесной инструкции и особенно серии двигательных актов. Дети отстают от нормально развивающихся сверстников в точном воспроизведении двигательного задания по про- странственно-временным параметрам, нарушают последовательность эле- ментов действия, опускают его составные части. Например, детям трудны движения перекатывания мяча с руки на руку, передачи его с небольшого рас- стояния, удары об пол с попеременным чередованием, прыжки на правой и левой ноге, ритмические движения под музыку. Типичным является и недо- статочный самоконтроль при выполнении задания. Движения детей с общим недоразвитием речи отличается неловкостью, плохой скоординированностью, чрезмерной замедленностью или, напротив, импульсивностью. Это служит одной из причин, затрудняющих овладение простейшими, жизненно необходимыми умениями и навыками самообслужи- вания. Ребёнок, вышедший из младенчества, долго не умеет пользоваться чашкой и ложкой. Он разливает их содержимое, не успев донести до рта, пач- кая стол и свою одежду.
В дошкольном возрасте многие дети, с которыми специально не прово- дилась длительная, целенаправленная работа, не могут самостоятельно одеть- ся и раздеться, правильно сложить свои вещи. Особую сложность представ- ляет для них застёгивание и расстёгивание пуговиц, а также зашнуровывание ботинок. Неловкость движений дошкольников обнаруживается в ходьбе, беге, прыжках, во всех видах практической деятельности. Они ходят неуклюже, шаркая ногами. С трудом овладевают такой детской забавой, как прыгалки. Нередко предметы непроизвольно выпадают из их рук. Слабое развитие моторики сказывается на других видах деятельности у детей с общим недоразвитием речи. Так, их рисунки выполнены нетвёрдыми, кривыми линиями, отдалённо передающими контур предмета. Недостаточностью моторики в определённой мере обусловлены свой- ственные детям с общим недоразвитием речи нарушения произносительной стороны речи. Фонетически правильная устная речь предполагает точную координацию движений органов речи. Нарушения моторики, проявляющиеся в походке и ручной деятельности детей, находят своё отражение и в их рече- вой деятельности. Учёными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с раз- витием речи и мышлением ребёнка. Уровень развития мелкой моторики один из показателей интеллектуаль- ной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики умеет логически рассуждать: у него до- статочно развиты память и внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьёзные трудности с овладением навы- ка письма. Техника письма требует сложной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольно- го внимания. Нарушения моторики, как артикуляционной, так и мелкой может со- здать трудности в овладении письменной речью, привести к возникновению
негативного отношения к учёбе, к осложнениям в адаптационный период к школьным условиям. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходи- мые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком дви- гательного и практического опыта, развитие навыков ручной умелости. Работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления ребёнка в школу. Уделяя должное внимание упражнениям, играм , различным заданиям на развитие моторики и координации движения рук, родители и педагоги решают сразу две задачи: развитие речи и навыков письма. Изучение теоретического материала даёт возможность мне сделать вывод: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы.
Арт – технологии в коррекционной работе учителя - логопеда.
Для успешной коррекционной логопедической работы необходим комплексный подход к обучению и коррекции речевых нарушений. С этой це- лью работа ведётся в нескольких направлениях: развитие общей и мелкой мо- торики; стимуляция работы артикуляционного аппарата; нормализация рабо- ты мимических мышц; борьба с саливацией, гиперкинезами, синкенезиями; формирование просодических компонентов речи; коррекция звукопроизноше- ния; развитие основных фонематических процессов; устранение общего недоразвития речи; нормализация основных психических процессов. В комплексном преодолении ОНР наряду с традиционными методами и прие- мами используются и нетрадиционные логопедические методы и упражнения для развития слухового внимания и фонематического восприятия, речевого дыхания, мелкой и артикуляционной моторики, общей координации движе- ний. В дополнение к общепринятым артикуляционным и пальчиковым упражнениям предлагаются и нетрадиционные упражнения, которые носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у детей. Развитие мелкой моторики рук имеет большое значение для общего физиче- ского и психического развития ребёнка на протяжении всего дошкольного
д е т с т в а . П о э т о м у т р е н и р о в к а д в и ж е н и й п а л ь ц е в рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребён- ка, и имеет большое значение. Я заметила, что приёмы атр – технологий позитивно воспринимаются дошкольниками с тяжёлыми нарушениями речи. Эти методы нельзя рассмат- ривать в логопедии как самостоятельные, они становятся частью общеприня- тых проверенных временем технологий, и привносят в них дух времени, но- вые способы взаимодействия педагога и ребёнка, новые стимулы, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций. Кроме того, для некоторых детей с тяжёлыми нарушениями речи характерны нару- шения в эмоционально – волевой сфере, которые проявляются или в агрес- сивности и беспокойстве, или, напротив, в вялости и пассивности. Кроме раз- вития мелкой моторики арт – технологии благотворно влияют на эмоциональ- ную сферу ребёнка. Идея использования нетрадиционных техник в процессе обучения изобразительной деятельности не является новой. Важная роль отводится ей в педагогическом направлении арт-терапии, получившей наиболее широкую известность в середине XX века. Актуальность данной отрасли в системе пе- дагогического образования в настоящее время признается многими учеными. Арт-терапия как новое интегративное направление, заимствует фунда- ментальные теории в педагогике, психологии, психотерапии и в искусстве, прежде всего, изобразительном. Теоретический и практический опыт арт- терапии значим для развития системы педагогических наук. В частности, от- мечается очевидная взаимосвязь арт-терапии с коррекционной педагогикой. Исходя из понятия «терапия» (от греч. – забота, уход, лечение) особый статус в педагогическом направлении приобретает забота о ребенке. Арт- терапия базируется на взаимодействии участников процесса (взрослый – ре- бенок). С этой точки зрения можно рассматривать арт-терапию как процесс
сопровождения, являющийся основополагающим в личностно-ориентирован- ном подходе к обучению детей с недостатками речевого развития.
Использование приёмов арт – технологии в преодолении проблемы

неразвитости мелкой моторики детей с ОНР.
В понятие арт – технологии входят разнообразные компоненты. Не умаляя значения музыкотерапии, сказкотерапии и др., я считаю изо- терапию наиболее действенным приёмом в развитии мелкой моторики руки. Изобразительная деятельность напрямую сопряжена и направлена на развитие важнейших функций организма – зрительного восприятия, двига- тельной координации, речи, мыслительной деятельности. Более подробно я хочу остановиться на отдельных приёмах изотерапии.
Рисование пальцами.
Даже никогда не рисовав пальцами, можно представить особенные тактильные ощу- щения, которые испытываешь, когда опус- каешь палец в гуашь или в пальчиковую краску — плотную, но мягкую, размешива- ешь краску в баночке, подцепляешь некото- рое количество, переносишь на бумагу и оставляешь первый мазок. Это целый риту- ал! Ради достижения изобразительных эффектов нанесением краски непосред- ственно ладонями и пальцами от ребёнка не требуется развитой мелкой мо- торной координации. Движения могут быть размашистыми, крупными, экс- прессивными или наоборот, точечными, локальными, отрывистыми. Толщина пальцев уже сама по себе не предполагает создание тонких мазков, линий. Рисование пальцами и ладонями не подвержено влиянию стандартных ша- блонов. Так рисовать детей не учат ни в детском саду, ни в школе. Поэтому такой способ создания изображений проективно представляет индивидуаль- ность ребёнка.
Рисование пальцами не бывает безразлично ребёнку. В связи с нестандартно- стью ситуации, особыми тактильными ощущениями, экспрессией и нетипич- ным результатом изображения, оно сопровождается эмоциональным откли- ком, который может иметь широкий диапазон от ярко отрицательной до ярко положительной. Новый опыт эмоционального принятия себя в процессе рисования, пробы несвойственных ребенку характеристик поведения, расши- ряют и обогащают образ Я.
Рисование пластилином (пластилинография).
Зачем рисовать пластилином? — спросите вы. Очень просто. Далеко не каждый научился писать маслом. Этому в школе не учат. А создать рельефный шедевр хочется уже сегодня. Пожалуй- ста, к вашим услугам пластилин. Пла- стилином можно не только лепить, но и с помощью его рисовать. Использование приемов и материалов нетрадиционной техники позво- ляют добиваться следующих результатов: - улучшает речевое развитие детей; - формируются положительные навыки коммуникативного общения со сверстниками; - развивается волевое усилие (дети стараются выполнить до конца ра- боту, увидеть свой конечный результат); - развивается общая и мелкая моторика. С младшего возраста дети с помощью родителей (взрослых) могут освоить следующие простейшие приёмы работы с пластилином: • раскатывать «колбаски» и «шарики», • сплющивать «лепешки», • вытягивать пластилин, • слеплять детали друг с другом.
Регулярная работа с пластилином уже к старшему дошкольному и младшему школьному возрасту позволяет ребенку создавать более сложные композиции (фигурки, пластилинографию) с помощью разнообразных и комплексных приёмов: • выполнение декоративных налепов разной формы, • прищипывание, • сплющивание, • оттягивание деталей от общей формы, • плотное соединение частей путём примазывания одной части к дру- гой. В • и даже смешение разных цветов пластилина для получения промежу- точных оттенков - приём «вливания одного цвета в другой».
Обрывная аппликация
. Обрывная аппликация - это отдельный вид аппликации, суть кото- рого можно уловить из названия. В об- рывной аппликации все детали рисунка не вырезаются из цветной бумаги, а от- рываются и приклеиваются в виде мо- заики. Обрывная аппликация очень проста в выполнении, и её может освоить даже ребёнок 4-5 лет. Кроме того, здесь не нужно чётких контуров и ровных линий – настоящий простор для творчества. Что бы детям интересней было выполняем работу вместе, придумываем сюжет или выбираем любимо- го героя. Этот способ хорош для передачи фактуры образа (пушистый цыпленок, кудрявое облачко). В этом случае мы с ребятами разрываем бумагу на кусоч- ки и составляем из них изображение. Дети 5-7 лет могут усложнить технику: не просто рвать бумажки, как получится, а выщипывать или обрывать контур-
ный рисунок. Обрывная аппликация очень полезна для развития мелкой мо- торики рук и творческого мышления.
Аппликация из крупы.
Для самых маленьких детей полезно развивать мелкую моторику. Перебирать предметы пальчиками, учиться совершать щипковые движе- ния , конечно, важно. Но деткам, в возрасте старше года, интересно ви- деть результат своего труда сразу. Аппликация из крупы становится для них наиболее привлекательной в этом плане. С крупой можно создавать разные поделки с малышами. Для этого манку, рис, пшено раскрашивают в различные цвета с помощью гуаши и воды. В каждом изобразительном материале заложены определённые возможности работы с ним, что оказывается стимулом к поиску изобразительных решений. Включение в процесс обучения детей с ОНР изобразительной деятель- ности нетрадиционных техник позволяет корректировать возникающие проблемы. Кроме того, нетрадиционные техники позволяют учитывать инди- видуальные особенности развития детей. Умелое использование нетрадиционных техник с учётом индивидуаль- ных особенностей развития ребёнка с ОНР сокращает время на выполнение работы, сокращает зрительную нагрузку, создаёт «ситуацию успеха» для ребёнка, что благотворно сказывается на эмоциональном состоянии детей.
Литература:
1. А. А. Анистратова, Н. И. Гришина «Поделки из пластилина и солёного теста», Москва, ОНИКС, 2009г.
2. Вальдес Одриосола М.С. Интуитивное рисование. Развитие твор- ческих способностей средствами арттерапии. Институт общегуманитарных исследований, 2008, С.96 3. Галкина Г.Г., Дубинина Т.И. Пальцы помогают говорить. – М.: «Гном и Д», 2005. 4. Гонеев А.Д., Мифенцева Н.И. Основы коррекционной педагогики. – М.: «Академия», 1999. 5. Горичева В.С., Нагибина М.И. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина.- Ярославль, 1998г. 6. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодо- ление общего недоразвития речи у дошкольников. – Екатеринбург: «Литур», 2006. 7. Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. - М.: «Сов. Россия», 1973. 8. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2005. 9. Крупенчук О.И. Стихи для развития речи. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006. 10. Киселева М. В. Арт-терапия в практической психологии и соци- альной работе. СПб.: Речь, 2007, С. 336. 11. Кокоренко В. Л. Арт-технологии в подготовке специалистов по- могающих профессий. СПб.: Речь, 2005, С.112 12. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. Я., Академия развития, 2007, С.98.


В раздел образования